конспект урока в 3 классе по развитию речи на тему: "Насекомые: муравей"
методическая разработка по природоведению на тему

 

Тема: Насекомые: муравей.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: Ознакомление учащихся с насекомым – муравьём.

Задачи: 1. Формировать умение отличать муравьёв, составлять  рассказ описательного характера   с опорой на схему.

2. Развивать у детей мыслительную деятельность, формируя умение отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений (как, зачем, почему) .

3. Воспитывать бережное отношение к природе; к муравьям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muravey._nasekomye.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Насекомые: муравей.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: Ознакомление учащихся с насекомым – муравьём.

Задачи: 1. Формировать умение отличать муравьёв, составлять  рассказ описательного характера   с опорой на схему.

2. Развивать у детей мыслительную деятельность, формируя умение отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений (как, зачем, почему) .

3. Воспитывать бережное отношение к природе; к муравьям.

Ход урока:

I.  Орг. Момент.

- Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Слушаем внимательно

Работаем старательно.

(Проверка рабочих мест учащихся).

- Как называется урок? (Развитие речи)

- Вспомните девиз урока развития речи. (Говорим неторопливо, очень внятно и красиво.)

III. Повторение пройденного.

- Вспомните, о каком раннецветущем растении мы говорили на прошлом уроке? (О подснежнике)

- Посмотрите на доску, здесь изображены растения. Под каким номером изображён подснежник? (3) Остальные растения тоже раннецветущие и имеют названия :мать-и-мачеха,  первоцвет.

- А что вы запомнили про подснежник? (Почему имеет такое название, почему занесён в Красную книгу(т.к.  редкое растение, нельзя срывать)

IV. Вступительная беседа.

- А сейчас закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что уже наступило лето.

- Светит яркое солнце, нам тепло и приятно. Вдохните аромат цветов. Вокруг весело поют птицы. Мы с вами оказались на зеленой лужайке.

V. Изучение нового материала.

1) Обобщение знаний о насекомых

Посмотри на летний луг, 
Приглядись внимательно, 
Ты поймешь, что жизнь вокруг, 
Очень занимательна.
И зеленая картинка
Сразу оживает:
Сел
кузнечик Щ на травинку,
Бабочка Щ порхает,
Полосатый
шмель Щ  гудит
Радостно и звучно…
Целый день здесь жизнь кипит,
Здесь совсем не скучно.

- Придумайте название картине.

- Перечислите обитателей зеленого луга, изображенных на картине.

- Назовите их одним словом. (Насекомые)

- Кто помнит, почему эти животные так названы? (на брюшке у всех насекомых имеются поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда и произошло название “насекомые” - от слова насекать.)

- А ещё, что объединяет всех насекомых? (У всех насекомых 6 лапок)

2) Сообщение темы занятия

- А о каком насекомом мы будем говорить сегодня на уроке, вам предстоит догадаться.

Кто они? Откуда? Чьи?                                          В лесу у пня суетня, беготня.
Льются черные ручьи.                                            Народ рабочий весь день хлопочет.
Дружно маленькие точки 
Строят дом себе на кочке.

- Кто это? (Муравьи)

- По каким признакам догадались? С чем сравнивают муравьев?

На доске – изображение муравья.

- Кто догадался, какая тема урока?

- А что бы вы хотели сегодня на уроке узнать о муравье?

3) Рассматривание изображения муравья.

- Кто видел муравья?

- Какого муравьи размера? (Маленького)

- Какого цвета муравьи? (бывают коричневого,  бывают рыжего).

4) Анализ строения муравья, обозначение частей тела.

- Как называется эта часть? (карточки со словами “голова”, «грудь», «брюшко», «лапки», «усики» , «глаза» прикрепляется рядом и т. д.)

- Как называется часть муравья, которая прикрепляется к голове?

- На какой части тела муравья имеются насечки?

- Что есть на голове у муравья?

- С помощью чего муравей передвигается?

- Из скольких частей состоит тело муравья? (повтор и показ частей слабым учащимся)

5)  Физминутка.

6) Рассказ учителя о муравьях.

Жильё муравьёв.

- Где же живут муравьи? (в лесу)

- Как называется их дом, в котором они живут? (Муравейник – чтение детьми по слогам, целиком)

- А кто видел муравейник? Как он выглядит?

-Из чего муравьи делают муравейник? (Строят из сухих травинок, хвоинок, обломков веточек)

-Высота муравейника может достигать 1м. У всех муравьёв  свои обязанности : кто строит дом, кто добывает пищу, а кто ухаживает за  детьми.

-Вот как выглядит муравейник внутри и снаружи .

Чем питаются муравьи?

- Как вы думаете, чем питаются муравьи?

Пища муравьев – различные гусеницы, бабочки, улитки, черви, мухи, жучки. Крупную добычу (гусеницу) тащат в муравейник сразу несколько муравьев: одному из них такая ноша не под силу.

Польза муравьёв.

- Как вы думаете муравьи полезные или вредные насекомые? Почему?

- Муравьи – полезные насекомые. Они уничтожают вредителей леса. Муравьев называют “санитарами леса”, (лесными докторами) т. к. они уничтожают различных насекомых, повреждающих кору и листья деревьев (Например гусениц, бабочек) К тому же муравьи рыхлят почву и разносят семена растений. А сами служат пищей птицам (рябчикам, тетереву), их едят барсуки, лисы, медведи.

- Мы теперь узнали, что  муравьи – это полезные насекомые.

Письмо.«Здравствуйте, дорогие ребята. Мы живём в лесу. Мы очень маленькие и беззащитные. Некоторые взрослые и дети, когда встречают наш необычайно красивой дом, пытаются его разрушить, разорить, дети палками ломают, то, что мы строим годами.  А ведь мы столько добра делаем: мы очищаем лес от всяких вредных насекомых. Почему тогда люди к нам, к нашим семьям бывают очень жестоки? Ведь в  этих домах живут наши детки…. Пожалуйста, не причиняйте нам вреда! »

- Кто написал это письмо? (Муравьи) Я бы даже сказала, что это крик о помощи.        

- Что мы сможем ответить муравьям? Можем ли мы пообещать, что не будем разорять муравейники!

VI.  Закрепление.

Игра “Вопрос-ответ”

(дети по одному вытягивают листочек с вопросом, и готовятся отвечать на него)

- Какого размера муравьи?

- Какого цвета муравьи?

- Из каких частей состоит муравей?

- Где живет муравей?

- Чем питаются муравьи?

-  Муравьи полезные или вредные насекомые?

-  Как называют муравьёв?

-  Муравьи ленивые или трудолюбивые насекомые?

Составление учащимися рассказа о муравье по плану. ( 2-3 ученика )

Муравьи – это насекомые. Они бывают коричневого и рыжего цвета. Муравьи очень маленькие и трудолюбивые. У муравья есть голова, грудка, брюшко, усики, глаза, рот, 6 лапок. Живут муравьи в лесу. Их гнезда называются муравейники, высота которых может быть более 1 м. Их строят из сухих травинок, хвоинок, обломков веточек.  Все это - надземная часть жилища муравьев. Из нее по проходам муравьи попадают в подземную часть жилища. Муравьи строят свое жилище несколько лет. В одном муравейнике живут десятки тысяч муравьев.

Дидактическая игра “Мяч лови, назад бросай – одним словом называй”.

  • живет в лесу - лесной
  • небольшого размера - маленький
  • любит труд - трудолюбивый
  • не боится врагов - смелый
  • приноси пользу - полезный
  • заботятся друг о друге - заботливые
  • черная грудка - черногрудый

 

VI.  Подведение итогов урока. Выставление оценок.

День закончился, но впрок
Быстро повторим урок:

- О каком насекомом говорили на уроке?

- Что нового узнали о муравье?

- Ребята, к вам под стул, каждому, приполз муравьишка, и оставил вам своё пожелание и совет. Прочитайте и подумайте, что хотел сказать вам муравьишка.

 ( Не ленись, а трудись!, Лень портит человека, Труд – это жизнь, Трудись с усердием, Лекарство от безделья – труд, Дела важнее слов, Хорошо трудиться – в жизни пригодится, Работа – это главное в жизни. Доводи дело до конца)

- Природа – это наш общий дом. Ее надо беречь насколько хватает сил! С разрушенного муравейника начинается разрушение природы. Помните всегда об этом и берегите природу!

Дополнительный материал.

Игра «Хлопни-топни»

Если я скажу про вас, 
Отвечаете сейчас:
“Это я, это я, это все мои друзья!”
Не согласен – так кричи,
Всем ребятам сообщи:
“Это не я, это не я, это не мои друзья!”

- Муравейник мы найдем, 
Понаблюдаем и уйдем.

- С берега кидаем в реку
То пакеты, то газеты.

- Мы ежонка увидали
И домой его забрали.

- Не развожу костров в лесу,
Берегу его красу.

- Чтобы ягоды собрать, 
Надо ветки обломать!

- По тропинке кто шагает,
На муравьев не наступает?

- В выходной мы в лес идем,
Музыку с собой несем,

Чтобы вдоволь накричаться
И на ветках покачаться.

Составление рассказа по картинно–графическому плану.

http://festival.1september.ru/articles/512190/img1.gif

Просмотр документального фильма о муравье.

.«Здравствуйте, дорогие ребята. Мы живём в лесу. Мы очень маленькие и беззащитные. Некоторые взрослые и дети, когда встречают наш необычайно красивой дом, пытаются его разрушить, разорить, дети палками ломают, то, что мы строим годами.  А ведь мы столько добра делаем: мы очищаем лес от вредных насекомых. Почему тогда люди к нам, к нашим семьям бывают очень жестоки? Ведь в  этих домах живут наши детки…. Пожалуйста, не причиняйте нам вреда! »

Какого размера муравьи?

Какого цвета муравьи?

Назови части тела муравья.

Где живёт муравей?

Чем питаются муравьи?

Муравьи полезные или вредные насекомые?

Как называют муравьёв?

Муравьи ленивые или трудолюбивые насекомые?

Не ленись, а трудись!

Дела важнее слов.

Лень портит человека.

Хорошо трудиться – в жизни пригодится.

Труд – это жизнь.

Работа – это главное в жизни.

Трудись с усердием!

Доводи дело до конца.

Лекарство от безделья – труд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму и развитию речи во 2 классе по теме "Деление слов на слоги"

Урок имеет выраженную коррекционную, развивающую и практическую направленность, т.к. проводиться работа по развитию и коррекчии памяти, через вспоминание пройденного материала; зрительного и слухового...

конспект урока развития речи. Тема: "Насекомые. Божья коровка".

урок предназначен для учащихся коррекционных школ 8 вида...

Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления»

Автор Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог-организатов ЦДТ "Царицыно"Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы заняти...

Викторина "Вопросы о насекомых" для учащихся 7 класса (обобщающий контроль по теме "Насекомые")

Викторина рекомедована для учащихся 6-7 классов по теме  "Класс насекомые",которую можно провести во время обобщающего урока по данной теме или в рамках недели биологии. Викторина состо...

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей НОД, по лексической теме «Насекомые» в разновозрастной коррекционной группе

Данное занятие направлено на актуализацию знаний об образовании чисел в пределах 10 и соотнесении их с соответствующими цифрами,  конкретизацию временных и пространственных представлений ребенка ...

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей НОД, по лексической теме «Насекомые» в разновозрастной коррекционной группе

Данное занятие направлено на решение следующих задач: актуализировать знания об образовании чисел в пределах 10 и соотнесении их с соответствующими цифрами, актуализировать и конкретизировать вре...

План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе « Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС.

Тип урока:  усвоение  и    новых   знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос...