Программа коррекции и развития познавательных процессов детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал по психологии по теме

     Эффективное развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстро запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей, в программе учтено, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Все занятия, проводимые в рамках данной программы, будут сопровождаться театрализованными действиями, в которых участвуют воспитанники и вымышленные герои Почемучки.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_psihokorrekcii_mlad_vozrast3.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

 

     

Программа

коррекции и развития познавательных

процессов детей дошкольного возраста

«Увлекательные приключения

Почемучек»

Разработал:

Педагог-психолог ОГКУСО СРЦН

 «Планета детства» в г. Барыше

Исакова В.В.

2013

Пояснительная записка

     Эффективное развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстро запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей, в программе учтено, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Все занятия, проводимые в рамках данной программы, будут сопровождаться театрализованными действиями, в которых участвуют воспитанники и вымышленные герои Почемучки.  

    Известно, что к 3-4 годам довольно высокого уровня достигают восприятие и память ребенка, возрастает устойчивость внимания. Продолжает формироваться наглядно-действенное мышление и появляется образное мышление. Ребенок лучше понимает речь окружающих без наглядного ее сопровождения; может представить по аналогии даже то, что никогда не видел, то есть значительно обогащается понимание окружающей действительности, расширяются знания и представления о предметах и явлениях.

В данной программе представлены игры и упражнения по развитию звуковой, лексической, грамматической сторон речи, развитию словесного творчества и связанной монологической речи дошкольника, что будет способствовать:

  • выработки четкости произношения каждого слова;
  • развитию навыков правильной постановки ударений в словах, грамотность речи;
  • обогащению словарного запаса;
  • формированию предпосылок письменной речи.

Основой для развития мышления ребенка, мыслительных операций, восприятия и других познавательных процессов, является сенсорное развитие.

Игры и упражнения, представленные в данной программе, широко охватывают стороны развития сенсорных способностей, а также учитывают не только формирование представлений о разнообразных свойствах и отношениях, но и овладение новыми действия восприятия (наложение, приложение, сравнение и так далее). Прослеживается усложнение материала (от простого к сложному). Каждое задание имеет наглядное обеспечение. Эталонная система включает в себя основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также черный и белый); пять форм геометрических (круг, квадра, овал, треугольник, прямоугольник); три величины (большая, средняя, малая).

На занятиях в рамках данной программы проводятся сенсорные, ритмические игры, направленные на развитие тактильной сферы, интермодальных связей, навыков саморегуляции.

Интенсивно развивается воображение, в результате овладения «новыми» видами деятельности: рисование, лепка, аппликация. Формируется понимание обобщенных называний предметов, то есть собирательных существительных: одежда, посуда, обувь, мебель, транспорт и другие.  

В данную программу входят также занятия по изодеятельности (лепка, рисование, аппликация). Лепка – это создание объемных или рельефных фигур, картин или даже целых композиций из пластичных материалов – пластилина, теста, глины, снега и других. Этот материал предоставляет большие возможности для развития и обучения детей – развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, ребенок учится координировать движения рук, приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Рисование пробуждает ребенка к творчеству, учит видеть мир  в живых краска, несет элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает. Общение с бумагой – аппликация – способствует укреплению пальчиков ребенка и обогащению сенсорных впечатлений.

Цель программы: развитие познавательной сферы и сенсомоторное развития детей дошкольного возраста.

Основные задачи программы:

  • Развитие логического мышления;
  • Развитие познавательных процессов, мыслительные операции;
  • Развитие творческих способностей;
  • Развитие зрительных ориентировочных реакций, зрительно-моторной координации, ориентировка в форме, величине и цвете (сенсорное развитие);
  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью.

Ожидаемый результат:

  • Сформированность психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи);
  • Накопление и расширение сенсорного опыта;
  • Сформированность знаний и представлений об окружающем мире.

Методы и формы работы, применяемые в программе: 

  • индивидуальная работа;
  • работа в мини-группах;
  • ролевые игры;
  • групповая дискуссия;
  • практические упражнения;
  • презентации;
  • театрализация;
  • решения проблемных ситуаций.
  • метод творческих преобразований.

Принципы  работы, применяемые в программе:

  • принцип мягкого соревнования;
  • принцип варьирования подходов: индивидуального, кооперативного, соревновательного;
  • принцип безоценочной деятельности;
  • принцип подкрепления.

Данная рабочая программа рассчитана на 27 занятий и является комплексной.

Учебно-тематический план

Занятие

Тема занятия

Основная дидактическая задача

I

Диагностика уровня развития познавательной сферы

До реализации программы

1

Диагностика уровня развития познавательной сферы

Изучение особенности развития мыслительных процессов ребенка, его знаний и представлений об окружающем мире.

II

«День рождения Почемучек»

1

Игра «Разноцветная радуга» с элементами психогимнастики

Ознакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре

«Окраска воды»

Ознакомление с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

III

«Почемучки и жители страны Огород»

1

Театрализация «В стране под названием Огород»

Учить узнавать овощи, выбирая нужную картинку или муляж.

Ритмическая игра «Парад овощей»

Развитие интонационной стороны речи, эмоционального контакта.

Аппликация «Посади огород»

Развитие цветового восприятия, подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов. Наклеивание заготовок моркови, помидор и огурцов на три тарелочки. Учить группировать предметы и располагать их внутри нарисованных кругов. Цветовое восприятие.

2

Театрализация

«Лучшие друзья Овощей»

Формировать представление об овощах, как о результатах труда человека. Познакомить с орудиями труда на огороде.

Ритмическая игра

«Мы - помощники»

Тренировка переключаемости с одного действия на другое, развитие навыков подражания.

Разрезные картинки

«Собери овощи»

Учить зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять предмет из частей, развивать умение пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки.

IV

«Как Почемучки познакомились с фруктами»

1

Театрализация «Почемучка и его новые друзья из страны Фруктовый сад»

Учить узнавать фрукты, выбирая нужную картинку или муляж.

««Волшебный мешочек»

Или как Почемучка спасал фрукты»

Развитие тактильных ощущений: способности выбирать на ощупь предметы по зрительно воспринимаемому образцу.

2

«Волшебная история о том, как появился на свет апельсин»

Формировать представление о фруктах как результате труда человека. Вводить понятия что сначала, что потом (зернышко-деревце-цветение-плод).

 Ритмическая игра «Веселые фрукты»

Обогащение сенсорного опыта, развитие навыков подражания.

Игра «Собери фрукты»

Развитие глазомера при выборе по образцу предметов определенной величины.

V

«Как Почемучки помирили друзей»

1

Веселые загадки Почемучки

Развитие навыков соотношения речевой формы описания предметов с графической.

Игра «Что напутал Буратино?»

Учить группировать картинки соответственно их принадлежности к овощам и фруктам. Развитие навыков классифицирования.

VI

«Удивительные знакомства Почемучек на ферме»

1

Игра «Угадай, чей это голос?»

Развитие умения различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражанию, соотносить название взрослого животного и детеныша

Кукольный театр на палочках «Домашние животные и их детеныши»

Узнавание животных и их детенышей. Называть их (котенок, щенок, козленок, поросенок, ягненок и т.д.). Называть части тела, особенности внешнего вида (шерстина, щетина).

Ритмическая игра «Та-та два кота»

Формирование схемы тела

«Сложи узор»

«Домик для мамы, домик для детеныша». Развитие моторики, цветового восприятия. Умение  работать по образцу. Закрепление понятий большой – маленький. Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

2

«Домашние животные и птицы»

Называть части тела животных и птиц, особенности их внешнего вида. Какую пользу приносят домашние животные и птицы.

Ритмическая игра «Свинка Ненила»

Решить задачу расширения словаря и развитие подражания.

Рисуем пальчиками – «Птичка».

Умение выбирать нужный цвет по обозначенным контурам. Эмоциональное и эстетическое  развитие.

VII

«Почемучки в Лесном царстве»

1

«Дикие животные и птицы»

Формировать понятие «дикие животные и птицы», реалистическое представление о диких животных.

Ритмическая игра «Шагает кабан»

Развитие внимания, навыков освоения пространства.

Раскрашивание  карандашами «Веселые зверюшки»

Развитие мелкой моторики.

2

«Что растет в лесу?»

Формировать понятие «деревья, травы. кустарники.

Ритмическая игра «Вышли дети погулять»

Обогащение словарного запаса, тренировка координации движений.

Лепка «Мухомор»

Развитие моторики, умение придавливать белые горошки на трафарет мухомора.

VIII

«Почемучки в гостях у Вани и Маши»

1

«Кто такой человек?!»

Рассматривание изображения человека, нахождение частей тела, развитие мышления.

Физкультминутка «Дружно за руки взялись»

Снятие мышечных зажимов, тренировка координации движений.

Разрезные картинки  «Девочка» и «Мальчик»

Целостное восприятие изображения.

2

«Семья. Люди»

Расширять и активизировать словарь по теме «Семья». Формировать обобщающее слово «Люди». Половозрастная идентификация.

Игра «У Авдотьи у старушки»

Развитие умения следовать правилам, развитие зрительного и слухового внимания, формирование схемы тела, развитие пространственных представлений.

Аппликация «Моя семья» из приготовленных заранее заготовок.

 Развитие мелкой моторики.

3

 «Что сначала, что потом?»

Знакомство с распорядком дня, развитие навыка определять последовательность действий

Рисование пальчиками «Чашечки для девочек и мальчиков»

Развитие моторики закрепление цветов, выполнение словесных инструкций.

4

«Игрушки»

Развития мышления. Введение в речевую практику детей слово «игрушки», раскрыв его смысл как существительное с собирательным значением. Умение находить игрушку по ее изображению на картинки.

Физкультминутка

«Почемучка потянулся»

Снятие мышечных зажимов, снижение тревожности.

«Чего не стало?» (на материале темы «Овощи и фрукты)

Развитие у детей внимания и памяти.

5

Кукольный театр на палочках «А у нас сегодня гости»

Формировать понятие «посуда и мебель». Развивать диалогическую речь ребенка в процессе игровой деятельности.

Психогимнастика «Тортик»

Развитие сенсорной культуры ребенка. Толерантности по отношению к сверстникам

Аппликация  «Обустроим комнату»

Развитие речи и мышления, знакомя детей с понятием мебель. Вводить понятия «кухонная мебель», «мебель для спальни».

6

«Одежда»

Формирование функций обобщения. Введение понятия одежда. Находить предметы одежды на картинках и называть их.

«Попробуй, расстегни»

Закрепление понятия «одежда». Развитие мелкой моторики, навыков самостоятельности.

Рисование карандашами «Разноцветные пуговицы»

Умение рисовать круглую форму, развитие моторики, восприятие цвета.

7

«Обувь»

Ввести в активную речь детей слова, обозначающие обувь. Развитие навыков классифицирования «одежда – обувь».

Ритмическая игра «У Маруси две ноги»

Развитие координации, внимания и интонационной стороны речи, чувства ритма.

Аппликация «Шапочка и ботиночки»

Эмоциональное развитие, умение подбирать к заданному цвету  цветные заготовки, умение работать по инструкции.

8

Что куда положить?

Группирование предметов по общему признаку (овощи, посуда, мебель, одежда и т.д.) Подводить ребенка к умению исключать не подходящий к группе предмет. Группирование предметов по их назначению.

«Третий лишний»

Развитие навыков классификации предметов по обобщающим понятиям.

IX

«Почемучки и времена года»

1

«Волшебные преображения природы»

Развивать умение рассматривать картинки с развернутым сюжетом. Ввести в активный словарь слова «зима», «весна», «лето», «очень» и сочетание слов  «время года».

Психогимнастика «Мы словно деревья в чаще лесной»

Развитие внимания, слухового восприятия, навыков подражания, снижение уровня тревожности

X

«О том, как Почемучка научился считать»

1

Игра-инсценировка

«Как почемучка научился считать»

Развитие лексического запаса, навыков ролевой игры, математических способностей.

XI

«Как Почемучки попали в беду»

1

Театрализация «Знакомство с добрым доктором»

Знакомство с профессией врача. Ввести в активную речь слова: «укол», «бинт», «вата», «йод», «зеленка». Воспитание бережного отношения к животным.

Ритмическая игра «Правая и левая»

Развитие навыков подражания, освоение схемы тела

Лепка «Витаминки в баночке»

Развитие мелкой моторики, цветового восприятия.

2

«Кто что делает?» (Профессии)

Умение называть действия людей разных профессий (врач - лечит, повар - готовит еду и т.д.)

Игра по правилам «Примеряй шляпу»

Развитие умения играть по правилам, ждать своей очереди, расширение представлений об окружающем мире.

Лото «Кем быть?»

Закрепление знаний и представлений о различных профессиях. Развитие речи.

XII

«Знакомство с главными помощниками людей»

1

«Транспорт»

Формировать понятие воздушный «транспорт». Ввести сравнения и обобщения в понимаемой речи на основе предъявления картинок.

Физкультминутка «Расправил крылья самолет »

Развитие координации, внимания и интонационной стороны речи, чувства ритма.

 Рисуем пальчиками – «Вертолет»

Развитие мелкой моторики, навыков рисования. Восприятие цветового образца.

2

«Транспорт»

Формировать понятие водный «транспорт». Ввести сравнения и обобщения в понимаемой речи на основе предъявления картинок.

Ритмическая сенсорная игра  «Дует ветер»

Способствовать развитию Эмоционального контакта, тактильной сферы, слухового внимания, восприятия.

Аппликация «Кораблик» из геометрических фигур

Научить расчленять изображение предмета на составные части воссоздавать сложную форму из частей.

3

«Транспорт»

Формировать понятие наземный «транспорт». Ввести сравнения и обобщения в понимаемой речи на основе предъявления картинок.

Ритмическая игра «Чух - чух»

Способствовать развитию артикуляционного аппарата, произношения твердых и мягких звуков средствами звукоподражания.

Рисуем пальчиками – «Машина»

Развитие мелкой моторики, цветового восприятия.

XIII

Диагностика уровня развития познавательной сферы

после реализации программы

1

Диагностика уровня развития познавательной сферы

Изучение особенности развития мыслительных процессов ребенка, его знаний и представлений об окружающем мире.

Итого:

27 занятий

Литература

  1. О.В.Закревская. Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. Москва, 2008г.
  2. Б.П. Никитин, Ступеньки творчества или развивающие игры.- 3-е изд.,доп. – М.: Просвещение, 1990.-160 с.: ил.- ISBN 5-09-003932-1
  3. Е.А. Бойко, Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников / [сост. Е.А. Бойко]. – М. : РИПОЛ классик, 2011.-256 с.: ил.-  ISBN 978-5-386-026806
  4. Под ред. Л.А. Венгера, Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателей дет. сада.- 2 изд., перераб.- М.: «Просвещение», 1978. – 96 с. : ил.
  5. Л.Н.Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления. М., Мозаика-Синтез, 2008г.
  6. Л.Н.Павлова, Э.Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова. Раннее детство: познавательное развитие. М., мозаика-Синтез, 2008 г.
  7. Л.Н. Павлова. Развивающие игры-занятия с детьми. М., Мозаика-Синтез, 2008 г.
  8. Е.Н.Панова. дидактические игры-занятия в ДОУ. Воронеж, 2007г.
  9. учебный центр имени Л.А.Венгера. игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет. М., Гном и Д, 2002г.
  10. Е.А.Янушко. Лепка с детьми. М., Мозаика-Синтез, 2009г.
  11. Е.А.Янушко. Аппликация с детьми. М., Мозаика-Синтез, 2009г.
  12. Е.А.Янушко. рисование с детьми. М., Мозаика-Синтез, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование авторского дидактического материала "Разноцветные пуговки" для развития и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста.

Использование авторского дидактического материала "Разноцветные пуговки" для развития и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста....

Аннотация к рабочей программе " Коррекция ОНР III уровня детей дошкольного возраста (5-6 лет)"

Аннотация к рабочей программе" Коррекция ОНР III уровня детей дошкольного возраста (5-6 лет)"...

Песочная терапия как инновационная форма работы учителя - логопеда в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

В данном материале представлены упражнения песочной терапии и их значение для коррекции речевых нарушений  у  детей дошкольного  возраста....

Статья "Дидактические игры и упражнения в коррекции фонематических нарушений у детей дошкольного возраста"

В статье предложены игры и упражнения для развития фонематических функций у детей дошкольного возраста"...

Консультации для родителей .Су-Джок терапия в логопедии. Как научить ребенка здороваться. Использования литературы в семейном воспитании. Использование устного народного творчества в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста.

Консультации для родителей .Су-Джок терапия в логопедии. Как научить ребенка здороваться.  Использования литературы в семейном воспитании. Использование устного народного творчества в к...