Комплект памяток
материал по психологии по теме

Криворотова Ольга Владимировна

Предварительный просмотр:

Памятка  для  родителей

Как  относиться  к  отметкам  ребенка.

  1. Не  ругайте  своего  ребенка  за  плохую  отметку. Ему  очень  хочется  быть  в  ваших  глазах  хорошим. Если  быть  хорошим  не  получается, ребенок  начинает  врать  и  изворачиваться, чтобы  быть  в  ваших  глазах  хорошим.
  2. Сочувствуйте  своему  ребенку, если  он  долго  трудился, но  результат  его  труда  не  высок. Объясните  ему, что  важен  не  только  высокий  результат. Больше  важны  знания, которые  он  сможет  приобрести  в  результате  ежедневного, упорного  труда.
  3. Не  заставляйте  своего  ребенка  вымаливать  себе  оценку  в  конце  четверти  ради  вашего  душевного  спокойствия.
  4. Не  учите  своего  ребенка  ловчить, унижаться  и  приспосабливаться  ради  положительного  результата  в  виде  высокой  отметки.
  5. Никогда  не  выражайте  сомнений  по  поводу  объективности  выставленной  вашему  ребенку  оценки  вслух.
  6. Есть сомнения – идите  в  школу   и  попытайтесь  объективно  разобраться  в  ситуации.
  7. Не  обвиняйте  беспричинно  других  взрослых  и  детей  в  проблемах  собственных  детей.
  8. Поддерживайте  ребенка  в  его, пусть  не очень  значительных, но  победах  над  собой, над  своей  ленью.
  9. Устраивайте  праздники  по  случаю  получения  отличной  отметки. Хорошее, как  и  плохое, запоминается  ребенком  надолго  и  его  хочется  повторить. Пусть  ребенок  получает  хорошую  отметку  ради  того, чтобы  его  отметили. Вскоре  это  станет  привычкой.
  10. Демонстрируйте  положительные  результаты  своего  труда, чтобы  ребенку  хотелось  вам  подражать.

Памятка  для  родителей

Как  помогать  ребёнку  в  приготовлении  домашних  заданий.

  1. Посидите  со  своим  ребёнком  на  первых  порах  выполнения  домашних  заданий. Это  для  него  очень  важно. От  того, насколько  спокойными  и  уверенными  будут  его первые  школьные  шаги, зависят  его  будущие  школьные  успехи.
  2. У  вашего  ребенка  не  сформирована  привычка  делать  уроки. Формируйте  у  него  эту привычку  спокойно, превратите  ритуал  начала  выполнения  уроков  в  увлекательную  игру, напоминайте  об  уроках  без  криков, будьте  терпеливы.
  3. Оформите  рабочее  место  ребенка, поставьте  красивый  и  удобный  стол, повесьте  лампу, расписание  уроков, интересные  стихи  и  пожелания  школьнику  перед  началом  выполнения уроков.
  4. Учите  выполнять  уроки  только  в  этом  рабочем  уголке.
  5. Объясните  ребенку  главное  правило  учебной  работы – учебные  принадлежности  должны  всегда находиться  на  своем  месте. Постарайтесь  привести  в  пример  свое  рабочее  место.
  6. Постоянно  требуйте  от  ребенка  приведения  в  порядок  рабочего  места  после  выполнения  уроков. Если  ему  трудно  это  делать  или  он  устал, помогите  ему. Пройдет  немного  времени, и  он  будет  сам  убирать  своё  рабочее  место.

Анкета  для  родителей

  1. Стимулируете  ли  вы  проявление  положительных  эмоций  у  своего  ребёнка?  Как  вы  это делаете?_________________________________________

______________________________________________________________________

  1. Проявляет  ли  ваш  ребёнок  отрицательные  эмоции? Почему, на  ваш  взгляд,  они  возникают?______________________________________________________

______________________________________________________________________

  1. Как  вы  развиваете  положительные  эмоции  своего  ребёнка? Приведите  примеры.________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

В  дневник  родителей

Рекомендации  по  развитию  положительных  эмоций вашего  ребёнка.

Папы  и  мамы! Дедушки  и  бабушки! Помните!

  1. От  повторяющихся  знаков  приветствия, одобрения, любви  и  принятия  у  ребёнка  складывается ощущение: «со  мной  всё в  порядке», «я – хороший». От  сигналов  осуждения, недовольства, критики  появляется  ощущение  «со  мной  что-то  не  так», «я – плохой».
  2. Душевная  копилка  ребёнка  работает  день  и  ночь. Её  ценность  зависит  от  того, что  мы  туда  бросаем.
  3. Даже  требования, которые  вы  предъявляете, должны  быть  наполнены  любовью  и  нежностью.
  4. Научитесь  слушать  своего ребёнка  в  радости  и в  горести.
  5. Наказывая  своего  ребёнка, оставайтесь  рядом  с  ним, не  избегайте  общения  с  ним.
  6. Станьте  для  своего  ребёнка  примером  для  подражания,  в  проявлении  положительных  эмоций  по  отношению  к  членам  своей  семьи  и  к  другим  людям.
  7. Обнимайте  и  целуйте  своего  ребёнка  в  любом  возрасте.
  8. Не  разговаривайте  со  своим  ребёнком  с  равнодушным  и  безразличным  лицом.
  9. Заводите  свои  красивые, добрые  и  светлые  ритуалы  общения, которые  сделают  вашу  жизнь  и  жизнь  вашего  ребёнка  теплее  и  радостнее.

Ритуалы, которые  нравятся  детям.

  1. Перед  уходом  в  школу  получить  объятие  родителей  и  напутственное  слово  или  жест.
  2. Придя  из  школы, рассказать  о  своих  удачах  и  проблемах  и  получить  слова  поддержки  и  участия  за  чашкой  чая.
  3. В  выходной  день  обсудить  прожитую  неделю  и  её  значение  для  детей  и  родителей
  4. Посидеть  в  сумерках  при  свечах  рядом  с  мамой  и  папой.
  5. На  ночь  слушать  сказку  и  быть  заботливо  укрытым.
  6. В  свой  день  рождения  получать  сюрпризы  и устраивать  их  для  других  членов  семьи.
  7. Вместе  с  мамой  готовиться  к  празднику  и  печь  красивый  торт.
  8. Посидеть  с  мамой  и  папой, взявшись  за  руки  во  время  своей  болезни  и  попросить  у  них  любимую  еду  или  что-то  такое, чего  очень  давно  хотелось.

Тест  для  учащихся:

Перед  вами  черты  характера  человека. Выпишите  те  качества, которые, по  вашему  мнению, могут  относиться  к  вам. Их  должно  быть  пять.

Я – добрый                                                  Я - безразличный

Я – злой                                                       Я – хороший  друг

Я – терпеливый                                          Я - умный

Я – нетерпеливый                                      Я - помощник

Я – упрямый                                               Я – обидчивый

Памятка  для  родителей  по  предупреждению  детской  агрессии.

Постарайтесь  сохранить  в  своей семье  атмосферу  открытости  и  доверия.

  1. Не  давайте  своему  ребёнку  несбыточных  обещаний, не  вселяйте  в  его  душу  несбыточных  надежд.
  2. Не  ставьте  своему  ребёнку  каких  бы  то  ни  было  условий.
  3. Будьте  тактичны  в  проявлении  мер  воздействия  на  ребёнка.
  4. Не  наказывайте  своего  ребёнка  за  то, что  позволяете  делать  себе..
  5. Не  изменяйте  своим  требованиям    по  отношению  к  ребёнку в  угоду  чему-либо.
  6. Не шантажируйте  ребёнка  своими  отношениями  друг  с  другом.
  7. Не  бойтесь  поделиться  со  своим  ребёнком  своими  чувствами  и  слабостями.
  8. Не  ставьте  свои отношения  с  собственным  ребёнком  в  зависимости  от  его  учебных  успехов.
  9. Помните, что  ребёнок – это  воплощённая  возможность!
  10. Воспользуйтесь  ею  так, чтобы  эта  возможность  была  реализована  в  полной  мере!



Предварительный просмотр:

Особенности подросткового периода развития

 

- ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;

- примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;

- вступает в первые романтические отношения;

- привыкает ощущать себя в роли взрослого человека.

 

     Несколько советов по взаимодействию с подростком

 

 - полезно предоставлять подростку свободу в отношении того, в чем он нуждается (выбирать себе интересы, друзей, определять круг симпатий и антипатий, высказывать свое мнение);

- ограничения должны быть четкими и ясными;

- будьте в курсе того, с кем дружит и куда ходит ваш ребенок, что он делает;

- дети должны постоянно ощущать вашу веру в них, особенно в неблагополучные для них периоды;

- осуществляйте ненавязчивый контроль (не делайте запретный плод сладким);

- не судите детей, если их взгляды и ценности расходятся с вашими;

 

Помните о том, что каждое поколение, даже в масштабах одной семьи, несет на себе печать своей эпохи.

 

- никогда не запрещайте подростку с кем-либо дружить (запрет может привести к противостоянию с вашим ребенком);

- посоветуйте ребенку присмотреться к разным людям, прежде чем стать чьим – либо постоянным другом;

- избегайте допросов, поддерживайте доверительные отношения с подростком;

- никогда не читайте личных дневников и писем;

- вспоминайте, как поступали и что чувствовали вы в их возрасте;

- не навязывайте своего мнения, договаривайтесь с подростком;

- что бы не делал ваш ребенок, пытайтесь понять причину, искоренить ее и признаться себе в том, что есть и ваша вина.

 

Если ваш ребенок боится сверстников.

 

 

Если Ваш ребенок боится сверстников, не хочет играть с детьми во дворе, боится драться, скорее всего, это действительно проявление неуверенности в себе, робости, застенчивости.

Застенчивость у детей может иметь разные причины. Иногда она связана с унаследованными чертами характера. В таком случае подобные черты есть у кого-то из ближайших родственников. Например, у одного из родителей.

Довольно часто застенчивость формируется у детей под влиянием определенного стиля воспитания в семье, при котором взрослые либо слишком давят на ребенка, либо чрезмерно опекают его.

Могут быть и такие случаи, что ребенок избегает и боится общения со сверстниками просто потому, что не знает как общаться и не умеет этого делать.

Вы можете попробовать понять, с чем связано такое поведение Вашего ребенка, помочь ему стать более уверенным в себе.

Во-первых, ни в коем случае нельзя критиковать и упрекать ребенка за его неуверенность, даже если его поведение Вас очень задевает. К тому же, нельзя насильно заставить быть общительным. Требования или просьбы родителей: "Будь посмелее!...Дай сдачи!...Иди, познакомься с мальчиком!..." и т.д. как правило, ничего не дают, а иногда только повышают неуверенность в себе. Ваше сдержанное, спокойное отношение к имеющимся у ребенка проблемам, может передаваться  ему и повышать его уверенность в себе.

Во-вторых, имеет смысл понять, как происходит Ваше общение с ребенком. Нет ли с Вашей стороны чрезмерного давления, не опекаете ли Вы его на каждом шагу и в каждой мелочи, как много Вы ему даете что-то делать самостоятельно, отставать свои желания, проявлять свою волю. Если ребенок чувствует себя неуверенно в общении с Вами, то так же неуверенно он будет чувствовать себя в общении с другими людьми, в первую очередь, со сверстниками.

Для того чтобы развивать у ребенка навыки общения, полезно, приходя на детскую площадку, начинать самому общаться с детьми, как бы негласно показывая своему ребенку пример.

Очень часто застенчивые дети говорят родителям, что не хотят играть с другими детьми, но при этом издалека с интересом наблюдают, как другие дети играют. На самом деле ему очень хочется общаться, но он боится. В том случае, если ребенок в своем поведении обнаруживает полное равнодушие к своим сверстникам, желательно обратиться за консультацией к специалисту-психологу или психотерапевту.

 

 

Если ваш ребенок становится неуправляемым  и  стал грубить.

 

Действительно, 13-14 лет – это возраст, когда родители начинают жаловаться на своих подрастающих детей, особенно сетуя на ухудшение в учебе, потерю уважения к старшим, и на трудности воздействия на собственных детей. На самом деле, этот период – довольно непростой не только для родителей, но и для самих детей. Так как внутри начинает нарастать противоречие: с одной стороны, у них начинает появляться желание стать независимым от родителей, проявлять собственное мнение и утверждаться, становиться взрослым, с другой стороны, этот возраст не позволяет им полностью уже отделиться от семьи и они чувствуют свою зависимость и привязанность. В этом - одна из трудностей.

Также идет физическая, гормональная, эмоциональная и личностная перестройка, с которой довольно сложно справляться. Вопросы, которые реально начинают волновать подростков в связи с изменениями: «А кто Я? Что обо мне думают другие? Чего я стою в жизни? Как быть уверенным в себе? Как строить отношения с противоположным полом? Как быть принятым в компании?»

Для решения такого количества вопросов требуется поддержка, которую подростку трудно попросить в связи с периодом взросления и отделения от родителей. Здесь возможна как помощь – психологическая группа общения для подростков, где они могут поделиться своими вопросами и трудностями, и увидеть, что для них является очень важным, что многие проблемы являются общими, что каждый из них - не один во всей Земле решает эти вопросы. Это дает возможность посмотреть на вопросы по-другому и начать пробовать вставать на место родителей, учителей, сверстников, чтобы научиться  лучше понимать себя и других.

Также, и родителям нужна поддержка в том, как оставаться родителем в сложной ситуации и не уходить в обиды, злость и отвержение собственного ребенка, а тоже начать искать способы как договариваться и решать вопросы со своими подрастающими детьми.

 

С чем может быть связано, что ребенок не хочет ходить в школу?

 

В последнее время с таким вопросом на консультацию к психологу все чаще обращаются родители не только подростков, но и младшеклассников. Сначала необходимо выяснить все-таки реальную причину нежелания ходить в школу. Скорее, за ответом, что просто скучно стало в школе, есть другие причины, о которых ребенок не хочет или не может сказать. Это может быть связано с отношениями с другими детьми в классе, с отношением с учительницей, с какими-либо изменениями в жизни семьи (рождением еще одного ребенка, развод, переезд, потеря близкого человека и т.д.)

Здесь важно разобраться в каждом конкретном случае. Иногда детям легче рассказать реальную причину другому человеку, специалисту, чем родным. Это может быть связано с беспокойством ребенка, что родители не примут всерьез, или, наоборот, слишком будут тревожиться, а бывает, что это связано со страхом рассказать правду по каким-либо причинам. Здесь очень важно помочь ребенку и родителям прояснить ситуацию и найти конструктивные решения в ситуации.

 

Если, ребенок плохо учится, что делать?

 

Для того чтобы справиться с этим вопросом, необходимо выяснить причины, по которым он плохо учится.

Причины могут быть разными: низкая самооценка ребенка, отсутствие мотивации к учебе, конфликты с учителями или одноклассниками.

На учебу могут влиять конфликты в семье, особенности воспитания. Завышенные требования со стороны родителей, разные стрессовые ситуации.

Могут иметь значение и причины физиологического характера.

Наиболее распространенными из них: особенность темперамента ребенка (например. медлительность) или переутомление, вызванное перегруженностью ребенка всевозможными дополнительными занятиями (танцы, музыка и т.п.), астеническая конституция, леворукость, особенности развития  памяти, мышления.

Немаловажное значение имеет и возраст ребенка.

В зависимости от  возраста могут превалировать те или иные причины. Так, например, если ребенок учиться в начальной школе, причинами неуспеваемости часто может являться неготовность ребенка к школьному обучению или плохая адаптация к школе. Ближе к подростковому возрасту появляется негативная самооценка и конфликтные взаимоотношения со сверстниками или со взрослыми.

Определив конкретные причины плохой учебы, психолог может провести специальные коррекционные мероприятия, которые помогут решить эту проблему. Поэтому. если есть возможность, лучше обратиться к специалисту. Если же такой возможности нет, постарайтесь отнестись к этой проблеме более спокойно, не ругайте, не критикуйте ребенка.

Главная помощь родителей в данном случае - это создание у ребенка уверенности в своих силах, снятие с него чувства напряжения и вины за свои неудачи, поддержка и сочувствие.

  

Ошибки, которые мы допускаем

  

Удивительно, но 8 человек из 10 совершенно не умеют слушать собеседника. Причем ошибки, которые мы допускаем в разговоре, достаточно типичны. Вот наиболее распространенные из них.

Мы согласно киваем до той поры, когда согласны с собеседником. А после первых, с нашей точки зрения, неправильных высказываний начинаем спорить. В 99% случаев спор не имеет принципиального значения, не приводит к консенсусу и лишь ухудшает отношения.

Мы слушаем, когда  нам интересно, а потом начинаем откровенно зевать.

Мы норовим перебить человека и рассказать ему о похожем случае.

С другой стороны, как справедливо заметил один писатель, «никакой собеседник не стал бы вас слушать, если б не знал, что потом наступит его очередь говорить». Одно дело – беседа, играющая психотерапевтическую роль (если, к примеру, у вашего друга случилась беда), а другое – обычная словесная пикировка в обеденный перерыв. Здесь можно и нужно рассказать и о своем, соблюдая нехитрые правила: не перебивать собеседника на полуфразе, не касаться без нужды заведомо конфликтных тем и не говорить подолгу о том, что не вызывает у собеседника эмоционального отклика.

  

Как избежать стресса у детей

 

Родители часто беспокоятся, что детям может быть трудно в современном мире. Чтобы они преуспели, родители заставляют их изучать математику, экономику, иностранные языки, требуют, чтобы для всестороннего развития они занимались спортом и искусством. Родители начинают предъявлять требования к ребенку уже с младенчества. Так же как взрослые, дети могут стать жертвами хронического стресса, пытаясь быть лучше.

Способы помочь вашему ребенку без спешки и давления:

перед тем как составить расписание его занятий в кружках и секциях, выясните, что он действительно любит;

если ребенок не хочет заниматься, выясните - почему. Может, ему не нравится класс или учитель, а может, он отказывается посещать бассейн, потому что у него нет подходящего купальника. Зная причины, вы сможете помочь ему;

детям необходимо свободное время. Убедитесь, что у ребенка достаточно времени как для уроков, так и для отдыха;

помогите вашему ребенку научиться чередовать занятия и отдых;

помогите ребенку подготовиться к занятиям.

 

Пусть у ребенка будет собственный еженедельник или план на день. Составив режим дня, который он сможет самостоятельно выполнять, он станет более ответственным. Приучите детей собирать вещи накануне вечером, чтобы избежать суматохи в последнюю минуту;

трезво оцените нагрузку на ваших детей и при необходимости попытайтесь ее сократить;

отдыхайте вместе со своими детьми. Дети не могут постоянно заниматься. Поиграйте с ними -даже обычная игра в лото принесет пользу. Расспросите их о том, что случилось за день, но будьте при этом предельно тактичны, ведь дети не всегда любят рассказывать о школе и занятиях, боясь вмешательства в свою личную жизнь;

подавайте им пример. Дети учатся, глядя на вас. Проанализируйте собственный распорядок дня и избавьтесь оттого, что вас слишком утомляет.

 

 

Родителям, которые хотят приобщить ребенка к чтению книг

Привить любовь к чтению сразу и вдруг невозможно. Это долгий процесс, требующий постоянной работы и большого терпения. Если вы запаслись и тем и другим, то наши советы для вас.

Во-первых, помните, что детское чтение - это совместная работа ребенка и взрослого, СОТРУДНИЧЕСТВО Варианты могут быть разные: поочередное чтение одной и той же книги, чтение взрослым - слушание ребенком, чтение ребенком - слушание (искреннее, с интересом!) родителей, совместное прослушивание аудиокниг (МР 3) или кассет.

Во-вторых, подбор книг. Это должна быть детская литература, соответствующая возрасту. Хорошо, если вы сами уже читали эту книгу и можете поделиться с ребенком своими впечатлениями, по только после освоения содержания вашим чадом. Не навязывайте ребенку свое мнение и не спешите с негативными оценками. У вашего ребенка могут быть совсем другие интересы и потребности. Не стоит предлагать детям взрослый круг чтения, так как психика ребенка не готова к тем проблемам и ситуациям, которые описываются в популярной литературе.

Не спешите делать взрослыми детей!

В-третьих, сама книга. Яркая обложка и обилие иллюстраций - в прошлом. Это нужно детям 3-7 лет. Девятилетние дети могут сами фантазировать и представлять образы литературных героев, а иллюстрации иногда не соответствуют этим представлениям. Вот качество бумаги должно быть хорошим, чтобы книгу было приятно держать в руках. Да и шрифт тоже должен быть удобно читаем, в зависимости от техники чтения ребенка.

А самое главное, собственным примером приучайте ребенка к чтению. Пусть несколько минут в день дети видят, как их роди гели, несмотря на усталость и нехватку времени уделяют внимание своему любимому занятию. Тогда и дети постепенно привыкнут читать перед сном хотя бы десять страничек.

Помните, что это — не бессмысленно потраченное время, а долгосрочное вложение сил, любви и внимания.

 

Некоторые приемы снятия усталости при чтении

Упражнение выполняется сидя или стоя. Опустив голову и прижав подбородок к груди, обхватите затылок ладонями рук, развернув локти и плечи вверх и в стороны. Делайте вдох, одновременно поднимая подбородок. Ладони препятствуют поднятию головы, локти отходят дальше вверх и в стороны. Положение вдоха сохраняется несколько секунд. Затем следует быстрый и полный выдох. Цикл повторяется 6—7 раз.

Встаньте, разогните спину и запрокиньте голову назад. Руки развёрнуты в стороны и вверх, ладонями назад. Пальцы предельно отдалены друг от друга. Глубоко вдохните и, задерживая вдох, поднимитесь на носки, оставаясь в такой позе 10—30 секунд. Затем, энергично выдыхая, опустите руки вниз и примите исходное положение. Повторите цикл 5—6 раз.

Осторожно прикрыв глаза ладонями, моргайте в течение 20—30 секунд, постепенно наращивая темп до предела. Затем плотно зажмурьте глаза под ладонями. Снимите ладони и медленно откройте глаза.

Очень мягкими и осторожными движениями подушечек пальцев массируйте кожу вокруг закрытых глаз. Затем так же медленно, плавными движениями помассируйте переносицу, брови, лоб, виски и скулы.

Открытыми глазами плавно вращайте сначала по ходу часовой стрелки, а затем — в противоположную сторону как бы по свёртывающейся и развёртывающейся спирали. Затем медленно поднимайте и опускайте взгляд, переводите его до предела налево и направо. Голова при этом остаётся неподвижной.

Соедините скрещенные пальцы рук перед грудью. Вдохните через нос. Выдыхая через рот, сильно растягивайте пальцы в противоположные стороны. Выдохнув, расслабьте пальцы.

 

Секрет Успеха

Оценки, которые получают наши дети, это цена их труда. Почему же дети не хотят учиться, получают «2»? Для того, чтобы это понять, надо учесть ряд самых разнообразных обстоятельств. Давайте попробуем разобраться.

Учебный успех, уровень развития школьника зависит от развития его

умственных способностей,

учебных умений и навыков (в том числе учебной самоорганизации и самостоятельности).

обученности ребенка (объем знаний, которым ученик уже располагает)

мотивации его учебной деятельности = интерес

От рождения нам дано слишком мало знаний и умений, которых хватило бы на всю жизнь. Мы должны многому учиться, развивать свои способности. Это проявляется как любопытство, любознательность, познавательная деятельность, обучение и двигателем всего этого является мотивационная сфера, в которой психологи педагоги выделяют:

Смысл учения - это внутреннее отношение школьника к учению, т.е. понимание ребенком объективной необходимости учения; понимание субъективной значимости для себя.

Мотив учения - это причина, внутреннее побуждение личности к действию, заинтересованность в его совершении. Выделяют 2 большие группы

Постановка целей - это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность

Эмоции - реакция ребенка на внутренние и внешние раздражители. Причем носят они сугубо субъективный характер.

Из соотношения всех составляющих мотивационной сферы и складывается Интерес к учебе - интегральное познавательно - эмоциональное отношение школьника к учению.

Исследование мотивационной сферы учеников 5 «А» класса через наблюдение показывает Наличие трех типов учебной мотивации:

Положительная (осознанная, познавательная)

характеризуется переопределением, доопределением задач учителя, постановкой собственных целей, осмыслением своих мотивов и целей; проявляются умения действовать не только по образцу, но и по собственной инициативе; различает способ и результат действия; осознанно стремится к поиску разных способов; умеет планировать и оценивать свою учебную деятельность., поверять и корректировать себя на каждом этапе работы.

Положительная, но ситуативная

интерес к отметке учителя; неустойчивые переживания новизны, любознательности; возникновение первых предпочтений одних предметов другим; но положительные эмоции от пребывания в школе, на уроке; владение простыми видами самоконтроля и самооценки.

Безразличная

неустойчивые мотивы к внешним результатам, уход от трудностей, отсутствие самостоятельных целей, узнавание и воспроизведение готовых знаний, выполнение учебных действий по образцу и инструкции, пассивность в новых условиях и ситуациях.

Для ребят 1 группы необходимо поддерживать высокий уровень мотивации, для ребят 2, 3 группы его развивать через мотивы учения.

Мотив учения - это причина, внутреннее побуждение личности к действию, заинтересованность в его совершении.

Рекомендации

Контроль родителей систематический; постоянная связь со    школой, проявление отношения родителей к учебе, как важной части жизни ребенка, понимание, что успех достигается только через большой труд; подчеркивание значимости    учебы для дальнейшей жизни, достижения успеха (видение не только ближних целей, но и дальних); Обязательно    интересоваться не только отметками, но и содержанием: «Что нового узнал?», «Что было интересно?», «Я не помню со школы, расскажи мне о ... троянской войне». «Что тебе помешало (помогло) получить ... отметку?» Устроить праздник в честь ..., например первой «5» по английскому  языку гордость, помощь в поиске дополнительной литературе, поддержка интереса через энциклопедии, книги, фильмы (развитие кругозора), поощрение участия в интеллектуальных мероприятиях школы, района, города. При снижении уровня отметок сразу же бить тревогу.

 

 

Как помочь ребенку выполнить домашнее задание.

 

Распространенная ошибка родителей: ребенок пошел в первый класс, значит, уже взрослый. И сам может делать домашнее задание. Но ведь бедное дите совершенно не понимает, как его выполнить и вообще, с чего начать. Поэтому на первых порах помощь родителей просто необходима, даже в плане организации рабочего места. Первоклассник не знает, куда положить учебник, чтобы он не падал и не мешал, как разложить тетради.

Но не стоит сидеть с ним от и до.

Существует даже пошаговая схемка. Сначала делаем все вместе. Потом определяем, что ребенок может сделать сам. Третий этап – ребенок делает задание самостоятельно, а родители только проверяют. И на четвертом этапе вы приучаете ребенка к тому, что отныне ваше дело – проверить дневник раз в неделю.

Но на всех этапах ученик должен быть уверен, что при необходимости родители всегда придут на помощь.

 

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНУ ИЛИ КОНТРОЛЬНОЙ

Повторять материал нужно не «про себя». Такой способ самопроверки неэффективен. Кажется, что помнишь, знаешь, а начинаешь проговаривать, и ответ получается скомканным, отрывочным. Лучше составить план, схему ответа, и обязательно на бумаге (включается зрительная память), а не в уме.

Попробовать ответы на самые трудные вопросы рассказать дома внимательному слушателю. Или записать ответ на магнитофон (видеокамеру), а потом прослушать себя со стороны.

Перед устным экзаменом можно проверять свою готовность, рассказывая ответ вслух перед зеркалом. Тогда включается особый вид памяти - речедвигательная память. На экзамене этот материал легко вспомнится.

Не стоит повторять билеты по порядку. Лучше написать номера на листочках и тянуть, как на экзамене.

Вставать и ложиться лучше в привычное время.Спать не меньше 9 часов, не нарушая свой обычный режим дня и включая в рацион питания больше соков и морсов.

Тем, кому не нужно много времени «на раскачку», начинать подготовку можно с более трудных вопросов. Если же работоспособность нарастает постепенно, лучше не терять времени и сначала быстро повторить более лёгкий материал.

Необходимо помнить - любое дополнительное напряжение: чтение художественной литературы, просмотр телепередач, игра в шахматы и т.п. - увеличит и без того интенсивную нагрузку на психику.

Не пытайтесь наверстать упущенное вечером - эффективность такой работы очень мала.

Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились?

1. Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию.

Не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача — помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.

2. Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком.

Помните: одному ему не справиться со своими проблемами!

3. Ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах.

Постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.

4. Забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?»

Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.

5. Не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии.

Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.

6. Интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему.

При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз — без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил… все нервы вымотал…» Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват — ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка — очень редко…

Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает — больше читать; если плохо считает — больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается.

Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал — вы с ним и для него. Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню.

Не менее важно решить, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край… Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого.

Имейте в виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш «отстающий» устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: «ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников.

При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20–30 минут. Паузы после такой работы обязательны!

Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» сделать сразу все домашние задания.

7. Не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи.

Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.

8. Работайте только на «положительном подкреплении».

При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните.

Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр…

9. Детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня.

Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.

Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз: лучше поставьте будильник на полчаса раньше.

Пожалуй, самое трудное время — вечер, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть…

Можно предоставить ему и некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Очень важен полный (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье, и особенно в каникулы.

10. Своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех.

Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребенка у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, педагогов). И выполняйте все рекомендации!

Золотые правила воспитания для родителей

Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.

Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.

Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.

Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.

Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.

Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.

Как заинтересовать ребенка чтением.

Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).

В доме должна быть детская библиотечка.

Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-нибудь прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.

Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.

Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов.

Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

Пусть дети каждый вечер читают в постели, перед тем как уснуть.

Как помочь подготовиться к экзаменам

      Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, что кажется ему более сложным и почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки - на что придется потратить больше времени, а что требует только повторения.

       Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема.

      Прочитайте список вопросов к экзамену. Пусть ребенок просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

      Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя, в хорошо проветренной комнате. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

      Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости,- лучшее средство от переутомления. Немало вреда может нанести, и попытка сосредоточится над учебником в одной комнате с работающим телевизором или радио.

      Все необходимое к экзамену (тетрадь, ручка, карандаш, и т.д.) нужно подготовить заранее.

      Одежду, которую ребенок планирует одеть на экзамен, примерьте накануне и убедитесь в том, что ребенку в ней удобно и комфортно.

      Проконтролируйте, чтобы ваш ребенок, собираясь на экзамен, позавтракал.

      Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, помогите ему справится с бедой. Воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».



Предварительный просмотр:

Как родители могут обезопасить своих детей от наркотиков

"Многие люди не знают свои сильные стороны. Они подобны земельной породе, которая не ведает, что скрывает в себе золотую жилу".

Джонатан Свифт

Как родители могут помочь своим детям?

Говорите со своими детьми.

Все дети могут попасть в ситуацию искушения наркотиками, неважно, откуда они - из богатой семьи или бедной, в каком образовательном учреждении учатся и как они умны.

Это непросто, быть всегда рядом с детьми, но когда у вас есть время - очень важно, что вы говорите своим детям и как слушаете их.

Когда дети почувствуют, что вы интересуетесь их точкой зрения и их проблемами, то они будут более открытыми, рассказывая о своей внутренней ситуации. Тогда вы сможете влиять на них и, поговорив о наркотиках, дать им правильную информацию или помочь им остановиться, если они уже попробовали их.

Пожалуйста, запомните:

- спросите детей, что они чувствуют, думая о наркотиках;

- подтолкните их к размышлению о том, как они могут отказаться от предложения попробовать наркотики;

- слушайте их и принимайте детей серьезно;

- найдите время для того, чтобы узнать их точку зрения и чувства без агрессии и аргументов с вашей стороны;

- дети должны знать ваши чувства и вашу точку зрения;

- необходимо объяснить детям, что они должны уважать вашу точку зрения, так как наркотики - это достаточно серьезная проблема;

- будьте положительным примером для своих детей;

- то, как вы относитесь к алкоголю, табаку и лекарствам, - пример для ваших детей;

- в большей мере через ваши реальные поступки дети учатся правильному отношению к наркотикам, чем через слова.

Очень важно знать, встречаться и разговаривать с друзьями ваших детей:

- как бы вы к ним ни относились, пригласите их к себе домой и предоставьте им время общаться друг с другом - это единственный способ и возможность влиять на них.

Показывайте, что вы заботитесь и любите своих детей. Детям нужно знать и чувствовать это. Даже если они делают что-то не нравящееся вам, вы можете передать свои чувства, сказав: "Знай, что я тебя люблю, но то, что ты делаешь, мне не нравится (огорчает меня)".

Чего делать не следует:

- не надо постоянно контролировать ребенка;

- не надо давать лекций и читать нравоучения;

- не надо пугать детей выдуманными историями, связанными с наркотиками. Если ваш ребенок знает кого-нибудь, кто принимает наркотики и расспросит его, то вполне может оказаться, что ваш рассказ не соответствует действительности.

Как узнать, принимает ли наркотики ваш ребенок.

Часто это узнать трудно, особенно если ребенок только начинает их употреблять, но существуют некоторые признаки:

- быстрые перепады настроения;

- беспричинная агрессивность;

- потеря аппетита;

- потеря интереса к увлечениям, спорту, учебе, друзьям;

- беспричинная усталость и вялость;

- увеличения случаев обмана и лжи со стороны ребенка;

- необъяснимые случаи пропажи денег, личных или домашних вещей;

- необычные запахи в доме и пятна на одежде и теле ребенка.

Эти признаки могут быть и не связаны с употреблением наркотиков, и поэтому не надо сильно реагировать до тех пор, пока вы точно не убедитесь в причинах появления этих признаков.

Важно не делать поспешных выводов!

Если вы убедились, что ваш ребенок употребляет наркотики, старайтесь быть спокойным и не паникуйте. Если ребенок только попробовал, то вам нужно поговорить с ним и объяснить несколько причин, почему нужно отказаться от наркотиков.

Употребление наркотиков - это:

- проблемы с милицией;

- проблемы со здоровьем;

- проблемы с деньгами;

- проблемы с друзьями;

- проблемы с будущей карьерой и т.д.

Но в любом случае вам необходимо узнать, почему ваш ребенок стал употреблять наркотики.

Если его шаг - протест против вашего отношения к нему или отношений, существующих в семье, то у вас есть возможность поговорить с ним откровенно об этой проблеме.

Если ваш ребенок регулярно употребляет наркотики, то вам необходимо подготовиться к тому, чтобы сделать несколько решительных шагов, которые радикально могут изменить ваши привычки и личные предпочтения.

Если ваш ребенок регулярно употребляет наркотики, то не реально надеяться на то, что он быстро сможет прекратить их употребление.

Вам нужно быть реалистами!

Необходимо знать, что молодые люди употребляют наркотики часто из-за глубоких личных проблем или из-за протеста к вашему образу жизни, но существуют и другие причины:

- любопытство;

- влияние друзей;

- скука;

- любовь к риску (наркотики нелегальны, поэтому интересны);

- протест против отношений, существующих в семье, в том числе и между родителями;

- стремление уйти от различных проблем: семейных, учебных общественных;

желание самоутвердиться и развить уверенность в себе;

- восприятие наркотиков как реальности ("Если они существуют, то почему бы их не попробовать?");

- легкий доступ к наркотикам (можно купить на улице, в школе, других местах);

- некоторые наркотики очень дешевые и их легко купить.

Всегда помните.

Ваша поддержка необходима ребенку в любой ситуации. Но она может быть недостаточной. Подумайте о тех, кто мог бы вам помочь.

Существуют различные утверждения, организации, центры и группы, которые могут оказать вам поддержку. Просите поддержки у членов семьи, друзей, профессионалов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка памяток для родителей.

УспеУспешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не задумываются о возможных последствиях дефицита родит...

ГИА по английскому языку. Банк обучающих памяток-инструкций.

Данная работа предназначена для подготовки учащихся 9-х классов к ГИА по английскому языку (предупреждение ошибок при выполнении заданий разного типа)....

«Использование памяток при изучении английского языка как средства формирования автономии учащихся»

Речь пойдет о памятках, которые помогают при изучении английского языка, так как являются алгоритмом к выполнению упражнений....

Пакет статей и памяток для оформления классного уголка

В архиве содержатся текстовые документы, которые могут оформлять классный уголок либо быть использованы для подготовки к беседам, классным часам. Текстовое и графическое содержание документов сформиро...

Комплект памяток для успешной учёбы

Комплект памяток для успешной учёбы  составлен по материалам журнала «Справочник заместителя директора школы» № 2, февраль, 2011г. Особенно интересны памятки "Секреты успеха на уроке" и "Работа с...

Комплект памяток для успешной учебы

Комплект памяток для успешной учебы...

Методическая разработка комплекта методических рекомендаций и памяток для подготовки обучающихся к итоговому сочинению

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника ...