Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС.
статья по теме

Епишина Анастасия Геннадьевна

Рассмотрим особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся на примере средней и старшей школы. Примерные программы для 5х и 10 х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovozhdenie_1510_klassov.docx35.08 КБ

Предварительный просмотр:

Система психологического сопровождения образовательного процесса

 в условиях введения ФГОС.

         Рассмотрим особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся на примере средней и старшей школы. В настоящее время образовательный процесс в среднем и старшем звене школы осуществляется по ряду образовательных программ, а именно:

         - программы по федеральным государственным стандартам 5-6 классы (стандарты 2-го поколения);

         - программы по федеральным государственным стандартам 2008 года  7-11 классы (стандарты 1-го поколения);

         - предпрофильное обучение 8-9 классы;

         - профильное обучение 10-11 классы.   

         Наиболее подробно остановимся на принципах, целях и задачах психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации ФГОС, так как особенности сопровождения других образовательных программ достаточно подробно рассмотрены в нормативно-распорядительных документах и специальной литературе.

Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения установлены требования к реализации основной образовательной программы. Одним из результатов является создание среды, преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психологического развития обучающихся на данной ступени общего образования, с использованием в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. Это влияет на определение принципов, которые заложены в систему психологического сопровождения, на выбор форм и методов работы.

         В основе психологического сопровождения образовательного процесса заложены следующие принципы:

         - принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога;

         - принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития, заключающийся в самоценности ребенка и в признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

         - принцип целостности – при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и прочих проявлений  ;

         - принцип целесообразности и причинной обусловленности – любое психологическое воздействие должно быть осознанным, должно быть подчинено поставленной цели, тог есть психолог должен осознавать причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направленно на причину явления, а не на его следствие;

         - принцип своевременности – любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;

         - принцип активности ребенка в образовательном процессе. В антропологической педагогике образование рассматривается как процесс, в котором человек включен в активной позиции;

         - принцип практической направленности – формирование универсальных учебных действий, способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни. Этому способствуют: работа с разными источниками информации; работа в сотрудничестве (в малой и большой группе) в разном качестве 
(ведущего, ведомого, организатора деятельности); самостоятельная работа, понимаемая не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию (важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника);

          - принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса;

         - принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия, получения психологической помощи в сложной жизненной ситуации.

         Целью психологического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

         Задачи психологического сопровождения образовательного процесса:

         - психологический анализ социальной ситуации развития в общеобразовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

         - мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;

         - содействие реализации (выполнению) требований федерального государственного образовательного стандарта к личностным, межпредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы образовательного образования;

         - разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;

         - содействие формированию у обучающихся универсальных действий как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;

         - содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

         - участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;

         - распространение и внедрение в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

         -  взаимодействие с подразделениями общеобразовательного учреждения (служба здоровья, психолого-медико-педагогический консилиум, совет профилактики и др.), с образовательными учреждениями, учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения.

         Приоритетные направления деятельности психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации ФГОС:

         - просвещение педагогов и родителей с целью формирования и развития психологической компетентности обучающихся, родителей, педагогов. Просвещение осуществляется педагогом-психологом совместно с администрацией (заместителями директора) и другими специалистами (социальным педагогом, учителем-логопедом, медицинским работником) через разные формы работы (постоянно действующие семинары, выступления на родительском собрании и педагогическом совете, педагогический лекторий для родителей, семинар, круглый стол и т.д.), которые должны быть практико-ориентированными;

         - изучение (мониторинг) развития личности и уровня сформированности универсальных учебных действий ребенка с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута обучения и развития ребенка и формирования ключевых компетенций.

Проектирование образовательных программ предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе на основе психолого-педагогической диагностики и предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Планирование индивидуального маршрута развития ребенка – это комплексная работа специалистов школы и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для его реализации;

- реализация комплексного индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на коррекцию проблем психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание психологической помощи детям данной категории;

- создание системы работы образовательного учреждения и проектирование основной образовательной программы (психологический аспект) с учетом требований ФГОС. Проектирование осуществляется совместно с администрацией и педагогами на основе результатов экспертной деятельности и включает в себя обязательные элементы:

  • анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предоставляет к его психологическим возможностям и уровню развития;
  • определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников;
  • разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников;
  • приведение этих создаваемых условий в систему постоянной работы, дающую максимальный результат.

Виды работ остаются прежними (просвещение и образование, профилактика, диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование, экспертиза), из них приоритетными являются просвещение, диагностика (мониторинговые исследования), коррекция и экспертиза.

Учитывая особенности образовательных программ среднего и старшего звена приоритетными направлениями психолого-педагогического сопровождения являются:

- проведение адаптационных мероприятий с обучающимися 5, 10 классов, в том числе индивидуальной и/или групповой работы с обучающимися, имеющими трудности в адаптации;

- психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, профессиональная ориентация обучающихся (с учетом возможностей школы по этим вопросам возможно сопровождение обучающихся 7-11 классов);

- психологическая подготовка обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ, просветительские мероприятия с родителями и педагогами.

Адаптационные мероприятия включают в себя:

  • знакомство с новыми условиями обучения: кабинетная система, увеличение числа предметов, много учителей, новая система усвоения знаний, усложнение учебной нагрузки (педагоги);
  • адаптационные классные часы «Я - пятиклассник»;
  • посещение уроков с целью наблюдения особенностей поведения обучающихся на уроках;
  • диагностика адаптации обучающихся к новым условиям обучения. Примерная программа для 5-х классов:

Целевая группа: обучающиеся пятых и шестых классов.

Цель: исследование процесса адаптации учащихся пятых и шестых классов к новым условиям обучения для создания психолого-педагогических условий, способствующих успешному обучению.

Задачи:

- Изучение психоэмоционального состояния учащихся.

- Выявление уровня адаптации обучающихся к учебной деятельности в новых условиях.

- Выявление детей с трудностями адаптации.

- Выявление зоны и содержания возможных проблем адаптации.

- Составление рекомендаций участникам образовательного процесса по построению стратегии взаимодействия с детьми, имеющими трудности адаптации, и планированию учебно-воспитательной деятельности.

Методики:

1. Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе по Э.М. Александровской (экспертная оценка учителя).

2. «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (авторы Чирков В.И., Соколова О.Л., Сорокина О.В.; схему изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе заполняют родители).

3. Методика диагностики уровня тревожности (автор Р. Кондаш, модификация А. Прихожан).

4. Методика изучения мотивации учебной деятельности (автор Н.Ф. Талызина).

5. Социометрия* (не относится к обязательному диагностическому минимуму).

6. Методика диагностики уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено (авторы Л.Ф. Тихомирова и А.В. Басов) – используется в целях мониторинга сформированности универсальных учебных действий у учащихся 5-6 классов в условиях ФГОС.

Материалы и инструменты: бланки методик, ручки.

Сроки проведения для пятых классов: конец сентября-конец октября.

Сроки проведения для шестых классов: ноябрь.

Примерная программа для 10-х классов:

Целевая группа:обучающиеся 10 классов.

         Цель: исследование процесса адаптации учащихся десятых классов к новым условиям обучения для создания психолого-педагогических условий, способствующих успешному обучению и воспитанию.

         Материалы и инструменты: бланки методик, ручки.

         Задачи:

         - изучение психоэмоционального состояния учащихся, характера мотивации к учению;

         - выявление уровня адаптации учащихся к учебной деятельности в новых условиях;

         - выявление зоны и содержания возможных проблем адаптации;

         - составление рекомендаций участникам образовательного процесса по планированию учебно-воспитательной деятельности, построению стратегии взаимодействия с обучающимися, имеющими трудности в адаптации.

         Методики:

         1. Экспресс-методика исследований доминирующих мотивов учения(методика М.В. Матюхиной);

         2. Методика диагностики уровня тревожности (автор Р. Кондаш, модификация А. Прихожан);

         3. Опросник «Чувства к школе»;

         4. Анкетирование педагогов «Мнение педагога об уровне адаптации учащихся 10 класса»;

         5. Психолого-педагогическая карта (10 классы);

         6. Социометрия* (не относится к обязательному диагностическому минимуму);

         7. Школьный тест умственного развития.

         Сроки проведения: ноябрь-декабрь.

  • коррекционная работа по выявленным проблемам адаптации. Чаще всего это высокая тревожность и заниженная самооценка. Эффективно работают арт-терапевтические методики и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения.

Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения включает следующие мероприятия:

  • изучение готовности учащихся 8 классов к переходу на предпрофильное обучение, учащихся 9 классов к переходу на профильное обучение (диагностика):

Примерная программа:

Целевая группа: обучающиеся 8-9 классов.

         Цель: исследование готовности учащихся 8 классов к переходу на предпрофильное обучение, учащихся 9 классов к переходу на профильное обучение для создания психолого-педагогических условий, способствующих успешному обучению и дальнейшей интеграции в мире профессий.

Задачи:

         - изучение интересов учащихся к учебным предметам;

- изучение профессиональных склонностей и способностей;

- изучение самооценки и мотивации учащихся предпрофильных классов;

- изучение учебной нагрузки, обученности, уровня притязаний и социально-психологического климата в предпрофильных классах;

         - выявление зоны и содержания возможных проблем профессионального самоопределения;

         - составление рекомендаций участникам образовательного процесса по планированию учебно-воспитательной деятельности, построению стратегии взаимодействия с обучающимися, имеющими трудности в профессиональном самоопределении.

Материалы и инструменты:

         - Методика «Профиль» («Карта интересов» А.Е.Голомштока в модификации Г.В.Резапкиной) – исследование профессиональных интересов;

         - Анкета Ориентация (И.Л. Соломин) – исследование профессиональной направленности личности к определенной сфере деятельности (интересы и способности);

         - Методика «Твои способности» - изучение способностей;

         - Методика Л.А. Йовайши - предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности;

         - Тест-опросник для определения уровня самооценки (С.В. Ковалев) – изучение самооценки;

         - Экспресс-методика исследований доминирующих мотивов учения (методика М.В. Матюхиной) – изучение мотивов учения;

   - Уровень притязаний личности (опросник В. Гербачевского) – выявление уровня притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности;

         - Школьный тест умственного развития (ШТУР) (разработан учеными НИИ ОПП РАЯ) – изучение обученности;

         - Социометрия – изучение психологического климата в коллективе;

         - Анкета для родителей «Отношение к выбору ребенком будущей профессии» - заполняется родителями;

         - Психолого-педагогическая карта (8-9 классы) – заполняется учителями, классными руководителями.

         Сроки проведения для 8 классов: февраль-март.

         Сроки проведения для 9 классов: апрель-май.

  • уроки профессионального самоопределения согласно базисному учебному плану;
  • профориентационные мероприятия: классные часы, ярмарки вакансий, дни открытых дверей, встречи с представителями профессиональных учебных учреждений, экскурсии на предприятия и др. (педагоги);
  • профориентационное консультирование.

Психологическая подготовка выпускников 9-х и 11-х классов к итоговой аттестации включает в себя:

  • подготовку к итоговой аттестации по предметам, включая консультации (педагоги);
  • обучающие занятия с выпускниками по психологической подготовке к итоговой аттестации.

Примерная программа:

1. Создания условий для успешного повторения учебного материала при подготовке к экзаменам: требования к рабочему месту, особенности повторения учебного материала, чередования умственной работы и отдыха, режим дня, роль схем и шпаргалок в процессе повторения и запоминания учебного материала.

2. Приемы снятия психоэмоционального и умственного напряжения.

3. Организация питания в условиях стресса.

4. Поведение в период прохождения экзамена.

  • консультирование по вопросам снятия психоэмоционального напряжения в период подготовки к итоговой аттестации;
  • психологическая поддержка выпускников в период проведения итоговой аттестации.

В целом, при реализации психологического сопровождения обязательными являются следующие мероприятия (необходимо учесть при планировании):

- в каждой параллели ежегодное изучение психоэмоционального состояния обучающихся, психологического климата в классном коллективе;

- при переходеобучающихся из начальной школы в среднее звено (4-5 классы) и из среднего звена в старшую школу (10 класс) проведение диагностического минимума по изучению адаптации к новым условиям обучения;

- проведение адаптационных мероприятий с обучающимися 5, 10 классов, в том числе индивидуальной и/или групповой работы с обучающимися, имеющими трудности в адаптации;

- коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе с детьми-инвалидами;

- психологическое сопровождение одаренных детей;

- психологическое сопровождение детей, находящихся на особом педагогическом контроле («группа риска»), в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, профессиональная ориентация обучающихся (с учетом возможностей школы по этим вопросам возможно сопровождение обучающихся 7-11 классов);

- психологическая подготовка обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ, просветительские мероприятия с родителями и педагогами;

- сопровождение педагогов в аттестационный период;

- профилактические мероприятия с родителями и педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде, профилактике суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного психологического климата в семье и установлению благоприятных детско-родительских отношений;

- размещение стендовой информации по вопросам психологии и оказания психологической помощи различным организациям (телефон доверия и т.д.) для обучающихся, педагогов и родителей;

- проведение организационно-методической работы, анализа результативности и эффективности психологического сопровождения.

Необходимо помнить, что любая деятельность, осуществляемая с обучающимися в образовательном учреждении, должна освещаться на мероприятиях для заинтересованных лиц (родителей и педагогов) в индивидуальной или групповой форме с учетом сохранения конфиденциальности информации. При предоставлении информации, наряду с этическими принципами и нормами, профессиональным кодексом, психолог должен держать втайне сообщаемую ему личную информацию; использовать процедуры и техники, не ущемляющие достоинство участников образовательного процесса; предоставлять возможность всем участникам образовательного процесса отказаться от продолжения работы на любом ее этапе.

 

Рекомендуемая литература:

1. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. / авт.-сост. С.А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2015

2. Бартышев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. – СПб.: Речь, 2005

3. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб.: Речь, 2004

4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и коллежде: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж. – М.: ВАКО, 2008

5. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт.-сост. Е.Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2011

6. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность / сост. И.В. Возняк и др. – Волгоград: Учитель: ИП Грин Л.Е., 2014

7. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка самоопределения старшеклассников: учеб.метод. пособие. – М.: Планета, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса

Основными направлениями деятельности, входящими в психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, являются:I....

Программа психологического сопровождения образовательного процесса

В данном материале представлены программа психологоческого сопровождения образовательного процесса, а также подпрограмма психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного...

Мастер-класс "Психологическое сопровождение педагогов, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика эмоционального выгорания. Балинтовская группа"

Балинтовские группы - еще одна разновидность групповой тренинговой работы, направленной на повышение профессиональной компетентности участников, их личностный и профессиональный рост...

Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»

В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...

Методическое сопровождение педагогов в условиях введения ФГОС ООО

Введение Федерального государственного образовательного стандарта  является сложным и многоплановым  процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подгот...