Программа "Перекрёсток"
план-конспект занятия по психологии (9 класс) по теме

Савельева Светлана Анатольевна

 

 

Конспекты занятий для  групповой работы с учащимися среднего и старшего звена по профилактике наркологических заболеваний в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perekryostok.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ПЕРЕКРЁСТОК»

Конспекты занятий для  групповой работы с учащимися среднего и старшего звена по профилактике наркологических заболеваний.

          Злоупотребление психоактивными веществами является одной из наиболее острых социальных проблем современного  российского общества. Распространение наркомании и алкоголизма  в России за последние десятилетия приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием. Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Основной возраст первого знакомства с наркотиками – 11 – 17 лет. Участились случаи приобщения к наркотическим и другим психоактивным  веществам детей 8 – 10 лет.

             Учащиеся школы-интерната 8 вида входят в группу риска по данной проблеме. В силу особенностей детей, обусловленных диагнозом,  для них характерны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, слабая мотивация и т.д. Этим детям присуща такая черта, как нарушение социализации в широком проявлении. Кроме того, большинство детей воспитывается в неблагополучных семьях, часто злоупотребляющих алкоголем, курением и т.д. Они считают такой образ жизни единственно правильным, т.к. не знакомы с возможностью другого образа жизни. Это подтверждается и  результатами анкетирования среди учащихся, проводимого в школе-интернате. Поэтому существует необходимость правильной постановки обучения и воспитания учащихся с целью профилактики наркологических заболеваний.

Цели :

  1. Формирование и укрепление антинаркотических установок у детей.
  2. Формирование и развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском приобщения к психоактивным веществам.

Задачи:

  1. Сформировать у детей представление об употреблении ПАВ как угрозе внутренней стабильности.
  2. Способствовать неприятию детьми любых форм наркотизации.
  3. Сформировать и развить навыки безопасного поведения в ситуациях, связанных с возможностью неблагоприятного воздействия психоактивных веществ  на здоровье ребёнка.
  4. Сформировать и развивать навыки безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения ребёнка в наркотизацию (пробы ПАВ)

Тематическое планирование

№ занятия

Тема

1

«Здоровье и болезнь»

2

«Добровольное сумасшествие»

3

«Влияние на организм человека психоактивных веществ»

4

«Курение»

5

«Алкоголь»

6

«Наркотики»

7

«Право выбора»

8

«Вредные и полезные привычки»

ЗАНЯТИЕ №1.

ТЕМА: «ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНЬ»,

ЦЕЛЬ:

           Осознание ценности собственного здоровья.

ЗАДАЧИ:

  1. Формирование образа здорового человека.
  2. Осознание уникальности своего тела.
  3. Формирование навыка рефлексии телесных ощущений.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Бумага.
  2. Карандаши.
  3. Картинки с изображениями здорового и больного человека.
  4. Картинки с предметами.
  5. Мяч
  6. Плакат с изображением внутренних органов человека.


ПРИВЕТСТВИЕ

  1. – Ребята, сейчас мы с вами сказали друг другу: «Здравствуйте!» Что это значит?

Психолог беседует с детьми по вопросам, рассматривая картинки с изображениями здорового и больного человека:

- Какого человека можно считать здоровым?

- Как выглядит здоровый и больной человек?

- Как мы отличаем здорового человека от больного?

     Психолог предлагает детям нарисовать или изобразить здорового и больного человека.

- А себя вы считаете здоровыми или больными людьми? Почему?

 - Быть здоровым хорошо или плохо?

- Подумайте, как много умеет каждый из нас – бегать и прыгать, танцевать, смеяться, петь, придумывать что-то интересное, рисовать. Мы можем радоваться и огорчаться, чувствовать запах цветов и тепло солнечных лучей, видеть радугу и облака на голубом небе.

 У каждого из нас есть две руки, две ноги, голова, спина, живот. Всё это – части тела. Внутри нашего тела трудится дружная семейка органов: сердце, лёгкие, желудок, почки, печень. При помощи лёгких мы дышим, благодаря сердцу кровь движется по сосудам, желудок извлекает из пищи всё нужное и полезное, а печень и почки очищают наш организм от вредных веществ. Каждый из нас при рождении получает в подарок ЗДОРОВЬЕ. Оно, как волшебная палочка, помогает выполнять самые заветные желания. Действительно, у здорового человека ничего не болит. Поэтому он часто улыбается, даря окружающим частичку своей удачи. Здоровому человеку по плечу любая работа, поэтому он счастлив сам и может делать счастливыми своих друзей. Здорового человека легко узнать: у него стройная фигура, белозубая улыбка, блестящие глаза, лёгкая походка.

К каждому из нас может прийти незваная и нежеланная гостья – БОЛЕЗНЬ. Чем раньше мы узнаем о её приближении, тем быстрее сумеем справиться с ней. Болезнь возникает из-за того, что какой-то из органов перестаёт справляться со своими задачами. И тогда организм посылает нам тревожное сообщение – мы начинаем плохо себя чувствовать. Тело кажется таким тяжёлым, звуки вокруг очень громкими, а свет слишком ярким. Не хочется двигаться, смеяться и даже пирожное кажется невкусным.

 Заболевшего человека можно узнать и по тому, как он выглядит: он вялый, лицо у него может быть очень бледным или, наоборот, покрасневшим, глаза грустные, печальные. Запомните, такой человек нуждается в вашей помощи. Если вы заметили, что кто-то из ваших друзей чувствует себя плохо, подойдите к нему, расспросите, что случилось, попросите о помощи врача или других взрослых.

  1. Психолог просит детей рассказать, как они будут вести себя при недомогании. После совместного обсуждения психолог делает вывод:

- Если вы почувствовали себя плохо, сразу же сообщите об этом взрослым или попросите сделать это товарищей.

 Прислушайтесь к себе внимательно и покажите взрослым то место, где возникают неприятные ощущения.

 Расскажите, что вы чувствуете (болит голова, тошнит, болит живот и т.д.) Никогда не пытайтесь справиться с болезнью в одиночку – не используйте никаких лекарств без разрешения взрослого. Знайте, лекарство поможет лишь тем, кто знает, как его применять.

  1. Психолог говорит:

- Для того чтобы вы могли правильно определить и сказать, что у вас болит, нужно знать, где и что у вас находится. Давайте проверим, как вы знаете свой организм. Для этого будем отгадывать загадки про различные части тела, а потом показывать, где они находятся:

          Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. ( Ноги)

                Два Фомы с одной и с другой стороны. И шьют, и вяжут, и косят, и красят.

 ( Руки)

          Два брата друг друга не видят, но всё слышат. (Уши)

          У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. (Пальцы на руках)

          Не часы, а тикает. (Сердце)

          За стеной костяной Соловейко спой! (Язык)

          Полон хлевец белых овец. (Зубы во рту)

          Между двух светил я в середине один. (Нос)

  1. Упражнение «Дружная семейка». У здорового человека все органы трудятся дружно и согласованно, помогая друг другу. Давайте изобразим эту работу, все вместе хлопая в ладоши. Попробуйте хлопать одновременно. (Психолог задаёт правильный ритм, а потом сбивает его, и дети начинают хлопать беспорядочно.) Такие изменения происходят в организме больного человека. Даже если один из органов перестаёт справляться со своей задачей, это сразу же сказывается на работе всего организма. Скажите, когда вам было легче хлопать в ладоши: в правильном или неправильном ритме? Так и в организме. Там нет «важных» или «неважных» частей, все органы взаимосвязаны и нуждаются в заботе.

  1. Давайте вспомним о вредных привычках. На чём отражается их вредное действие? Беседа с опорой на плакат с изображением внутренних органов человека.

  1. Психолог беседует с детьми по вопросу:

- Как вы думаете, отчего могут происходить изменения в организме, приводящие к болезни?

- Ребята, рассмотрите карточки и разложите их на 2 группы: предметы, полезные для человека, и предметы, которые могут нанести вред человеку.

После выполнения задания психолог вместе с детьми просматривает карточки каждой группы, и все вместе приходят к выводу о том, что все представленные предметы нужны человеку, но они становятся вредными, если неправильно ими пользоваться.

- А что всегда вредно для человека?

После этого психолог делает вывод, что к болезни могут привести различные причины, среди которых ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ, такие как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

РЕФЛЕКСИЯ

РАССТАВАНИЕ

ЗАНЯТИЕ №2.

ТЕМА: «ДОБРОВОЛЬНОЕ СУМАСШЕСТВИЕ».

ЦЕЛЬ:

           Осознание ценности собственной жизни и её зависимости от внешних факторов.

ЗАДАЧИ:

  1. Формирование чувства ответственности за свою жизнь.
  2. Знакомство с теми пороками, которые подстерегают человека в жизни.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Бумага.
  2. Карандаши.
  3. Мяч

_______________________________________________________________

ПРИВЕТСТВИЕ

  1. Вы вступаете во взрослую жизнь, и какой ей быть, зависит только от вас.

Шестнадцать – возраст откровений,

Пора влюбленности и грез,

Пора волнений и сомнений,

И нежных встреч, и тайных слез.

          Тема сегодняшнего занятия – «Добровольное сумасшествие». Мы будем говорить о жизни. Об ответственности каждого за свою жизнь, за то, какой след оставим мы после себя. 

Я думаю, эпиграфом к занятию может прозвучать изречение С. Л. Соловейчика: "Уходя, оставьте свет в тех, с кем выпало расстаться". Что это значит? Как вы понимаете эти слова?

 2. Мы обратимся к известной притче. Некий молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поиске других монет. И действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: "Жизнь — это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты".

3. Попробуем и мы с вами задать этот вопрос: "Что такое жизнь?". Давайте представим нашу жизнь в виде кораблика, плывущего вперёд. На палубе напишите слово: «Жизнь». Как бы вы ответили на вопрос: «Что такое жизнь?» Запишите свой ответ на парусе корабля. Пожалуйста... Время на обдумывание — 3 мин... Время вышло. Итак, что же вы ответили?

Учащиеся отвечают.

Попробую вашу мысль обобщить. Жизнь — это благо, это дар, который дается человеку лишь однажды. И от него самого зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.

Известно, время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

То есть то, что везёт наш корабль зависит от каждого из нас (добро или зло). Я надеюсь. что ваши кораблики везут добрый груз, поэтому предлагаю отправиться по морю жизни к светлой пристани добрых дел. Маяком в этом нелегком плавании пусть будет голос нашей совести. Пускай каждого в жизни ждут свои алые паруса.

Получается, что человек, как большой корабль, плывет по морю жизни. Чем будет наполнен этот корабль, грузом каких дел? Это, повторяю еще раз, зависит только от вас. Но иногда в пути нас подстерегают опасности: по морю жизни проходят тайфуны (высокие бурные волны) или хищные обитатели моря (акулы), — это наши пороки и зловредные привычки. Они как ураганы или хищники вызывают кораблекрушение, ломают жизнь человека. И в это время можно либо подчиниться обстоятельствам, и может быть, погибнуть, а можно пытаться противостоять им и выжить. И вот мне хотелось бы, чтобы на прежнем рисунке вы нарисовали высокие волны и акул и написали ответ на каждой их них ответ на следующий вопрос: "Какие пороки и зловредные привычки, по вашему мнению, мешают человеку жить долго, счастливо и красиво?". На раздумье дается 3 мин.

А теперь давайте послушаем, что написал каждый из вас.

Вновь обобщая вышеперечисленное, можно сказать, что в настоящее время наше общество поражено тремя основными пороками: алкоголем, табаком и наркотиками. Подчинение им, принятие их в свою жизнь вполне можно назвать "Добровольным сумасшествием". Ведь умный человек никогда не станет рабом вредных привычек, тем более по собственной воле.

Именно об этом и поговорим на наших следующих занятиях.

РЕФЛЕКСИЯ

РАССТАВАНИЕ

ЗАНЯТИЕ №3.

ТЕМА: « ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ».

ЦЕЛЬ:

          Получение информации о влиянии на организм человека психоактивных веществ.

ЗАДАЧИ:

  1. Выявление исходного уровня знаний о влиянии на организм психоактивных веществ.
  2. Развенчивание «мифов».
  3. Формирование негативного отношения к употреблению психоактивных веществ.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Фигурки человечков.
  2. Бумага для рисования.
  3. Карандаши.


ПРИВЕТСТВИЕ

  1. – На прошлом занятии мы с вами говорили о том, что вредные привычки могут нанести вред человеку и привести к болезням. Но не только мы с вами пришли к такому выводу. Люди поняли это уже давно и выразили в пословицах и поговорках. Давайте попробуем объяснить смысл известных пословиц и поговорок:

                Курить да пить – здоровью вредить.

                Вино ремеслу не товарищ.

                Вино с силой не дружат.

                Здоровье даром не даётся, за него бороться придётся.

      Поздоровавшись с водкой, попрощайся с умом.

      Когда появляется вино, удаляется мудрость.

      Пьяного дело – трезвого ответ.

      Вино начинается церемонией, а кончается дракой.

      Хмель шумит – ум молчит.

      Вино топит больше людей, чем вода.

      Пьяному море по колено, а лужа по уши.

      Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.

      С хмелем познаться – с честью расстаться.

     Пить до дна – не видать добра.

  1. – На самом деле достаточно большое количество людей знают о вреде алкоголя и курения и отказываются от этих вредных привычек. Действительно, ведь курение сокращает жизнь на 5 – 10 лет, пьянство сокращает жизнь на 10 – 15 лет, наркомания сокращает жизнь на 20 – 25 лет…. Я знаю очень много случаев, когда люди, курившие и выпивавшие долгое время, прекращают это делать. Как вы думаете, почему?

     Психолог делает вывод о том, что это происходит из-за того, что у людей возникают проблемы со здоровьем, и они не хотят их усиления. К сожалению, иногда люди отказываются от вредных привычек очень поздно, когда им приходится выбирать между жизнью и смертью. В молодом возрасте мало кто задумывается о своём здоровье. В это время важнее выглядеть современным, модным, крутым, взрослым.

     Действительно, может показаться, что очень много людей курит, пьёт и ничего плохого с ними не происходит. На самом деле это не так. Во-первых, курит и выпивает не так уж много людей.  Среди подростков курит всего 11,4%, среди взрослых – 30,8%, т. е. курит приблизительно каждый десятый подросток и каждый третий взрослый. 30% взрослых людей не пьёт вообще. Это каждый третий человек. 55% (больше половины всех взрослых, т.е. каждый второй) - пьют только иногда, в подходящее время и в подходящем месте, т.е. «по праздникам».

     Психолог предлагает детям представить это наглядно с помощью фигурок человечков.

     Психолог делает вывод о том, что курят и выпивают гораздо меньше людей, чем мы думаем. Большинство взрослых и подростков не курят. В последнее время снизилось число курящих подростков с 29% до 18,7%; 33,3% взрослых мужчин и 54% взрослых женщин никогда не курили. За последние 20 лет число курящих снизилось на 12%. Большинство людей или не пьют совсем, или выпивают только по особым случаям. Сейчас уважают не тех людей, которые курят и пьют, а значит, нездоровы, а здоровых людей без вредных привычек.

  1. – Ребята, а какие вредные последствия курения и пьянства вы можете назвать?

     После высказываний учащихся психолог дополняет их:

  1. Учёные доказали, что курение является фактором риска для таких болезней, как рак лёгких, сердечная недостаточность, бронхит и др. 58% людей умирают именно от этих болезней.
  2. 90% рака лёгких наблюдается у людей, которые курят.
  3. Каждая выкуренная сигарета уносит 6 минут жизни человека. А если таких сигарет 10 и более в день? Давайте посчитаем…
  4. Сигареты выделяют при горении ядовитые вещества, которые вредны не только для курящего, но и для окружающих.
  5. Лечение от курения помогает не всегда, а только в 50% случаев.
  6. Курение может привести к употреблению других наркотиков.
  7. Драки.
  8. Плохое самочувствие.
  9. Привыкание к алкоголю.
  10. Дорожно-транспортные происшествия.
  11. Проблемы в семье.
  12. Несчастный случай.
  13. Смерть.

4.  – Ребята,  как вы считаете, стоит ли курить и употреблять алкоголь?

Почему?

     - Мне кажется, что эти вопросы каждый из вас должен задать себе именно сейчас,  т. к. вы уже достаточно взрослые для того, чтобы решить для себя, какими вы хотите быть: здоровыми и счастливыми или больными и несчастными. Я думаю, что вы сделаете правильный выбор…

     - А сейчас давайте нарисуем для других ребят плакаты-предупреждения об опасности курения и пьянства. В должны постараться, чтобы, посмотрев на ваши рисунки, они тоже сделали правильный выбор.

     Психолог обсуждает с детьми возможные сюжеты плакатов, подбор цветов, тексты надписей.  Не должно быть слишком мрачного настроения. Нужно попробовать показать, что жизнь может быть весёлой и занимательной и без помощи алкоголя и никотина.

РЕФЛЕКСИЯ

РАССТАВАНИЕ

ЗАНЯТИЕ №4.

ТЕМА: «КУРЕНИЕ».

ЦЕЛЬ:

           Формирование отрицательного отношения к курению.

ЗАДАЧИ:

  1. Знакомство с историей возникновения курения.
  2. Знакомство с влиянием курения на организм человека.
  3. Выявить имеющийся уровень знаний учащихся о курении.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Бумага.
  2. Карандаши.
  3. Мяч

_______________________________________________________________

ПРИВЕТСТВТЕ

1. А начнем мы, пожалуй, с истории.

Представьте себе море... неизвестная земля... XV век... мореплаватель Христофор Колумб и его спутники, высадившись на незнакомый берег, видят, что туземцы — взрослые и дети — держат в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев неизвестного европейцам растения. Выяснилось, что дикари традиционно используют его листья для частого вдыхания дыма. Растение сегодня известно как "табак". Именно отсюда табак попал в Европу.

Вскоре табак появился во Франции: Жан Нико, бывший послом в Испании, привез оттуда листья и семена табака в подарок своей королеве, Екатерине Медичи. От фамилии Нико произошло слово "никотин" — так называют основной компонент табака.

Постепенно курение дошло до России. В царствование Михаила Федоровича уличенных в этом пристрастии  в первый раз наказывали палочными ударами, во второй — отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 г., причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни. При Алексее Михайловиче курящих было велено бить кнутом. Но вскоре у табака появился могучий союзник. Это был Петр I. Позднее, при Екатерине II, табак стал выращиваться на юге нашей страны. Курение же среди женщин началось только в середине прошлого столетия. Таковы факты истории.

2. Отношение к курению в различных странах.

В отношении любителей табака в разных странах применяют различные ограничения. Наиболее строго преследуют любителей никотина в США. Штраф до 1000 долларов ждет каждого, кто вздумает закурить в ресторане или кафе.

В Италии не курят во всех общественных местах. С нарушителей взимают штраф до 125 долларов.

В  Англии  на деньги, которые в качестве штрафа платит нарушитель правил курения можно купить подержанный автомобиль.

Курить на улицах Сингапура вообще-то разрешается, но стряхивать пепел запрещено. Тому же, кто выбросит пустую коробку   из-под   сигарет,   грозит штраф до 625 долларов.

А  во  многих фирмах США, например, некурящие сотрудники  получают надбавку зарплате.

Как вы думаете, почему к курению такое отношение? Из-за того, что осознаётся реальная опасность курения для каждого человека и для страны вцелом.

3. Влияние никотина на организм человека. В природных условиях никотин представляет собой жидкое вещество, содержащееся в растении под названием табак. Когда человек закуривает сигарету, никотин вдыхается с дымом. Дым проникает через клетки дыхательных путей, с током крови быстро достигает головного мозга.

При курении никотин способствует повышению частоты сердечных сокращений, в результате сердце вынуждено работать сильнее, и ему требуется больше кислорода. Одновременно угарный газ, образующийся в легких из дыма, уменьшает количество кислорода, поступающего в кровь и к сердцу. Вдыхание дыма в легкие приводит к бронхитам, создает опасность пневмонии, начинается воспаление голосовых связок, которое становится хроническим: голос у курильщика хриплый, неприятный. Это трахеолангит; часто он приводит к раку горла.

Особенно вреден недостаток кислорода для коры головного мозга: курильщик буквально глупеет, с трудом воспринимает информацию, его память слабеет.

В табачном дыму обнаружено до 6000 различных компонентов и соединений, 30 из них относятся к разряду натуральных ядов.

Курильщики часто кашляют, пытаясь избавить свой организм от дыма и ядовитых веществ.

Статистика говорит, что от последствий курения каждые 13 минут умирает человек. Каждая выкуренная сигарета сокращает человеческую жизнь на 5,5 минуты. А представьте, сколько человек теряет, если курит по пачке в день, и сколько это выходит в год...

Информация для размышления

  1. 1-2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина.
  1. 80% страдающих раком легких – курильщики;
  2. Среди их заболеваемость раком поджелудочной железы в 2 – 5 раз выше, чем среди некурящих.
  3. Любители сигарет болеют раком губ, языка, рта, гортани, пищевода и мочевого пузыря.
  4. Язвы желудка у курильщиков встречаются чаще, чем у не курящих.
  5. Курящие женщины чаще рождают детей с недостатком веса, что является основной причиной смертности  среди новорожденных.
  6. Курильщики вообще болеют в 3,5 раза чаще не курящих.
  7. Курильщики становятся жертвами несчастных случаев на производстве в 2 раза чаще, чем некурящие.
  8. Курящим диабетикам требуется на 20% инсулина больше.
  9. Люди, выкуривающие пачку в день, в 20 раз чаще заболевают раком легких по сравнению с теми, кто не курит.
  10. Смертность среди бросивших курить начинает уменьшаться год спустя после отказа от курения. В конце концов этот показатель достигает низкого уровня, характерного для людей которые никогда не курили;
  11.  За счет отказа от курения смертность, связанная с заболеванием коронарных сосудах, могла бы быть снижена на 30% в год. Например: если в стране,  где 3 млн. человек курит, эти 3 млн. человек бросают курить , смертность от заболеваний коронарных сосудах сердца будет меньше на 200 000 случаев ежегодно.
  12. Курящий имеет на 70% большую вероятность умереть от любой болезни, чем некурящий.
  13. Курение притупляет вкусовые ощущения и обоняния, ведет к преждевременному образованию морщин на лице. Кроме того, некоторые исследования доказали неблагоприятное воздействие на слух.
  14. При горении табака образуется два вида дымов: свободно струящийся, уходящий непосредственно в воздух с тлеющего конца, и основной, вдыхаемый курильщиками.
  15. Курильщик вдыхает и выдыхает основной дым 8 – 9 раз, на что в среднем уходит 24 секунды. Что же касается свободно струящегося дыма, то загрязнение воздуха происходит на протяжении всего времени горения сигареты .
  16. Угарный газ содержится в крови в течение нескольких часов и даже через 3-4 часа его излишек при отсутствии доступа никотина все еще находится в токе крови.
  17. Некурящие жены курильщиков заболевают раком легких в 4 раза чаще, чем жены некурящих.
  18. Дети курящих родителей страдают заболеваниями дыхательных путей в 2 раза чаще, чем их ровесники из некурящих семей.

4. Теперь хотелось бы задать вам несколько вопросов, чтобы проверить, насколько хорошо вы представляете себе вред, приносимый курением:

Вопрос 1. При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ? (Угарный газ.)

Вопрос 2. Если человек выкуривает пачку сигарет в день ежедневно   на   протяжении года, как вы думаете, сколько смолы оседает на его легких? (Около 1 литра)

Вопрос 3. Верно или нет, что курение табака вызывает сильное привыкание? (Верно. Курение порождает как физическую, так и  психологическую зависимость, это одна из причин, почему так  трудно бросить курить.)

Вопрос 4. Назовите хотя бы одну из причин, почему курение опасно для беременных женщин? (Увеличивается риск рождения детей с недостаточным весом, самопроизвольных выкидышей, гибели плода и смерти младенца.)

Вопрос 5. Что означает выражение «пассивное курение»? (Это вынужденное курение, когда некурящие вдыхают сигаретный дым окружающих их курильщиков. Особенно опасно это для больных, страдающих астмой, заболеваниями сердца и органов дыхания.)

Вопрос 6. Назовите три вещи, которые невозможно делать одновременно с курением. ( принимать душ, играть в баскетбол и др.)

Вопрос 7. Назовите три причины, по которым подростки предпочитают не курить. (Во-первых, дурной запах; во-вторых, некурящие друзья; в-третьих, некурящие родители.)

Вопрос 8. Сколько сигарет необходимо выкурить для того, чтобы нарушить нормальный баланс воздуха и крови в легких? (Одной сигареты достаточно, чтобы увеличить сердцебиение, повысить артериальное давление и нарушить нормальное кровообращение и газообмен в легких.)

5. Как вы думаете, если человек начал курить, то при желании, может ли он потом отказаться от вредной привычки. Есть ли смысл отказываться от курения, если вред организму уже нанесён?

 В вашем возрасте, когда опыт курения ещё небольшой и организму нанесён пока небольшой вред, просто необходимо как можно быстрее бросить курить, чем раньше, тем лучше.

        - Как только человек бросает курить уже через 20 минут после последней сигареты кровяное давление снижается до нормального, восстанавливается работа сердца, улучшается кровоснабжение ладоней и ступней.

        - Через 8 часов нормализуется содержание кислорода в крови.

        - Через неделю улучшится цвет лица, исчезнет неприятный запах изо рта. Усилится способность ощущать вкус и запах.

        - Через месяц явно станет легче дышать, покинет утомляемость, головная боль, особенно утром, перестанет беспокоить кашель.

        - Через 6 месяцев пульс станет реже, станете быстрее бегать, плавать, почувствуете желание физической нагрузки.

        - Через 5 лет резко снизится вероятность умереть от рака легких по сравнению с теми, кто выкуривает пачку в день.

Но нужно помнить, что отказаться от курения легче и проще сегодня, чем завтра.

6. Рисование плаката о вреде курения.

 

                                      РЕФЛЕКСИЯ

РАССТАВАНИЕ

ЗАНЯТИЕ №5.

ТЕМА: «АЛКОГОЛЬ».

ЦЕЛИ: предоставление информации для формирования у учащихся навыков здорового образа жизни, негативного отношения к алкоголю; развитие познавательной активности; выработка собственной позиции по отношению к данной проблеме.

ЗАДАЧИ:

1. Продолжить воспитание отрицательного отношения к алкоголю.

2. Подвести к пониманию того, что человек, ведущий трезвый образ жизни, более успешен.

3. Воспитывать потребность здорового образа жизни.

4. Знакомство с историей употребления алкоголя.

5. Знакомство с влиянием алкоголя на организм человека.

6. Выявить имеющийся уровень знаний учащихся об алкоголе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Бумага.
  2. Карандаши.
  3. Мяч

_______________________________________________________________

ПРИВЕТСТВТЕ

1. Наверное, нет человека, который так или иначе не сталкивался с пьяными. И не всех эта беда обходит стороной…

 Несколько исторических фактов. Например, в Древней Спарте был издан закон, запрещающий молодоженам    в    день свадьбы пить вино.   По  законам Древней Греции, если преступление было совершено человеком в состоянии опьянения, это увеличивало его вину.

В Древнем Риме вообще запрещалось пить до 30 лет. Римляне говорили: «Пьяницы рождают пьяниц". А некоторые китайские императоры казнили пьяниц.

Каковы же традиции русского народа? Даже из фольклора видно, что пьянство на Руси не поощрялось, а нещадно высмеивалось в пословицах и поговорках: «С пьяным водиться, что в крапиву садиться», «Кто чарку допивает, тот век не доживает», «Был Иван, а стал болван, а все вино виновато», «Пропойное рыло в конец разорило», «Вино входит – ум выходит» - эти старые пословицы нужно помнить каждому человеку.

На Руси, между прочим, был утвержден орден "За пьянство", которым при царствовании Петра I (XVIIXVIII вв.) награждали пропойц. Это была чугунная восьмиугольная пластина с ошейником весом 6 килограммов 600 граммов. Ношение ее было обязательным. Неплохо бы нынешних пьяниц поощрить такой гирей. Тут, правда, есть опасение, что для выплавки необходимого количества означенных наград руды в недрах окажется недостаточно.

А теперь слово предоставляем эксперту.

Привязанность нашего народа к алкоголю выражается в следующих фактах и цифрах: на 1 мужчину в год приходится 160—180 бутылок водки, значительная часть населения умирает от регулярного пьянства в тридцати—тридцатипятилетнем возрасте. После приема спиртного в коре головного мозга остается кладбище нервных клеток, а они, как известно, не восстанавливаются... Вот почему у пьющего человека так явны признаки деградации: снижается память, портится характер...

В среднем по России в год на душу населения (включая стариков и грудных младенцев) приходится 15—16 литров "чистого алкоголя", то есть 96-градусного спирта. Таким образом, теоретически каждый россиянин выпивает каждую неделю по бутылке водки.

2. Педагог читает басню С. Михалкова и ответить на вопросы.

Непьющий воробей

Случилось это во время птичьего банкета:

Заметил дятел - тамада,

Когда бокалы гости поднимали,

Что у Воробушка в бокале -

Вода! Фруктовая вода!!

Подняли гости шум, все возмущаться стали,

«Штрафной» налили Воробью.

А он твердит свое: «Не пью! Не пью! Не пью!»

«Не поддержать друзей? Уж я на что больная, -

Вопит Сова, - а все же пью до дна я!»

«Где ж это видано, не выпить за леса

И за родные небеса?!» -

Со всех сторон стола несутся голоса.

Что делать? Воробей приклювил полбокала.

«Нет! Нет! - ему кричат. - Не выйдет! Мало! Мало!

Раз взялся пить, так пей до дна!

А ну налить ему еще бокал вина!»

Наш скромный трезвенник недолго продержался -

Все разошлись, а он под столом остался...

С тех пор прошло немало лет,

Но Воробью теперь нигде проходу нет,

И где бы он не появился,

Везде ему глядят и шепчут вслед.

«Ах, как он пьет!», «Ах, как он разложился!»,

«Вы слышали? На днях опять напился!»,

«Вы знаете? Бросает он семью!»

Напрасно Воробей кричит: «Не пыо-ю! Не пью-ю-ю!!»

Иной, бывает, промахнется

(Бедняга сам тому не рад!),

Исправится, за ум возьмется,

Ни разу больше не споткнется,

Живет умней, скромней стократ.

Но если где одним хоть словом

Его коснется разговор,

Есть люди, что ему готовы

Припомнить старое в укор:

Мол, точно вспомнить трудновато,

В каком году, каким числом ...

Но где-то, кажется, когда-то

С ним что-то было под столом!...

Каковы последствия такого поведения?

Почему Воробей не сумел отказать, сказать НЕТ?

Как бы вы поступили, оказавшись на месте Воробья?

3.Вы уже знаете о том, как много несчастий и болезней может принести алкоголь.

Почему пьяного человека сравнивают со свиньей: «Напился, как свинья!»?

Можно ли вылечиться от алкоголизма? Просто ли это? А просто ли стать алкоголиком?

Пример: Что надо, чтобы из крысы-трезвенника сделать крысу-алкоголика?

Способ спаивания животных очень прост: в воду для питья ежедневно добавляют все возрастающие дозы спирта. Через месяц-другой в клетку рядом с поилкой, откуда исходит запах спирта, ставят поилку со свежей

водой.

И что же вы думаете? Крыса пробует воду и презрительно крутит мордочкой, зато хмельную воду пьет с удовольствием. При отсутствии алкогольного напитка животные ведут себя подобно настоящим алкоголикам: мечутся по клетке, злобно кусают друг друга, жадно выглядывают в ячейки сетки, поводя ноздрями в предвкушении спиртного запаха. Некоторые крысы после периода возбуждения безвольно растягиваются на полу клетки - точь-в-точь как пьяница в состоянии похмелья.

Приходилось ли вам общаться с людьми, которые выпили много алкогольных напитков?

Как они себя ведут?

Какое чувство они вызывают у окружающих?

Как вы думаете, является ли алкоголь проблемой одного века или общества в целом?

Существуют ли какие-либо способы борьбы с употреблением алкоголя?

Какие из них вы знаете?

Кто, по-вашему, всегда остается Человеком: индивид, употребляющий алкоголь, или человек, ведущий образ жизни?

Есть ли преимущества трезвого образа жизни?

3. Ребята, давайте еще раз ответим на банальный вопрос: «К чему приводит употребление алкоголя?»

Конфликты с родственниками, друзьями.

Увеличение числа несчастных случаев .Пьяница за рулем автомобиля - источник повышенной опасности.

Как вы думаете, почему говорят, что пьяному море по колено?  Пример.Молодой парень, напившись с товарищами, решил отправиться купаться. Но дойти до реки он не смог по той причине, что на пути к ней оказалась большая лужа. Приняв ее за берег реки, пьяный разделся и с разбегу бросился в воду. Естественно, получил основательные травмы, в том числе сотрясение мозга. Утром его обнаружили односельчане. На спине потерявшего сознание сидели лягушки и громко квакали. Вот уж воистину: «Пьяному море по колено, а лужа по уши».

Серьезные заболевания (повреждение головного мозга, нарушения в сердечно-сосудистой системе, заболевания печени и многое другое).

Алкоголизм, как и другие уродливые явления, совершенно «несовместимы с физической культурой и спортом.

В состоянии алкогольного опьянения совершается большинство преступлений.

Люди умирают от отравления алкоголем и его суррогатами.

-        Ребята, а как вы думаете, могли ли люди сохранить себе жизнь?

Как? Каким образом?

Человеку нельзя садиться за руль, даже если он ограничился кружкой пива и внешние признаки опьянения у него неприметны. Установлено, что она, эта кружка пива, увеличивает опасность автомобильной катастрофы в 7 раз.

-        Следует помнить и о том, что алкоголь держится в организме длительное время. Если водитель употреблял алкоголь вечером, то ему опасно водить машину на следующий день, когда содержание алкоголя в организме может быть по-прежнему велико. Как следствие этого - неважное самочувствие, головная боль, дрожание рук, заторможенная реакция.

- Растет не только вероятность аварий на дорогах, но и на производстве. Управление современными технологическими процессами в десятки раз сложнее, чем управление автомобилем и по точности, и по интенсивности, и по степени ответственности, и по величине вероятного ущерба.

- Нельзя не добавить к сказанному, что постоянное пьянство сопровождается скандалами, создает напряженную обстановку в семье. Из-за чего страдает воспитание, физическое и психическое развитие детей. Известный терапевт прошлого века А. А. Остроумов, осмотрев одного из своих маленьких пациентов, страдающего заболеванием печени, образно сказал, что отец этого больного давно пропил не только собственную, но и печень своего ребенка.

Вывод: Каждый из вас является хозяином своей жизни и своего здоровья.
И я думаю вы сделаете правильный выбор для себя.

4. Рисование плакатов о вреде алкоголя.

РЕФЛЕКСИЯ

РАССТАВАНИЕ

ЗАНЯТИЕ №6.

ТЕМА: «НАРКОТИКИ».

ЦЕЛЬ: формирование у подростка отрицательного отношения к первой пробе любого наркотика.

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить с понятием «наркотик».
  2. Сформировать убеждение в том, что любой эксперимент с наркотиками всегда опасен, а последствия страшны.
  3. Помочь сделать вывод, что не употреблять наркотики — хорошо.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Бумага.
  2. Карандаши.
  3. Мяч.
  4. Текст писем.

_______________________________________________________________

ПРИВЕТСТВТЕ

1. В новой эре мы живем уже две тысячи лет, времена меняются, меняется и человечество. Но наши вредные привычки — курение и алкоголизм, или, скорее всего, наши болезни, мы тащили за собой из века в век, а теперь они пришли с нами и в новое тысячелетие. Однако в последние годы все больше страшит и тревожит чума XXI века — наркомания.

Слово "наркомания" происходит от греческих слов "нарко" — сон. оцепенение, онемение и "мания" — страсть, безумие. Наркомания считалась нехарактерной для России. "У нас страна, пьющая водку, зачем еще какую-то наркоту употреблять?" — так многие думали раньше. Однако сегодня ситуация резко изменилась.

2. Наркомания: это хорошо или плохо? Сейчас мы с вами обыграем одну ситуацию. Разделимся на 2 команды.  

          Первая команда выступит в роли оптимистов, считающих, что употребление наркотиков, алкоголя, табака — положительные моменты в жизни человека. На первый стол ставится табличка "Оптимисты". Участники могут дать, к примеру, следующие ответы: «человек ловит кайф, жизнь начинает казаться легкой и беззаботной, хочется летать, смеяться" и др.

          Вторая команда выступит в роли пессимистов, она выступает против  никотина, токсикомании, алкоголизма. На второй стол ставится табличка "Пессимисты". Участники могут привести, например, следующие доводы: "от табака желтеют зубы», «курение сокращает жизнь", «у курящих неприятный запах изо рта», «ногти   часто   трескаются", «наркотики — это на 100 процентов преждевременная смерть",  "зависимость от наркотика унизительна", «употребление наркотиков снижает работоспособность мозга", "учиться трудно», «дети будут слабоумные", «вырождается генетический код человека» и др.

Идет процесс обсуждения, ответы записываются  на листе бумаги, затем заслушиваются.

Судя по вашим ответам, — положительных моментов при употреблении алкоголя, табака и наркотиков весьма мало. Зато отрицательных — хоть отбавляй.

3.Согласно статистике, человек, пристрастившийся к наркотику, дольше пяти лет, как правило, не протягивает. Одно из главных последствий подобного пристрастия — нервное и физическое истощение организма (после очередной дозы наркотиков человек не в состоянии принимать пищу). А сегодня, по некоторым данным, каждый десятый школьник хотя бы раз пробовал наркотики. У родителей-наркоманов дети рождаются уродами, слабоумными, страдающими серьезными психическими недугами, все это передается из поколения в поколение. Человек становится нелюдимым, мрачным, злобным, раздражительным, подозрительным, черствым, не способным сопереживать и сочувствовать другим. Его преследует беспричинный страх. Нередко под воздействием наркотика совершаются самоубийства или от приема чрезмерной дозы наступает смерть. Таковы печальные факты.

Печальная статистика свидетельствует — там, где процветают, токсикомания, наркомания, пьянство, правит бал СПИД. Рука об руку с наркозависимостью идет и преступность. Пугает количество правонарушений, совершенных подростками. Отметим, что до 70 процентов преступлений молодежь совершает в группах. 15-летний юноша пошел на поводу у своей компании и, совершив преступление, попал в колонию. Вот строки из его писем к брату.

Письмо 1:

"Здравствуй,   дорогой   Володя! Вот уже месяц, как я в колонии, или, как здесь говорят: "На зоне". Буду писать два разных письма. Одно — для мамы, в котором напишу, что у меня здесь все хорошо. Другое — для тебя, где буду рассказывать всю правду о моей жизни здесь. Это для того, чтобы ты знал, что колония — это не пионерский лагерь, место это фиговое, сюда лучше не попадать, а уж коли загремел, то надо изо всех сил стараться выжить и освободиться.

Володя! Праздник 8 Марта для меня теперь самый черный день. В этот день мы и совершили преступление. Отмечала праздник наша кодла  кайфово, подогретые были все. Выпивки показалось мало, решили достать еще, но не было денег... Способ известный: мы идем за мужиком, а в удобном месте вырываем у него бутылку и сматываемся. Но мужика выбрали не того, крепким оказался. Тогда Серый крикнул: "Бей его!" Сначала я к мужику не прикасался и снова услышал: "Слабак! Ты же с нами, помогай, иначе мы из твоей головы копилку сделаем!". В это время мужика свалили на землю и продолжали бить ногами. Я подскочил и ударил несколько раз. Мужик был весь в крови, валялся на земле с закрытыми глазами. Володя, мне стало страшно, я подумал — мы его убили, но как потом выяснилось, здорово покалечили.

Через день меня арестовали. В конце апреля был суд. Все мы загремели на разные сроки. Мне дали два года лишения свободы. Пацаны в зоне говорят, что первое преступление остается в памяти на всю жизнь. Наверное, это правда. Хочу забыть, но не получается, передо мной лежит мужик в луже крови с закрытыми глазами... "

Письмо 3:

"Здесь, в колонии, все расписано по часам и минутам, составлен распорядок дня, за нарушение которого строго наказывают. Я раньше о колонии ничего не знал..."

Письмо 4:

"Жизнь у нас тут на зоне делится на две. Одну нам придумывают сотрудники, другая — скрытная, которой живут все зэки. Она страшна и проходит по воровским законам. Кто им не подчиняется, тот страдает.

Знаешь, братишка, что тут самое страшное? Не забор, не решетки, не режим, не сотрудники, а мы сами! Тут с тобой могут сделать такое... словом, все что угодно...

Недавно мы тут писали сочинение "Самый памятный день в моей жизни "... У меня, конечно, тоже много памятных дней. Но только я начинаю о них вспоминать, как перед глазами является тот самый  "отоваренный нами мужик, который лежал в луже крови.   Но  не писать же мне об  этом..."

Письмо 9: .

"Володя, прошло уже больше года, а я все думаю про то, что случилось это какой-то сон, сейчас проснусь, и все встанет на свои места ".

Письмо 10:

"Готовлюсь вернуться к новой жизни на свободе. Но и боюсь. Как встретит Светлана, ее pодители, мои знакомые в школе, куда идти работать? А самое трудное – это встреча с Серым и его друзьями.. В зоне я выдержал и выиграл у них. Что будет на свободе, пока не знаю, но снова плясать под дудку Серого не хочу. Это ведь не жизнь, а постоянная боязнь. Вот это меня беспокоит больше всего ".

Автор публикаций Е.Данилин встретился с  17-летним юношей уже после освобождения. И вот что сказал молодой человек: «Письма - это только часть моей истории, истории подростка, попавшего в беду, — ее начало. После освобождения из колонии я почувствовал, что выпал из жизни, как птенец из гнезда. Кроме матери и брата оказался никому не нужным человеком".

          Какой вывод можно сделать из всего  вышесказанного?

Сломана судьба молодого человека. Не стоит, показывая, какой ты крутой, совершать безумные поступки. Но это горькое раскаяние юноши запоздало – теперь уже трудно исправить содеянное, общество неохотно принимает таких людей, их жизнь чаще всего катится вниз по наклонной.

 

4. Хочу обратиться к вам. Если вам в компании, на дискотеке, да и где угодно предложат получить кайф, употребив, к примеру, марихуану, гашиш, анашу, хэш, крэк, маковую соломку, ханку, кокаин, таблетки экстази, препараты эфедрин, фенамин и др. (это все названия наркотиков), бегите бегом от этого. Или просто и с достоинством скажите: "Мне это не интересно". Иначе вы окажетесь на краю пропасти. Ну а если вам уже случилось попробовать их, примите срочные меры. Обратитесь к родителям (знайте, они вас любят и тревожатся за вас), к врачам.

5. Выводы: Первое. Думай головой! Сотни тинейджеров каждый год погибают от наркотиков и сходят с ума от алкоголя и токсикомании. Второе. Факты — вещь упрямая. Употребление наркотиков приводит к необратимым изменениям мозга. Третье. Не переступай черту! Живи без риска!

В новой эре мы живем уже две тысячи лет, времена меняются, меняется и человечество. Но наши вредные привычки — курение и алкоголизм, или, скорее всего, наши болезни, мы тащили за собой из века в век, а теперь они пришли с нами и в новое тысячелетие. Однако в последние годы все больше страшит и тревожит чума XXI века — наркомания.

6. Игра: «Необыкновенный предмет». Участники бросают друг другу мяч. Психолог дает задание: мяч это «горячая картошка», «ледышка», «красивая бабочка», «сигарета», наркотик. Как поступить? Всегда ли стоит отдать предмет другу или поступить с ним как-то иначе?

7. Рисование плаката против наркомании.

РЕФЛЕКСИЯ

РАССТАВАНИЕ

ЗАНЯТИЕ № 7.

ТЕМА: «ПРАВО ВЫБОРА».

ЦЕЛЬ:

          Развивать умение сказать «НЕТ!» вредным привычкам.

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать мысль о том, что в жизни очень важно сделать правильный выбор.
  2. Познакомить с техникой сопротивления.
  3. Закрепить приемлемые формы поведения в сложных ситуациях выбора.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Карточки с правилами техники сопротивления.

__________________________________________________________________

ПРИВЕТСТВИЕ

1. Психолог предлагает учащимся прослушать стихотворение:

Крошка-сын к отцу пришёл.

И спросила кроха:

«Что такое хорошо

И что такое плохо?»

Папа сыну отвечал

На вопрос серьёзный…

Год прошёл, седьмой грядёт,

 Мальчик в первый класс идёт.

И отцу (хоть и подрос)

Задаёт опять вопрос:

« Там у школы два мальчишки

Зажигают часто спички.

Подскажи, ну как мне быть,

Предлагали закурить.

Я попробовал – отрава

Эти сигареты «Ява».

Как же можно их курить,

Так здоровью-то вредить?»

Подумал папа и в ответ

Сыну дал такой совет:

«Кто сигареты поджигает –

Жизнь на годы сокращает

Окружающим, себе,

Может быть, тебе и мне….

Велосипед тебе – катайся!

А друзей ты не стесняйся,

Вдруг предложат закурить –

Откажись, ты слышишь, Вить?»

Дни летят, идут года.

Сын растёт, как никогда.

9 классов за спиной,

Стал сынок совсем большой.

Деньги просит без конца

У поседевшего отца.

Для чего – не говорит,

Принимает умный вид.

В подворотне с «друганами»

Пиво пьёт и ест салями.

Но отец про всё узнал,

Сына на ковёр позвал.

«Ты ответь мне, сын родной,

Если пьёшь, то ты крутой?

Ведь спиртное – это яд!

Пусть дружки-то говорят,

Что попробуешь разок

И узнаешь жизнь, браток!

Это всё враньё – не верь,

Мигом втянешься, поверь.

Алкоголь туманит разум,

Лучше брось ты это сразу!

На, рюкзак ты мой возьми

И в поход скорей иди.

Посмотри ты на природу,

Ведь в любую непогоду

Всё прекрасно, сынка, в ней

Для людей и для зверей.

Набери себе здоровья

И для будущих детей».

Не поверил Витя словам:

Ему показалось мало 100 грамм.

Захотел он новое чувство познать

И начал наркотики употреблять….

     - Ребята, о чём это стихотворение? Как вы думаете, что стало с Витей дальше? Какие два пути есть у него? Какой путь правильный? А вам приходилось быть в таких ситуациях, когда нужно было выбирать? Расскажите. Какой путь выбрали вы? Почему?

  1. – Очень многие начинают пить и курить, чтобы быть как все, чтобы быть «крутым». Но есть ещё слово «сильный». Что обозначают эти слова, в чём их различие? «Крутой» - это уверенное поведение + агрессия, «сильный» - это уверенное поведение + уважение. Алкоголь и курение могут сделать человека «крутым» на какое-то время. Отказ от вредных привычек делает человека сильным на всю жизнь. Что лучше? Если вам предлагают выпить или закурить, а вы этого не хотите, то перед вами стоит выбор. Многие считают, что если они откажутся, то их перестанут уважать, они не будут «крутыми». Но на самом деле, если вы не станете делать то, что не хотите и уверенно скажете об этом, вас будут уважать за это ещё больше, потому что вы имеете собственное мнение, а не ведёте себя как стадное животное.

-  Мы с вами люди, и поэтому у каждого из нас есть такие права:

  1. Право делать то, что для тебя лучше.
  2. Право самому выбирать.
  3. Право переменить решение.

      Как вы понимаете эти права?

  1. Для того, чтобы вас уважали за твой отказ от вредных привычек, нужно уметь правильно отказаться. Для этого существует несколько правил – ТЕХНИКА СОПРОТИВЛЕНИЯ:
  1. Немедленно сообщите своё решение, не увиливайте и не придумывайте «уважительных» причин.
  2. Повторяйте своё «нет» без объяснения причин и без оправданий.
  3. Поменяйтесь местами и начинайте сами давить на противника: «Зачем ты меня уговариваешь?»
  1. Откажитесь продолжать разговор: «Я не хочу об этом говорить».
  1. Предложите свой вариант поведения.

              После этого дети разыгрывают ситуации, когда им предлагают сделать то, что они не хотят, при этом они отказываются от предложения по правилам.

Возможные ситуации:

  1. Украсть деньги.
  2. Предлагают сбежать с урока.
  3. Предлагают выпить.
  4. Предлагают покурить.

И т.д.

РЕФЛЕКСИЯ

РАССТАВАНИЕ

ЗАНЯТИЕ №8.

ТЕМА: «ВРЕДНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ».

ЦЕЛЬ:

          Формирование понятия вредных и полезных привычек.

ЗАДАЧА:

Закрепить убеждение о том, что с вредными привычками необходимо     бороться, а полезные привычки – развивать.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Бумага.
  2. Карандаши.

___________________________________________________________

ПРИВЕТСТВИЕ

  1. Ведущий кратко пересказывает учащимся содержание повести «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери и зачитывает отрывок из произведения:

   На планете Маленького принца, как и на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землёй, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток, он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растёт на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать её с корнем, как только её узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена…это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя,  потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет её насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут её на клочки.

- Есть такое твёрдое правило, - сказал мне позднее Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная… Иная работа может и подождать немного, вреда не будет. Но если дашь волю баобабам, беды не миновать. Я знал одну планету, на ней жил лентяй. Он не выполол вовремя три кустика..

   …Мало кто знает, чем грозят баобабы, а опасность… очень велика… «Дети! – говорю я. – Берегитесь баобабов!» Я хочу предупредить моих друзей об опасности, которая давно уже их подстерегает, а они даже не подозревают о ней, как не подозревал прежде и я…  

          Психолог беседует с детьми по вопросам:

  1. Какую привычку Маленький принц воспитал в себе?
  2. Почему Маленькому принцу нужно было бороться с баобабами каждый день? Можно ли эти баобабы сравнить с плохими привычками, которые человек побеждает каждый день в самом себе? Почему?
  3. Какие баобабы приходится выкорчёвывать каждый день вам?
  4. Почему человека называют хозяином полезных привычек и рабом вредных?

Психолог делает вывод о том, что полезные привычки работают на человека, а вредные – против него, постепенно начиная управлять им. Полезные привычки человек формирует сам, долго и упорно, а плохим подчиняется, не умея или не желая им сопротивляться.

  1. Игра «Замени».  Взрослый называет какую-то из вредных привычек, дети должны подобрать ей замену на противоположную:

Лень – трудолюбие;

Трусость – храбрость;

Жадность – щедрость и т.д.

Психолог делает вывод о том, что любой вредной привычке всегда можно противопоставить полезную.

  1. -  На прошлых занятиях мы разговаривали о тех вредных привычках, которые наносят вред здоровью – курение, пьянство, наркомания. Это нездоровые привычки. Говорят, что СКУКА, алкоголь и никотин – давние приятели. Как вы думаете, почему?

Психолог делает вывод о том, что у человека появляются вредные привычки, когда ему нечем заняться, от скуки. Но ведь со скукой можно справиться и при помощи полезных здоровых привычек.

- Какие варианты занятий вы могли бы предложить человеку, который не знает, как справиться со скукой?

Психолог делает вывод о том, что можно заняться спортом, почитать, сходить в кино, погулять, помочь родителям, сделать зарядку, смастерить что-то и т.д.

  1. Рисование на тему «Полезные привычки».

РЕФЛЕКСИЯ

РАССТАВАНИЕ