Программа профилактической работы в рамках системы ППМС-поддержки обучающихся с ОВЗ.
методическая разработка по психологии по теме

Светлана Ивановна Богатырева

      Содержание образовательного процесса в нашей школе — это сложная система деятельности (общая, творческая, гражданская) учителей, воспитателей и воспитанников, направляемых педагогами. Профилактическая и коррекционно-педагогическая деятельность являются составной частью  социально-педагогического процесса, который направленного на:

- формирование ориентации на здоровый образ жизни;

- выявление девиантных подростков, диагностику причин и условий их отклонений в развитии и поведении;

- определение своеобразия формирования их личности и особенностей взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

- разработку общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ppms_soprovozhdeniya_-_novaya_razrabotannaya.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

Суворовская специальная ( коррекционная) общеобразовательная

 школа – интернат VIII вида.

               Принято         

Решением педагогического

              совета

Протокол  № ________

от «   » _____ 201  года.

              Согласовано

Заместитель директора по УВР

_______________ Л.Е Костикова

от «   » _____ 201  года

            Утверждаю

            Директор

_____________ Е.А. Губанова

от «   » _____ 201   года.

Программа профилактической работы в рамках системы ППМС-поддержки обучающихся с ОВЗ.

(2013-2016 уч.г.)

                                                                        Срок реализации  -  3 года.

                                                                           

                                                                      Авторы-составители :

                                                            Директор Губанова Е.А.

                                                            Зам. Директора по УВР Костикова Л.Е

                                                            Зам. Директора по ВР Чибисова О.И.

                                                            Педагог – психолог  Богатырева С.И

                                                            Социальный педагог Ремизова Л.А.

                                            Г. Суворов 2013г.

Пояснительная записка 

«Человек не воспитывается по частям, он создаётся всей системой

влияний, которым он подвергается, поэтому решающим

моментом является действие всей системы средств».

А. С. Макаренко

На грани двух тысячелетий  условиях глубоких социальных перемен  происходящих в России, происходит рост количества детей с отклонениями в развитии и поведении.

 Школа занимается поиском эффективных мер профилактики школьной дезадаптации, преступлений и правонарушений обучающихся. Возможное влияние умственного недоразвития на повышение вероятности криминогенного поведения детей требует от специальной (коррекционной) школы настойчивых, воспитательных и коррекционных усилий по его предупреждению. Основанием проведения профилактической работы является Федеральный закон от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями от 13 января 2001г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 12, 29 декабря 2004 года, 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г.

      Содержание образовательного процесса в нашей школе — это сложная система деятельности (общая, творческая, гражданская) учителей, воспитателей и воспитанников, направляемых педагогами. Профилактическая и коррекционно-педагогическая деятельность являются составной частью  социально-педагогического процесса, который направленного на:

- формирование ориентации на здоровый образ жизни;

- выявление девиантных подростков, диагностику причин и условий их отклонений в развитии и поведении;

- определение своеобразия формирования их личности и особенностей взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

- разработку общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности.

Подробная характеристика

1. Обучающиеся

      В школе обучаются дети с интеллектуальным недоразвитием. Число людей с этим видом аномалий, по статистике всех стран мира, не уменьшается. Это не просто «малое количество ума», это качественные изменения психики, всей личности в целом: грубые изменения в условно рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения нарушения взаимодействия сигнальных систем. И как следствие: недоразвитие познавательных процессов, прежде всего восприятия, низкая активность этих процессов; бессистемное мышление, при котором вычленяются лишь наиболее заметные части предметов, не устанавливаются связи между отдельными частями предметов и отдельными предметами; нарушение памяти; дефекты всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), снижена потребность в речевом общении; недостатки внимания, замедленная переключаемость; нарушение деятельности; Трудность и методическое своеобразие решения задач воспитания социально-нормативного поведения вызвано недостаточностью познавательного и эмоционально-волевого развития обучающихся, а нарушение самокритичности отрицательно отражается на возможности приобщения их к самовоспитанию. Умственная отсталость олигофренической этиологии является не прогрессирующим заболеванием. Правильное воспитание и выбор типа учреждения позволяют этим детям оптимальным образом адаптироваться в обычных социальных условиях.

       Однако, при ряде отрицательных биологических и социальных факторов, прогноз в отношении этих детей может быть менее благоприятным, В подростковом возрасте часто происходят нарушения поведения. Среди типов нарушений, наблюдаемых у подростков-олигофренов. наибольшее значение имеют психопатоподобные расстройства, препятствующие успешной социальной адаптации, а нередко способствующие формированию асоциального поведения вплоть до правонарушений и преступлений. У таких подростков отсутствует интерес к школьным  занятиям, как правило, они состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. Основной движущий мотив поведения — удовольствие. От заданий, требующих даже незначительных усилий, они отказываются. Из-за повышенной внушаемости часто становятся орудием совершения правонарушений или преступлений. Многие примыкают к асоциальным компаниям, быстро усваивая нравы и обычаи этой среды. Воровство отличает наличие элемента неодолимости, то же отмечается и в склонности к алкоголизму, быстрое привыкание. Это приводит их в группу риска в социальном плане, к преступлениям. Подростки нуждаются в повышенном внимании в специальной школе, а в период обострения — в госпитализации в психоневрологических стационарах.

       Опыт и педагогическая практика показывают, что преодолеть, а тем более предупредить отклонения в поведении возможно лишь при эффективном использовании форм и методов воспитательного воздействия. Однако, особенности личностного развития, неблагоприятная среда и негативные социальные условия часто сводят на нет усилия педагогического коллектива, разнообразных социальных институтов.

2. Родители

      Для большинства родителей наших воспитанников характерна низкая заинтересованность в делах и успехах их детей. По материалам Г. Грибановой (1990), в семьях, где один из родителей или оба страдают алкоголизмом, преобладает  импульсивно-аффективное отношение к детям, и особенно к подросткам. В конфликтных ситуациях они как бы защищают своего ребенка. Однако при этом родители чаще всего занимают неадекватную позицию, не осознавая ситуацию и не пытаясь найти рациональный выход. В остальное время свои отношения с сыном или дочерью они строят на фоне полного безразличия к жизни ребенка.

      Поэтому, среди воспитанников нашей школы есть дети с асоциальным поведением, склонные к праздношатанию (бродяжничеству), им свойственны проявления лживости, грубости. Многие характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Причины возникновения девиантного  поведения в их повседневной жизни, в неблагополучных семьях, в отрицательных внешних влияниях. Это, так называемые дети «группы риска». Они практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Воспитанием таких детей дома обычно занимаются мало. По утверждению психологов  «трудные»  дети  это дети «трудных родителей». Не умея оказать ребенку помощь, родители все надежды возлагают на учителей и перекладывают на них свои обязанности по воспитанию и обучению. При этом эпизодически мать и отец требуют от ребенка безоговорочного подчинения и послушания. При таких особенностях отношений со взрослыми у детей и подростков начинают действовать механизмы «психологической защиты», которые содержат и асоциальные формы поведения.

     Педагоги стараются, насколько возможно, воздействовать на родителей, побуждают их перестроить внутрисемейные отношения, больше уделять внимания своему ребёнку, ведь первые представления о человеческих ценностях, нормах поведения складываются в семье. В семье дети не только подражают близким, но и ориентируются на их социальные и нравственные установки. Это первая ступень вхождения ребёнка в социальную среду. Пребывание в специальном учреждении — вторая ступень социализации. Повышение чувства ответственности у родителей за воспитание своих детей — одна из важных задач профилактической работы школы. Однако, участие семьи в подготовке детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизни по-прежнему, недостаточно. Систему воспитания и профилактики девинтного поведения обучающихся в нашей школе мы рассматриваем, как процесс, направленный на осуществление педагогической поддержки. Организация системы ППМС — поддержки в условиях, когда семья не может оказывать реальную помощь своим детям, - это требование времени.

3. Социум

        В школе в основном обучаются дети из семей, проживающих в Суворовском районе. Нередко место проживания наших воспитанников находится на большом расстоянии от школы: посёлок, деревня.  Эти районы города отличаются экологическим неблагополучием, специфическими социально — бытовыми условиями в семьях, всё это влияет на состояние психического и физического здоровья обучающихся.

 Дестабилизация общества, отдельных семей, социальная депривация

(малообеспеченные, неполные семьи), отсутствие в ряде случаев экономических, а также нормальных медицинских и гигиенических условий, неблагоприятные экологические условия, действующие на матерей и детей, часто являются причинами, оказывающими травмирующее влияние на психическое развитие ребёнка. У категории детей с ограниченными возможностями проявляются специальные образовательные потребности в индивидуализированных условиях обучения, включая технические средства, особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, необходимых для успешного обучения.

       Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение, необходимо в первую очередь нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения). Важный путь коррекционно-педагогической деятельности — вовлечение воспитанников в детские дополнительные объединения: кружки, секции, клубы по интересам, которые дают возможность вести более пристальное наблюдение за содержанием общения, изменять ценностные ориентации обучающихся.

        Наша школа находится в городе у детей имеется возможность посещения учреждений культурного досуга.  Близкорасположенный дворец культуры. Но он зачастую   предлагает только платные услуги,     поэтому роль организатора досуговой деятельности вынуждена взять на себя школа, где организована кружковая работа на бесплатной основе.

4. Оценка роли школы

      Обучаясь, подростки проходят школу социализации. Воспитанникам создаются условия для самовыражения в познавательной, эстетической, коммуникативной, игровой и трудовой деятельности, занятиях физкультурой и спортом. При этом учитываются требования к занятию (уроку) на современном этапе.

В школе есть   дополнительное образования: художественно-эстетической, социально-педагогической направленностей, некоторые  воспитанники занимаются в 2-З-х кружках, добиваются результатов в различных видах деятельности, что подтверждается многочисленными Грамотами, Дипломами за призовые места. Занятость в кружках помогает выяснить, какой вид ведущей деятельности выбирает воспитанник, кто добивается наибольших, а кто наименьших результатов, какие виды деятельности для развлечения, какие — для выработки характера, какие — для реализации интересов. Активно используется  проектная деятельность, которая позволяют вовлечь подростков в систему коллективно-творческих дел, имеющих общественно значимую ценность.   

       Территория микрорайона, прилегающая к школе, является сферой особой заботы коллектива, приложения сил детей и подростков, полем общественно полезной активности. Занятия в спортивном кружке предполагают постановку задач, которые могут увлечь накалом спортивной борьбы, здорового соревнования, и потребовать от каждого положительного поведения, активизации социально-ценностной деятельности — например, спортивная деятельность несовместима с курением и употреблением алкоголя. В рамках  сопровождения ведется коррекционная работа как индивидуальная так и групповая, программы разрабатываются специалистами и реализуются согласно плану.  Превентивная  работа направлена  на формирование у воспитанников основ здорового образа жизни, развитие социальных компетенций.  Занятия по этим программам способствуют предупреждению употребления табака, алкоголя и наркотических средств, корригируют эмоционально-волевую сферу, развивают навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми, способствуют их социализации. Воспитанники упражняются в применении различных способов поведения. Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, мозговому штурму, ролевому проигрыванию, тренингам.

         В системе предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения важную роль играет правильная организация внутриклассной деятельности, работа по переориентации воспитанников, путём сотрудничества в полезных делах, оздоровления атмосферы переключением её с асоциальной деятельности на общественно значимую.

 Это благоприятно влияет на формирование  положительных привычек, здоровых нравственных тенденций. В процессе воспитания сочетается работа по развитию у обучающихся общественно ценных личных качеств со специфической коррекционной работой, направленной на исправление недостатков поведения. Важная воспитательная задача — помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. Методика коррекционной работы с детьми в каждом отдельном случае определяется с учётом личностных качеств ребёнка и его возраста, и направлена на коррекцию всей личности, а не на развитие отдельных психических процессов. Она включает в себя все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребёнка и представлена следующими направлениями:

- развитие интеллекта с опорой на «зону ближайшего развития);

- развитие трудовых навыков и умений (прикладных навыков);

- вовлечение в интересную деятельность, развивающую интеллект (игры);

- устранение некомфортности среди сверстников;

- воздействие через эмоциональную сферу.  

- нестандартные формы обучения.

         Школа выполняет социальный заказ — подготовить к жизни человека, физически и

нравственно способного самостоятельно жить в современном мире. Главными задачами школы в этой ситуации являются внедрение модели профилактики, улучшение трудовой и профессионально-трудовой подготовки обучающихся для успешной интеграции подростков в общество.   Социально-трудовая подготовка обучающихся проводится в единстве с коррекционно-развивающим педагогическим процессом и лечебно-оздоровительным комплексом мероприятий. Практическое решение этих задач — длительный и сложный процесс, если иметь в виду своеобразие психического развития ребёнка с умственной недостаточностью, который без руководства и помощи взрослого не может правильно освоить социальный опыт.

        Актуальность создания системы ППМС — поддержки в школе определяется, с одной стороны дестабилизацией общества, отдельных семей, с другой стороны, необходимостью и имеющимися возможностями для комплексного, всестороннего, динамического диагностико-коррекционного сопровождения детей в данном образовательном учреждении.

 Срок реализации:   сентябрь 2013 г.  – май 2016 г.

Цель профилактической работы  в рамках системы ППМС – поддержки

Организация условий, способствующих  решению проблем школьной дезадаптации, предупреждению  правонарушений и преступлений, комплексная  помощь обучающимся с ОВЗ в  социализации, реабилитации, адаптации  в современном обществе.

 Задачи:

  1. Ранее выявление детей группы социального риска;
  2. Отслеживание динамики развития ребёнка и эффективности коррекционно-воспитательного воздействия;
  3. Осуществление педагогической и психологической поддержки детей, попавших в трудные жизненные ситуации;
  4. Предупреждение развития негативных тенденций в сфере общения обучающихся, педагогов, родителей;
  5. Профилактика и предупреждение личных и межличностных проблем и социально-психологических конфликтов в классном коллективе;
  6. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий и психологически адекватной образовательной среды;
  7. Разработка и реализация комплексных, личностно-ориентированных, превентивных   программ для детей и подростков в целях повышения качества профилактической работы;
  8. Поддержание партнёрских отношений с учреждениями, занимающимися вопросами школьной и социальной адаптации;
  9. Выявление детей, нуждающихся в государственной защите и устранение причин нарушения их прав и законных интересов.

 

Концепция профилактической работы в рамках системы ППМС — поддержки

       Система ППМС — поддержки представляет собой объединение педагогов, специалистов ОУ, государственных и общественных учреждений, в качестве социальных партнёров по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности, алкогольных и наркотических заболеваний среди несовершеннолетних, для комплексного всестороннего, сопровождения детей в данном образовательном учреждении. Модель системы представляет собой взаимодействие нескольких уровней: управленческого, координационного, исполнительного, уровня взаимодействия с социальными партнёрами, базового уровня.

  1. Управленческий уровень

      Управление работой в рамках системы ППМС-поддержки осуществляется руководством образовательного учреждения, на сочетании принципов единоначалия и коллегиальности, которое следит за соблюдением законности, обеспечением кадрами, осуществляет координацию деятельности  по профилактике школьной дезадаптации, правонарушений и преступлений обучающихся   и психолого-медико-педагогического консилиума, рассматривает и планы по основным направлениям деятельности и анализирует  работу педагогов, утверждает годовые и перспективные планы работы. Одно из важнейших задач управленческой системы — совершенствование образовательного процесса, поиск и внедрение новых программ.

     

       2. Координационный уровень

       Центром системы ППМС - поддержки, координирующим деятельность всех участников образовательного процесса для решения задачи оказания комплексной всесторонней помощи, социализации детей с проблемами в развитии, является  школьный  ПМПк.

       

 3. Исполнительный уровень

Участниками системы ППМС — поддержки являются дети, их родители, педагогические и медицинские работники, психологические и социальные службы, общественные учреждения. Одна из важных задач коррекционно-развивающего обучения и воспитания — профилактика асоциальных форм поведения учащихся посредством семейной психотерапии и формирования адекватных взаимоотношений в триаде «учитель — ребенок с проблемами в развитии - родители». Эта триада оказывает положительное влияние на развитие ребенка и коррекцию нарушений в тех случаях, когда ее взрослые члены делают установку на сотрудничество. Такое сотрудничество предполагает наличие умения становиться на точку зрения другого, в первую очередь ребенка, чувства сопереживания; систематическую разумную помощь и одновременно такую же разумную требовательность, заинтересованность в успешном решении проблем школьника, связанных с его обучением, социализацией, здоровьем, досуговыми интересами.

         Предполагается использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки и социально-правовой помощи несовершеннолетним, защиты их от невнимания родителей, негативного влияния асоциальной среды,  по противодействию жестокому обращению с детьми.

     

  4. Социальное партнёрство

        Отношения между участниками системы ППМС — поддержки и социальными партнёрами ОУ определяются договором совместной работы. Основные профилактические мероприятия – посещение семей обучающихся «группы риска»,  индивидуальные собеседования и коллективные тренинги  по коррекции поведения и психологического состояния детей, профилактика дорожно-транспортного травматизма, безопасность жизнедеятельности, привлечение родителей к ответственности, участие в организации  досуговой деятельности   и пр.

     

 

Стратегия системы ППМС — поддержки

       Концепция системы ППМС - поддержки основана на том, что в центре её находится личность несовершеннолетнего и основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность. Стратегия предусматривает активность мер общей и специальной профилактики. Понятия общей и специальной профилактики выделяются в нормативных документах и концептуальных положениях государственной политики.

      Общая профилактика — рассматривается как совокупность мер, направленных на создание благоприятных социально-экономических, социокультурных и социально-педагогических условий, содействующих семье в выполнении ею своих функций по воспитанию физически и социально здоровых детей; по реализации воспитательных функций общеобразовательными учреждениями всех типов по обеспечению ими полноценного развития интересов и способностей у школьников, занятости общественно -полезной деятельностью во внеурочное время.

 

     Специальная профилактика — меры, направленные на детей «группы риска», подростков с девиантным поведением. Она предполагает использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки и социально-правовой помощи несовершеннолетним, защиту от невнимания родителей, негативного влияния асоциальной среды.

Направления и виды профилактической работы

 в рамках системы ППМС — поддержки

1. Диагностика психического развития и эмоционально-волевой сферы обучающихся, с целью раннего выявления и возможного предупреждения адъективного и девиантного поведения.

2. Создание коррекционно-развивающей, воспитательной и социальной среды.

4. Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение детей «группы риска».

5. Организация условий для проведения на регулярной основе мониторинговой системы      анализа и принятия упреждающих мер.

6. Организационно-методическая профилактическая работа.

7. Использование инновационных и инновационно-психологических программ, направленных на формирование у воспитанников представлений о здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению их в асоциальную деятельность.

8. Использование СМИ, наглядности, литературы по профилактике.

9. Профилактическая работа с родителями — оказание помощи в конфликтных ситуациях, в том числе для оказания помощи проблемной семье, предупреждения внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию.

10. Воспитательно-педагогическая работа с детьми в урочное и внеурочное время.

11. Организация взаимодействия между ОУ, социальными партнёрами, группами родительского актива.

12. Организация внутришкольных и внешкольных обучающихся семинаров для педагогов.

13. Организация работы с учреждениями общественного воспитания и государственными структурами по профилактике девиантного поведения.

14. Реализация ежегодных планов по профилактике, службы ППМС-сопровождения детей «группы риска» в рамках структуры,  школьного  ПМПк.

15. Реализация методических и социальных проектов, способствующих профилактике девиантного поведения, правонарушений и преступлений обучающихся.

16. Профилактика семейного неблагополучия, восстановление благоприятной для воспитания ребёнка семейной среды, разработка технологии сотрудничества двух социальных институтов семьи и школы.  

Список педагогов, участников профилактической работы

в рамках системы ППМС - поддержки обучающихся

по профилактике школьной дезадаптации, правонарушений и преступлений обучающихся:

1.  директор;

2. заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР;

3. социальный педагог

4.  преподаватель ОБЖ;

5.  педагог-психолог.

 

 

Служба ППМС-сопровождения детей «группы риска» в структуре профилактики:

  1. педагог-психолог
  2. социальный педагог;
  3. медсестра;
  4. классный руководитель.

Психолого-педагогический консилиум (ПМПк)

           Члены ПМПк:

1. заместитель директора школы по УВР, председатель

2. врач-психиатр

3. педагог-психолог

4. учитель-дефектолог

5. учитель-логопед

6. социальный педагог

Воспитатели, классные руководители, учителя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классные часы по программе профилактической работы «Я выбираю!»

Программа профилактической работы  «Я выбираю!»1 класс    У воспитанных ребят все дела идут на лад!2 класс    Необычное путешествие по школе3 класс    Как избеж...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ «ПУТЬ К УСПЕХУ

Программа предназначена для реализации четвертого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем с привлечением необходимых специалистов школы....

Программа профилактической работы «Быть здоровым - это модно!»

Данный социальный проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди молодого поколения на территории села Венгерово через пропаганду здорового образа жизни в...

Программа профилактической работы

отражены цели , задачи и мероприятия профилактической работы с обучающимися...

ПРИМЕР ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ /Учебно-воспитательная программа профилактической работы школы по предупреждению приобщения учащихся к употреблению наркотических средств «В жизнь без наркотиков».

Структура программы.1. Основание для разработки.2. Обоснование выбора проблематики,3. Концептуальные основы программы. Цели и задачи.4. Ожидаемые результаты реализации,5. Основные положения содержания...