Интегрированное занятие с элементами психологической игры посвященное Всемирному дню психического здоровья «Будь здоров и телом и душой»
методическая разработка по психологии (5 класс) по теме

Михайлова-Олесина Роксана Алексеевна

Как научиться управлять стрессом, как избавиться от напряжения, как можно быстро успокоиться - ответы на эти вопросы узнали кадеты 1 курса во Всемирный  День психического здоровья.

10 октября на  1 учебном курсе Санкт-Петербургского кадетского корпуса прошло мероприятие «Будь здоров и телом и душой!»

Зачем нужна эта дата? Воспитанникам было рассказано о том, что цель дня психического здоровья – сократить распространение депрессивных расстройств, а ведь ими страдают более 450 миллионов людей на планете! Почему так происходит? Современный ритм жизни может вынести не каждый. Политическая нестабильность, семейные ссоры, негативное отношение окружающих… Да и мало ли что еще! Все это не способствует хорошему физическому и психическому самочувствию. Поэтому нужно заботиться и о здоровье тела и о состоянии духа.

Теперь мы не только можем легко справляться с плохим настроением или даже стрессом, но и помочь в этом товарищу! Будьте здоровы и телом, и душой!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместное занятие:  «Стресс….»

Автор-составитель педагог-психолог Михайлова-Олесина Р.А.

Участники: кадеты 1 курса

Возраст: 10-12 лет

Цель: познакомить с понятием  «стресс», дать представление о различных методах саморегуляции эмоциональных состояний.

Задачи:

- определить понятие «стресс»;

- в игровых ситуациях и упражнениях овладеть некоторыми приемами саморегуляции функциональных состояний организма.

Ожидаемые результаты: осознание того, что стресс неизбежен. Понимание важности  обучения приемам саморегуляции для устранения негативных последствий стресса.

Методы:

- информирование;

- моделирование ситуаций;

- работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы;

- анализ ситуаций.

Материалы:

Слайдовая презентация занятия

Ватман, гуашь, кисточки,  пластиковые стаканчики (непроливайки).

План занятия

Вводная часть

Теоретический блок

Практический блок

Завершение

Приветствие. Составление «эмоционального рисунка» группы. Определение и понятие: «стресс»

Мини – лекция «Управление стрессом»

  1. Жизненные ситуации и изменение восприятия.

Цель: познакомить со стратегией работы в стрессовом состоянии.

Упражнение «Волшебное слово»

  1. Физиологическое возбуждение: здоровье и поведение.

Упражнение «Космонавт на взлете»

Цель:  научиться самостоятельно и сознательно избавляться от физического напряжения в теле.

  1. Эмоциональное возбуждение: техники релаксации.

Упражнение «Вверх по радуге».

Цель: продемонстрировать, как можно быстро расслабляться и успокоится.

Рефлексивная техника «Ладошки»

Цель: использование тактильных ощущений для снятия психоэмоционального напряжения, получения опыта рефлексии своих чувств, сплочение группы.

10 минут

15 минут

10 минут


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

СТРЕСС И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

Стресс - это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды.  Стресс– это не то, что с нами случается, а то, как мы это воспринимаем.  

Дистресс- чрезмерный, разрушительный, дезорганизующий, демобилизующий стресс.

Стрессоустойчивостъ — это свойство личности, включающее в себя эмоциональный, волевой и интеллектуальный компоненты, обеспечивающие оптимальное достижение цели без вреда для здоровья человека.

 «Порог чувствительности к стрессу»- это индивидуальный уровень напряженности, до которого эффективность деятельности человека повышается.

Три основные стадии развития стрессового состояния у человека:

  1. Нарастание напряженности
  2. Собственно стресс
  3. Снижение внутренней напряженности

На первой стадии:

◘ исчезает психологический контакт в общении,

◙ появляется отчуждение,

◘ люди перестают смотреть друг другу в глаза,

◙ резко меняется предмет разговора: с содержательных моментов он переходит на личные выпады (типа «ты сам такой»),

◘ у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое поведение.

На второй стадии стресса (собственно стресс) человек может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия довольно смутно и не полностью. Исчерпав свои энергетические ресурсы, человек чувствует опустошение, утомление и усталость.

На третьей стадии человек останавливается и возвращается «к самому себе», часто переживая чувство вины.

Саморегуляция – это способность человека произвольно управлять своей деятельностью, управлять своими чувствами, самостоятельно регулировать свое эмоциональное состояние.

КОМПЛЕКСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ

Предусматривает вмешательство на всех фазах модели стресса и  методы противодействия ему на каждом этапе. Но при этом не ставит задачи полного избавления от стресса, а дает представление о положительном стрессе, то есть таком, который характеризуется наиболее позитивными для конкретного человека результатами.

  1. Жизненные ситуации и изменение восприятия.
  2. Эмоциональное возбуждение: техники релаксации
  3. Физиологическое возбуждение: здоровье и поведение.

Упражнение «Вверх по радуге».

Встаньте. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох. Представьте, что вместе с вдохом вы взбираетесь вверх по радуге. А выдыхая – съезжаете с нее как с горки.

Упражнение «Волшебное слово»

Другой способ расслабиться можно было бы назвать «волшебное слово». Когда мы волнуемся, мы можем произнести про себя это волшебное слово и почувствуем  себя немного увереннее и спокойнее. Это могут разные слова, например «тишина». Главное чтобы оно помогало вам»

Упражнение «Космонавт на взлете»

Цель:  научиться самостоятельно и сознательно избавляться от физического напряжения в теле.

При взлёте и посадке человек испытывает сильную нагрузку, связанную с резким изменением давления и веса. При взлёте за счёт достижения огромной скорости вес человека увеличивается в несколько раз. Что чувствует человек при полёте? Напряжение рождается в ваших ногах, поднимается выше в икры, колени, бедра... Удерживаем его и даем ему усиление... Напряжение рождается в кончиках пальцев, поднимается выше в кисти, руки, плечи... напряжение охватывает все ваше тело.

 Орбита! Невесомость. Полет. Легкость.

Список рекомендуемой литературы:

Никифоров Г. С. Психология здоровья. - СПб., 2002. – 256 с.

Бодров В. А. Информационный стресс. – М., 2000. - 352 с.

Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. – М., 1998. – 496 с.

Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб., 2002. – 496 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Занятие с элементами психологического тренинга на каникулярной школе "Лидер". Занятие направлено на создание условий,  при которых дети смогут в реальности ощутить некоторые качества "Лидеров", н...

Открытое занятие с элементами психологического театра «Толерантность. Жить в мире в другими.»

На территории нашей страны проживали и проживают люди разных национальностей с присущими им особенностями духовно-культурной жизни. Со временем вследствие социальных, экономических и других взаимодейс...

Интегрированное занятие с элементами тренинга "Добрым быть совсем не просто"

Занятие способствует формированию у воспитанников представление о добре и зле, о добрых поступках; развивает умение правильно оценить себя и других; воспитывает у детей отзывчивость, щедрость, доброту...

Интегрированное занятие с элементами фольклора «День птиц»

Занятие-праздник проводят учащиеся 10-11 лет для детей 7-8 лет Цель: приобщить к русским народным традициям, пробудить интерес к русскому фольклору, дать возможность почувствовать радость от учас...

Конспект интегрированного занятия с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок» (подготовительная логопедическая группа с ОНР)

Театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Она помогает развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь...

Интегрированное занятие с элементами театрализации " Приключение Колобка"(4-5лет)

Задачи: • Совершенствовать компоненты связной речи, развивать лексико-грамматические категории, умение сочетать речь с движением; • Учить находить средства передачи образа в движениях, мимик...


 

Комментарии

Базунова Наталья Александровна

Спасибо за интересную информацию!1-классники часто находятся в стрессовой ситуации. Некоторые дети подвержены ежедневным нервным срывам. Очень нужен совет психолога. Детское уныние, агрессия, истерика ранят и окружающих.Утешить ребёнка, посочувствовать ему, погладить по голове и дыхательная гимнастика помогают выйти из кризисной ситуации. И так каждый день.Прошу родителей не обострять ситуацию и не нападать с упрёками на "обидчика" вашего ребёнка. Дети быстро ссорятся и быстро мирятся!Наша задача- научить их общению и дружбе.