Ос особенности мер профилактики суицида в детском доме
учебно-методический материал по психологии по теме

Макарова Марина Валерьевна

Настоящий материал представляет собой презентацию и доклад о профилактической работе педагогического коллектива

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Особенности мер профилактики суицидального поведения среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Педагог-психолог Петровского детского дома Макарова М.В.

1.Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

        Все воспитанники детского дома в той или иной степени относятся к «группе риска». К нам попадают дети, от которых отказались сразу после рождения, т.к. они появились на свет не желанными или дети, имеющие опыт жизни в асоциальных семьях.

«Все мы родом из детства» - это хорошо знакомая всем фраза многое объясняет в развитии и особенностях поведения наших воспитанников. Дети рано понимают свою ненужность, переживают предательство взрослых, самых родных для них людей. Все эти факторы нарушают эмоциональные связи ребенка с окружающей социальной средой, с миром взрослых и сверстников, родившихся желанными и развивающихся в более благоприятных условиях, а так же вызывает нарушения в формировании психологического здоровья.

У ребенка не формируется чувство эмоциональной привязанности, такие дети часто испытывают трудности в общении, сотрудничестве. Они часто пассивны, инертны, инфантильны или наоборот гиперактивны, стараются вести себя вызывающе в обществе, пытаются любыми способами привлечь к себе внимание взрослых, не осознают ценность собственной жизни.

Согласно статистики, у воспитанников детских домов отмечаются особенности внутренней позиции: слабая ориентация на будущее, обедненность эмоциональных проявлений, упрощенное и обедненное содержание образа самого себя, сниженное отношение к себе, импульсивность поведения ситуативность поведения и мышления.

        Все перечисленные особенности, по данным исследований, повышают склонность наших воспитанников к совершению суицидальных попыток.

2. Меры профилактики суицидального поведения в детском доме

Поэтому в детском доме регулярно проводится работа по профилактике суицидального поведения. Эти мероприятия по сравнению с работой, проводимой в школах, имеют ряд особенностей.

Задачи работы:

  1. Развитие осознания ценности собственной жизни

(нормализация самооценки, повышение уверенности в себе, развитие умения планировать, строить планы на будущее, профориентация)

  1. Формирование морально-нравственной сферы

(формирование представлений о жизненных ценностях)

  1. Развитие эмоционально-личностной сферы

(работа с сильными эмоциями, повышение стрессоустойчивости, развитие произвольности деятельности, волевых процессов)

 

Как же проводится работа по данной проблеме в детском доме.

I. Два раза в год, я совместно с социальными педагогами, провожу диагностику воспитанников для выделения детей «группы риска» детского дома. В нее включаются и дети склонные к совершению суицидальных попыток, имеющие высокие показатели по тесту «Готовность к риску» (автор Шуберт RSK).

Обсуждение кандидатов проходит на консилиуме детского дома, список детей «группы риска» утверждается на педагогическом совете.

II. Совместно с педагогами на данных воспитанников заполняются карты развития, чтобы проследить успешность работы.

Карта развития включает в себя:

  1. Общие сведения о ребенке
  2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка:

-направленность интересов;

-отношение к делу (трудолюбие, ответственность, инициативность, аккуратность, честность, общительность, отзывчивость);

  1. Отношение к себе:

-уверенность в себе;

-самокритичность

  1. Волевые качества:

-решительность;

-самообладание.

  1. Положение воспитанника в детском коллективе:

-авторитет в группе;

-проявления агрессии

Для детей составляются индивидуальные программы. С ним работают специалисты и воспитатели детского дома.

Психологические индивидуальные коррекционные подпрограммы работы разрабатываются для всех детей, включенных в «группу риска». Цели, задачи работы с такими детьми индивидуальны, ставятся в зависимости от результатов обследований и наблюдений.

По необходимости индивидуальные программы разрабатываются и другими специалистами детского дома. С воспитанниками работают социальные педагоги, педагог-организатор, библиотекарь, инструктор по труду и физкультуре, педагог-организатор и т.д. Социальные педагоги привлекают подростков к работе в трудовом лагере.

С подростками работает психоневролог. Он проводит беседы, в случае необходимости назначает лечение.

С воспитанниками 1-6 групп проводятся групповые и подгрупповые занятия с элементами тренинга и коллективные игры. Основная цель данных мероприятий сплочение группы детей, помощь в адаптации вновь прибывшим воспитанникам, развитие коммуникативных умений, развитие умения конструктивно решать конфликтные ситуации, искать выход из сложных ситуаций, давать правильный выход сильным эмоциям, умение строить планы, развитие оптимизма, осознание ценности жизни.

III. Работа с педагогическим коллективом

Среди педагогов проводится просветительская работа. На педагогических советах и методических объединениях с элементами тренинга даются знания по данному вопросу. Воспитатели знакомятся с мифами и реальностью подростковых суицидальных попыток, индикаторами суицидального риска, особенностях построения диалога с подростками. Педагогам даются индивидуальные психологические рекомендации по работе с детьми «группы риска»

IV.Для всех воспитанников детского дома, с целью профилактики суицидального поведения, проводятся общедетдомовские психологические акции. Такие как «Письмо», «Улыбка», «Нет курению», «Жизнь замечательных людей («Я выбираю жизнь»).

В ходе подготовки и проведения данных акций все дети принимают участие, собирают материал, взаимодействуют друг с другом и с педагогами.

В детском доме проводятся коллективные творческие дела:

  1. День самоуправления, когда воспитанники становятся дублерами педагогов, могут проявить себя, поставить себя на место директора, воспитателей, логопеда, психолога и т.д.
  2. Коллективные игры, туристические походы с ночевкой, походы в лес
  3. Акции добрых дел

V. Проводятся мероприятия духовно-нравственного направления.

Большинство наших воспитанников являются христианами. Они проявляют желание и с удовольствием посещают вместе с воспитателями храм. Участвуют в таинствах исповеди и причастия. По желанию дети занимаются с прихожанами Демьяновской церкви города Клина. Воспитанники общаются с крестными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности процесса постинтернатной адаптации воспитанников детского дома

Изучение особенностей постинтернатной адаптации выпускников детского дома -основное направление моей педагогической деятельности. На протяжении нескольких лет я исследую различные стороны постинтернат...

Профилактика конфликтов в детском доме как средство повышения эффективности работы с детьми. Методы и приемы управления конфликтом (тренинг с педагогами)

Тренинг позволяет совершенствовать умения управлять конфликтными ситуациями, учиться "учиться сориться так, чтобы после этого относиться друг к другу еще лучше" (В.Козлов)...

Профилактика суицидов среди обучающихся (воспитанников) детского дома

В данном информационном буклете представлена необходимая информация: куда можно обратиться за помощью в случае суицида, указаны основные направления профилактической работы, опасные симптомы в поведен...

Суицид - выход есть всегда. Памятка по профилактике суицида в детской среде.

Данная памятка рассчитана для детей старшего школьного возраста. Рассматривается тема по профилактике суицида в детской среде. Размещайте данную памятку в группе класса, в соц.сетях....

Психологические особенности старших подростков в условиях детского дома

В разных источниках можно найти различные возрастные периодизации. В среднем старший подростковый возраст - это период с 13 до 16 лет. Также существуют мнения, что старший подростковый возраст входит ...

ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.

Особенности полового воспитания при умственной отсталости у ребенка, находящегося в детском доме....