Программа по природоведению
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

Курчавая Галина Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_prirodovedeniyu.docx148.91 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\2016_09_03\IMG_0003.jpg                                                Пояснительная записка

 Учебный предмет природоведение для пятиклассников является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний. В процессе изучения окружающего мира у обучающихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

  Настоящая программа создана в полном соответствии с проектом концепции СФГОС РФ для обучающихся с ОВЗ; согласно закону ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015.

Программа  составлена на основе:

1.Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов  специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»,

2.Учебного плана ОГБОУ «Смоленская  специальная (коррекционная) образовательная  школа-интернат VIII вида.

3.Примерной программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1),  под редакцией И.М. Бгажноковой, допущенной Министерством образования РФ.

4.УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г   №2080

Цели и задачи, решаемые при реализации программы

         Цель программы: формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности окружающего мира.

         Задачи преподавания природоведения:

-  научить учащихся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений;

-  использовать процесс обучения природоведения для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта;

- корригировать недостатки психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов;

- научить понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять;

- развивать речь учащихся, обогащать её природоведческой терминологией;

-     воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения. 

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

          Программа по предмету «Природоведению» для учащихся 5-6 классов разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой

В основу содержания программы положен концентрический принцип, который позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года и дополнять их новыми сведениями. Последовательность изучения тем может варьироваться учителем самостоятельно  (в рамках  резервного времени), с сохранением рассчасовки.

Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и Образовательной программой ОГБОУ СКОШИ VIII вида.

Работа по названной программе очень важна для обучения учащихся, имеющих нарушения интеллектуально развития, так как усвоение систематических знаний о природе, окружающем мире,  привитие трудовых навыков  способствует общему развитию детей, формирует образное и аналитическое мышление, способствует расширению кругозора, обогащает словарный запас, воспитывает в детях  интерес и бережное отношение к живому.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком, и количестве часов для проведения  практических работ, экскурсий, проектов, и др.

На предмет «Природоведение» в учебном плане отводится 2 часа в неделю. Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся, при этом ведущая роль принадлежит учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка. Два раза в год планируется провести проверочные работы.

Формы организации образовательного процесса.

В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности, практическая работа, урок-экскурсия, кино-урок.  Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, разнообразная природоохранная деятельность; поисковый, включая работу с книгой.

Содержание и уроки предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому особое значение придаётся практическим занятиям, экскурсиям, позволяющим организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами. На уроках могут быть использованы разнообразные наглядные средства обучения (натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции).

Основными направлениями программы служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.

Технологии обучения

Целесообразно построить программу таким образом, чтобы логика изложения учебного материала строилась от общего к частному. Такое изложение учебного материала позволяет раскрыть необходимые причинно-следственные связи, существующие в мире природы, что помогает учащимся развивать умение анализировать, сравнивать, способствует более сознательному усвоению знаний, повышает интерес к учебным занятиям. Изучение определенных тем заканчивается практическими работами, что позволяет закрепить изученный материал.  На уроках необходимо чаще применять активные методы обучения – проблемные и частично-поисковые, т.к. использование в процессе обучения только объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов снижает уровень работы по развитию мыслительных операций и приучает ребенка только к наглядному мышлению. Процесс усвоения новых знаний необходимо построить так, чтобы дети сами принимали участие в поиске ответов. На уроках также необходимо использовать различные формы коррекционной работы: упражнения с пальцами; развитие ориентировки в пространстве; развитие слухового и зрительного восприятия; развитие памяти, мышления; развитие речи.

Методы:

- словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником

- наглядные – наблюдения, демонстрация опытов

- практические – упражнения, экскурсии

Типы уроков:

- урок  сообщения  новых знаний (урок первоначального изучения

материала)

- урок  формирования и  закрепления  знаний и умений (практический

урок)

- урок обобщения и  систематизации  знаний (повторительно - обобщающий урок)

- комбинированный урок

Применяются ТСО, фрагменты кино (видео, DVD),музыкальные

фрагменты.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

         Соотношение компонентов  жизненной компетенции и академического отражает специфику разработки данной программы. «Академический» компонент дает возможность накоплению знаний о живой и неживой  природе и реализации этих знаний в настоящем и будущем. Формирование жизненной компетенции обеспечивает развитие отношений с окружающим миром, применение полученных знаний на практике. Развитие компетенций происходит с учетом УУД и практических занятий.

Виды и формы контроля

Для контроля знаний, умений, навыков учащихся применяются

тестовые, самостоятельные работы, на которые отводятся 15 минут

на уроке, один контрольный урок.

Оценка знаний проводится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3».

Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований.

Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец курса

По окончании курса дети в разной степени могут овладеть следующими умениями и навыками:

-правильно называть изученные объекты и явления;

-различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия;

-правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений используемых в быту;

-различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;

-соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;

-определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека;

Уровень умений и знаний учащихся по предмету не может оцениваться с общепринятых педагогических позиций. Критериальные оценки относительно обученности ориентированы на опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей. В программе вместо сформулированных основных требований к знаниям и умениям учащихся в обязательной форме используются понятия типа:

Уровень умений и знаний учащихся по предмету:

Учащиеся могут знать/понимать

Учащиеся могут уметь

Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической жизни

Представления о мире живой и неживой природы, о человеке, работе его органов чувств, о погоде и ее явлениях, о смене времен года, об образе жизни домашних и диких животных, о роли человека в жизни домашних животных.

Называть изученные объекты, явления, их признаки, различать объекты живой и неживой природы, выделять части растений, знать строение животных, описывать их повадки одним-двумя словами.

Знать свойства овощей и фруктов, соблюдать правила питания и профилактики простудных заболеваний.

Учебно-тематический план по предмету «Природоведение» 5класс (68 часов)

Основные темы

Кол-во часов

Практическая работа-

I.

Вселенная

4

II.

Наш дом — Земля

18

2

III.

Растительный мир Земли

12

IV.

Животный мир Земли

12

2

V

Человек

8

VI

Есть на Земле страна — Россия

12

4

VII.

 Труд на пришкольном участке.

1

Содержание рабочий программы

Введение (1 ч)

      Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.

1. Вселенная (4 ч)

      Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
      Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.

2. Наш дом — Земля (18 ч)

      Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле.
      Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение для жизни на Земле.
      Поверхность суши. Равнины, горы, холмы, овраги.
      Почва (охрана почвы). Свойства почвы.
      Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи.
      Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши.
      Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения.
      Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.

3. Растительный мир Земли (12 ч)

      Разнообразие растительного мира. Части растения.
      Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
      Деревья, кустарники, травы. Части растения.
      Дикорастущие и культурные растения.
      Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.
      Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.
      Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.
      Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.
      Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания.
      Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение.
      Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга).
 

4. Животный мир Земли (12 ч)

      Разнообразие животного мира.
      Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
      Понятие
животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).
      Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.
      Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.
      Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
      Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
      Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.
      Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
      Охрана животных. Заповедники. Красная книга.

5. Человек (8 ч)

      Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
      Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
      Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).
      Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
      Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
      Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
      Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
      Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.

6/Труд на пришкольном участке.

Посев   и   посадка  растений.   Уход  за  растениями:   полив, прополка.

Повторение пройденного.

Закрепление знаний на практике:

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда.

Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям), в местный краеведческий музей.

Практические работы по выращиванию комнатных растений и уходу за ними; участие в работах на пришкольном участке; ведение дневников (о наблюдениях).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

5 КЛАССА

В результате изучения курса «Природоведение» обучающиеся  должны

знать:

-обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

-расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

-основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

-основное отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

уметь:

-называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

-связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

-выполнять рекомендуемые практические работы;

-соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

-соблюдать правила поведения в природе.

Учебно-тематический план по предмету «Природоведение» 6класс (68 часов)

Основные темы

Кол-во часов

Практическая работа

I.

Природа.

4

II.

Вода.

10

4

III.

Воздух.

12

4

IV.

Полезные ископаемые.

18

2

V.

Почва.

8

2

VI.

Повторение.

2

2

Содержание рабочий программы

I.Природа

Живая и неживая природа.

          Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучить неживую природу. Планета, на которой мы живем, — Земля. Форма и величина. Смена дня и ночи. Смена времен года.

II.Вода.

            Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; испарение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование   свойств воды. Использование воды в быту, промышленности         сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды.

Демонстрация опытов:

  1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
  2.  Растворение соли, сахара в воде.
  3.  Очистка мутной воды.
  4.  Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
  5. Определение  текучести воды.
  6. Практическая работа. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды

и других целей.

III.Воздух

         Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование   свойства упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Испарение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх,  холодный опускается вниз. Движение воздух. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство   поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания ,в жизни  животных и человека. Применение кислорода в медицине.

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха.

Демонстрация опытов:

  1. Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь почва).
  2. Обнаружение   воздуха в какой-либо емкости.
  3. Упругость воздуха.

4. Воздух — плохой проводник тепла.

5.        Расширение воздуха при нагревании и сжатие при
охлаждении.

6.        Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодно
го — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени
свечи.

IV.Полезные ископаемые и их значение.

          Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина .Горючие полезные ископаемые Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту .Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Полезные ископаемые, используемые для по лучения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).

Демонстрация опытов:

    1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля.

        2. Определение растворимости калийной соли.

Практическая работа. Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов. Наблюдение за сгоранием каменного угля и других горючих полезных ископаемых (в топках, печах, плитах).Экскурсии в краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий).

V,Почва

          Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва .Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.(сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв.

Демонстрация опытов:  

- Выделение воздуха и воды из почвы;

-Обнаружение в почве песка и глины;

-.Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки;

- Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.

Практическая работа. Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке:  боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами. Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

6 КЛАССА

Обучающиеся должны знать:

-отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

-характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

-некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел , воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие  npи  охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.

 Обучающиеся должны уметь:

-обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;

-проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

                        Методическая и учебная литература:

   Для составления рабочей программы была использована следующая методическая и учебная литература:

  1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2001, под редакцией В. В. Воронковой
  2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:(Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия,2000. – С152-172.
  3. Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания  умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1987. – С. 65-69.
  4. Худенко Е.Д. Использование словесных методов на уроках естествознания //Дефектология. – 1989. - №1. – С. 30-35.
  5. Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания //Коррекционно-развивающая направленность обучения и  воспитания умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1983. – С. 72-77.
  6. Что такое? Кто такой? В 3-х т. – М.: Педагогика-Пресс, 1995. – Т.2.
  7. Авторская программа «Природоведение» 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк). Москва «Гуманитарный издательский центр Владос», 2000.
  8. http://tana.ucoz.ru- современные уроки природоведения
  9. http://pedsovet.su- методические материалы для уроков природоведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...