Подростки
учебно-методический материал (психология) по теме

Подростковый возраст- основные трудности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы стимулирования положительного и предупреждения отрицательного поведения.

В подростковый период у учащихся активно формируется самосознание и вырабатывается собственная независимая система самооценки, что очень важно для процесса развития личности. В условиях экономической и социальной нестабильности в стране количество проблем в подростковой среде неуклонно растет.  Алкоголь, табакокурение, наркотики, детская и молодежная преступность прочно входят в жизнь подрастающего поколения.

Часто педагоги сталкиваются с тем, что решая возрастные задачи развития, подростки используют неадекватные стратегии поведения, что приводит к школьной и социальной дезадаптации  учащегося.

Необходимо учитывать, что причин отклоняющегося поведения, в том числе употребления ПАВ, так много, что практически любое жизненное затруднение подростка может быть рассмотрено как «точка отсчета» негативного вектора его развития. Таким образом, мы говорим о причинах только для удобства структурирования и обоснования направлений коррекционно развивающей работы с подростками.

На самом деле причина отклоняющегося поведения в том, что подросток не умеет или почему то не хочет решать свои проблемы другим способом.

Точками риска будет- любопытство, стремление познать и испытать как можно больше., познание себя и мира, стремление все познать, испытать, попробовать, что необходимо для расширения кругозора, определения своих интересов. В этом случае профилактическими мерами будет – организация мероприятий, в которых подростку представляется возможность познать себя, свои интересы удовлетворить свое любопытство. Организовать мероприятия направленные на профилактику употребления ПАВ такие как-

«Мы за здоровый образ жизни»

«Выбираю жизнь» и др.

Скука- часто так происходит что подростки не имеют желаний , все представляется бессмысленным, отсутствие интересов, что является следствием деструктивного опыта:

- полученных психологических травм (пережитые трагедии, насилие, жестокое обращение)

- чрезмерного баловства, когда ребенок не успевает чего либо захотеть- у него всегда всего много.

Не основными методами  стимулирования положительного отношения является постановка перспектив, организация содействия, поощрение и наказание, единые для воспитания и перевоспитания, занимают важное место в перестройке личности, здесь важно организовать профилактику жестокого обращения с детьми, придерживаться самим и говорить  об отношении к течению жизни: то, что было, уже прошло и его не вернешь, то что будет. Еще не наступило, но то, каким будет будущее – зависит от сегодняшнего дня. Обучать ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществляемые шаги.

В подростковом возрасте именно общество сверстников становится самым важным фактором его социального развития. Друзья подростка, его соседи по дому или одноклассники непрерывно и безжалостно дают ему понять как они к нему относятся. Профилактическими мерами здесь будет-

- развитие уверенности в себе;

- развитие коммуникабельности;

- обучение эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.

         Протест против родителей:

- особенность подросткового возраста является стремление расширить свою независимость и свободу. Подросток бунтует против родителей, их правил установок, но на самом деле его зависимость от семьи еще очень велика.

Фактически подросток чувствует, что он не нужен своим родителям. Профилактическими мерами здесь будет:

-   обучение подростков самоанализу своих желаний и выборов: Для чего я это делаю?

- обучение подростка контролировать эмоции, отстаиванию своего мнения именно сказать «нет».

- обучение родителей эффективному взаимодействию с подростком.

        Профилактическая программа должна решать следующие задачи:

  1. Развитие качеств личности подростка , способствующих успешной социализации;
  2. Развитие социальных умений и социальной активности подростков;
  3. Развитие жизненных умений;
  4. Развитие познавательных способностей и креативности;
  5. Творческое структурирование свободного времени.
  6. Правовое оснащение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговые занятия на преодоление тревожности у старших подростков.подростков.

цель работы является преодоление тревожности подростков в наше время....

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...

Особенности подростков. Как помочь подростку?

Практические советы при общении с подростком...

Психологические особенности агрессивного поведения подростков.Исследование агрессивности подростков.

Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной состав...

Информация в уголок психолога: "Подростки в трудной жизненной ситуации. Телефон доверия для подростков и родителей"

Информация в уголок психолога: "Подростки в трудной жизненной ситуации. Телефон доверия для подростков и родителей"...

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...