Психологическое сопровождение эксперимента
методическая разработка по психологии по теме

Ерогина Нина Васильевна

Предлагается опыт работы психолога в течение шести лет в экспериментальной площадке"Шестилетняя начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ерогина Н.В.statya.doc71 КБ
Microsoft Office document icon eroginan.v..doc71 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Ерогина Нина Васильевна

Педагог-психолог ЦО№1453г. Москвы

E-mail: marinaerogina@gmail.com

Основные  биологические закономерности развития психики ребенка и взрослого едины, но организм ребенка более уязвим, чем организм взрослого. Физическое благополучие ребенка зависит от нормального функционирования всех его органов и систем, от соответствия роста и развития организма существующим биологическим законам, от наследственности.

Здоровье ребенка- понятие не только медицинское, но и социальное.

Социальное благополучие оценивается условиями жизни, обучения и воспитания, организацией отдыха, питания и технологией образования.
Социальное или психическое здоровье ребенка тесно связано с его духовным миром, образом жизни, мотивацией на сохранение и укрепление здоровья.

Ведущим показателем психического здоровья ребенка является его способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды,  включая и социальные условия.

На состояние здоровья ребенка влияет целый комплекс факторов, которые находятся в сложном взаимодействии друг с другом.

Главным вопросом для нас остается вопрос о том, почему психика  одного ребенка развивается нормально, а у другого возникают в этих же самых условиях различные проблемы.

Ведущим остается у каждого ребенка базовое доверие к жизни -  это удовлетворение аффективных потребностей: если ребенка любят, эмоционально разделяют его тревоги и заботы,  то это стимулирует его гармоничное психическое  и интеллектуальное  развитие.

Девизом работы нашего педагогического коллектива  стал такой:  « каждый ребенок - успешен!»

Центр образования№1453 участвует в эксперименте  по отработке

модели «Шестилетняя начальная школа». Одно из приоритетных направлений в этой работе - это организация комфортной образовательной среды  и гармоничная социальная ситуация развития.

        Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Это новый этап его жизни, где предстоит осваивать новые формы деятельности, вырабатывать новые формы отношений с  взрослыми и сверстниками.

        Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? Здесь большую помощь может оказать взаимосвязь детского сада и школы. Воспитатель выявляет готовность детей к обучению в школе, познавательные способности, состояние речи и особенности их социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка. Совместная работа воспитателя и учителя дает возможность детям с разным уровнем развития и разным уровнем подготовленности чувствовать себя комфортно в школе.

        Цели  совместной работы:

  1. Создать благоприятные условия в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности и творчества каждого ребенка.
  2. Увлечь детей перспективой школьного обучения.

 Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей(их обычно 50-60%0 адаптируется в течение двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию,  преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (их примерно30%)  требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу  выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами( дерутся , капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности  и в усвоении  учебных программ.

И, наконец, мы заметили, что в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной ( до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с  этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения  должен начинаться после «острого» периода адаптации.

Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации шестилетних детей к школе. Он должен быть сдержанным , спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Нецелесообразно вызывать в первые месяцы к доске детей, неуверенных в себе, стеснительных, демонстрировать перед  всеми ошибки отельных детей

Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, это может привести к нарушению психического здоровья ребенка.

Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школе, обеспечить благополучное развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей возможно лишь при продуктивном сотрудничестве школы и дошкольного учреждения.

В основу  такого взаимодействия положены принципы:

  1. природосообразности
  2. преемственности
  3. доступности
  4. непрерывности.

Часто в школу приходят дети читающие, считающие, но не умеющие наблюдать и сравнивать. Еще одна проблема – это недостаточное развитие внимания и образного мышления, а также умения выполнять элементарные речевые творческие задания. Чтобы этого избежать, необходимо изменить целевые ориентиры образовательной деятельности в процессе подготовки к школьному обучению. Должны преобладать не содержательные, а развивающие компоненты. Для решения этих проблем мы разработали программу преемственности детского сада и школы, которая помогает обеспечить мягкий переход ребенка на следующую ступень образования.

По нашему глубокому убеждению, учитель готовится задолго к встрече первоклассников. Создать широкое информативное поле для учителя поможет карта интересов, которую можно заполнить со слов воспитателя ДОУ.

        Карта интересов будущих первоклассников.

Ф.И. ребенка

Любимые игры

подвижные

дидакти-ческие

настольные

сюжетно-ролевые

словес-ные

логи-ческие

Адаптация будет мягкой, если учитель будет использовать любимые игры детей при организации их деятельности. А в сочетании с добрым позитивным отношением к ребенку учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка возникает атмосфера доверия.

        Для развития самостоятельности и активности детей очень полезны творческие задания. При планировании творческих заданий разной сложности важно фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика, что поможет смягчить протекание адаптации.

        Удачной нам представляется карта предпочтений будущего первоклассника.

Карта предпочтений будущего первоклассника.

(заполняется со слов родителей)

  1. Любимый цвет…
  2. Любимые герои мультфильмов, книг…
  3. Любимое занятие:
  4. Предпочтения в еде…
  5. Любимые совместные походы:

Из  бесед с родителями и воспитателями учитель черпает сведения, необходимые для поиска ресурсных стратегий  по созданию  доброжелательной атмосферы, стимулирующей

творчество первоклассников. А творческая деятельность, как известно, вызывает радость и принятие.

В своей работе мы применяем веерную стратегию сопровождения эксперимента. При  сопровождении мы учитываем следующие принципы:

  1. Принцип природосообразности;
  2. Принцип адаптивности;
  3. Принцип преемственности.

Стратегия сопровождения дошкольников:

  1. Ведущая деятельность - игровая
  2. Экспресс-диагностика»зоны ближайшего
  3. развития»
  4. Развитие познавательной, эмоционально - волевой, поведенческой сферы.
  5. Консультирование педагогов, родителей.

Стратегия сопровождения начальных классов:

  1. Ведущая деятельность -учебная
  2. Диагностический минимум по исследованию»школьного конвейера»
  3. Индивидуальная и групповая развивающая деятельность с учетом репрезентативных систем ребенка
  4. Формы: психотехнические игры, психо- гимнастика, микро-тренинги

Консультирование педагогов и родителей

   

Стратегия сопровождения среднего звена

  1. Ведущая деятельность-общение
  2. Диагностический минимум по исследованию
  3. личностной сферы(самооценка, акцентуация характера, коммуникативные беливы)
  4. Коммуникативные тренинги, ролевые игры
  5. Персонифицированное консультирование обучающегося
  6. Консультирование родителей и педагогов
  7. Диагностический минимум развития ребенка.

Стратегия сопровождения педагогов

  1. Методом экспертных оценок определение стиля
  2. взаимодействия педагога с детьми
  3. Экспликация и импликация успешных стратегий педагога
  4. Моделирование поведения в нестандартных ситуациях
  5. Тренинги личностного роста
  6. Тренинги взаимодействия с агрессивными,  гиперактивными детьми
  7. Тренинги коммуникативные
  8. Обучение педагогов получению обратной связи и проведению рефлексии
  9. Самодиагностика САН

Стратегия сопровождения родителей

  1. Индивидуальное консультирование при приеме
  2. ребенка в школу
  3. Тренинги взаимодействия с детьми
  4. Тренинги общения
  5. Групповые консультации по вопросам воспитания и развития ребенка
  6. Изучение запросов родителей к психологу, проверка их на обоснованность
  7. Челночная дипломатия при возникновении конфликтов
  8. Семейное  консультирование.

Сопровождение предполагает расширенную зону развития.  Наша модель  развивающей деятельности помогает создать систему, включающую  усилия разных специалистов по созданию развивающего поля.

Анализ полученных результатов  убеждает в эффективности эксперимента по отработке модели  «Шестиклассная начальная школа» и позволяет сделать следующие выводы:

Мониторинг, проводимый с концептуальных позиций, убедительно раскрыл положительную динамику и эффективность инновационных преобразований в рамках эксперимента.

Введение инноваций требует нового подхода к организации образовательного процесса, при этом психологическое сопровождение создает важные предпосылки для поиска ресурсов и повышения управленческой культуры.

Благодаря экспериментальной работе изменилось коммуникативное пространство урока, в том числе и в 7-8 классах.

Модернизация  образовательного процесса требует таких нестандартных подходов, какие активизировал проводящийся эксперимент.

Эксперимент помог выявить пути и резервы целенаправленного использования творческого потенциала коллектива Центра образования.

Следует отметить, что благодаря новой модели начальной школы успешно решена проблема адаптации детей к обучению в основной школе.

Становится неопровержимо убедительным тот факт, что в процессе экспериментальной работы возрастает информированность учителя, его мастерство.



Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Ерогина Нина Васильевна

Педагог-психолог ЦО№1453г. Москвы

E-mail: marinaerogina@gmail.com

Основные  биологические закономерности развития психики ребенка и взрослого едины, но организм ребенка более уязвим, чем организм взрослого. Физическое благополучие ребенка зависит от нормального функционирования всех его органов и систем, от соответствия роста и развития организма существующим биологическим законам, от наследственности.

Здоровье ребенка- понятие не только медицинское, но и социальное.

Социальное благополучие оценивается условиями жизни, обучения и воспитания, организацией отдыха, питания и технологией образования.
Социальное или психическое здоровье ребенка тесно связано с его духовным миром, образом жизни, мотивацией на сохранение и укрепление здоровья.

Ведущим показателем психического здоровья ребенка является его способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды,  включая и социальные условия.

На состояние здоровья ребенка влияет целый комплекс факторов, которые находятся в сложном взаимодействии друг с другом.

Главным вопросом для нас остается вопрос о том, почему психика  одного ребенка развивается нормально, а у другого возникают в этих же самых условиях различные проблемы.

Ведущим остается у каждого ребенка базовое доверие к жизни -  это удовлетворение аффективных потребностей: если ребенка любят, эмоционально разделяют его тревоги и заботы,  то это стимулирует его гармоничное психическое  и интеллектуальное  развитие.

Девизом работы нашего педагогического коллектива  стал такой:  « каждый ребенок - успешен!»

Центр образования№1453 участвует в эксперименте  по отработке

модели «Шестилетняя начальная школа». Одно из приоритетных направлений в этой работе - это организация комфортной образовательной среды  и гармоничная социальная ситуация развития.

        Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Это новый этап его жизни, где предстоит осваивать новые формы деятельности, вырабатывать новые формы отношений с  взрослыми и сверстниками.

        Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? Здесь большую помощь может оказать взаимосвязь детского сада и школы. Воспитатель выявляет готовность детей к обучению в школе, познавательные способности, состояние речи и особенности их социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка. Совместная работа воспитателя и учителя дает возможность детям с разным уровнем развития и разным уровнем подготовленности чувствовать себя комфортно в школе.

        Цели  совместной работы:

  1. Создать благоприятные условия в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности и творчества каждого ребенка.
  2. Увлечь детей перспективой школьного обучения.

 Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей(их обычно 50-60%0 адаптируется в течение двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию,  преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (их примерно30%)  требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу  выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами( дерутся , капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности  и в усвоении  учебных программ.

И, наконец, мы заметили, что в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной ( до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с  этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения  должен начинаться после «острого» периода адаптации.

Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации шестилетних детей к школе. Он должен быть сдержанным , спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Нецелесообразно вызывать в первые месяцы к доске детей, неуверенных в себе, стеснительных, демонстрировать перед  всеми ошибки отельных детей

Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, это может привести к нарушению психического здоровья ребенка.

Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школе, обеспечить благополучное развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей возможно лишь при продуктивном сотрудничестве школы и дошкольного учреждения.

В основу  такого взаимодействия положены принципы:

  1. природосообразности
  2. преемственности
  3. доступности
  4. непрерывности.

Часто в школу приходят дети читающие, считающие, но не умеющие наблюдать и сравнивать. Еще одна проблема – это недостаточное развитие внимания и образного мышления, а также умения выполнять элементарные речевые творческие задания. Чтобы этого избежать, необходимо изменить целевые ориентиры образовательной деятельности в процессе подготовки к школьному обучению. Должны преобладать не содержательные, а развивающие компоненты. Для решения этих проблем мы разработали программу преемственности детского сада и школы, которая помогает обеспечить мягкий переход ребенка на следующую ступень образования.

По нашему глубокому убеждению, учитель готовится задолго к встрече первоклассников. Создать широкое информативное поле для учителя поможет карта интересов, которую можно заполнить со слов воспитателя ДОУ.

        Карта интересов будущих первоклассников.

Ф.И. ребенка

Любимые игры

подвижные

дидакти-ческие

настольные

сюжетно-ролевые

словес-ные

логи-ческие

Адаптация будет мягкой, если учитель будет использовать любимые игры детей при организации их деятельности. А в сочетании с добрым позитивным отношением к ребенку учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка возникает атмосфера доверия.

        Для развития самостоятельности и активности детей очень полезны творческие задания. При планировании творческих заданий разной сложности важно фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика, что поможет смягчить протекание адаптации.

        Удачной нам представляется карта предпочтений будущего первоклассника.

Карта предпочтений будущего первоклассника.

(заполняется со слов родителей)

  1. Любимый цвет…
  2. Любимые герои мультфильмов, книг…
  3. Любимое занятие:
  4. Предпочтения в еде…
  5. Любимые совместные походы:

Из  бесед с родителями и воспитателями учитель черпает сведения, необходимые для поиска ресурсных стратегий  по созданию  доброжелательной атмосферы, стимулирующей

творчество первоклассников. А творческая деятельность, как известно, вызывает радость и принятие.

В своей работе мы применяем веерную стратегию сопровождения эксперимента. При  сопровождении мы учитываем следующие принципы:

  1. Принцип природосообразности;
  2. Принцип адаптивности;
  3. Принцип преемственности.

Стратегия сопровождения дошкольников:

  1. Ведущая деятельность - игровая
  2. Экспресс-диагностика»зоны ближайшего
  3. развития»
  4. Развитие познавательной, эмоционально - волевой, поведенческой сферы.
  5. Консультирование педагогов, родителей.

Стратегия сопровождения начальных классов:

  1. Ведущая деятельность -учебная
  2. Диагностический минимум по исследованию»школьного конвейера»
  3. Индивидуальная и групповая развивающая деятельность с учетом репрезентативных систем ребенка
  4. Формы: психотехнические игры, психо- гимнастика, микро-тренинги

Консультирование педагогов и родителей

   

Стратегия сопровождения среднего звена

  1. Ведущая деятельность-общение
  2. Диагностический минимум по исследованию
  3. личностной сферы(самооценка, акцентуация характера, коммуникативные беливы)
  4. Коммуникативные тренинги, ролевые игры
  5. Персонифицированное консультирование обучающегося
  6. Консультирование родителей и педагогов
  7. Диагностический минимум развития ребенка.

Стратегия сопровождения педагогов

  1. Методом экспертных оценок определение стиля
  2. взаимодействия педагога с детьми
  3. Экспликация и импликация успешных стратегий педагога
  4. Моделирование поведения в нестандартных ситуациях
  5. Тренинги личностного роста
  6. Тренинги взаимодействия с агрессивными,  гиперактивными детьми
  7. Тренинги коммуникативные
  8. Обучение педагогов получению обратной связи и проведению рефлексии
  9. Самодиагностика САН

Стратегия сопровождения родителей

  1. Индивидуальное консультирование при приеме
  2. ребенка в школу
  3. Тренинги взаимодействия с детьми
  4. Тренинги общения
  5. Групповые консультации по вопросам воспитания и развития ребенка
  6. Изучение запросов родителей к психологу, проверка их на обоснованность
  7. Челночная дипломатия при возникновении конфликтов
  8. Семейное  консультирование.

Сопровождение предполагает расширенную зону развития.  Наша модель  развивающей деятельности помогает создать систему, включающую  усилия разных специалистов по созданию развивающего поля.

Анализ полученных результатов  убеждает в эффективности эксперимента по отработке модели  «Шестиклассная начальная школа» и позволяет сделать следующие выводы:

Мониторинг, проводимый с концептуальных позиций, убедительно раскрыл положительную динамику и эффективность инновационных преобразований в рамках эксперимента.

Введение инноваций требует нового подхода к организации образовательного процесса, при этом психологическое сопровождение создает важные предпосылки для поиска ресурсов и повышения управленческой культуры.

Благодаря экспериментальной работе изменилось коммуникативное пространство урока, в том числе и в 7-8 классах.

Модернизация  образовательного процесса требует таких нестандартных подходов, какие активизировал проводящийся эксперимент.

Эксперимент помог выявить пути и резервы целенаправленного использования творческого потенциала коллектива Центра образования.

Следует отметить, что благодаря новой модели начальной школы успешно решена проблема адаптации детей к обучению в основной школе.

Становится неопровержимо убедительным тот факт, что в процессе экспериментальной работы возрастает информированность учителя, его мастерство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная карта психологического сопровождения учащихся, требующих особого психолого-педагогического подхода

В наше время, к сожалению, всё чаще встречаются подростки, которые нуждаются в особом индивидуальном психолого -педагогическом сопровождении. Данная карта, разработана для работы психолога, с целью ре...

Научно-методическое сопровождение эксперимента

Технология проведения методических дней. Уроки-лаборатории....

«Психологический клуб как форма альтернативного психологического сопровождения учащихся»

Представлен опыт работы педагога-психолога со старшеклассниками....

Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...

Программа индивидуального сопровождения ребенка VIII вида как часть адаптированной программы (психологического сопровождения )

Пояснительная записка.Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение цент...