коррекционное занятие для учащихся 3 класса "Развитие зрительного восприятия"
план-конспект занятия по психологии на тему

 

КОУ Омской области «Шербакульская специальная (коррекционна) общеобразовательная школа – инетрнат VIII вида»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие по психомоторике и сенсорных процессов

для учащихся 3 класса

коррекционной школы VIII вида

ТЕМА:   «Развитие зрительного восприятия

 

 

 

 

Подготовил: учитель начальных классов

                         Белик И.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА:   «Развитие зрительного восприятия»

ЦЕЛЬ:           развитие и коррекция зрительного восприятия путем выполнения учащимися различных заданий;

ЗАДАЧИ:

             Коррекционно-развивающие:

-   развивать наблюдательность, точность восприятия, мелкую моторику пальцев навыки контроля и самоконтроля при помощи выполнения упражнений;

-  развивать творческое воображение при показе сказки;

- совершенствовать зрительные и моторные ощущения при выполнении практической работы

           Образовательные:

Закрепить знания о геометрических фигурах, форме, цвете, размере.

            Воспитательные:        

- воспитывать аккуратность при выполнении заданий;

-  воспитывать дружеские взаимоотношения между учащимися

ОБОРУДОВАНИЕ:              геометрические фигуры, части геометрических фигур,

                                  карточки с названием месяцев, ароматическая лампа,

                                  иллюстрация «Ели зимой», опорная схема для составления

                                  рассказа, индивидуальные карточки с изображением недо-

                                  стающей елью, фото различного вида елок, шаблоны для

                                 аппликации, образцы для аппликации, сюжетные картинки.

 

 

 

ПЛАН УРОКА:

 

  1. Оргмомент.

Ритуальное приветствие.

Целевая установка.

Дидактическая игра

  1. Основная часть:

 Актуализация ранее имеющихся представлений у детей по данной теме.

  • Ароматерапия и дыхательная гимнастика
  • Составление рассказа описания по картине
  • Задание на зрительное восприятие  «Дорисуй»       .
  • Гимнастика для глаз. 
  • Конструирование елочки
  • Аппликация ели с помощью геометрических фигур
  • Динамическая пауза.
  • Задание «Укрась ёлку»
  • Домашнее задание
  • Составление рассказа  по сюжетным  картинкам

.

3. Итог занятия

4. Рефлексия

Ритуал окончания занятия «Волшебные камни»

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент начала занятия

Ритуал начала занятия. Психологическая игра «Волшебный камешек»

Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу. Ритуал вхождения в занятие.
Содержание этапа. «Расслабьтесь,  положите руки на колени,  ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке  появится волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: тёплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый?..»
Учитель кладёт каждому в ладонь камень и спрашивает детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Ведущий напоминает, что всё тело надо расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень.

- Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными и всё, что вы не делаете, у вас обязательно  всё будет получаться».

 Сообщение темы и цели занятия (фронтальная работа)

Дидактическая игра «Узнай и прочитай».

Цель: актуализация ранее полученных знаний, развитие зрительного восприятия формы и цветового гнозиса.

Примечание: на доске расположены различные элементы геометрических фигур, у детей на партах даны недостающие элементы деталей геометрических фигур, расположенных на доске. Изначально дети должны узнать представленные геометрические фигуры. Затем, при соединении геометрических фигур и их осколков, на каждой геометрической фигуре   и осколках появляются слоги, если правильно соединить фигуру и её осколок, то из слогов получатся слова.

 

мо

– Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно, что вы видите на доске?


 

 

ме

снежин

 

 


Рис.1 Геометрические фигуры

– Назовите те из фигур, которые вам знакомы?
– Посчитайте и скажите, сколько фигур имеют здесь 3 угла?
– Посчитайте и скажите, сколько фигур не имеют   углов?
– Посчитайте и скажите, сколько фигур имеют здесь 4 угла?
– Посчитайте и скажите, сколько фигур имеют  прямые углы?
– Ребята, обратите внимание, фигуры, то у нас не простые, на них что-то написано… У вас на партах даны слоги, из которых вы при помощи осколков элементов геометрических фигур должны составить слова. (Дети соотносят геометрическую фигуру на доске и осколок на парте и выходя к доске, соединяют их, образуя слова).

Дети составляют из осколков геометрических фигур с соблюдением сочетания цвета слова. Затем прочитывают получившееся слово, называют геометрическую фигуру и называют её признаки.

– Ребята, прочитайте ещё раз про себя получившиеся слова (мороз, снежинки, метель).
– Назовите те слова, которые вам непонятны.
– Подумайте и скажите, каким, одним словом их можно объединить? К какому времени года относятся все эти предметы и явления? (Зима)
– Молодцы! Ребята, сегодня мы с Вами действительно будем говорить о зиме, вспомним геометрические фигуры, сравнивать их, определять размер, форму и цвет. На занятии надо быть внимательными, аккуратными  и  помогать друг другу.

2. Основная часть  занятия

 Актуализация ранее имеющихся представлений у детей по данной теме. Беседа учителя и детей.

Цель: развитие  представлений детей по заданной теме, формирование связной речи обучающихся.

– Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите зиму?
– После какого времени года наступает зима?
– Какие зимние месяцы вы знаете?

- Правильно ли они у меня записаны на доске? (на карточках – январь, декабрь, февраль). Исправьте мою ошибку.

- Какой ваш любимый месяц? Почему? (праздник Новый год)

- Какой предмет на этом празднике самый главный? (елка)

 Ароматерапия и дыхательная гимнастика по профилактике острых респираторных заболеваний.

Цель: развитие различных анализаторных систем обучающихся.

– Дети выдыхают при помощи диафрагмального дыхания пары масла хвойных растений.
– Ребята, сделайте, пожалуйста, три глубоких вдоха.
– Как вы считаете, какой аромат появился в нашей классной комнате?

C. Составление рассказа описания по картине «Ели в лесу»

 

Рис 2 Ели в лесу

Цель: развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, исключения) и связной речи.

Инструкция: Рассмотрите, пожалуйста, рисунок ели. Сейчас мы с Вами, при помощи опорной схемы составим рассказ по картине «Ель».

 

 

 

Холодное

 на ветках

 

спрятались

Могучие

 

 

 

   Холод не страшен

Рис 3.опорная схема для составление рассказа «Ели в лесу»

Стоит зима. Яркое холодное голубое небо. Снег лежит на ветках деревьев. От холода спрятались звери. Только могучие ели стоят прямо. Им холод не страшен

 

 Задание на зрительное восприятие  «Дорисуй»    

Цель: развитие основных мыслительных операций, тренировка графических навыков.

                    

Рис. 4 индивидуальная карточка «Дорисуй ёлочку»

– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на рисунок 4. Что вы здесь видите?
– Что вы про них можете сказать? (разные по размеру)

– Покажите самую высокую/низкую ель?
– Сколько веток у самой высокой/низкой ели?
– Посмотрите внимательно, и дорисуйте недостающую в цепочке ель.

 

Гимнастика для глаз. 

Инструкция: На фронтальной стене кабинета, на разном уровне, размещаются иллюстрации с изображением елей разного размера. Учитель просит детей  найти глазами самую маленькую, самую большую, самую пушистую ель, найти ель, запорошенную снегом, найти ель, украшенную новогодними игрушками и т.д.

                          

Рис. 5 физминутка для глаз «Найди самую….»

Конструирование елочки с помощью геометрических фигур разного размера (по образцу)

Цель: развитие зрительно-пространственной ориентировки в пространстве, развитие зрительного восприятия и кратковременной памяти.

 

 

 

 

 

 


Рисунок 6
 

Рис. 6 Конструирование ёлочки

 

– Ребята, посмотрите, что вы видите на доске?– Из каких геометрических фигур она состоит?
– Посчитайте, сколько деталей нам понадобится, чтобы построить такую же ель, как на образце?
– Скажите, пожалуйста, одинаковые ли детали нам понадобятся или разные?
– Чем детали отличаются между собой?
– Какие по величине будут верхние ветви ели, нижние?
(Обращаю ещё раз внимание детей на образец, просит внимательно посмотреть и запомнить. Затем убираю образец и прошу построить ель по память, затем дети сравнивают образец и то, что у них получилось).

 Аппликация ели с помощью геометрических фигур

Цель: развитие ручной умелости и зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги.

– Приклеивание шаблонов геометрических фигур в центре 1/2 листа А4.

H. Динамическая пауза.

Инструкция: Дети под музыку  говорят четверостишия, заученные  наизусть и делают двигательные упражнения на развитие общей моторики.

Маленькая ёлочка
Росла без печали,
Буйны ветры ёлочку
Ласково качали.

Закружили ёлочку
Зимние метели,
Каждую иголочку
В серебро одели.

Примечание:  исходное положение – сидя на мяче,  напряжённые руки в стороны – «ёлочка». В первом четверостишии – выполнение поворота туловища вправо и влево. Напряжённые руки находятся пи этом в четырёх положениях:

1-я строчка: в стороны – вниз;
2-я строчка: в стороны;
3-я строчка: в стороны – вверх;
4-я строчка: вверх.

Во втором четверостишии руки мягкие, пластичные также находятся в четырёх положениях, но повороты туловища (скручивание позвоночника) начинается из положения руки вверх, причём к последней строчке руки переходят в исходное положение.

 Графическое задание «Укрась ёлку» (Рисунок 7)

– Ребята, скажите, что ещё мы с вами забыли сделать, чтобы наша ель стала праздничной?
– Кто знает, чем украшают ёлку к Новому году?

Посмотрите есть ли у вас похожие украшения?

– Какие геометрические фигуры вы в них узнали?
– Одинаковые ли шары на ёлке? Чем они отличаются?
– Где расположены маленькие шары?
– Какого они цвета?
– Где большие?
– Какого они цвета?

Задание: украсьте елку шарами по образцу

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 7 Аппликация «Елка с шарами»

 Анализ образца аппликации.                                    

– Ребята, посмотрите, мы с вами сделали аппликацию.
– Как вы считаете, на что она похожа? (На открытку).
– Кому мы можем подарить открытку?
– Когда люди дарят друг другу открытки?

Домашнее задание.

Подпишите, пожалуйста, открытку, тому человеку, которого вам хотелось бы поздравить с праздником.

Составление рассказа  по сюжетным  картинкам

 

Рис. 8 Сюжетные картинки «Помоги пиццам»

Цель: развитие логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Инструкция: Вам предлагается рассказ из картинок. (Один ученик выставляет картинки на доске)

Проверка выполнения задания.
– Ребята, посмотрите внимательно, на получившийся рассказ.
– Как вы считаете, можно ли рубить дерево в лесу, ради нескольких праздничных дней?
– Как можно было бы поступить в этой ситуации и не причинить вред растению?

3. Итог занятия

– Ребята, о чём мы говорили сегодня на занятии?
– Чему мы с вами учились?

Ритуал окончания занятия «Волшебные камни»

Инструкция: «Ребята, наше занятие подошло к концу, теперь возьмите в руки камни, которые я раздала вам в начале занятия, давайте обменяемся ими друг с другом и подарим своему соседу приятные слова-комплименты».

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения в старшей группе

Открытое индивидуальные, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с использованием современных педагогических технологий....

Открытое индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в старшей группе

Открытое индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в старшей группе «Цветы»....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога. Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе "Домашние животные".

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога.Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе«Домашние животные»....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога. Открытое подгрупповое коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе "Разное печенье".

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога.Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе «Разное печенье»....

Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия.

Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее  занятие по развитию зрительного восприятия.Тема: «Транспорт»....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия для учащихся второго класса с нарушением зрения "Урожай-собирай"

Использование графических упражнений способствуют развитию навык прослеживания глаз за действием руки; умения удерживать в поле зрения стимул для выполнения зрительной задачи; формируют умение пользов...