Выступление на Городском форуме Декада инвалидов "Модель психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях ГППЦ ДОгМ"
методическая разработка по психологии по теме

Долгова Анна Геннадьевна

Выступление на Городском форуме Декада инвалидов "Модель психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях ГППЦ ДОгМ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА В УСЛОВИЯХ ГППЦ

Подготовила: старший методист, педагог-психолог ТО Переделкино

Долгова Анна Геннадьевна

        Оказание своевременной комплексной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития является одной из главных задач деятельности ГППЦ ДОгМ. Эффективность ее решения в сопровождении  различных категорий детей, в том числе и детей с синдромом Дауна зависит от активного участия междисциплинарной команды специалистов Центра в разработке и апробации моделей сопровождения данной категории детей.

        До недавнего времени считалось, что дети с синдромом Дауна имеют тяжёлую степень умственной отсталости и, вырастая, становятся зависимыми людьми с серьёзными трудностями в обучении. Существовала точка зрения, что только в редких, исключительных случаях такие дети смогут немного научиться читать, выполнять простую работу и сумеют достичь некоторой независимости. Однако с каждым годом появляется всё больше и больше сообщений, опровергающих эту информацию: молодые люди с синдромом Дауна живут самостоятельно, работают, учатся водить машину, овладевают компьютером, выступают на сцене и успешно трудятся в самых различных сферах деятельности. Многие люди с синдромом Дауна, несмотря на нарушения речи, демонстрируют сравнительно хороший уровень социальной адаптации.

В последние годы  в ТО Переделкино  увеличилось количество обращений родителей с детьми, имеющими синдром Дауна. Это «солнечные» особые дети, требующие особого внимания и заботы, особых форм обучения и подходов к психолого-педагогическому сопровождению. В связи с этим специалисты ТО Переделкино  начали работу по  разработке и реализации модели психолого-педагогического сопровождения детей  с синдромом Дауна с использованием ресурса ПМС-центра. Исходя из запроса родителей, проживающих в районах Ново-Переделкино и Солнцево,  в ТО Переделкино с  сентября 2013 года началась реализация комплексной программы сопровождения для детей 3-4 лет с синдромом Дауна. С января 2016г. планируется включение еще 3х детей с Синдромом Дауна в возрасте 1,5 года на новый уровень сопровождения - в  Службу ранней помощи. Однако запрос на данную помощь поступает и от родителей с детьми от 2-3 месяцев. Мы рассматриваем сопровождение детей с младенческого возраста как перспективу в разработке многоуровневой модели психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна и их семей. Из опыта работы с данной категорией детей мы пришли к выводу, что чем раньше начинать занятия с ребенком, тем больше шансов добиться успехов. Дальнейшее сопровождение детей планируется через включение в группы полного дня нашего территориального отделения, либо дошкольных организаций по выбору родителей с сохранением консультативной поддержки семьи и ребенка.

        Дети с синдромом Дауна представляют собой особую группу.  Органическое поражения ЦНС имеет системный характер, когда в процесс нарушения оказываются вовлечёнными все стороны развития ребёнка:  мотивационно–потребностная, социально – эмоциональная,  моторно-двигательная, а также познавательная (восприятие, память, мышление, речь). В основной массе такие дети в поведении ласковые, мягкие, охотно идут на контакт с  педагогом. В связи с нарушением восприятия у ребёнка идёт медленное накопление чувственных ощущений об окружающем мире и на их основе формирование сенсорной сферы, что отражается на развитии всей познавательной деятельности. Хочется акцентировать внимание на том, что специалисту при работе с ребёнком с синдромом Дауна необходимо ориентироваться на такие сильные стороны этих детей, как лёгкость

установления контакта, эмоциональная отзывчивость, любознательность,  доброжелательность, терпеливость и усердие. Поэтому основной линией  развития ребенка является подражательная деятельность, активное использование жестов и мимики, развитие познавательной активности. Основная задача при создании системы помощи детям и их семьям — это  адаптация их к среде сверстников.

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей с синдромом Дауна  включает в себя использование компетентностного подхода, признанного в последние годы наиболее эффективным при формирования готовности ребенка к вхождению в коллектив сверстников и для решении проблемы адаптации ребенка с синдромом Дауна в общеобразовательном учреждении. Компетентностный подход позволяет сформироваться целенаправленной деятельности ребенка, социально-эмоциональным отношениям в процессе совместной деятельности, познавательной деятельности, в частности последовательности событий, решения проблем. Существует достаточно большое количество методик, позволяющих эффективно оказывать психолого-педагогическую помощь детям с синдромом Дауна. Специалисты Центра постоянно повышают квалификацию в работе с данной категорией детей  в благотворительном фонде Даунсайд Ап, в разработке программы сопровождения используются методические материалы разработанную специалистами данного фонда.

Важным принципом психолого-педагогической помощи детям с синдромом Дауна, реализуемых в условиях ПМС-центров,  является комплексный подход, который обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей. Реализация принципа комплексности предусматривает взаимосвязь в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога. Эта работа носит согласованный комплексный характер. Каждый специалист осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с синдромом Дауна, специалисты намечают единый комплекс совместного психолого-педагогического сопровождения, направленного на достижение единых целей. Одной из главных целей комплексной программы  является  создании условий, в которых ребенок может полноценно расти, развиваться и реализовывать имеющийся у него потенциал, преодолевать связанные с нарушениями ограничения,  интегрироваться в общество. 

В данном выступлении хотелось бы осветить уже апробированную комплексную программу сопровождения детей дошкольного возраста 3-5 лет с синдромом Дауна, которая разработана специалистами нашего территориального отделения. Поскольку у детей  дошкольного возраста критерием успешности является интеграция в коллектив сверстников, то и акцент в программе делается на формировании универсальных умений, которые помогут ребенку чувствовать себя комфортно и уверенно в дошкольном учреждении. С этой целью у ребенка формируются компетенции, которые могут быть условно разделены на познавательные, коммуникативные и деятельностные.  Все эти компетенции ребенок не просто усваивает, но и учится использовать в повседневной жизни.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Цель: стимулировать развитие целенаправленной деятельности ребенка, развитие коммуникативной функции речи  и создание условий для социального развития ребенка.

Задачи: 

  1. Развитие познавательной деятельности (когнитивное развитие): сенсорное развитие, ознакомление с окружающим, развитие психических функций (внимание, память, мышление).
  2. Социально-эмоциональное развитие: развитие личности, умения взаимодействовать с окружающими людьми, эмоциональное развитие и соблюдение норм поведения в обществе.
  3. Формирование общения, развития речи: развитие импрессивной речи (пассивного словаря, понимания связной речи), развитие экспрессивной речи (активного словаря, работа по вызыванию звуков). М
  4. Моторное развитие: развитие общих движений, их координации; зрительно-моторной координации; мелкой моторики.
  5.   Формирование навыков и компетенций, связанных с самообслуживанием, игрой, общением.

        Разработка и реализация индивидуальной программы сопровождения ребенка с синдромом Дауна представляет следующую последовательность: 

  1. Обследование навыков ребенка по всем  параметрам развития.
  2. Выявление отсутствующих или не полностью сформированных навыков.
  3. Составление программы формирования навыков на основании обследования.
  4. Формирование  недостающих навыков изолированно в игре и быту, на специальном занятии. Например,  при формирования  умения есть ложкой, можно не только  предлагать ребенку есть самому, но и использовать кормление куклы, игру в песочнице с использованием совка.
  5. Включение навыка в компетенции. В данном случае, в компетенцию «умение есть самостоятельно» войдут навыки:  понять слова взрослого: "Сейчас мы будем кушать", принести стульчик, сесть за стол, есть ложкой, пить из чашки, пользоваться салфеткой. При включение навыков в компетенцию важно учитывать уровень сформированности навыка. Например, если ребенок   неуверенно ходит, то умение принести стульчик пока не входит в компетенцию.
  6. Подбор способов включения социального компонента (в семье, групповые занятия, детская площадка, гости)
  7. Определение лиц, ответственных за формирование этого навыка (мама, бабушка, няня, педагог)
  8. Контроль/динамика/ усвоения умения и уточнение программы

 Групповая коррекционная работа

Группа для детей с синдромом Дауна состоит из трех-пяти человек, что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка и в тоже время каждый ребенок получает возможности общения с разными детьми, т.е. разный социальный опыт.

Продолжительность группового занятия 30 минут. С группой работает команда специалистов - дефектолог, логопед, психолог. На начальных этапах работы педагогом, вырабатываются доступные ребёнку формы коммуникации: телесный контакт; контакт глазами;  эмоциональные средства (улыбка, дифференцированные ориентировочные реакции); пантомимические средства (жесты указания, отрицания, имитационные жесты, мимика) и вокализация

Роли специалистов

        В течение занятия специалисты последовательно выступают либо в роли ведущего, либо в роли сопровождающего.

Ведущий - это специалист, который организовывает и контролирует весь групповой процесс: ведет занятие, объясняет правила группы, дает инструкции детям, комментирует деятельность детей, стимулирует и поощряет детей понятными фразами;

Сопровождающий - это специалист, который помогает детям и ведущему на занятиях. Он оказывает помощь при выполнении заданий, только в том случае, когда у ребенка не получается. Также сопровождающий специалист поддерживает детей во время упражнений, направленных на развитие координации движений, обеспечивает безопасность передвижений и взаимодействий детей. В случае необходимости, сопровождающий помогает ведущему разместить дополнительное оборудование, распределить материалы для занятия между детьми, показывает образец выполнения инструкций. 

Задачи групповой работы:

  1. Формировать навыки поведения в группе.
  2. Формирование общения между детьми
  3. Расширение объема понимания обращенной речи
  4. Формирование средств общения, доступных детям с синдромом Дауна
  5. Развитие активной речи
  6. Учить выполнять элементарные упражнения для развития артикуляционной моторики, мимики, физиологического и речевого дыхания.
  7. Формировать умения и навыки выполнения движений
  8. Обучать навыкам продуктивных видов деятельности

Индивидуальная коррекционная работа

Продолжительность индивидуального занятия по 20-30 минут у каждого специалиста.

Задачи индивидуальной работы:

- учитель - логопед: вызывание подражания речевой деятельности в форме любых звуковых проявлений, расширение объема понимания речи, пополнение пассивного и активного словаря, регулирование высоты и силы голоса ребенка.

- учитель-дефектолог:  формирование и обогащение общих представлений об окружающем, развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира, развитие мелкой моторики, развитие мышления.

- педагог- психолог:  развитие способности подражать и имитировать действия взрослого, интегрировать сенсорную информацию различных уровней восприятия, обучение владению телом, развитие тонкомоторных навыков, развитие координации рук и глаз, развитие игровой деятельности и социальных отношений

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

  1. Занятия организуются с 3-4 детьми с синдромом Дауна. Занятия проводится один раз в неделю в течение 1,5- 2 часов, из них 30 минут – групповое занятие, и 20-30 минут – индивидуальные занятия у трех специалистов.
  2. Ведущий и сопровождающий специалист на протяжении учебного года не меняются. Это позволяет детям с синдромом Дауна быстрее адаптироваться к стилю ведения занятий. И, что особенно важно, так создаются благоприятные условия для формирования у детей понимания обращенной речи, которая исходит от одного и того же человека. Занятия проводятся с постоянной периодичностью, длительностью, в одной и той же комнате.
  3. Цели занятий должны быть четкими и конкретными, учитывающими индивидуальные особенности, зоны актуального и ближайшего развития детей.
  4. Речь специалиста должна быть выразительной, неторопливой, лаконичной, богатой различными интонациями, четко артикулированной. Чтобы ребенок с синдромом Дауна лучше понимал обращенную речь и стал выделять определенные слова, нужно говорить короткими фразами, подчеркивая интонацией значимые слова.
  5. Занятия строятся таким образом, чтобы мотивировать детей к общению, создаются такие ситуации, в которых у ребенка появится желание общаться.
  6. Специалист и ведущий активно используют на занятиях словесное поощрение детей.
  7. Учитываются индивидуальные особенности ребенка во время выполнения общих заданий. Дети с синдромом Дауна могут иметь разные интеллектуальные способности и уровень развития двигательных навыков, поэтому и результат выполнения одного и того же задания может быть различным.
  8. На занятиях  используется разнообразный материал, стимулирующий развитие всех анализаторов (предметы, игрушки (разной фактуры, формы, цвета, размера), картинки, музыкальные инструменты).
  9. На занятиях используются задания со сменой вида деятельности, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться.
  10. Для успешности формирования навыка важно создание безопасной и удобной среды,  то есть условий, которые помогают ребенку самостоятельно выполнить ряд действий.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Первая встреча

Перед началом реализации программы специалисты организовывают встречу с родителями. На первой встрече:

  • происходит знакомство специалистов и родителей детей;
  • проясняется запрос родителей и возможности его реализации на  занятиях;
  • родителям разъясняется структура, формат занятий;
  • специалисты формулируют цели и задачи, которые будут решаться на ближайших занятиях;
  • проговариваются сроки занятий;
  • обсуждается регулярность и длительность проведения занятий, значение домашних занятий с ребенком (необходимость учить ребенка использовать полученные навыки, переносить прежний опыт в новые ситуации).

Беседы после занятий

После каждого занятия специалисты беседуют с родителями. Отмечаются успехи детей, их познавательная и речевая активность, проявления инициативы, самостоятельности, знания и умения, которые приобретены на занятии, настроение, интерес к происходящему. Рекомендуются приемы, с помощью которых можно преодолеть возникшие трудности. Специалисты отвечают на вопросы родителей, проговаривают, на что необходимо обратить внимание дома, предлагают посетить совместные занятия с ребенком с целью обучения родителей игровым приемам и упражнениям для использования  в домашней обстановке.

Итоговая  встреча ( окончание учебного года)

        Последняя встреча с родителями организовывается перед окончанием цикла занятий. Встреча необходима:

  • для подведения итогов работы: обсуждения родителями и специалистами знаний, умений и навыков, приобретенных детьми; выделения трудностей, которые предстоит преодолеть;
  • для проговаривания собственных впечатлений, эмоций;
  • чтобы родители подготовили детей к окончанию занятий, проговорили с ними предстоящий момент расставания;
  • для разработки и обсуждения программы на летний период (игр, упражнений, методов и приемов, которые будут использоваться дома).

Хотелось бы отметить, что только полноценное принятие в общую среду создаёт возможности адаптации детей с синдромом Дауна к ней и обогащения ею. Получив в раннем детстве богатый эмоциональный, когнитивный и социальный опыт, ребёнок имеет возможность апеллировать к этому опыту, какие бы разочарования ни случались в его жизни.

Литература:

1. Грозная Н. С. Ранняя помощь. Современное состояние и перспективные направления развития // Синдром Дауна. XXIвек. 2013. № 1 (10). С. 54—61.

2. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий : учебно-методическое пособие. М. : АПКиПРО, 2003. 101 с.

3. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста для детей с синдромом Дауна: методическое пособие. М.: Даунсайд Ап, 2008. 209 с.

4. Жиянова П.Л. Я все смогу. Развитие ребенка в естественной среде. Навыки и компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение технологии Марии Монтессори в практику работы с разновозрастной группой детей с синдромом Дауна в условиях дома-интерната

* Синдром Дауна – это генетическое состояние, которое определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. Лишняя, 47 хромосома, обуславливает появление ряда физиологических особен...

Программа самообразования по теме: «Организация музыкального воспитания детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного ДОУ»

Программа самообразования по теме: «Организация музыкального воспитания детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного ДОУ» Цель самообразовательной работы – создание  условий для развития ...

Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна

В статье рассматриваются особенности психофизичекого развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по  развитию и социальной адаптации....

Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна.

В статье рассматриваются особенности психофизичекого развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по  развитию и социальной адаптации....

Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна

В статье рассматриваются особенности психофизического развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по развитию и социальной адаптации....

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна и их семей в условиях реабилитационного центра

В издании помимо краткой клинической характеристики и особенностей семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, представлены структура и содержание психолого-педагогического сопровождения детей с син...