Семинар для психологов "Конфликт"
план-конспект (психология) по теме

Информация для проведения семинара

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Право на фразу (очень старую) о непреодолимых барьерах

между людьми имеет лишь тот, кто пытается эти барьеры

преодолеть.

/Кароль Ижиковский/

Жизнь в обществе невозможна без взаимных уступок.

Джонсон Сэмюэль

Люди одиноки, потому что вместо мостов строят стены.

Ежи Лец



Предварительный просмотр:

1.Доверительный стиль общения.


2.Общение по принципу

«здесь и теперь».


3.Персонофикация высказываний.


4.Конфиденциальность всего происходящего в группе.

5.Недопустимость непосредственных оценок человека.


6.Активное участие в происходящем.


7.Уважение говорящего.



Предварительный просмотр:

Правила игры «Вынужденная посадка на Мобиусе»

Перемешайте карточки и положите их на стол лицом вниз.

• Берите по одной карточке. Прочитайте ситуацию. Каждая проблемная ситуация имеет два варианта решения: «А» и «Б». Ваша группа ДОЛЖНА выбрать один из   предложенных вариантов.

• По мере принятия каждого решения закрашивайте соответствующий квадрат   игровой доски, начиная снизу и продвигаясь вверх к спасательному маяку. Если   вы выбираете решение «А», закрасьте ОДИН квадрат. Если вы выбираете вариант «Б», закрасьте ДВА квадрата.

• Переходите к следующей проблеме только тогда, когда вы закончили решение   предыдущей.

• Хотя вариант «Б» и дает больше очков, чем вариант «А», вы не должны выбирать вариант «Б» ради того, чтобы продвигаться быстрее. Всегда делайте то, что выбирает ваша группа, даже если это решение замедлит продвижение.

• Вы не должны стремиться набрать какое - то определенное число квадратов.

• Когда ваша группа дойдет до спасательного маяка, подсчитайте, сколько ходов вы сделали. Внесите общее число ходов «А» и «Б» в квадрат внизу игровой доски.

• Участники начинают игру. Убедитесь, что все понимают ее правила, но не вмешивайтесь, за исключением случаев крайней необходимости.

• Некоторые группы закончат игру быстрее других. Предложите им обсудить нижеприведенные вопросы.



Предварительный просмотр:

1.Конкуренция. «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

2.Приспособление. «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».


3.Компромисс.

«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

4.Сотрудничество. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».



Предварительный просмотр:

Ситуация 1

Одна женщина из вашей группы любит петь. К сожалению, она поет все время. Некоторые не возражают, но других это бесит.

Вы:

А. Ничего не делаете и позволяете ей петь, когда она хочет.

Б. Требуете, чтобы она не пела, когда рядом находятся другие люди.

Ситуация 2

Несколько человек, получивших ранения во время крушения, замедляют продвижение вперед. Вы опасаетесь: все запасы продовольствия будут потрачены, прежде чем вы сможете добраться до маяка.

Вы:

А. Замедляете темп и рискуете жизнями других.

Б. Оставляете их, возможно, на гибель.


Ситуация 3

Возникли разногласия по поводу лидерства в группе. На выслушивание мнения каждого члена группы теряется много времени.

Вы:

А. Поддерживаете систему, позволяющую каждому высказать свое мнение.

Б. Голосуете за одного лидера, способного принимать быстрые решения.

Ситуация 4

Семья с ребенком инвалидом говорит, что не может ухаживать за ним надлежащим образом. Ребенок страдает.

Вы:

А. Предлагаете семье помощь другого человека.

Б. Ничего не делаете. Оставляете семью решать ее собственные проблемы самостоятельно.


Ситуация 5

У одной из женщин в вашей группе рождается ребенок. Он болен, и, возможно, умрет в пути.

Вы:

А. Задерживаете группу до тех пор, пока мать и ребенок достаточно не окрепнут, чтобы продолжать путь.

Б. Продолжаете путь, надеясь, что ребенок выживет.

Ситуация 6

Умирает старая женщина. Обнаруживается, что у нее была большая сумма денег, на которую претендует ее дочь.

Вы:

А. Позволяете дочери взять деньги.

Б. Заставляете ее сдать деньги, не допуская таким образом, чтобы она имела не справедливое преимущество при покупке еды.


Ситуация 7

Группа находит пруд, наполненный бледно зеленой жидкостью. Она имеет необычные свойства: улучшает настроение людей; но некоторые пьют слишком много, что делает их ленивыми.

Вы:

А. Позволяете им пить эту жидкость.

Б. Запрещаете пить из пруда.

Ситуация 8

14 летний мальчик ведет себя очень плохо и мешает продвижению всей группы. Родители не справляются с ним, но отказываются позволить кому либо другому попытаться призвать его к порядку.

Вы:

А. Уважаете желание родителей.

Б. Определяете мальчика в другую семью.


Ситуация 9

Один из лидеров группы заболел и нуждается в переливании крови. Несколько человек имеют ту же самую группу крови, но никто не изъявляет желания дать кровь из боязни получить заражение крови.

Вы:

А. Позволяете людям отказываться, если они хотят.

Б. Заставляете людей сдать кровь.

Ситуация 10

Один человек постоянно критикует стиль лидерства. Его замечания влияют на отношение других.

Вы:

А. Позволяете ему продолжать его критику.

Б. Предлагаете замолчать и отделяете его от группы.


Ситуация 11

Одна из женщин отказывается выполнять данные ей поручения, говорит, что это не имеет смысла — они все обречены. Она в глубокой депрессии.

Вы:

А. Оставляете ее в покое и позволяете делать то, что она хочет.

Б. Угрожаете наказать ее, если не будет работать.

Ситуация 12

Пожилая пара, чувствуя, что они задерживают группу, предлагает, чтобы их оставили.

Вы:

А. Помогаете им справляться с трудностями в пути.

Б. Принимаете их предложение.


Ситуация 13

Вы узнаете, что человек, которого вы назначили ответственным за запасы продовольствия, провел 6 месяцев в тюрьме за кражу. До сих пор он очень хорошо справлялся со своей работой.

Вы:

А. Доверяете ему и позволяете продолжать работать.

Б. Не рискуете и назначаете кого то другого ответственным за продовольственные запасы.

Ситуация 14

Между двумя людьми в вашей группе возник спор. Они собираются подраться сегодня вечером.

Вы:

А. Позволяете им устроить драку.

Б. Не допускаете драки, чтобы не присоединились другие.


Ситуация 15

На планете очень холодно. Некоторые люди лишились теплой одежды при крушении корабля.

Вы:

А. Позволяете людям оставить себе всю свою одежду, так как рано или поздно та, в которой они ходят, начнет изнашиваться и понадобится другая.

Б. Заставляете поделиться одеждой с остальными.

Ситуация 16

Кто то стал воровать. Одну женщину застали в тот момент, когда она брала деньги из сумки.

Вы:

А. Наказываете ее за одно преступление, которое она, как вы знаете, совершила.

Б. Наказываете ее очень сурово, дабы это послужило уроком остальным.



Предварительный просмотр:

Самым ценным материалом, дающим человеку важнейшие сведения о себе и своих отношениях с другими людьми, являются его субъективные переживания, связанные с конкретными ситуациями межличностного общения, его жизненный опыт.

Знакомство

В начале нашей работы каждый из вас оформит визитку, где должно быть указано тренинговое имя. Вы вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя друга или знакомого, реального политического деятеля, литературного героя и т.д. Вам предоставляется полная свобода выбора. Ваше тренинговое имя должно быть написано разборчиво  достаточно крупно. Эти визитки крепятся на булавки на груди так, чтобы все могли прочесть. В дальнейшем на всем протяжении занятия мы будем обращаться друг к другу по этим именам.

У вас есть 3 минуты для того, чтобы выбрать имя, оформить визитки  подготовиться к взаимному представлению. Основная его задача – подчеркнуть свою индивидуальность. Следует сказать о себе так, чтобы все участники сразу вас запомнили. Для этого мы садимся рядом, образуя большой круг. По очереди, называя себя, вы объясняете, почему взяли именно данное имя на время тренинга. При этом необходимо подчеркнуть свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности), которые действительно отличают вас от окружающих, являются стержнем вашей индивидуальности.

Правила группы

После того как выбраны имена и состоялось знакомство, можно приступить к изучению основных правил социаьно-психологического тренинга. Сейчас мы обсудим главные правила, а затем каждый сможет добавить свои дополнительные, характерные только для нашей группы правила.

  1. Доверительный стиль общения.

Для того чтобы получить наибольшую отдачу, добиться того, чтобы все участники максимально доверяли друг другу, следует в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предложить принять единую форму обращения друг к другу на «ты». Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта.

  1. Общение по принципу «»здесь и теперь».

Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как бояться показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Срабатывает механизм психологической защиты. Но основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых разнообразных проявлений характера, умения быть самокритичным  правильно реагировать на критику, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят лишь о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

  1. Персонофикация высказываний.

Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: «Большинство людей считают, что…» - на «Я считаю, то…», «Некоторые из нас думают, что…» - на «Я думаю, что...». Также мы отказываемся от безадресных высказываний  суждений.

  1. Конфиденциальность всего происходящего в группе.

Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Это помогает нам быть искренними, способствует самораскрытию. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

  1. Недопустимость непосредственных оценок человека.

При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действие и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим «Мне не нравится твоя манера общения».

  1. Активное участие в происходящем.

Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера, коллектив в целом. Не замыкаемся, даже если услышим о себе что-то не очень приятное. Не думаем только о себе, получив много положительных эмоций. Вы все время в группе, внимательны к другим, на интересны окружающие.

  1. Уважение говорящего.

Когда высказывается к5то-то из участников, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать все, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем его и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить.

Что такое конфликт?

Цель: дать рабочее определение конфликта, проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе.

Порядок работы:

Ведущий записывает посередине доски слова «конфликт – это…». Затем, обращаясь к группе, предлагает описать «это» другими словами. «Что такое по вашему конфликт?» Давайте запишем вокруг этого предложения все, что приходят в голову по поводу конфликта. Ведущий стимулирует группу к работе, повторяя незаконченное предложение «Конфликт – это…», - обращаясь ко всей группе и к отдельным участникам. После того, как коллективное описание конфликта зафиксировано, проводится анализ данного материала. В ходе анализа необходимо обратить внимание на бытовое определение конфликта: «Конфликт — это ссора…», разделив при этом поведенческие, содержательные и эмоциональные компоненты конфликта. Помочь в этом может такой пример: «Вы идете по коридору школы, видите двух ваших знакомых, которые разговаривают между собой. При вашем приближении они замолкают, обмениваются многозначительными взглядами и понимающе улыбаются друг другу. Пройдя мимо, вы невольно оборачиваетесь и видите, что они смотрят вам вслед. Неожиданно встретив ваш взгляд, они быстро отводят глаза и что-то начинают говорить друг другу… Между вами не произнесено ни единого слова, но вы уверены, что это — конфликт». Здесь может быть уместен риторический вопрос: «Есть в этой ситуации то, что характеризует ссору — громкие крики, взаимные оскорбления?»

Вывод, который делает группа, резюмируется ведущим: «Да, конфликт — это не всегда ссора. Ссора может сопутствовать конфликту, но это всего лишь неконструктивный способ выражения накопившихся эмоций. Так что же такое конфликт? Как вы понимаете „конфликт интересов"? Приведите пример ситуации, где интересы двух сторон не совпадают, и это ведет к конфликту».

Упражнение 2. Работа с ассоциативным рядом „конфликт". Участники рассаживаются в круг и получают инструкцию ведущего: «В фокусе нашего внимания — конфликт. Когда мы говорим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он выглядит в поведении людей. Сейчас мы исследуем, как конфликт отражается на внутреннем состоянии человека. Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется слово „конфликт". Какой образ подсказывает ваше воображение?»

После первого ряда произвольных ассоциаций можно провести следующие:

— если конфликт — это мебель, то какая?..

— если конфликт — это посуда, то какая?..

— если это одежда…

Определение конфликта

Приведем некоторые наиболее распространенные определения данного понятия в психологической науке.

«Психологический словарь»  опре деляет конфликт как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

В. В. Дружинин и его соавторы дают следующее определение конфликта: «Конфликт – способ разрешения корен ных противоречий, неразрешимых другим (логическим) путем».

Н. В. Гриши на рассматривает конфликт как биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоле ние противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами).

Структура конфликта

1.) объект конфликта не всегда лежит на по­верхности, чаще он скрыт от участников конфлик­та, но является центральной составляющей конф­ликтного взаимодействия. Конфликт может быть разрешен, только если объект четко определен. Неверное понимание объекта конфликта или его подмена усугубляют конфликтную ситуацию. Конфликт имеет причину и возникает по поводу неудовлетворения какой-то потребности, иногда эту причину или повод считают объектом конфликта. Человек будет стремиться удовлетворить эту потребность через ценности. Ценность—это объект конфликта. Выделяют социальные, материальные, духовные ценности, к обладанию которыми стремятся конфликтующие стороны;

2) предметом конфликта выступает противоречие, которое присутствует на протяжении всей конфликтной ситуации. Наличие противоречия заставляет оппонентов вступать в борьбу. Противоречие конфликта бывает объективным и воображаемым и проблемным для конкретного субъекта;

3) участники конфликта — это люди, которые вовлечены в конфликтную ситуацию. Виды участников по форме:

— отдельная личность;

— -социальная группа;

— организация;

— государство.

Выделяют основных и второстепенных участников. Среди основных противоборствующих сторон можно определить инициатора. Среди второстепенных — подстрекателей, организаторов. Эти лица не участвуют в конфликте напрямую, но способствуют развитию конфликта, вовлекают новых участников. Оттого, какую поддержку у окружающих имеет участник конфликта, какими связями, ресурсами, возможностями обладает, зависит степень его влияния и силы в конфликте. Индивиды, поддерживающие ту или иную конфликтующую сторону, образуют группу поддержки. На этапе разрешения конфликта могут появиться третьи лица — независимые посредники, которые помогают устранить противоречие. Привлечение судей, профессиональных медиаторов способствует ненасильственному разрешению конфликта;

4) социально-психологические условия и социальная среда, в которой разворачивается конфликт. Среда выступает помогающим или мешающим фактором для оппонентов и для медиаторов, так как способствует пониманию целей, мотивов, зависимостей, движимых участ­никами.

Характер конфликта зависит от субъективного восприятия конфликта (или образа конфликта). Выделяют три уровня субъективного отношения:

1) представление о самих себе;

2) восприятие других участников конфликтной ситуации;

3) понимание образа внешней среды.

Динамика конфликта

Конфликт — это явление, представляющее собой отрезок, но не точку на временной шкале. Этот отрезок может делиться на части, «начало» и «завершение» которых будут отдельными этапами конфликта. Развитие этапов и весь процесс конфликта определяют динамику конфликтного взаимодействия.

Возможные этапы (или стадии) конфликта:

1) предконфликтная стадия (латентный этап);

2) стадия открытого конфликта;

3) стадия завершения конфликта;

4) послеконфликтная стадия (этап нормализации отношений).

На латентном этапе возникает противоречие между субъектами или проблемная ситуация, которая после осознания сторонами вызывает определенные действия. Эти действия направлены на бесконфликтное разрешение проблемной ситуации. Участники аргументируют свои цели, определяют свое положение по отношению к другому участнику в возникшей ситуации. Если проблемная ситуация не разрешается, то предконфликтная стадия завершается возникновением объективной предконфликтной ситуации.

Стадия открытого конфликта — это непосредственные действия противоборствующих участников, составляющих конфликтное взаимо­действие. Этап начинается со столкновения сторон — инцидента, а затем продолжается взаимным обменом конфликтных действий. Каждое новое действие, направленное на оппонента, увеличивает эмоциональную составляющую взаимодействия, затрудняет рациональное восприятие действий и позиции другого участника. Это приводит к усилению столкновения и делает взаимодействие более агрессивным — наступает эскалация конфликта.

На стадии завершения конфликта степень противоборства ослабевает, взаимодействие становится не столь интенсивным и негативно окрашенным. Участники конфликта видят, что все их действия не приводят к поставленным целям и не разрешают противоречия, поэтому ищут другие способы урегулирования конфликтной ситуации. После чего конфликт разрешается. Форм разрешения конфликтов может быть достаточно много, но основными считают: затухание, разрешение, устранение проблемы, видоизменение конфликта в другой конфликт.

Послеконфликтная стадия необходима, чтобы восстановить разрушенные конфликтом межличностные отношения между участниками. Если конфликт разрешен способом, не полностью удовлетворяющим индивида, могут оставаться условия, которые мешают построить прежние отношения. В этом случае на послеконфликтной стадии происходит частичная нормализация отношений. Если участники завершенного конфликта видят необходимость совместной конструк­тивной деятельности и обоюдно стремятся восстановить прежние отношения, наступает полная нормализация межличностного взаимо­действия.

Пути выхода из конфликтной ситуации

Известно 5 основных стилей разрешения конфликтов, или стратегий поведения в конфликтной ситуации.

Уклонение. Человек, придерживающийся этой стратегии, стремиться уйти от конфликта. Эта стратегия может быть уместна, если предмет разногласий не представляет для человека большей ценности, если ситуация может разрешиться сама собой, если сейчас нет условий для эффективного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся.

Сглаживание. Этот стиль основывается на тезисе: «Давайте жить дружно». «Сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, конфронтации, призывая к солидарности. Отрицательные эмоции не проявляются, но они накапливаются. Рано или поздно оставленная без внимания проблема накопившиеся эмоции приведут к взрыву, последствия которого окажутся дисфункциональными.

Принуждение. Данный стиль связан с агрессивным поведением, для влияния на других людей здесь используется власть, основанная на принуждении, и традиционная власть.

Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет быстро разрушить конфликт. Но через некоторое время могут проявиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например, неудовлетворенность «половинчатыми» решениями. Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, т.к. осталась нерешенной породившая его проблема.

Решение проблемы (сотрудничество). Этот стиль основывается на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах— это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Так, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других,  а ищет решение проблемы.

Упражнение 3.

Ведущий делит группу на 4 подгруппы. Каждая из них выбирает представителя, которому из четырех карточек, предложенных ведущим, достается одна с названием одного из основных стилей в конфликте и с соответствующим девизом.

Содержание текстов на карточках:

1. Конкуренция. „Чтобы я победил, ты должен проиграть".

2. Приспособление. „Чтобы ты выиграл, я должен проиграть".

3. Компромисс. „Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть".

4. Сотрудничество. „Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть".

В течение 15 минут каждая подгруппа должна обсудить и подготовить в театрализованной форме конфликтную ситуацию, в которой демонстрируется данный вид поведения.

Через 15—20 минут подгруппы предъявляют свои результаты. Они называют „девиз", полученный в качестве задания. После каждой показанной сцены вся группа обсуждает ее с точки зрения соответствия „девизу" и заявленному стилю.

При несоответствии показанного в сцене конфликта поведения тому заданию, что было получено, группа и ведущий вносят в эту сцену коррективы, „на ходу" разыгрывая другой вариант. Обсуждение.

Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние его участников, на их чувства?

Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников и почему?

По каким причинам люди могут выбирать такой стиль поведения в конфликте?

Как можно охарактеризовать данный стиль с точки зрения настойчивости в отстаивании своих интересов и с точки зрения степени сотрудничества в отстаивании интересов других?

При обсуждении желательно фиксировать внимание на ключевом моменте — интересах сторон. Их помогают выявить вопросы: Почему противоположная сторона так себя ведет? Чего она опасается?

Игра «Вынужденная посадка на Мобиусе».

 Иногда люди оказываются в таких ситуациях, в которых их права вступают в

  конфликт.

— Лучший путь разрешения этих конфликтов — открытая дискуссия.

Что вам понадобится:

  1. История «Вынужденная посадка на Мобиусе».
  2. Игровая доска (карта).
  3. Карточки, на которых изложены проблемные ситуации.

Примечание. Вам понадобится по одному экземпляру игровой доски и одному комплекту карточек для каждой группы. Попросите учеников переписать их от руки или размножьте их на фотокопировальной машине.

Как выполняется задание:

• Разделите участников на группы по 3—4 человека.

• Раздайте каждой группе по игровой доске и комплекту карточек. Каждая проблемная ситуация должна быть на отдельной карточке.

• Прочитайте историю «Вынужденная посадка на Мобиусе».

• Прочитайте правила игры.

Правила игры:

• Перемешайте карточки и положите их на стол лицом вниз.

• Берите по одной карточке. Прочитайте ситуацию. Каждая проблемная ситуация имеет два варианта решения: «А» и «Б». Ваша группа ДОЛЖНА выбрать один из   предложенных вариантов.

• По мере принятия каждого решения закрашивайте соответствующий квадрат   игровой доски, начиная снизу и продвигаясь вверх к спасательному маяку. Если   вы выбираете решение «А», закрасьте ОДИН квадрат. Если вы выбираете вариант «Б», закрасьте ДВА квадрата.

• Переходите к следующей проблеме только тогда, когда вы закончили решение   предыдущей.

• Хотя вариант «Б» и дает больше очков, чем вариант «А», вы не должны выбирать вариант «Б» ради того, чтобы продвигаться быстрее. Всегда делайте то, что выбирает ваша группа, даже если это решение замедлит продвижение.

• Вы не должны стремиться набрать какое - то определенное число квадратов.

• Когда ваша группа дойдет до спасательного маяка, подсчитайте, сколько ходов вы сделали. Внесите общее число ходов «А» и «Б» в квадрат внизу игровой доски.

• Участники начинают игру. Убедитесь, что все понимают ее правила, но не вмешивайтесь, за исключением случаев крайней необходимости.

• Некоторые группы закончат игру быстрее других. Предложите им обсудить нижеприведенные вопросы.

• Когда все группы закончат игру, попросите назвать набранное ими количество очков и зачитайте им следующее:

Вынужденная посадка на Мобиусе

На маршруте «Земля — планета Фанфариа» туристический космический корабль «Войажер» попал в метеоритную бурю. Корабль получил серьезные повреждения, отказали все системы связи и не было возможности послать сигнал бедствия. Пилоту удалось совершить аварийную посадку на ближайшей планете Мобиус. Планета эта почти не исследована, но те, кто остался в живых, знают, что она имеет кислорородную атмосферу, подобную земной, и что путешественники, побывавшие на ней ранее, установили спасательный маяк на Северном полюсе Мобиуса. К сожалению, «Войажер» потерпел аварию на противоположном полюсе. Путь к маяку может занять несколько месяцев. Вы находитесь среди большой группы уцелевших людей, которые начинают свой путь к маяку. Вам удалось спасти кое какие запасы продовольствия и предметов первой необходимости, но на пути к маяку возникает ряд ситуаций, требующих вашего совместного решения. Если эти проблемы не будут быстро разрешены, может пострадать вся группа и вы никогда не дойдете до маяка.

Проблемы «Что делать?»

Ситуация 1

Одна женщина из вашей группы любит петь. К сожалению, она поет все время. Некоторые не возражают, но других это бесит.

Вы:

А. Ничего не делаете и позволяете ей петь, когда она хочет.

Б. Требуете, чтобы она не пела, когда рядом находятся другие люди.

Ситуация 2

Несколько человек, получивших ранения во время крушения, замедляют продвижение вперед. Вы опасаетесь: все запасы продовольствия будут потрачены, прежде чем вы сможете добраться до маяка.

Вы:

А. Замедляете темп и рискуете жизнями других.

Б. Оставляете их, возможно, на гибель.

Ситуация 3

Возникли разногласия по поводу лидерства в группе. На выслушивание мнения каждого члена группы теряется много времени.

Вы:

А. Поддерживаете систему, позволяющую каждому высказать свое мнение.

Б. Голосуете за одного лидера, способного принимать быстрые решения.

Ситуация 4

Семья с ребенком инвалидом говорит, что не может ухаживать за ним надлежащим образом. Ребенок страдает.

Вы:

А. Предлагаете семье помощь другого человека.

Б. Ничего не делаете. Оставляете семью решать ее собственные проблемы самостоятельно.

Ситуация 5

У одной из женщин в вашей группе рождается ребенок. Он болен, и, возможно, умрет в пути.

Вы:

А. Задерживаете группу до тех пор, пока мать и ребенок достаточно не окрепнут, чтобы продолжать путь.

Б. Продолжаете путь, надеясь, что ребенок выживет.

Ситуация 6

Умирает старая женщина. Обнаруживается, что у нее была большая сумма денег, на которую претендует ее дочь.

Вы:

А. Позволяете дочери взять деньги.

Б. Заставляете ее сдать деньги, не допуская таким образом, чтобы она имела не справедливое преимущество при покупке еды.

Ситуация 7

Группа находит пруд, наполненный бледно зеленой жидкостью. Она имеет необычные свойства: улучшает настроение людей; но некоторые пьют слишком много, что делает их ленивыми.

Вы:

А. Позволяете им пить эту жидкость.

Б. Запрещаете пить из пруда.

Ситуация 8

14 летний мальчик ведет себя очень плохо и мешает продвижению всей группы. Родители не справляются с ним, но отказываются позволить кому либо другому попытаться призвать его к порядку.

Вы:

А. Уважаете желание родителей.

Б. Определяете мальчика в другую семью.

Ситуация 9

Один из лидеров группы заболел и нуждается в переливании крови. Несколько человек имеют ту же самую группу крови, но никто не изъявляет желания дать кровь из боязни получить заражение крови.

Вы:

А. Позволяете людям отказываться, если они хотят.

Б. Заставляете людей сдать кровь.

Ситуация 10

Один человек постоянно критикует стиль лидерства. Его замечания влияют на отношение других.

Вы:

А. Позволяете ему продолжать его критику.

Б. Предлагаете замолчать и отделяете его от группы.

Ситуация 11

Одна из женщин отказывается выполнять данные ей поручения, говорит, что это не имеет смысла — они все обречены. Она в глубокой депрессии.

Вы:

А. Оставляете ее в покое и позволяете делать то, что она хочет.

Б. Угрожаете наказать ее, если не будет работать.

Ситуация 12

Пожилая пара, чувствуя, что они задерживают группу, предлагает, чтобы их оставили.

Вы:

А. Помогаете им справляться с трудностями в пути.

Б. Принимаете их предложение.

Ситуация 13

Вы узнаете, что человек, которого вы назначили ответственным за запасы продовольствия, провел 6 месяцев в тюрьме за кражу. До сих пор он очень хорошо справлялся со своей работой.

Вы:

А. Доверяете ему и позволяете продолжать работать.

Б. Не рискуете и назначаете кого то другого ответственным за продовольственные запасы.

Ситуация 14

Между двумя людьми в вашей группе возник спор. Они собираются подраться сегодня вечером.

Вы:

А. Позволяете им устроить драку.

Б. Не допускаете драки, чтобы не присоединились другие.

Ситуация 15

На планете очень холодно. Некоторые люди лишились теплой одежды при крушении корабля.

Вы:

А. Позволяете людям оставить себе всю свою одежду, так как рано или поздно та, в которой они ходят, начнет изнашиваться и понадобится другая.

Б. Заставляете поделиться одеждой с остальными.

Ситуация 16

Кто то стал воровать. Одну женщину застали в тот момент, когда она брала деньги из сумки.

Вы:

А. Наказываете ее за одно преступление, которое она, как вы знаете, совершила.

Б. Наказываете ее очень сурово, дабы это послужило уроком остальным.

Какой оказалась ваша группа?

8—10 ходов.

Ваши решения помогли всей группе быстро дойти до спасательного маяка, но некоторые люди могли потеряться в пути.

11—13 ходов.

Вы старались двигаться как можно быстрее, но тем не менее вы не игнорировали нужды определенных ее членов.

14—16 ходов.

Вы поставили желания отдельных членов группы над интересами всех остальных.

Это означает, что путь к маяку занял больше времени.

Теперь посмотрите снова на цель упражнения и задайте нижеприведенные вопросы с целью закрепления ключевой идеи.

Вопросы:

• Трудно ли было принимать некоторые решения в вашей группе? Какие? Почему?

• Дались ли вам некоторые решения легче других? Почему? Были ли такие решения, с которыми согласились почти все члены группы? Были ли решения, по которым ваша группа не могла прийти к общему согласию? Были ли в вашей группе люди, навязывающие свое мнение? Каждый ли участник имел возможность сказать свое мнение? Прибегали ли вы к голосованию по принятию того или иного решения?

• Все проблемы касались прав индивида и прав группы. О каких правах идет речь? (Участники могут определить это по соответствующим частям Сокращенного варианта Всеобщей декларации прав человека.)

• Многие из проблем, поставленных в игре, встречаются в реальной жизни. На пример, проблема распределения денег. Группа уцелевших в катастрофе была как бы мини копией нашего общества. Как подобные решения принимаются в реальной жизни? Считаете ли вы, что такой метод принятия решений справедлив? Приводит ли он к «хорошим» решениям? Что такое «хорошее» решение?

  Как еще могут приниматься решения?

Другие варианты работы:

• По каждой отдельной проблеме может быть проведена дискуссия. Некоторые проблемы связаны с такими вопросами, как инвалидность, наркотики, меры наказания, власть, всеобщее распределение богатства... В качестве проекта ученикам можно предложить рассмотреть реальные ситуации, аналогичные воображаемым ситуациям, описанным на карточках.

• Предложите классу написать небольшую пьесу, стихотворение, рассказ или   нарисовать картину, изображающую одну из проблемных ситуаций. Например, они могут представить себя на месте матери из ситуации 5. Что она переживает?   О чем она думает?

• Представьте, что ваша группа решила остаться на планете. Исходя из поставленных проблем, какие правила могли бы вы установить там с целью защиты прав бедных, больных и стариков? Как эти правила могли бы быть выработаны и что обеспечило бы их соблюдение?

Откровенно говоря

Вам нужно закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым высказать свое отношение. Будьте предельно откровенны.

Анкета

Дата занятия – тренинга ___________________

Мое тренинговое имя ______________________

1. Во время занятия я понял, что __________________________________
________________________________________________________________ ________________________________________________________________

2. Самым полезным для меня было _________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

3. Я был бы более откровенным, если _______________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

4. Своими основными ошибками на занятии я считаю _________________

________________________________________________________________ ________________________________________________________________

5. Мне не понравилось ____________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

6. На месте ведущего занятии я ____________________________________

________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Подпись



Предварительный просмотр:

В психологической структуре конфликтов выделяют несколько компонентов.

1. Познавательные компоненты. Взаимное восприятие особенностей каждой из конфликтующих сторон; интеллектуальные способности переработки информации и принятия решения; степень включённости личности в конфликтную ситуацию на различных этапах её развития; уровень самоконтроля участников конфликта; опыт работы с людьми и профессиональная подготовленность; самосознание, самопонимание и объективность в оценке своих возможностей.

2. Эмоциональные компоненты конфликта представляют собой совокупность переживаний его участников.

3. Волевые компоненты проявляются как совокупность усилий, направленных на преодоление разногласий и иных трудностей, возникающих в результате противоборства сторон, и на достижение целей, преследуемых участниками конфликта.

4. Мотивационные компоненты конфликта образуют его ядро и характеризуют сущность несовпадения позиций участников противоборства.

Кроме того, в структуру конфликта включают и предмет конфликта, под которым понимается всё то, по поводу чего возникло противоборство. Предмет конфликта характеризуется следующими особенностями.

Во-первых, он может быть как материальным, так и психологическим.

Во-вторых, он всегда достаточно значим для участников противоборства, хотя эта значимость может быть чисто ситуативной.

В-третьих, с практической точки зрения преодоление значительных трудностей при определения предмета в реальном конфликте обычно оправдывается и компенсируется возможностью относительно точно спрогнозировать поведение противоборствующей стороны, так как предмет конфликта является одним из факторов, определяющих это поведение.



Предварительный просмотр:

Анкета

Дата занятия – тренинга ___________________

Мое тренинговое имя ______________________

1. Во время занятия я понял, что __________________________________
________________________________________________________________ ________________________________________________________________

2. Самым полезным для меня было _________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

3. Я был бы более откровенным, если _______________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

4. Своими основными ошибками на занятии я считаю _________________

________________________________________________________________ ________________________________________________________________

5. Мне не понравилось ____________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

6. На месте ведущего занятии я ____________________________________

________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы выступления на семинаре "Использование разнотиповых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии".

Использование семинаров в профильном обучении химии органической химии. На городском семинаре данный опыт был представлен в форме выступления....

Городской семинар учителей русского языка и литературы

Тема семинара: "Формирование базовых компетенций учащихся на уроках  русского языка и литературы" Представлена теоретическая основа семинара и памятка по компетенциям....

Внутришкольный семинар " Неуспевающие учащиеся. Как им помочь"

Выступление завуча с элементами практического задания для педагогов+памятки для работы с "неуспевающими"...

Краевой семинар воспитателей коррекционных образовательных учреждений. Тема семинара: «Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время».

23 марта 2012 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока для слушателей курсов ПИППКРО был проведен краевой семинар на тему: «Развитие познавательных интересов и творческих спосо...

Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление на семинаре.

laquo;Системно-деятельностный подход как основа создания воспитательной модели школы »...

Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление №2 на семинаре.

 «Создание воспитательной модели   на основе внедрения комплекса  технологий деятельностного типа  в условиях реализации ФГОС»...