арттерапевтическая работа с детьми с проблемами в развитии в пришкольном лагере
статья по психологии по теме

Описывается трехлетний опыт работы с детьми в пришкольном лагере "Солнышко" , где арттерапия занимала большое место в воспитательном процессе.  Воспитателям лагеря была предоставлена коррекционно-развивающая программа по арттерапии для детей 7-11 лет. Проводились большие психологические игры "Маски-шоу", "Мы строим город", "День рождения бумажного человечка", "Рыцарский турнир", "Мой город".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горащенкова Лилия Марсельевна, педагог-психолог высшей категории, НСКОШ № 68 VIII вида

Арт-терапия как метод  социализации учащихся с ограниченными возможностями

     Художественное самовыражение детей в тех или иных формах способствует укреплению психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как весомый психогигиенический, психопрофилактический и псаихокоррекционный фактор. Основной целью деятельности психолога здесь является общая активизация детей, развитие навыков социального взаимодействия, тренировка практических навыков, мобилизация креативности, самовыражение и развитие когнитивных возможностей.   Выбор конкретных методов определяется условиями работы и степенью умственной отсталости. При ее легкой степени можно использовать практически весь арсенал арт-терапевтических методов. При более значительной степени умственной отсталости у детей могут наблюдаться определенные сложности в осмыслении задания, плохое понимание условий групповой работы и снижение коммуникативных возможностей. Предпочтение отдается упражнениям, предполагающим несложную работу с различными материалами главным образом для того, чтобы активизировать детей и развить сенсомоторные навыки, включая песок, гипс, соленое тесто, пластилин, цветную бумагу.

     В течении трех лет являюсь начальником пришкольного лагеря «Солнышко», где активно внедряю арт-терапию. В пришкольном лагере мы  ежедневно в течении 15 — 20  минут до зарядки предлагали каждому ребенку разукрасить различные фигурки фломастерами, цветными карандашами. Вначале, в первый день, были использованы фломастеры, потом ежедневно дети разукрашивали цветными карандашами. Тематика фигурок была различна: животные, насекомые, транспорт, принцессы, сказочные персонажи, времена года. 100 % детей были задействованы в творческом процессе, работа с цветом доставляла эстетическое удовлетворение. Одновременно шла диагностика состояния ребёнка на момент «здесь и сейчас».

          Также мы постепенно включали различные задания на развитие мышления, дети разукрашивали и выполняли задание. 40 % детей справлялись с заданием успешно, самостоятельно. 30 % детей нуждались в помощи взрослого, 30 % детей не осознавали задания.

       Каждый рисунок ребенка оформлялся в выставку и до конца лагеря висел на видном месте, а в конце каждому ребенку были отданы все рисунки.  Дети испытывали положительные эмоции при разукрашивании, получали эстетическое наслаждение от результата, общались друг другом, развивая навыки коммуникации. Нарушение поведения наблюдалось крайне редко.  

      Особый интерес у детей вызвало задание, где нужно было вырезать фигурку (детские обои акриловые с изображениями персонажей из мультфильмов)  и приклеить ее на лист А-4, и дорисовать сюжет. 60 % детей справились с заданием. 40 %  детей со значительной степенью умственной отсталости. испытывали трудности в придумывании сюжета  

     В течении трех лет мы в лагере проводим конкурс «Волшебный город», где у детей есть возможность поработать с песком и водой. Если в первые 2 года дети делали и индивидуальные работы, то в этом году они  произвольно разбились на творческие группы и работы были коллективными.  Это очень ценный момент, так как групповая работа предполагает умение договориться, распределить обязанности, умение обговаривать свой план действий.

     Очень интересно прошла мастерская по арт-терапии «Маски-шоу», где дети разукрашивали гипсовые заготовки. Перед разукрашиванием была проведена беседа, где актуализировались знания детей об масках, об истории их возникновения. Дети при работе с гипсом испытывали сильные положительные эмоции, им нравился процесс, получали эстетическое наслаждение от результата. Потом мы оформили выставку «Маски-шоу», где родители, педагоги и дети могли полюбоваться работами.

     Была проведена проектная игра «Мой город», где дети конструировали дома из коробок, цветной бумаги.

     Очень интересно проходит проектная игра «День рождения бумажного человечка». Дети разбиваются на группы и создают из бумаги и скотча одного человечка, придумывают, как его зовут, какой у него характер.  При проведении коррекционной работы отслеживалось эмоциональное состояние детей по цветовому тесту М. Люшера до  и после лагеря, где рассматривались такие показатели: работоспособность, показатель тревоги и интенсивности тревоги, показатель компенсации.

Анализируя данные наблюдения, можно отметить, что у 96 % детей было выражено позитивное отношение, в последствии у них улучшились отношения в классе со сверстниками и учителями.

     Таким образом, создание интересной для ребенка деятельности, в которой он творит и получает результат своего труда,  способствует развитию навыков социального взаимодействия, тренировка практических навыков, мобилизация креативности, самовыражение и развитие когнитивных возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия при работе с детьми с проблемами в развитии

Одно из направлений арттерапии – музыкотерапия.  Музыкотерапия - средство реабилитации, профилактики, повышения резервных возможностей организма; средство оптимизации творческих сил и воспитатель...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Методы и формы работы с детьми, имеющими проблемы в изучении математики.

Анализ опыта работы с учащимися  центра образования и  используемых методов и форм  педагогической работы....

Алгоритм работы с детьми, имеющими проблемы в обучении и поведении

Алгоритм работы с детьми, имеющими проблемы в обучении и поведении...

Особенности учебно - воспитательной работы с детьми, имеющими проблемы со зрением.

Данная категория детей нуждается в тифлопедагогической помощи. Учитель при работе с такими детьми должен учитывать особенности их психической деятельности, которые проявляются в сложностях осуществлен...