Социологический опрос учащихся и родителей на тему представлений о воспитании в семье
статья по психологии по теме

Рубцова Наталья Юрьевна

В апреле в рамках городского информационно-методического марафона «Неделя психологии в образовательном учреждении» психологической службой нашей школы был проведен социологический опрос учащихся и их родителей. В опросе приняли участие 57 человек (37 учащихся и 20 взрослых). Участникам предлагалось высказать свое мнение, выбрав наиболее верный с их точки зрения вариант утверждения. Тема анкетирования - семья и воспитание детей. Представляем вашему вниманию результаты анализа полученных ответов с нашими комментариями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл socopros_broshyura.docx245.24 КБ

Предварительный просмотр:

МБСКОУ СКОШ №36

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ

в рамках городского информационно-методического марафона «Неделя психологии в образовательном учреждении»

Анализ подготовила Рубцова Н.Ю.

психолог, учитель-дефектолог МБСКОУ СКОШ №36

Апрель 2013 г.

Г. Озерск


В апреле в рамках городского информационно-методического марафона «Неделя психологии в образовательном учреждении» психологической службой нашей школы был проведен социологический опрос учащихся и их родителей. В опросе приняли участие 57 человек (37 учащихся и 20 взрослых). Участникам предлагалось высказать свое мнение, выбрав наиболее верный с их точки зрения вариант утверждения. Тема анкетирования - семья и воспитание детей. Представляем вашему вниманию результаты анализа полученных ответов с нашими комментариями.

Перед вами диаграммы, где числа обозначают количество человек, а с помощью разных цветов хорошо видно распределение ответов.

Рис. 1

Как видно по этой диаграмме, подавляющее большинство участников опроса (как взрослые, так и дети) в случае отсутствия взаимности предпочли бы строить семью с тем, кто их любит, а не наоборот. С одной стороны это говорит о большой потребности быть любимым (это одна из базовых человеческих потребностей). С другой - просматривается потребительская позиция: большинство из нас скорее примет любовь нелюбимого супруга, чем согласится дарить свою любовь без ответного чувства. Получается, что готовых «отдавать» значительно меньше тех, кто готов «получать»…Вот она, психология потребления . Не поэтому ли у нас так много несчастливых браков?

Распределение ответов на второй вопрос оказалось вполне предсказуемым.

Рис. 2

Действительно, в наших экономических и социальных условиях больше двух-трех детей родителям вырастить тяжело. В реальности очень мало семей, воспитывающих больше чем двое детей. Демографический прогноз в связи с этим выглядит не слишком оптимистично. Но все же радует, что 28% опрошенных – за то, чтобы в семье было трое детей!

Следующая диаграмма отражает родительскую установку в отношении воспитания сына. Именно от нее во многом зависит, к чему будет стремиться мальчик на пути взросления, какие задачи ставить перед собой, каким станет мужчиной.

Рис. 3

Результаты распределились следующим образом:

  1. Мнения взрослых участников опроса (т.е. состоявшихся родителей) распределились в основном между первым и третьим вариантами. Половина (9 чел.) смотрят на сыновей в основном как на потенциально успешных людей. Под успехом, как правило, подразумевается определенный социальный и материальный уровень. Есть такие родители (3 чел.), которые видят в сыне слабое зависимое существо, нуждающееся в их заботе и опеке. Остальные (7 чел.) относятся к сыну, как к будущему кормильцу, защитнику, наставнику и продолжателю Рода. Утверждение о том, что сын – это тот, кто воплотит надежды и мечты родителей, не выбрал ни один взрослый.
  2. Подавляющее большинство мальчиков (16 из 20-ти, 80%) считают, что в сыне родители должны видеть будущего кормильца, защитника, наставника и продолжателя Рода. Утверждение о том, что сын – это тот, кто воплотит надежды и мечты родителей, выбрали трое мальчиков. Первое утверждение (о потенциально успешном человеке) выбрал только один мальчик. А с тем, что сын, прежде всего, нуждается в заботе и опеке, не согласился никто.
  3. Большинство девочек (14 чел.), как и мальчики, отдали свои голоса третьему утверждению (сын - будущий кормилец, защитник, наставник и продолжатель Рода). В то же время некоторые (8 чел.) согласились с первым вариантом (о потенциально успешном человеке). Есть и такие, кто готов увидеть в сыне слабое зависимое существо, нуждающееся в заботе и опеке. Утверждение о том, что сын – это тот, кто воплотит надежды и мечты родителей, не выбрал никто из девочек.

Интересно, что именно мальчики были наиболее единодушны в выборе третьего утверждения. Ведь здесь речь идет о главных мужских архетипических ролях: Кормильца, Защитника, Наставника и Продолжателя Рода. Мудрые люди утверждают, что мужчина, качественно исполняющий эти роли в жизни, успешно реализует себя как в социальном, так и в личном плане. Трое мальчиков, выбравших утверждение о том, что сын – это тот, кто воплотит надежды и мечты родителей, вероятно и сами стремятся к этому (лишь бы надежды и мечты родителей были адекватными). Радует и то, что никто из мальчиков не согласился с тем, что сын, прежде всего, нуждается в заботе и опеке. Ведь такая родительская позиция способствует воспитанию слабого безответственного мужчины. Получается, наши дети оказались более мудры и прозорливы, чем взрослые!

Следующий рисунок отражает представления опрошенных о материнских установках по отношению к сыну. Здесь разницы в распределении мнений взрослых, мальчиков и девочек нет; большинство участников опроса сделали выбор в пользу третьего варианта, который предполагает главную задачу матери в создании наилучших условий для развития. Но и первый вариант, согласно которому приоритет принадлежит материнской вере в своего сына, собрал довольно много голосов.

Рис.4

 Заметим, что еще наши предки знали, какую огромную силу имеет вера матери в сына, в его разум, волю и сердце. Говорят, что есть свидетельства о том, что вера матери даже спасала воинов от смерти. Правда жизни заключается в том, что если мама не верит в своего сына, то даже развиваясь в наилучших условиях, у него мало шансов стать успешным, уверенным в себе и достойным мужчиной. И уж точно не является полезной для мальчика материнская установка на обеспечение всех его потребностей.

Может быть некоторым современным мамам стоит поменять приоритет? Есть над чем поразмыслить…

Диаграмма под номером 5 отражает представления о родительском долге перед дочерью, то есть о том, чему должны научить родители свою дочь в первую очередь. Здесь есть различия во мнениях взрослых и детей. Так, больше всего взрослых (10 чел.) выбрали утверждение о том, что отец и мать в первую очередь должны научить свою дочь радоваться жизни. Вот что значит жизненный опыт! Действительно, секрет девичьего и женского счастья заключается в умении собирать радости жизни. Остальные голоса равномерно распределились (по 7 чел.) между вариантами «стремиться получать образование и делать карьеру» и «выполнять разную домашнюю работу».

Подавляющее большинство детей (12 мальчиков и 12 девочек) убеждены, что родители должны научить свою дочь прежде всего стремлению к образованию и карьере. Умение радоваться жизни выбрали 5 мальчиков и 8 девочек. Умение выполнять разную домашнюю работу никто из мальчиков не посчитал самым важным, а из девочек это утверждение выбрали трое.

Рис.5

Утверждение о том, как выйти замуж за богатого мужчину, выбрали 1 мальчик и 1 девочка. Хотя, если честно, в анкету оно было включено скорее ради шутки .

Шестой рисунок показывает распределение мнений в отношении основного воспитательного инструмента родителей.

Рис. 6

Большинство родителей (13 чел.) считают основным инструментом воспитания детей грамотную систему поощрений и наказаний. Самое интересное, что данный инструмент успешно используется в дрессировке животных. Но ведь дети – не животные… Остальные мнения взрослых участников опроса почти равномерно распределились между двумя другими вариантами: «точное доброе слово» (4 чел.) и «личный пример» (5 чел.).

Голоса мальчиков равномерно (по 7 чел.) распределились между утверждениями «личный пример» и «грамотная система поощрений и наказаний», а четверо выбрали «точное доброе слово». Не значит ли это, что наши сыновья не очень-то верят нашим словам или попросту их не слышат?

Мнения девочек разделились между всеми тремя вариантами утверждений (8, 8 и 6 голосов).

Диаграмма № 7 отражает представления об условиях, которые обеспечивают ребенку чувство полноправного члена семьи.

Рис. 7

Большинство выборов (13 взрослых, 8 мальчиков и 11 девочек) сделано в пользу утверждения «ребенок участвует наравне со взрослыми в принятии важных решений». Однако право участвовать в принятии важных семейных решений у ребенка появляется лишь тогда, когда он вносит свой собственный вклад в семейное благополучие. Своим трудом, достижениями, участием в хозяйственных делах, проявлением к близким уважения и заботы. В противном случае ребенок будет ощущать себя скорее кумиром семьи, чем ее полноправным членом. А это ему совсем неполезно.

Утверждение о посильном вкладе ребенка в семейный труд выбрали 7 взрослых, 2 мальчика и одна девочка. Видно, у наших детей практически нет подобного опыта… Зато вариант «в семье интересы ребенка стоят на первом месте» получил больше детских голосов (4 мальчика, 7 девочек), и даже один взрослый. Это значит, что некоторым детям приоритет их интересов в семье дает им ощущение собственной значимости. На самом же деле данная воспитательная установка (интересы ребенка выше интересов остальных членов семьи), культивирует в детях эгоизм, очерствляет их сердце, а вовсе не дает ощущение полноправного члена семьи.

Что касается первого варианта «ребенка в семье называют ласковым именем», то он отражает проявление к ребенку душевного тепла и дает ему ощущение эмоциональной близости с родителем.

РЕЗЮМЕ

Итак, подводя итоги всему сказанному можно сделать следующие выводы.

  1. В воспитательных установках и представлениях участников опроса зачастую просматривается потребительская позиция: большинство из нас скорее примет любовь нелюбимого супруга, чем согласится дарить свою любовь без ответного чувства.
  2. Демографический прогноз выглядит не слишком оптимистично, так как большинство опрошенных – за двоих детей в семье.
  3. Наиболее зрелую родительскую установку по отношению к воспитанию сына проявили дети: большинство из них готовы видеть в будущем сыне в первую очередь кормильца, защитника, наставника и продолжателя Рода. Речь идет о главных мужских архетипических ролях, качественное исполнение которых обеспечивает мужчине успех как в личном, так и в социальном плане.
  4. Главную задачу матери по отношению к сыну большинство участников видят в создании наилучших условий для его развития. Но и утверждение, согласно которому приоритет принадлежит материнской вере в своего сына, собрал довольно много голосов.
  5. Представления о родительском долге перед дочерью у взрослых и детей различаются. Подавляющее большинство детей убеждены, что родители должны научить свою дочь прежде всего стремлению к образованию и карьере. Такая установка на карьерный рост не что иное, как навязанный обществом стереотип. На самом деле, согласно мудрости наших предков, секрет девичьего и женского счастья заключается в умении собирать радости жизни. И многие взрослых участников опроса с этим согласны.
  6. Большинство родителей считают основным инструментом воспитания детей грамотную систему поощрений и наказаний, которая успешно используется в дрессировке животных. Остальные мнения участников опроса распределились между двумя другими вариантами: «точное доброе слово» и «личный пример».
  7. Условия, которые обеспечивают ребенку чувство полноправного члена семьи, по мнению большинства опрошенных, связано с его участием наравне со взрослыми в принятии важных решений. Но при отсутствии посильного вклада ребенка в семейный труд есть риск воспитать кумира семьи. Ощущение собственной значимости некоторым детям дает приоритет их интересов в семье им. В реальности это способ очерствить сердце ребенка и воспитать эгоиста.

На основе проведенного исследования мы рекомендуем как взрослым, так и детям осознанно относиться к воспитанию детей, размышлять, какие качества они хотят видеть в будущем у своих детей, будет ли это им полезно и принесет ли счастье, что они хотят им передать, отчего предостеречь… Еще советуем чаще обращаться к мудрым книгам, опыту наших предков... или к хорошим психологам

Желаем ВСЕМ семейного благополучия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями на тему: "Роль отцовского воспитания в жизни ребенка".

Родителями не рождаются, а становятся. Каждый взрослый должен заняться собственным воспитанием и взращивать себя как мать или отец. Ребенку, даже если он в этом и не признается, хочется, чтобы у...

Разговор с родителями на тему: «Культура поведения закладывается в семье».

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа , и мысли».А.П.Чехова...

Сценарий спортивного праздника для учащихся и родителей 6 класса "Папа, мама, я - спортивная семья".

Сценарий спортивного праздника для всей семьи  к 23 февраля в 6 класе....

Воспитательский час "Основные представления о воспитании в семье".

Раздел:   Ступень к семейному счастью.Блок:      Родители и дети.Тема:      Основные представления о воспитании в семье.Возраст: Старший шко...

Консультация для родителей по теме «Здоровый образ жизни в семье»

  Здоровье и забота о развитии ребенка -это здоровый образ жизни семьи. Поэтому родители должны продумать, какую атмосферу и какие условия они могут создать для малыша. Важен благоприятный...

Дидактический материал для оценки знаний учащихся 8х классов по теме "Представление чисел в компьютере"

Данная разработка содержит 15 вариантов самостоятельной работы для учащихся 8 классов по теме "Представление чисел в компьютере". Каждый вариант содержит 5 разноуровневых заданий, что позвол...

Семейный вечер с элементами коллективной творческой деятельности для учащихся и родителей на тему: «Моя семья»

Область применения: реализация духовно-нравственного направления воспитательной работы с классом....