Модель базовых компетенций лицеиста
методическая разработка по психологии (10 класс) по теме

В материале представлена статья с основными этапами проведенной работы по созданию модели базовых компетенций лицеиста и полученными результатами. Статья сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon portret_liceista.ppt894.5 КБ
Microsoft Office document icon bazov_komp_stat4.doc106 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОРТРЕТ ЛИЦЕИСТА, выпускника Лицея №10 по материалам работы социально-психологической Службы

Слайд 2

Базовые компетенции лицеистов старшей ступени Здоровье-сбережение (З) Ценностно-смысловая ориентация в мире (Ц) Интеграция (И) Гражданственность (Г) САМО - совершенстование регулирование развитие (Само) Социальное взаимодействие (СВ) Общение (О) Познавательная деятельность (ПД) Информационные технологии (ИТ)

Слайд 3

ЗДОРОВЬЕ- СБЕРЕЖЕНИЕ ЗНАНИЕ норм ЗОЖ особенностей своего организма способов сохранения здоровья УСТОЙЧИВОСТЬ к аддикциям и девиациям СТРЕССО - устойчивость Способность к Эмоциональной САМОРЕГУЛЯЦИИ

Слайд 4

ЦЕННОСТНО- СМЫСЛОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОСОЗНАННОСТЬ жизненных ценностей МОДЕЛИРО- ВАНИЕ образа будущего ПРИНЯТИЕ решений и ОТВЕТСТВЕН- НОСТЬ ТОЛЕРАНТ- НОСТЬ

Слайд 5

ИНТЕГРАЦИЯ Способность к СИСТЕМНОМУ АНАЛИЗУ АКТУАЛИЗАЦИЯ знаний

Слайд 6

ГРАЖДАНСТ- ВЕННОСТЬ ЗАКОНО- ПОСЛУШНОСТЬ СОБЛЮДЕНИЕ Лицейских правил и Кодекса Лицеиста

Слайд 7

САМО- совершенст- вование регулиро- вание развитие САМО- СТОЯ- ТЕЛЬ- НОСТЬ в УД УВЕРЕН- НОСТЬ В СЕБЕ РЕФЛЕК- СИВ- НОСТЬ МОТИВА- ЦИЯ ДОСТИ- ЖЕНИЯ НОН- КОНФОР- МИЗМ ЦЕЛЕ- УСТРЕМ- ЛЕН- НОСТЬ УСТОЙ- ЧИВОСТЬ К КОНФ- ЛИКТАМ ЛИЧНОСТ- НАЯ КРЕА- ТИВНОСТЬ

Слайд 8

ОБЩЕНИЕ Владение приемами ОБРАТНОЙ СВЯЗИ Способность СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ УВАЖЕНИЕ к партнерам

Слайд 9

ПОЗ- НА- НИЕ САМО- КОНТ- РОЛЬ Склонность к АБСТРА- ГИРО- ВАНИЮ ДОСТИ- ЖЕНИЕ целей КРЕАТИВ- НОСТЬ мышления КРИТИ- ЧЕСКОЕ мышление ГИБКОСТЬ мышления Управ- ление РЕСУР- САМИ

Слайд 10

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Информационная КУЛЬТУРА

Слайд 11

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Подбор диагностических методов (19 методик) Проведение диагностики (10-11 классы, всего 167 человек) Обработка результатов и факторный анализ данных (7 базовых компонентов личности выпускника Лицея)

Слайд 13

ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ независимость (Нзав) принятие борьбы (Б) устойчивость к стерссовым ситуациям (стресс) умение находить и использовать ресурсы (СР) ценность материального благосостояния (МБл) культура общение (КО) устойчивость к конфликтным ситуациям (неустойчивость – УСТ) лидерство (2)…

Слайд 14

АДАПТИВНОСТЬ принятие других (ПД, ПрДр) принятие себя (Пс) внутренний контроль (ВК)

Слайд 15

СОТРУДНИЧЕСТВО общительность (общ) генерация идей (3) сотрудничество (С) критик (отбор идей)

Слайд 16

СТРЕМЛЕНИЕ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ поиск и наслаждение прекрасным (ЦО – НПр) воображение (В – Л креативность) любознательность (Л – ЛК) общение как ценность (Об) познание нового (ПН – ЦО) помощь и милосердие к другим людям (Пим - ЦО) признание и уважение людей (Вокр – ЦО)…

Слайд 17

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ продуктивность (прод – креативность) невысокая склонность к риску (Скл – Р) уникальность (креативность – уник) отдых как ценность (О) оригинальность (ори – креативность) обучаемость (лаб) неприятие борьбы (НБ)….

Слайд 18

ЗАКОНОПОСЛУШНОСТЬ соблюдение норм и правил (а) непринятие зависимого поведения (б) устойчивость к противоправным действиям (г) учет других мнений и принятие решения….

Слайд 19

МОТИВАЦИЯ К ДОСТИЖЕНИЮ УСПЕХА потребность в достижении (ПТд) стремление к сложности (Сл) автономность в учебной деятельности (СУД) организаторские способности (ОРг) здоровье как ценность (ЗД) целеполагание (Ц)….

Слайд 20

ПЕРСПЕКТИВА Утверждение окончательного варианта психологического мониторинга по ключевым параллелям (1, 4, 5, 8, 9,10,11 классы) Составление психологического портрета первоклассника, выпускника начальной, средней и старшей школы Отслеживание динамики индивидуально-личностного развития Лицеистов с последующей разработкой программ психологической поддержки Представление общих тенденций развития Лицеистов по базовым компонентам личности

Слайд 21

Выводы исследования Приоритетные направления в работе пед. Коллектива Принятие других – толерантность Воображение Рефлексия Роль – завершитель

Слайд 22

Принятие других спокойное отношение к проявлению индивидуальных особенностей окружающих зависит от уровня принятия самого себя (знаю себя, принимаю свои + и -) развитие командных навыков работы развитие умения слышать и принимать мнение отличное от собственного развитие способности понимать эмоциональное состояние и сопереживать; гибко выстраивать свою линию поведения, исходя из состояния партнера. создавать ситуации возможности выбора, альтернатив в учебной и внеучебной ситуации; не ставить ребенка в жесткую позицию исполнителя; демонстрировать своим поведением способность приводить к компромиссным решениям на основе уважения и доброжелательного отношения к ребенку; усилить блок социальных наук (обществознание, история, спецкурс по психологии) темами, связанными с толерантностью.

Слайд 23

Воображение способность видеть проблему с различных точек зрения способность находить новизну и необычность в обычном способность прогнозировать, представлять, предвидеть сужение границ восприятия ситуации, проблемы… склонность к шаблонному, стереотипному восприятию формирование навыка видеть плюсы и минусы в любой ситуации чаще предлагать представить себя на месте кого-то другого создавать ситуации, где есть место удивлению… предлагать задания с домысливанием (неопределенные задания, где нет одного правильного ответа) предлагать задания с возможностью прогнозировать последствия и результаты поощрять нестандартные, нешаблонные ответы. демонстрировать примеры собственного нешаблонного восприятия детей, дисциплины, темы урока….

Слайд 24

Рефлексия потребность и способность анализировать собственные мысли и чувства в различных жизненных ситуациях; умение менять свое отношение, действия и поступки в связи с полученной информацией (саморазвитие). рефлексии способен научить только рефлексирующий учитель.

Слайд 25

Роль - завершитель обязательность ответственность способность все делать вовремя и до конца обращать внимание, поощрять моменты проявления ответственности, обязательности; учить способам самоорганизации. проведение встреч с успешными людьми города и края.

Слайд 26

ПРОЙДЕМ ПУТЬ К УСПЕХУ ВМЕСТЕ?



Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЦЕИСТА

(из опыта работы МАОУ «Лицей №10» г.Перми)

В условиях введения нового федерального государственного стандарта образования многие образовательные учреждения сталкиваются с проблемой оценки результативности образовательного процесса, т.е. качества образования.

Как правило, результаты  качества работы образовательного учреждения отслеживаются по формальным показателям (количеству участников и победителей олимпиад, медалистов, 100-бальников и т.д.). При этом практически не рассматривается вопрос, насколько и как образовательная среда влияет на развитие индивидуальности растущего человека, формирование его личности.

Учитывая тот факт, что в новом стандарте установлены четкие требования к результатам освоения учебной программы (личностные, метапедметные и предметные), мы в своем образовательном учреждении сместили акцент с оценки количественных показателей достижений учащихся на систему качественной оценки развития личности учащихся. Так как именно ЧЕЛОВЕК с его индивидуально-личностными особенностями, ценностными установками, проявляющимися в его отношении к реальности (а не набором знаний, умений и навыков), является самым важным результатом образовательного процесса, и, следовательно, основным показателем качества образования в целом.

Мы пришли к необходимости представить и описать предполагаемый портрет выпускника нашего Лицея, потенциального студента, будущего профессионала, гражданина, Человека. Идеальный образ личности лицеиста – желаемый конечный «продукт» деятельности всей образовательной среды в целом. Для нас – это своеобразный эталон, в соотнесении с которым можно выявить основные тенденции индивидуально-личностного развития лицеистов и на основании этого оценить качество образования в Лицее.

В основу создаваемой нами модели выпускника был положен компетентностный подход, с точки зрения которого личность лицеиста была представлена через призму базовых компетенций. Таким образом, цель настоящего исследования – разработка модели базовых компетенций Лицеиста. Задачи исследования решались поэтапно.

1 этап – разработка гипотетической модели базовых компетенций лицеиста.

С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности  при решении актуальных для них проблем. Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования, поскольку выпускник Лицея – это будущий профессионал, обладающий способностями, свойствами и качествами личности, необходимыми для успешного осуществления деятельности.

В результате анализа теоретических аспектов компетентностного подхода в образовательной системе нами разработана гипотетическая модель базовых компетенций лицеиста. Данная модель включает в себя 9 основных компетенций. Каждой компетенции соответствует ряд измеряемых диагностическими методами показателей (переменных) (Таблица 1).

Таблица 1

Модель базовых компетенций лицеиста

Название компетенции

Содержание компетенции

1. Здоровьесбережение

Знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора здорового образа жизни

2. Ценностно-смысловая ориентация в мире и обществе

Ценности бытия, жизни, иерархия ценностных установок

3. Интеграция

Структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний

4. Гражданственность

Знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн)

5. Самосовершенствование, саморегулирование, саморазвитие

Личностная рефлексия и личностный рост, стрессоусточивость

6. Социальное взаимодействие

Взаимодействие с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол)

7. Коммуникация

Умение выражать свои мысли в устном, письменном диалоге, монологе, создание и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнесс-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента

8. Познание

Постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения,  проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность

9. Информационные технологии

Прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет технологией

2 этап – эмпирическое исследование базовых компетенций лицеиста. 

В исследовании участвовало 167 учащихся 10-11 классов. В качестве диагностического материала учащимся предлагался набор специально подобранных в соответствии с задачами исследования стандартизированных опросников (всего 19 методик). Для определения модели (структуры) базовых компетенций в выборке лицеистов был проведен факторный анализ изучаемых переменных с последующим Varimax вращением.

 В результате факторизации мы получили семь основных компонентов базовых компетенций лицеиста (Таблица 2).

Таблица 2

Факторная структура показателей базовых компетенций лицеистов

Показатели

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

Фактор 4

Фактор 5

Фактор 6

Фактор 7

Принятие себя

0,11

0,79

0,02

-0,07

0,00

-0,13

0,01

Принятие других

-0,07

0,73

0,13

-0,11

-0,14

0,23

0,12

Внутренний контроль

0,21

0,66

-0,13

0,23

0,06

0,07

0,20

Уникальность (креативность)

0,00

0,26

0,31

-0,27

0,48

-0,40

0,23

Продуктивность (креативность)

-0,06

0,34

0,22

-0,35

0,57

-0,30

0,03

Обучаемость

0,04

0,01

-0,22

0,07

0,36

0,18

0,25

Мыслительные  способности

-0,09

-0,07

0,09

0,07

0,57

0,01

0,05

Наслаждение  прекрасным

-0,09

-0,07

0,10

0,66

0,07

0,01

0,05

Помощь другим

-0,06

0,12

-0,01

0,45

-0,17

0,34

-0,16

Познание нового

0,03

0,09

0,17

0,53

0,03

0,21

0,10

Признание других

-0,06

0,01

-0,20

0,40

0,39

0,12

-0,13

Стремление к общению

0,19

0,02

-0,13

0,58

-0,09

-0,12

0,01

Стрессоустойчивость

0,65

0,19

-0,07

0,16

-0,08

0,12

0,06

Стремление к соблюдению норм

-0,07

0,14

0,20

-0,08

0,01

0,69

0,01

Непринятие зависимого поведения

0,03

-0,17

0,06

0,08

-0,09

0,75

-0,17

Устойчивость к противоправным действиям

0,08

-0,14

0,05

0,00

0,02

0,88

-0,03

Потребность в достижении

-0,19

-0,15

-0,07

0,05

0,26

0,06

0,74

Автономность  в учебной деятельности

-0,09

0,30

-0,33

0,05

-0,30

-0,08

0,64

Сотрудничество

-0,28

0,02

0,48

-0,10

-0,15

-0,17

-0,05

Учет мнения других

-0,16

0,06

0,41

-0,03

0,24

0,42

-0,29

Независимость

0,76

0,01

-0,05

0,03

-0,04

-0,08

0,09

Общительность

0,12

0,11

0,50

0,15

-0,18

-0,15

-0,10

Принятие борьбы

0,72

-0,35

-0,06

-0,03

0,04

-0,21

-0,07

Целеполагание

0,21

0,14

0,21

-0,04

0,00

-0,06

0,39

Умение находить ресурсы

0,59

0,10

0,24

-0,18

-0,29

-0,34

-0,03

Любознательность

-0,11

0,09

-0,12

0,60

0,04

-0,27

0,33

Воображение

-0,09

-0,14

0,21

0,64

-0,15

-0,12

0,25

Сложность

0,01

0,27

0,18

0,10

-0,14

0,00

0,71

Генерация идей

0,10

-0,02

0,49

0,41

0,07

0,06

0,13

Организаторские склонности

0,11

0,38

-0,30

0,21

-0,25

0,08

0,45

Собственные числа

3,84

3,74

3,38

3,49

2,87

3,44

3,29

Дисперсия

8%

8%

7%

7%

6%

7%

7%

В первый фактор с наибольшими нагрузками вошли показатели: независимость, принятие борьбы, устойчивость к стрессовым ситуациям, умение находить и использовать ресурсы. Данный компонент нами обозначен как жизнеспособность.

Во второй фактор с наибольшими нагрузками вошли следующие переменные: стремление к принятию других, принятие себя как личности и способность к внутреннему контролю. Компонент можно назвать как адаптивность.

В третий фактор с высокими нагрузками вошли переменные: общительность, способность генерировать идеи, отбирать их и стремление к сотрудничеству. Мы определили данный фактор как сотрудничество.

Четвертый фактор включает в себя: поиск и наслаждение прекрасным, воображение, любознательность, познание нового, стремление к общению, помощи другим, признание и уважение других людей. Фактор был назван стремление к самореализации.

В пятый фактор с высокими нагрузками вошли показатели: продуктивность, уникальность, собственно мыслительные способности и обучаемость. Компонент можно назвать интеллектуально-творческий потенциал.

Шестой фактор включает в себя такие показатели, как стремление к соблюдению норм и правил, непринятие зависимого поведения, устойчивость к противоправным действиям и умением учитывать мнения других. Полученный фактор мы называем законопослушность.

Седьмой фактор включает в себя: потребность в достижении, стремление к сложности, автономность в учебной деятельности, целеполагание, сложность, организаторские склонности. Компонент мы называем мотивация на достижение успеха.

Таким образом, гипотетическая модель, состоявшая из 9 компонентов,  была трансформирована в эмпирическую модель базовых компетенций лицеиста, включившую в себя 7 основных компонентов (компетенций): 1) жизнеспособность, 2) адаптивность, 3) сотрудничество,  4) стремление к самореализации, 5)  интеллектуально-творческий потенциал, 6) законопослушность и 7) мотивация достижения успеха.

В целом полученная модель базовых компетенций не противоречит гипотетическим разработкам. Компоненты получили интегрированный характер: отдельные компоненты гипотетической модели объединились, трансформировались  в компоненты  базовых компетенций эмпирической модели. Согласно сравнительному анализу выявлено невысокое развитие таких показателей, как «принятие других», «воображение», «рефлексия», «роль завершителя в групповой работе». Так как данные показатели вошли в структуру модели базовых компетенций, появляется возможность целенаправленного развития данных качеств личности лицеистов.

Этап разработки модели базовых компетенций, на наш взгляд, является стартовой площадкой для дальнейшего исследования развития базовых компетенций в условиях образовательного процесса. На ближайшее время перед специалистами социально-психологической службы стоят следующие задачи:

во-первых, возникла необходимость оптимизировать и скорректировать диагностический инструментарий согласно его надежности и валидности;

во-вторых, в соответствии с уже имеющейся моделью возникла потребность в разработке моделей базовых компетенций лицеистов начальной и основной школы;

в-третьих, появилась возможность проследить особенности развития и изменения базовых компетенций лицеистов на разных возрастных этапах и ступенях общего среднего образования на протяжении всего периода обучения.

Мы считаем, что изучение базовых компетенций лицеистов является приоритетным в работе социально-психологической службы Лицея, так как анализ полученных результатов позволяет разрабатывать и применять на практике обоснованные, актуальные, целенаправленные развивающие программы психологического сопровождения. Кроме того, обсуждение выявленных тенденций в личностном развитии Лицеистов позволит педагогическому коллективу скорректировать программы преподавания и воспитания, уделяя особое внимание  развитию «дефицитных» личностных качеств учащихся согласно модели выпускника.

Таким образом, полученная в ходе исследования информация, на наш взгляд, будет полезна учащимся (способствует расширению представлений о самих себе, может дать новый виток в процессе саморазвития), родителям (помогает взглянуть на личность ребенка объективно, без стереотипов), педагогическому коллективу (способствует выявлению  проблемных точек в учебно-воспитательном процессе и выстраиванию перспектив в дальнейшей педагогической практике). Кроме того, по результатам исследования администрация образовательного учреждения может принимать новые управленческие решения с целью постоянного повышения качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет. Формирование базовых компетенций посредством педтехнологий

Тематический педсовет. Теоретический вопрос педсовета. Презентация+ диагностика компетенций...

Реферат по теме «Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций»"

Данный реферат участвовал в конкурсе "Инновационная школа 2012" и получил высокую оценку жюри конкурса....

Формирования базовых компетенций личности в контексте учебного предмета. Учебно-методическая разработка.

Формирования базовых компетенций личности в контексте учебного предмета. Учебно-методическая разработка.Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школы №580Приморского района Санкт-Пете...

Теоретическая модель коммуникативной компетенции учащихся среднего школьного возраста

Обучению учащихся  использованию иностранного языка как средству общения призван способствовать коммуникативный подход, ознаменовавший новую «эру» в истории разработки проблем языкового обучения....

Формирование базовых компетенций при изучении дисциплины "Физика"

Материал представвляет собой методическую разработку, в которой рассматривается реализация компетентностного подхода при изучении дисциплины "Физика" в учреждении среднего профессионального образ...

Исследовательская деятельность как развивающая технология для формирования базовых компетенций

Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования. Современный ученик должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интегр...