Урок природоведения в 5 классе "Что такое погода" с презентацией
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

Прижбилова Татьяна Владимировна

Урок природоведения в 5 классе "Что такое погода" с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_pogoda.docx45.41 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое погода.

Прижбилова Т.В.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.

Государственное казенное образовательное учреждение

«специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Моздок»

Урок природоведения в 5 классе

        

Прижбилова Татьяна Владимировна

Учитель естествознания (биологии) 

 

                                                 

Тема урока: «Что такое погода?»

Тип урока.

Урок изучения нового материала.

Цели урока

  • Формирование представления о погоде как сочетании природных явлений в данный отрезок времени и на данной территории.
  • Знакомство с условными метеорологическими знаками для обозначения погодных явлений, а также с народными и научными предсказаниями погоды.
  • Развитие внимания, памяти, усидчивости.

Задачи урока.

  • Формировать целостное научное мировоззрение на окружающий мир через процессы восприятия, наблюдения, сравнения и обобщения полученной информации.
  • Дать понятие погоды как совокупности таких природных явлений как изменение температуры воздуха, облачности, осадков и ветра.
  • Формировать умения и навыки работы со статьёй учебного пособия.
  • Систематизировать и дополнить знания обучающихся о причинах возникновения тех или иных природных явлений, влияющих на погоду.
  • Продолжить работу над пополнением словаря обучающихся, добиваться активизации словарного запаса, развивать устные речевые умения

Использование ИКТ дает на данном уроке возможность:

  • применить интерактивные схемы, поясняющие причины природных явлений;
  • использовать для урока большое количество красочных фотографий природных явлений;
  • в игровой форме провести рефлексию в заключительной части урока.
  • Интерактивность презентации (использование гиперссылок) позволяет осуществлять быстрый и спланированный учителем переход от слайда к слайду на любом этапе урока.

Оборудование.

  1. презентация «Что такое погода?»;
  2. ноутбук, проектор, экран;
  3. учебник «Природоведение 5класс» И. В. Романов, Р.А. Петросова;

Ход урока

I. Организационный момент.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться, 
Работаем старательно, 
Слушаем внимательно.

II. Актуализация знаний. Слайд 2

Посмотри, мой милый друг, 
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое, 
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, 
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса, 
Гром, туманы и роса.
Человек и время года – 
Это всё вокруг … (
природа)

  1. А по каким признакам можно определить, где живая, а где неживая природа?
  2. Как называется планета, на которой мы живем?
  3. Почему происходит смена дня и ночи?
  4. Что такое сутки?
  5. Чему равен один год?
  6. Почему происходит смена времен года?

III. Усвоение новых знаний.

1) Мотивация.

  • Скажите, ребята, а какое сейчас время года? (Осень.)
  • По каким признакам можно определить, что сейчас осень?
  • А какие ещё времена года вы знаете? 
  • Назовите признаки весны, зимы и лета.

2) Постановка проблемы.

  • Когда утром мы собираемся в школу, что нам необходимо знать?
  • Что такое погода?
  • От чего она зависит?
  • Почему погода постоянно меняется?
  • Откуда знают о погоде на завтра?
  • Зачем о погоде надо знать заранее?

- Мы поставили перед собой вопросы. Давайте вместе искать на них ответы

3) Объяснение нового материала

Слайд 3

Все знают, что в нашей стране, на большой территории, один сезон года сменяет другой: после зимы бывает весна, а после весны – лето, за ним следует осень.

Но иногда случается, что в январе вдруг начинается оттепель, а в мае на зеленую траву ложится белый снег.

Откуда в природе такой беспорядок?

Может быть, месяцы, словно в сказке, приходят не в свой черед? Нет, месяцы всегда идут так, как им полагается по календарю: март за февралем, апрель за мартом, май за апрелем.

 Оттого, что погода не стоит на месте, а постоянно странствует по Земле.

В мае идет снег, когда к нам приходит в гости погода с севера. А в январе начинаются оттепели, когда западные ветры приносят нам тепло с океана.

Мы словно путешествуем, оставаясь на месте. Вчера еще у нас гостил морозный сухой воздух, пришедший с севера, а сегодня мы как бы перенеслись далеко на запад: прямо в лицо дует теплый морской ветер.

Так странствует по Земле погода. Она идет не сама: её несут огромные воздушные массы.

Проходя надо льдами севера, воздушная масса делается холодной, сухой, прозрачной; пересекая пустыню, она берёт с собой груз пыли. Протекая над морем, она становится влажной.

Утром, собираясь в школу, вы слышите от родителей: «Сегодня плохая погода». Что это значит?

Слайд 5. Попробуйте выбрать слова, которыми нельзя охарактеризовать погоду.

Слайд 6. Итог выбора 

Слайды 7 – 14. Разнообразие погоды

Слайд 15.  - Что такое погода?

В словаре С. И. Ожегова написано: «Погода – это состояние атмосферы в данном месте в данное время?». Слайд16.

- Наша планета Земля окружена воздушной оболочкой – атмосферой. 

Солнечные лучи нагревают воздушную оболочку. Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Поэтому Солнце согревает нашу планету не везде одинаково. От действия солнечных лучей зависит температура воздуха в данной местности в данное время. Слайд18 

Температуру измеряют приборами – термометрами . Слайд 19, 20

Температуру мы записываем так (запись на доске), её можно прочитать разными способами. +25оС -10оС, 0оС. Слайд 21.

- Будет ли зависеть погода от температуры воздуха?

- Попробуйте предположить, какая средняя температура воздуха характерна для каждого времени года?  

- От чего ещё зависит погода?

- Мы живём на самом дне воздушного океана.

 Воздушная оболочка Земли давит на поверхность нашей планеты. Это называется атмосферным давлением. Прибор, который определяет атмосферное давление, называется барометр. Слайд22

Человек это давление не замечает. Оно постоянно меняется. Из-за разницы в давлении образуется ветер. Слайд 23, 24.

При высоком давлении потоки воздуха стремятся занять место, где давление ниже. Струя воздуха стремится от высокого давления к низкому. Чем больше разница в давлении, тем сильнее ветер. Какие вы знаете ветры? Слайд

Слайд

-Рассмотрите условные обозначения ветра. 

 - От чего ещё будет зависеть погода?

- Большая часть планеты Земля покрыта водой.

- Назовите водоёмы.

Слайд    Вода под действием тепла испаряется, в атмосферу попадает большое количество влаги, которая в верхних слоях атмосферы охлаждается, образуя капельки воды. Они сливаются в облака и тучи. Когда тучи наполняются большим количеством влаги, они становятся тяжелее воздуха и что тогда? Идёт дождь. Так образуются осадки. Какие виды осадков вы знаете? 

Осадки бывают в виде дождя, снега, града, тумана, росы, инея.

- Вот так их обозначают схематично. Слайд 14 

- От чего ещё будет зависеть погода? От состояния неба

- Наличие в небе облаков и туч называется облачностью. Именно они не дают проникать солнечным лучам и нагревать поверхность земли.

  • Какая бывает облачность?

Рассмотрите условные знаки, обозначающие облачность виды облаков  

Давайте сделаем вывод, что же такое погода и от чего она зависит? 

4) Физкультминутка

5) Расширение кругозора обучающихся.

Ученые ведут постоянные наблюдения за погодой, они составляют прогнозы – предсказания погоды на завтра, на несколько дней и даже недель вперед.

На метеорологической станции работают метеорологиСлайд 19, 20.

- Со всей Земли приходят в метеоцентры сведения о погоде. Миллионы цифр! И синоптики составляют по этим цифрам карты погоды для всей планеты, страны, для области или города. Перед вами синоптические карты. Слайд 21. Прогноз погоды должен до нас доходить быстро.

- А зачем людям нужен быстрый и точный прогноз погоды?

В космосе работают метеоспутники, которые ведут фотосъёмку днём и ночью, используя специальные камеры. Слайд 22. Есть даже специальные метеорологические самолеты и корабли, оснащенные необходимым оборудованием. Слайд 23.

Народные приметы , которые тоже иногда помогают предсказывать погоду. Слайд 24.

IV Закрепление новых знаний.

1)Практическая работа.

У вас на листочке есть 2 практических задания

1) Сейчас вы как синоптики попробуете записать с помощью условных знаков словесный прогноз погоды. (Температура воздуха пять градусов тепла, пасмурно, дует ветер, идёт дождь).

2) Расшифруйте, записанный знаками прогноз погоды (добавлены знаки, о которых не шла речь на уроке

Проверка работы.

  • Заслушать несколько ответов и оценить знания обучающихся
  • Какие знаки вызвали затруднение? Кто знает, что они обозначают?

2) Рефлексия.

Отгадаем кроссворд Слайд 25.

  1. Наука о погоде.   (метеорология)
  2. Неизвестно, где живет. Налетит – деревья гнет. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, а не уймешь. (ветер)
  3. Её узнать поможет нам термометр (температура)
  4. Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады и огороды всей округи полила (гроза)
  5. От количества облаков на небе зависит… (облачность)
  6. Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра зависит... (погода)
  7. Снег, дождь, град – это… (осадки)
  8. Небо чистое, солнечно. Мы говорим:... (ясно)

V. Инструктаж о выполнении домашнего задания

Дома прочитайте статью учебника на страницах.

VI. Итоговая оценка деятельности и знаний обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку природоведения 5 класс "Какие условия необходимы для реакции горения"

Презентация подготовлена  для урока  природоведения по учебнику Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс....

Презентация урока природоведения 5 кл. "Вещества, вырабатываемые растениями"

Презентация урока природоведения 5 кл. учебник Т.С.Сухова,В.И. Строкганов "Вещества, вырабатываемые растениями". Показать значимость веществ, которые  вырабатывают растения, фитонциды и витамины,...

презентация к уроку природоведения "Уникальная планета Земля"

презентация к уроку природоведения "Уникальная планета Земля"...

Презентации к уроком природоведения в 5 классе

Презентация к уроку по природоведению по теме "Многообразие культурных растений"...

Презентация к уроку природоведения 5 класс. Тема:"Что такое гидросфера?Свойства воды.Три состояния воды."

Учебная презентация  по природоведению 5 класс .При работе с учебником Н.В.Ивановой "Природа. Неживая и живая.5 класс"...

Конспект урока природоведения в 5 классе коррекционной школы VIII вида на тему:"Органы чувств". Презентация к уроку.

Конспект урока природоведения в 5 классе на тему:"Органы чувств"для обучающихся коррекционной школы VIII вида.На уроке применена ИКТ технология в виде презентации....