Первый раз , в первый класс
презентация к уроку по психологии по теме

Что нужно знать и уметь будущему первокласснику

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervyy_raz_v_pervyy_klass.doc45 КБ
Office presentation icon skoro_v_shkolu.ppt1_.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

«Первый раз в первый класс, или что нужно знать и уметь будущему первокласснику»

Еще совсем недавно родители мечтали о том времени, когда их ребенок пойдет в школу. И вот он пришел этот день. Слайд2 Каким стал ребенок, что нового появилось в его внутреннем мире, чему он научился, с каким багажом знаний и умений он переступит порог школы, готов ли он к успешному овладению школьной программой? Теперь все зависит от общей готовности ребенка. И это своего рода экзамен для всех взрослых, окружавших малыша в дошкольном возрасте.

     Для дошкольника представления о школе связаны не только с учением.  Слайд 3 Для него школа - символ взрослости. К этому его готовит все дошкольное детство, в котором познание окружающего мира приходит через игру. Слайд 4    Уже к шести годам у большинства детей появляется желание стать школьниками. Ребенок не только готов принять новую социальную позицию первоклассника, но и начинает стремиться к ней. У него возникает состояние, которое называется обучаемостью. Но необходимо, чтобы в первую очередь ребенок пошел в школу физически здоровым и развитым. Ведь в значительной степени его успехи в школе будут зависеть от физической готовности к ней.

    Слайд5  так же  требует внимания и развитие всех физических качеств будущего первоклассника – ловкости, выносливости, гибкости, скорости. Выносливость теснейшим образом связана с работоспособностью – качеством, без которого невозможен успех в любом деле. Необходима она и   будущему школьнику.

     Оценивая физические возможности детей, мы должны учитывать, что имеем дело с растущим детским организмом, сформированность которого еще не завершена, функциональные способности которого еще не сложились. В период подготовки ребенка к школе необходимо предусматривать не только то, что ребенок может и должен воспринять, но и каких нервно-психических затрат будет ему это стоить. Поэтому укрепление здоровья будущих школьников, охрана зрения, формирование правильной осанки должно стать важной заботой родителей .

     Успешность будущего ученика будет зависеть и от его Слайд6   психологической готовности к школе. Ведь чтобы адаптироваться к новой жизни, необходимо приложить специальные усилия, которые представляют собой, целую систему личностных качеств, умений и навыков. Стремление стать первоклассником естественно, и оно связано с новыми моментами в развитии ребенка 6-7 лет. Ему уже недостаточно лишь в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником - совсем другое дело. Это уже сознаваемая ребенком ступенька вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается им как ответственное дело. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.     Слайд7  

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. Если вы  хотите чтобы наш малыш успешно учился в школе, вы должны развивать в нем познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем мире. Важно, чтобы ребенок был умственно развит. В понятие интеллектуальной готовности входит как запас знаний и представлений ребенка об окружающем, так и сформированность его мыслительных навыков. Однако главное - это, пожалуй, то, как ребенок ориентирован в окружающем мире  и как он осмысляет полученные им сведения

                  К 6–7-и годам ребенок должен знать:

  1. свой адрес и название города, в котором он живет;
  2. название страны и ее столицы;
  3. имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  4. времена года, их последовательность и основные признаки;
  5. названия месяцев, дней недели;
  6. основные виды деревьев и цветов.
  7. ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

     Серьезного внимания требует формирование и                                 Слайд8  

 волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует школьный режим, программа. А это не так-то просто, когда у тебя в портфеле новенький значок и хочется поделиться с товарищем важными новостями. И вот тут-то нужно проявить волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью, вниманием, мышлением. К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия – ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить усилие в преодолении препятствия, оценить результаты своего волевого действия. Воспитание мотивов достижения цели формирует у детей способность не бояться трудностей, стремление не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели. Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. Так же не мало, важным является, и мотивационная готовность - здесь подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.               Слайд9

  1. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
  2. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему от многих из окружающих ребенка людей.           Слайд10

Итак,  уважаемые родители  условия успешности обучения в школе  зависят:  

  1. От желания и умения учиться
  2. Умения видеть связь явлений, закономерности
  3. От желания разобраться, понять, почему, как, отчего…
  4. Ребенок должен понимать роль ученика
  5. Подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя
  6. Ребенок должен уметь сосредотачиваться на достаточно продолжительное время
  7. Удерживать внимание, не отвлекаться
  8. Слушать учителя, уметь высидеть целый урок
  9. Находить общий язык с одноклассниками

Слайд 11        Если все эти требования ваш малыш может выполнить сейчас, только тогда мы можем говорить  о том, что ребенок готов к обучению в школе.

В завершении своего выступления  я вам предлагаю провести не большой тест, который поможет вам определить     «Готов ли ваш ребенок к школе» Слайд12,13,14,

  1. Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
  2. Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?
  3. Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
  4. Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
  5. Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?
  6. Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
  8. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  9. Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  10. Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?
  11. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
  12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  13. Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
  14. Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?
  15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
  16. Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
  17. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук)?
  18. Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д. ?

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет                              Слайд15

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;

10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;

меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте другую специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!  

Психологическая готовность к школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным и структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети бывают, подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность.

Как ребенок будет учиться, станет ли радостным и счастливым в этот период жизни, зависит от общей готовности будущего школьника к новым условиям, и от того, насколько мы, взрослые будем внимательны к ребенку в период адаптации в его социальной роли ученика.       Я желаю       терпения вам и удачи!!!

                             Ждём ваших малышей  к нам в первый класс!

                                           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Первый раз в первый класс"

Буклет для дня "Открытых дверей" для родителей будущих первоклассников...

Сценарий праздника "Первый раз в первый класс"

Данное занятие целесообразно проводить при первой встрече с первоклассниками.  Оно направлено на формирование положительной мотивации к обучению в школе. Предложенные задания позволяют позн...

Первый раз в первый класс

Рекомендации родителям первоклассников по адаптации к новым школьным условиям....

Родительская гостиная "Первый раз в первый класс" (1 класс)

Родительская гостиная "Первый раз в первый класс" (1 класс)...