конспект урока в 3 классе по развитию речи на тему: "Насекомые: муравей"
методическая разработка по природоведению на тему
Тема: Насекомые: муравей.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: Ознакомление учащихся с насекомым – муравьём.
Задачи: 1. Формировать умение отличать муравьёв, составлять рассказ описательного характера с опорой на схему.
2. Развивать у детей мыслительную деятельность, формируя умение отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений (как, зачем, почему) .
3. Воспитывать бережное отношение к природе; к муравьям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muravey._nasekomye.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Насекомые: муравей.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: Ознакомление учащихся с насекомым – муравьём.
Задачи: 1. Формировать умение отличать муравьёв, составлять рассказ описательного характера с опорой на схему.
2. Развивать у детей мыслительную деятельность, формируя умение отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений (как, зачем, почему) .
3. Воспитывать бережное отношение к природе; к муравьям.
Ход урока:
I. Орг. Момент.
- Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Слушаем внимательно
Работаем старательно.
(Проверка рабочих мест учащихся).
- Как называется урок? (Развитие речи)
- Вспомните девиз урока развития речи. (Говорим неторопливо, очень внятно и красиво.)
III. Повторение пройденного.
- Вспомните, о каком раннецветущем растении мы говорили на прошлом уроке? (О подснежнике)
- Посмотрите на доску, здесь изображены растения. Под каким номером изображён подснежник? (3) Остальные растения тоже раннецветущие и имеют названия :мать-и-мачеха, первоцвет.
- А что вы запомнили про подснежник? (Почему имеет такое название, почему занесён в Красную книгу(т.к. редкое растение, нельзя срывать)
IV. Вступительная беседа.
- А сейчас закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что уже наступило лето.
- Светит яркое солнце, нам тепло и приятно. Вдохните аромат цветов. Вокруг весело поют птицы. Мы с вами оказались на зеленой лужайке.
V. Изучение нового материала.
1) Обобщение знаний о насекомых
Посмотри на летний луг,
Приглядись внимательно,
Ты поймешь, что жизнь вокруг,
Очень занимательна.
И зеленая картинка
Сразу оживает:
Сел кузнечик Щ на травинку,
Бабочка Щ порхает,
Полосатый шмель Щ гудит
Радостно и звучно…
Целый день здесь жизнь кипит,
Здесь совсем не скучно.
- Придумайте название картине.
- Перечислите обитателей зеленого луга, изображенных на картине.
- Назовите их одним словом. (Насекомые)
- Кто помнит, почему эти животные так названы? (на брюшке у всех насекомых имеются поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда и произошло название “насекомые” - от слова насекать.)
- А ещё, что объединяет всех насекомых? (У всех насекомых 6 лапок)
2) Сообщение темы занятия
- А о каком насекомом мы будем говорить сегодня на уроке, вам предстоит догадаться.
Кто они? Откуда? Чьи? В лесу у пня суетня, беготня.
Льются черные ручьи. Народ рабочий весь день хлопочет.
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
- Кто это? (Муравьи)
- По каким признакам догадались? С чем сравнивают муравьев?
На доске – изображение муравья.
- Кто догадался, какая тема урока?
- А что бы вы хотели сегодня на уроке узнать о муравье?
3) Рассматривание изображения муравья.
- Кто видел муравья?
- Какого муравьи размера? (Маленького)
- Какого цвета муравьи? (бывают коричневого, бывают рыжего).
4) Анализ строения муравья, обозначение частей тела.
- Как называется эта часть? (карточки со словами “голова”, «грудь», «брюшко», «лапки», «усики» , «глаза» прикрепляется рядом и т. д.)
- Как называется часть муравья, которая прикрепляется к голове?
- На какой части тела муравья имеются насечки?
- Что есть на голове у муравья?
- С помощью чего муравей передвигается?
- Из скольких частей состоит тело муравья? (повтор и показ частей слабым учащимся)
5) Физминутка.
6) Рассказ учителя о муравьях.
Жильё муравьёв.
- Где же живут муравьи? (в лесу)
- Как называется их дом, в котором они живут? (Муравейник – чтение детьми по слогам, целиком)
- А кто видел муравейник? Как он выглядит?
-Из чего муравьи делают муравейник? (Строят из сухих травинок, хвоинок, обломков веточек)
-Высота муравейника может достигать 1м. У всех муравьёв свои обязанности : кто строит дом, кто добывает пищу, а кто ухаживает за детьми.
-Вот как выглядит муравейник внутри и снаружи .
Чем питаются муравьи?
- Как вы думаете, чем питаются муравьи?
Пища муравьев – различные гусеницы, бабочки, улитки, черви, мухи, жучки. Крупную добычу (гусеницу) тащат в муравейник сразу несколько муравьев: одному из них такая ноша не под силу.
Польза муравьёв.
- Как вы думаете муравьи полезные или вредные насекомые? Почему?
- Муравьи – полезные насекомые. Они уничтожают вредителей леса. Муравьев называют “санитарами леса”, (лесными докторами) т. к. они уничтожают различных насекомых, повреждающих кору и листья деревьев (Например гусениц, бабочек) К тому же муравьи рыхлят почву и разносят семена растений. А сами служат пищей птицам (рябчикам, тетереву), их едят барсуки, лисы, медведи.
- Мы теперь узнали, что муравьи – это полезные насекомые.
Письмо.«Здравствуйте, дорогие ребята. Мы живём в лесу. Мы очень маленькие и беззащитные. Некоторые взрослые и дети, когда встречают наш необычайно красивой дом, пытаются его разрушить, разорить, дети палками ломают, то, что мы строим годами. А ведь мы столько добра делаем: мы очищаем лес от всяких вредных насекомых. Почему тогда люди к нам, к нашим семьям бывают очень жестоки? Ведь в этих домах живут наши детки…. Пожалуйста, не причиняйте нам вреда! »
- Кто написал это письмо? (Муравьи) Я бы даже сказала, что это крик о помощи.
- Что мы сможем ответить муравьям? Можем ли мы пообещать, что не будем разорять муравейники!
VI. Закрепление.
Игра “Вопрос-ответ”
(дети по одному вытягивают листочек с вопросом, и готовятся отвечать на него)
- Какого размера муравьи?
- Какого цвета муравьи?
- Из каких частей состоит муравей?
- Где живет муравей?
- Чем питаются муравьи?
- Муравьи полезные или вредные насекомые?
- Как называют муравьёв?
- Муравьи ленивые или трудолюбивые насекомые?
Составление учащимися рассказа о муравье по плану. ( 2-3 ученика )
Муравьи – это насекомые. Они бывают коричневого и рыжего цвета. Муравьи очень маленькие и трудолюбивые. У муравья есть голова, грудка, брюшко, усики, глаза, рот, 6 лапок. Живут муравьи в лесу. Их гнезда называются муравейники, высота которых может быть более 1 м. Их строят из сухих травинок, хвоинок, обломков веточек. Все это - надземная часть жилища муравьев. Из нее по проходам муравьи попадают в подземную часть жилища. Муравьи строят свое жилище несколько лет. В одном муравейнике живут десятки тысяч муравьев.
Дидактическая игра “Мяч лови, назад бросай – одним словом называй”.
- живет в лесу - лесной
- небольшого размера - маленький
- любит труд - трудолюбивый
- не боится врагов - смелый
- приноси пользу - полезный
- заботятся друг о друге - заботливые
- черная грудка - черногрудый
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
День закончился, но впрок
Быстро повторим урок:
- О каком насекомом говорили на уроке?
- Что нового узнали о муравье?
- Ребята, к вам под стул, каждому, приполз муравьишка, и оставил вам своё пожелание и совет. Прочитайте и подумайте, что хотел сказать вам муравьишка.
( Не ленись, а трудись!, Лень портит человека, Труд – это жизнь, Трудись с усердием, Лекарство от безделья – труд, Дела важнее слов, Хорошо трудиться – в жизни пригодится, Работа – это главное в жизни. Доводи дело до конца)
- Природа – это наш общий дом. Ее надо беречь насколько хватает сил! С разрушенного муравейника начинается разрушение природы. Помните всегда об этом и берегите природу!
Дополнительный материал.
Игра «Хлопни-топни»
Если я скажу про вас,
Отвечаете сейчас:
“Это я, это я, это все мои друзья!”
Не согласен – так кричи,
Всем ребятам сообщи:
“Это не я, это не я, это не мои друзья!”
- Муравейник мы найдем,
Понаблюдаем и уйдем.
- С берега кидаем в реку
То пакеты, то газеты.
- Мы ежонка увидали
И домой его забрали.
- Не развожу костров в лесу,
Берегу его красу.
- Чтобы ягоды собрать,
Надо ветки обломать!
- По тропинке кто шагает,
На муравьев не наступает?
- В выходной мы в лес идем,
Музыку с собой несем,
Чтобы вдоволь накричаться
И на ветках покачаться.
Составление рассказа по картинно–графическому плану.
Просмотр документального фильма о муравье.
.«Здравствуйте, дорогие ребята. Мы живём в лесу. Мы очень маленькие и беззащитные. Некоторые взрослые и дети, когда встречают наш необычайно красивой дом, пытаются его разрушить, разорить, дети палками ломают, то, что мы строим годами. А ведь мы столько добра делаем: мы очищаем лес от вредных насекомых. Почему тогда люди к нам, к нашим семьям бывают очень жестоки? Ведь в этих домах живут наши детки…. Пожалуйста, не причиняйте нам вреда! »
Какого размера муравьи? |
Какого цвета муравьи? |
Назови части тела муравья. |
Где живёт муравей? |
Чем питаются муравьи? |
Муравьи полезные или вредные насекомые? |
Как называют муравьёв? |
Муравьи ленивые или трудолюбивые насекомые? |
Не ленись, а трудись! | Дела важнее слов. |
Лень портит человека. | Хорошо трудиться – в жизни пригодится. |
Труд – это жизнь. | Работа – это главное в жизни. |
Трудись с усердием! | Доводи дело до конца. |
Лекарство от безделья – труд. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по письму и развитию речи во 2 классе по теме "Деление слов на слоги"
Урок имеет выраженную коррекционную, развивающую и практическую направленность, т.к. проводиться работа по развитию и коррекчии памяти, через вспоминание пройденного материала; зрительного и слухового...
конспект урока развития речи. Тема: "Насекомые. Божья коровка".
урок предназначен для учащихся коррекционных школ 8 вида...
Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления»
Автор Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог-организатов ЦДТ "Царицыно"Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы заняти...
Викторина "Вопросы о насекомых" для учащихся 7 класса (обобщающий контроль по теме "Насекомые")
Викторина рекомедована для учащихся 6-7 классов по теме "Класс насекомые",которую можно провести во время обобщающего урока по данной теме или в рамках недели биологии. Викторина состо...
Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей НОД, по лексической теме «Насекомые» в разновозрастной коррекционной группе
Данное занятие направлено на актуализацию знаний об образовании чисел в пределах 10 и соотнесении их с соответствующими цифрами, конкретизацию временных и пространственных представлений ребенка ...
Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей НОД, по лексической теме «Насекомые» в разновозрастной коррекционной группе
Данное занятие направлено на решение следующих задач: актуализировать знания об образовании чисел в пределах 10 и соотнесении их с соответствующими цифрами, актуализировать и конкретизировать вре...
План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе « Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС.
Тип урока: усвоение и новых знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос...