Программа курса для летней школы изучения английского языка
материал по психологии по теме

Гусарова Татьяна Сергеевна

Курс «Психологическое сопровождение каникулярного отдыха детей в летней школе изучения английского языка и страноведения США» предназначен для психологов и учителей английского языка. Основная идея программы - представление возможностей для раскрытия творческих способностей детей в ходе изучения английского языка, создание условий для самореализации их потенциала. Пребывание в летней школе изучения английского языка – это время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:


_____________________ / Бабина Е. И.


Координатор летней школы изучения английского языка и страноведения США/

Access Summer School - 2012


«_____» ______________________ 2012 г.

Программа курса

для летней школы изучения английского языка и страноведения США /

Access Summer School - 2012

«Психологическое сопровождение

каникулярного отдыха детей в летней школе изучения английского языка и страноведения США»

Составитель:

педагог-психолог

Гусарова Т.С.

Губкин

2012

Пояснительная записка

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период является благоприятным для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Для обучающихся общеобразовательных учреждений города Губкина Белгородской области была организована летняя школа изучения английского языка и страноведения США.

В рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения каникулярного отдыха детей в летней школе изучения английского языка педагогом-психологом была создана программа «Психологическое сопровождение каникулярного отдыха детей в летней школе изучения английского языка и страноведения США». Основная идея программы - представление возможностей для раскрытия творческих способностей детей в ходе изучения английского языка, создание условий для самореализации их потенциала. Пребывание в летней школе изучения английского языка – это время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта.

Цель: организация психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, посещающих летнюю школу изучения английского языка и страноведения США.

Задачи:

  1. Содействие процессу личностного развития, реализация творческого потенциала, развитие самосознания.  
  2. Обеспечение достаточного уровня адаптации учащихся к новой обстановке.
  3. Создание психологически комфортных условий для развития коммуникативной компетенции учащихся летней школы.  

Занятия в форме психологического тренинга проводятся ежедневно, чередуясь с занятиями и практикумами по английскому языку, краеведению. Тренинг - это форма активного обучения и метод создания условий для самораскрытия. Групповой психологический тренинг является наиболее эффективной формой групповой работы и представляет собой совокупность активных методов практической психологии.

Календарно-тематический план

№ п/п

Тема

Дата

1

Занятие 1. Вводное занятие.

13.06.

2

Занятие 2. Знакомство.

14.06.

3

Занятие 3. Узнаем друг друга.

15.06.

4

Занятие 4. Публичное выступление.

16.06.

5

Занятие 5. Мои ресурсы.

17.06.

6

Занятие 6. Шаги к успеху.

18.06.

7

Занятие 7. Мои возможности.

19.06.

8

Занятие 8. Кто Я?

20.06.

9

Занятие 9. Сердце группы.

21.06.

10

Занятие 10. Итоговое занятие.

22.06.

Использованные ресурсы

1. Гребнева В.В. Любить и познавать. Психология для кураторов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 200 с.

2. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006. – 160 с.

3. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256 с.

4. Матвиенко А.И. Исполнение желаний. Организация психолого-педагогического сопровождения каникулярного отдыха детей в пришкольных и детских оздоровительных лагерях // Журнал «Школьный психолог». 2012. № 5. С. 18-21.

Приложение

Сценарий тренинговых занятий по  программе

«Психологическое сопровождение каникулярного отдыха детей в летней школе изучения английского языка и страноведения США»

Занятие 1.

Вводная часть. Вступительное слово педагога-психолога о целях и задачах данного тренинга. Выработка правил группы.

Упражнение «Портретная галерея»

Каждый участник получает лист бумаги, на котором должен нарисовать свой портрет, а затем представить себя. Обсуждение (легко или трудно было изобразить самого себя, поняли ли другие, что вы хотели сказать своим рисунком).

Упражнение-разминка «Карандаши»

Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад (карандаши удерживаются подушечками указательных пальцев). Сначала участники работают в парах, потом объединяются по трое, четверо и т. д.

Занятие 2.

Разминка «Встреча на узком мостике»

Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу на расстоянии около 3-х метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы стретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за ее пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. Может одновременно функционировать 2-3 «мостика».

Упражнение «Имя+прилагательное»

Каждый участник называет имя своего соседа справа, добавляя к нему эпитет на ту же букву, с которой начинается имя (Татьяна — таинственная, Андрей — активный и т. п.).

Игра «Ассоциации»                 

Участники получают инструкцию: «Ассоциации — это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Сейчас вам нужно будет давать ассоциации на определенное слово или словосочетание. Направление вашей мысли будет задано (например, с каким фруктом ассоциируется услышанное). Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: английский язык...». Варианты: посуда, музыка, цвет, геометрическая фигура, фильм, транспорт, настроение, сказочный персонаж, вкус, погода, время года, цветок, мебель, животное, книга, природное явление, время суток, день недели, профессия, еда, дерево, птица, строение).

Упражнение «Записки»

Каждый участник получает небольшой лист бумаги, на котором может написать то, что пожелает. Это могут быть пожелания кому-либо, впечатления, философские мысли и т.п. Психолог сообщает, что эти записки будут прочтены на последнем занятии.

  Рефлексия занятия.

Занятие 3.

Игра «Меняются те, кто...»

Участники сидят на стульях. Доброволец стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он — водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: «Меняются те, кто в черных ботинках» или: «Меняются все девушки». Все участники группы, которые обладают указанным свойством, должны встать со своего места и поменяться местами. Водящий во время обмена местами должен успеть занять чье-то временно освободившееся место. Тот, кто остался без стула становится водящим.

Интервью - «Ледокол».

Инструкция: Сейчас каждый из Вас возьмет картинку, а затем, перемещаясь по аудитории, найдет себе партнера с такой же картинкой. Вам предлагается в течение пяти минут взять друг у друга интервью, познакомившись как можно ближе. А теперь займите место в общем кругу, сохраняя пары. Сейчас каждая из пар по очереди представит друг друга, стараясь презентовать своего партнера. На это Вам дается 1 минута.

Это будет выглядеть следующим образом. Один из вас встанет за стулом, на котором сидит ваш партнер и, положив ему руки на плечи, расскажет о нем на английском языке. После этого поменяетесь местами.

После того, как участники выполнят упражнение на русском языке, предлагается повторить его на английском языке.

Рефлексия занятия.

Занятие 4.

Игра «Скалолаз»

Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы, образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего – пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т.е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников. Участники с одного конца «скалы» поочередно пробираются к другому, где вновь «встраиваются» в нее.

Упражнение «Публичное выступление»

Всем участникам предлагается придумать какое-нибудь слово и, написав его на листе, отдать одному из участников группы. Получивший послание должен без подготовки выступить с докладом по предложенной теме. Речь должна быть информативна, выразительна, понятна, эмоциональна. Психолог может останавливать докладчика, предлагая ему новую роль (воспитатель детского сада, профессор на международном симпозиуме, землянин перед аудиторией марсиан, репер, пятилетний ребенок и т.п.). Можно попробовать выполнить этой упражнение на английском языке.

Рефлексия занятия.

Занятие 5.

Игра «Счет до 30»

Участники должны досчитать до 30, каждый называет только одно число. Тот, кому выпадает число, которое делится на 3 или в котором есть тройка, вместо этого числа говорит «Не собьюсь».        

Упражнение «Мои ресурсы»

Ученики  делят лист бумаги на две части. В одной части пишут: «Чем я могу похвастаться». Пусть дети запишут те свои качества и характеристики, которые считают своими сильными сторонами. Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может мне помочь в успешном овладении иностранным языком». Пусть ученики напротив каждой своей сильной стороны напишут, каким образом она сможет им помочь в изучении английского языка. Желающие озвучивают результаты выполнения упражнения.

Упражнение «Поиск предметов»

Участники разбиваются на пары. Один человек из пары выходит в коридор, а второй прячет в помещении небольшой предмет (авторучку, карандаш, мел и т.п.). Спрятав предмет, участник зовет своего напарника, который входит в помещение и сразу закрывает глаза. После этого «слепой» приступает к поиску предмета, а оставшийся с открытыми глазами «поводырь» дает ему все необходимые для этого указания на английском языке (в каком направлении и на сколько шагов пройти, куда протянуть руку и т.д.). Глаза открываются только тогда, когда предмет найден.  

Рефлексия занятия.

Занятие 6.

Игра «Изобрази жестами»

Участники выстраиваются в ряд. Ведущий показывает первому участнику картинку с изображением какого-либо предмета. Тот, в вою очередь, должен похлопать по плечу следующего участника, приглашая его повернуться, и жестами изображает предмет. Последний называет то, что было изображено на картинке.

Упражнение «Коллективный рассказ»

Психолог раздает участникам карточки с изображенными на них картинками. Первый участник начинает коллективный рассказ на тему, отраженную в его карточке. Все участники, следя за сюжетом, прибавляют строчку. Психолог направляет участников, чтобы они не нарушали сюжет и не уходили от темы, заявленной первым участником группы. После раздачи второй серии картинок упражнение выполняется на английском языке.

Упражнение «Шаги к успеху»

1. На левой стороне листа нарисуйте лестницу. На каждой ступеньке напишите действие, которое приведет вас к успеху (на вершину лестницы). Например, на вершине будет ваша цель пребывания в английском лагере, тогда пять шагов на пути к ней будут какими?

2. Закройте глаза и представьте себе каждый шаг. Вы увидите слова и образы, которые им соответствуют. Не открывайте глаза, пока отчетливо не увидите каждый шаг.

3. Составьте список всего, что вам мешает. Глубоко вдохните и «выдохните» отвлекающие мысли.

Рефлексия занятия.

Занятие 7.

Упражнение «Снежки»

Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите бумагу, скомкайте ее как можно плотнее. У вас есть возможность «закидать снежками» команду соперников. Не переходите разделительную черту. Начинаем и заканчиваем по сигналу. Выигрывают те, на чьей половине окажется по завершении меньше «снежков».

Запомните, с каким воодушевлением вы сражались до последнего. Пусть этот боевой задор сопровождает вас все время участия в лагере.

Анализ:

• Какие ваши ощущения до и после упражнения?

• Можно ли таким образом расстаться с напряжением?

Игра «ССВ (сильные, слабые, возможности)»

Каждое мероприятие для каждого участника может характеризоваться с трех сторон. Сильная сторона — то, что помогает участнику достичь успеха в мероприятии. Слабая сторона — то, что может помешать. Возможности — то, что можно получить хорошего, полезного в ходе и по результатам мероприятия.

Разбейтесь на три подгруппы. Возьмите лист с одной «стороной» (сильная, слабая, возможности) и раскройте свою сторону относительно участия в английском лагере.

Обсуждение результатов в последовательности: сильная, слабая, возможности.

Упражнение «Радуга»

1. Закройте глаза. Представьте, что перед вами находится экран. На экране вы видите радугу - цвета, которые вам нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Вы видите то, что описываю я, или то, что захотите сами.

2. Первый цвет - красный. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда холодно. Иногда слишком много красного нас злит. Иногда он напоминает нам о любви. Что вы думаете, когда смотрите на красный цвет?

3. Следующий цвет - голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает вас, как купание в озере. Что вы видите, когда думаете о голубом?

4. Желтый цвет приносит нам радость. Он согревает, как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Что вы думаете, когда смотрите на желтый цвет?

5. Зеленый - цвет природы. Если мы больны или нам не по себе, зеленый помогает нам чувствовать себя лучше. Что вы думаете, когда смотрите на него?

Замечаете ли вы, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие? Попробуйте также увидеть другие цвета.

Анализ:

• Каковы были ваши ощущения во время выполнения этого упражнения?

• Какой цвет наиболее эффективно повлиял на ваше самочувствие и настроение?

Рефлексия занятия.

Занятие 8.

Игра «Путаница»

Определяется ведущий, который выходит за дверь. Участники берутся за руки, не разрывая рук, запутываются в «клубочек». Ведущий должен распутать их.

Упражнение «Кто я?»

Каждый участник должен написать на английском языке загадку, в которой он описывает самого себя. Например, кто-нибудь из мальчиков может написать: «Я мальчик. Живу в белом доме. Люблю гулять с собакой. Умею рисовать красивые картинки. С удовольствием играю в футбол. Иногда нетерпелив. Кто я?». Загадка должна состоять из 5-6 предложений.

Затем все загадки складываются вчетверо и передаются в одну общую коробку. Коробка «проходит» по кругу, и каждый участник достает одну из загадок, пытаясь ее разгадать. Если у него не получается, отгадывает вся группа.

Рефлексия занятия.

Занятие 9.

Разминка «Построение круга»

Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по комнате, издавая при этом гудение, как потревоженные пчелы (гудение позволяет избежать разговоров). По условному сигналу ведущего (хлопок) все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не разговаривая. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Можно попытаться образовать треугольник, квадрат.

Упражнение: «Сердце группы».

Психолог предлагает участникам следующую инструкцию: «Сегодня мы с вами будем делать сердце группы. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Обязательно проверьте, не вытащили ли вы свое собственное имя, в таком случае вы можете поменять листочек. А теперь я расскажу вам, что вы сейчас будете делать. Я принесла с собой большое сердце, которое и станет сердцем группы. Придумайте дружескую и приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. На листе бумаги запишите то, что придумали. Может быть, вы напишете: «У Юли всегда интересные мысли» и т.д. Составленную фразу скотчем приклейте к нашему сердцу.

Обсуждение:

  1. Понравилась ли тебе эта игра? Почему?
  2. Легко ли было сказать что-нибудь приятное о другом?
  3. Нравится ли тебе то, что написано на сердце про тебя?

Игра «Газета бесплатных объявлений «Ищу друга»

Психолог предлагает участникам следующую инструкцию: «Сегодня у нас открывается газета бесплатных объявлений, она называется «Ищу друга». Каждый из вас может поместить в нашу газету свое объявление о поиске друга. Принимается любая форма объявления: вы можете изложить весь список требований к кандидату в друзья, можете рассказать о себе, можете нарисовать портрет друга, который вам так нужен. Помните только, что объявлений в газете будет много, и вам нужно сделать так, чтобы именно ваше привлекло внимание. Все объявления будут созданы на английском языке. Сейчас возьмите листы бумаги для объявлений, фломастеры, ручки и творите!».

Спустя отведенное время психолог собирает объявления и быстро, вместе с помощниками, приклеивает на ватман. Газету помещают на стену. Участники молча читают объявления.

Психолог: «Мы пока не знаем, какое объявление кому принадлежит, мы не отвлекаемся на личности, сохраним пока эту тайну. Теперь я попрошу каждого из вас высказаться, почему он откликнулся именно на эти объявления? Что его привлекло в них? Какие качества он ценит в друге?»

В конце обсуждения психолог предлагает снять завесу тайны и открыть друг другу, кто автор того или иного послания.

Рефлексия занятия.

Занятие 10.

Упражнение «Перебежчики и охранники»

Группа делится пополам. Половина участников («перебежчики») садятся в круг, а за спиной каждого из них встает «охранник». Задача «перебежчиков» - поменяться с кем-нибудь местами, условившись об этом взглядами незаметно для «охранников». Слова и жесты использовать нельзя. «Охранники» внимательно наблюдают за поведением «перебежчиков», и если видят что-то подозрительное, то сразу кладут руки на плечо своей «жертве». «Перебежчику», у которого на плечах лежат руки «охранника», двигаться нельзя.  

Упражнение  «Ладошки»

Участники должны обвести свою руку и в каждом из пальцев написать, что, по их мнению, дали им занятия в английском лагере. Что изменилось в их поведении, отношении к этому языку?

Групповой коллаж «Мы в летней школе изучения английского языка»

Участники выполняют творческую композицию по заданной теме на склеенных листах бумаги общей площадью 2-4 кв.м. с использованием всего комплекса изобразительных материалов. Затем каждый участник представляет свои фрагменты композиции, раскрывает вложенный в них смысл и делится общими впечатлениями от процесса работы и восприятия ее результата.

Упражнение «Записки»

Психолог зачитывает записки, которые дети писали на первом занятии.

Рефлексия занятия и всего курса. Обсуждение итогов: что изменилось в поведении, отношении к языку. Что удалось / не удалось реализовать, получить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Искусство родного края" на английском языке для 8 класса школ с углубленным изучением английского языка

Пояснительная записка, тематическое планирование одногодичного курса на английском языке "Искусство родного края" в рамках регионального компонента....

Программа курса по выбору « Эссе на английском языке»

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-х, 11-х классов в рамках профильного образования с учетом их филологической  ориентации. Знания, умения, навыки и способы деятельности, с...

Рабочая программа курс внеурочной деятельности по предмету "Английский язык" 8-9 классы

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по предмету "Английский язык" рассчитана на учащихся 8-9 классов на 2 года....

Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика». Английский язык, начальное общее образование для учащихся 1-4 классов.

Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика». Английский язык, начальное общее образование для учащихся 1-4 классов. Рабочая программа учебного курса внеурочной деяте...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УГЛУБЛЕННОМУ ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ

Разработанная программа направлена на максимальное творческое самовыражение на английском языке за счёт демонстрации своих интересов и способностей. В процессе прохождения курса учащийся формулирует т...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Центр изучения английского языка «Lingua Way» (16–18 лет)

Направленность программы «Центр иностранных языков Lingua Way” по английскому языку для учащихся 10 – 11 классов— социально-гуманитарная. Являясь существенн...