Методическая разработка к изучению темы "Психология малых социальных групп".
методическая разработка (психология) по теме

Данная разработка представляет собой систему заданий, последовательное выполнение которых, позволит хорошо освоить данную тему. Основные дидактические единицы: малая социальная группа, виды и структура, динамика и уровни развития, статус личности в группе, социально-психологический климат. Задания для изучения разнообразные: конспектирование, заполнение таблицы, написание мини-реферата, контрольные вопросы и задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2012_psihologiya_malyh_socialnyh_grupp.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга

Методическая разработка

к изучению темы « Психология малых

социальных групп»

                                                                           (по курсу « Социальная психология»).

Пояснительная записка.

                                      Уважаемые студенты

          Психологическая реальность в окружающем нас мире и в нас самих представлена в двух основных и взаимосвязанных ипостасях: психика каждого человека и психологии групп людей, общностей разного масштаба.

Человек живёт и трудится совместно с другими людьми, образуя с ними разные общности, которые представлены в виде многочисленных групп.

      Малая группа является основой человеческого общества, его основной ячейкой.

     

   Тема   « Психология малых социальных групп» является одной их центральных тем курса « Социальная психология». Изучать эту тему необходимо для того, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в малых группах, какое значение они играют в жизни человека, какие процессы в них происходят.

     Целью данной методической разработки является оказание помощи студентам в изучении данной темы; закрепление навыков самостоятельного изучения темы; уточнение и конкретизация полученных знаний; развитие логики, любознательности и активности.

Для изучения учебного материала предлагается следующий план работы:

  1. Изучить тему теоретически по предложенному плану и литературе.
  2. Написать учебный реферат.
  3. Ответить на предложенные вопросы.
  4. Выполнить ряд заданий для уточнения, закрепления и проверки полученных знаний.

Желаем успеха!

Этапы и последовательность работы над темой.

     1 этап.    Изучить тему по предложенному плану и литературе.

План:

  1. Понятие малой социальной группы.
  2. Виды малых социальных групп.
  3. Понятие психологии малой группы.
  4. Социально-психологическая структура малой группы.
  5. Характеристика социально-психологических процессов в малой группе.

Литература:

  1. Андриенко Е.В. «Социальная психология», М., 2003
  2. Каменская Е.Н. «Социальная психология», Р-на/Д., 2005
  3. Крысько В.Г. « Социальная психология», М., 2004
  4. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. « Социальная психология», Москва-Новосибирск, 2001
  5. Столяренко А.М. «Социальная психология», М., 2001
  6. Сухов А.Н. «Социальная психология», М., 2004.

    2 этап.    Выполнение учебного реферата.

Тема: « Психология малой социальной группы».

План:

  1. Понятие и виды малой социальной группы.
  2. Композиционная структура и динамические процессы в малой группе.
  3. Сплочение малой группы: особенности и механизмы.
  4. Особенности общения в малой группе.
  5. Руководство малой группой. Особенности принятия решений в малой группе.
  6. Конфликты в малой социальной группе.

Литература: 

  1. Гришина Н.В. « Взаимоотношения в коллективе», Л., 1989 г.
  2. Донцов А.И. «Проблема групповой сплочённости», М., 1989 г.
  3. Донцов А.И. « Психология коллектива», М., 1989 г.
  4. Агеев В.С. «Межгрупповые взаимодействия», М.,1990 г.
  5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., «Психология малых групп», М.,1991
  6. Крысько В.Г. « Социальная психология», М.,2004 г.
  7. Парыгин Б.Д. «Социально – психологический климат коллектива», СПб.,2000 г.
  8. Сущенко С.А. «Социальная психология», Ростов на Дону, 2005 г.

     

      3 этап.   После написания реферата попробуйте ответить на

                          следующие вопросы:

  1. Что такое малая социальная группа?
  2. Чем малая группа отличается от других социальных общностей?
  3. Какие виды малых социальных групп вы знаете?
  4. Каковы особенности системообразующих компонентов психологии малой группы?
  5. Из каких компонентов состоит социально-психологическая структура малой группы?
  6. Какие социально – психологические процессы происходят в малой группе?
  7. Каковы основные признаки социальных групп?
  8. Какое значение в жизни личности играет малая социальная группа?

      4 этап.   Для уточнения и закрепления изученного материала

                          выполните следующие задания.

Задание 1.

Дайте определение следующим понятиям:

Малая группа – это …………………………………………………………..

Взаимоотношения – это………………………………………………………

Групповые настроения – это………………………………………………….

Статус личности в группе – это……………………………………………….

Социально-психологический климат – это……………………………………

Групповое давление – это………………………………………………………

Динамика группы – это…………………………………………………………

Задание 2.      Заполните таблицу.

Факторы, определяющие

социально-психологический

климат в группе

             


Объективные


Субъективные

 

 1

 2

 3

 4

 5


   1

   2

   3

   4

   5

   6

Задание 3.  Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы.

Ситуация: Группа студентов одного из вузов выезжала в выходной день на экскурсию по историческим местам. В пути следования и во время экскурсии между ними сложились тёплые, дружеские взаимоотношения. Многие делились своими впечатлениями от предыдущих поездок. Другие рассказывали о забавных случаях, которые с ними случались. Всё это вызывало положительную эмоциональную реакцию экскурсантов. Все студенты остались довольны и возвращались в приподнятом настроении.

Вопросы:

  1. Что лежало в основе временного объединения экскурсантов в группу?
  2. К какому виду малых групп по классификации А.В. Петровского относится данная группа студентов?
  3. Какие групповые процессы можно выделить в данном случае?
  4. Что можно использовать для группового сплочения?
  5. При каких условиях группа сформируется в коллектив?
  6. Почему общение в данной группе стало приятным?

Задание 4.  Назовите авторов, разработавших частные теории

                    групповой психологии:

  1. Теории сплоченности -……………………………………
  2. Теории социальной власти- ………………………………
  3. Теории соперничества-сотрудничества- …………………
  4. Теории внутригруппового давления - ……………………
  5. Теории групповых притязаний - ………………………….

Задание 5.  

Составьте развёрнутую социально-психологическую характеристику любой группы, которую вы хорошо знаете (класс, трудовой коллектив, дошкольная группа и др.), с описанием всех параметров группы и интегральных психологических характеристик.

Задание 6.  С какой целью вы бы использовали в малой группе ( подгруппе) игру «Делай, как я» со следующим содержанием:

     Ведущий просит участников игры встать в круг и объясняет правила игры. Один из участников придумывает какое-либо движение и показывает его, начиная тем самым игру. Остальные, все вместе, в полном молчании повторяют его. Действие выполняется до хлопка ведущего. После хлопка своё действие показывает следующий по кругу участник. Остальные вновь повторяют его. И так пока круг не замкнётся.

Задание 7.   Как вы  понимаете следующие высказывания?

                     Обоснуйте свою точку зрения.

«…Тот, кто воображает, что может обойтись без других, очень ошибается, но тот кто воображает, что без него не могут обойтись люди, ошибаются ещё больше.»

                                                                                                     Ф. Ларошфуко

« Во всех отраслях человеческой деятельности только те направления достигают блестящего развития, которые находятся в живой связи с потребностями общества».

                                                                              Н.Г. Чернышевский.

Задание 8.    

Проанализируйте результаты проделанной работы.

Выделите учебный материал, усвоенный вами хорошо. Составьте план углублённого изучения тех вопросов темы, которые были усвоены недостаточно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль социальных способностей в малых социальных группах школьников

В статье рассматриваются особенности малых социальных групп, каковыми являются, например, ученические классы. Дается определение понятия "группа", "социальная группа", "малая группа".Особенностями вза...

Материалы открытого урока по обществознанию. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня, завтра.

Урок по обществознанию "Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня и завтра"  Предлагается методический материал открытого урока по технологии "Социальный проек...

Методическая разработка тренинга общения в малой группе

        Тренинг личностного роста представляет собой разновидность социально-психологического тренинга, направленного на развитие психиче процессов (познавательных, волевых ...

Особенности психологии малых социальных групп

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между соц...

Семья как малая социальная группа

В данной теме рассмотрены следующие вопросы: понятие "семья", функции семье, типы семьи, тенденции развития современной семьи....