Организация деятельности педагога-психолога в рамках повышения психологической культуры субъектов образовательного процесса
статья по психологии по теме

Скоблякова Анна Станиславовна

В статье рассмотрены виды деятельность педагога-психолога, направленные на повышение психологической культуры субьектов образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация деятельности педагога-психолога в рамках повышения психологической культуры субъектов образовательного процесса

А.С. Скоблякова, МБОУ КР ОО «Черкасская средняя общеобразовательная школа», педагог-психолог

Современная школа ставит перед участниками образовательного процесса высокие требования. Перед педагогами поставлены задачи осуществления личностно-ориентированного подхода, поддержки личностного роста ребенка. А решить их возможно, ориентируясь на современного ученика, при взаимодействии педагогов, родителей и самих детей.  Грамотный участник образовательного процесса – это не только человек обладающий знаниями в той или иной области,  но и обладающий психологической культурой.

А что же такое психологическая культура? Однозначного определения понятия «психологическая культура» - нет. Л. С. Колмогорова, анализируя различные подходы к пониманию психологической культуры, пишет: «Остается проблемой определение понятия «психологическая культура» личности, выделение ее параметров, уровней.» (Колмогорова Л. С., 1999, с. 85). Остановимся на следующем определении данного термина психологическая культура  личности – это характеристика гармоничности построения основных процессов поведения и управления ими. Она выражается, в первую очередь, в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития.

Каждый  участник образовательного процесса должен обладать достаточным уровнем психологической культуры. Для этого необходимо развивать такие способности и качества, как способность к познанию себя, к пониманию своих внутренних психологических состояний и окружающих тебя людей, освоение доступных психологических средств познавательной деятельности, стремление к самообразованию, самоопределению, освоению основных коммуникативных умений, принятию ответственности за свое поведение, развитая рефлексия, удовлетворенность своей жизнью.

Задача педагога-психолога образовательного учреждения сопровождать освоение психологической культуры, выполняя следующие виды деятельности:

- диагностика уровня развития психологической культуры и ее компонентов;

- изучение психологического климата и взаимодействия в классах, семьях;

- индивидуальное консультирование по проблемам личности;

- групповые консультации;

- профилактическая, развивающая, коррекционная работа с психологическими проблемами;

- тренинговые занятия;

- деловые игры;

- семинары с целью повышения общего уровня психологической культуры и ее компонентов;

- организация работы «Почты доверия»;

- оформление стенда с целью повышения уровня психологических знаний.

Следует подробнее остановиться на тех упражнениях и техниках, которые можно включить в тренинги, способствующие повышению уровня психологической культуры субъектов образовательного процесса:

  1. Проективный рисунок "Я такой, какой я есть"

Цель: способствовать выработке более объективной самооценки.

Содержание

Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку.

  1. Упражнение "Я-реальное и Я-идеальное"

Цель: способствовать выработке умения выстраивать адекватную самооценку.

Содержание

Участникам раздаются по 2 листа бумаги и карандаши. Ведущий просит нарисовать себя в "двух ипостасях": Я-реальное и Я-идеальное. Дается 10-15 минут. После этого происходит обсуждение:

- Когда вы чувствовали большее напряжение: когда рисовали идеальное или реальное?

- Как вы думаете, что вам необходимо предпринять, чтобы эти два понятия стали едиными?

3. Самовнушение "Повышение уверенности"

Цель: способствовать повышению уверенности при общении с другими людьми.

Содержание

Примите позу, в которой легко расслабиться: лежа на спине, полусидя-полулежа в кресле, сидя на стуле в позе кучера.

Каждую фразу произносите как минимум три раза.

Расслабьтесь:

- Мое тело должно быть расслабленным

- Мое тело должно быть тяжелым

- В моем теле должно ощущаться тепло

Чем лучше у вас получится расслабиться, тем лучше. Но формулы самовнушения должны действовать, даже если вы слишком возбуждены. Со временем у вас будет получаться расслабляться все лучше и лучше.

Формулы самовнушения действуют тем лучше, чем более сосредоточены вы на них во время самовнушения. Несколькими формулами разгоняем актуальные мысли:

- На несколько минут мой разум должен стать свободным

- Все посторонние мысли должны постепенно улетучиться

- Сейчас мне должно стать лень думать о чем-то постороннем

Теперь собственно формулы самовнушения, направленные на повышение уверенности:

- У меня есть право быть одному

- У меня есть право быть независимым

- У меня есть право на успех

- У меня есть право быть выслушанным и принятым всерьез

- У меня есть право получать то, за что платишь

- У меня есть право иметь права, например право действовать в манере уверенного в себе человека

- У меня есть право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным

- У меня есть право просить то, чего хочешь

- У меня есть право делать ошибки и быть ответственным за них

- У меня есть право не быть напористым

Желательно все эти формулы хорошо запомнить перед сеансом самовнушения. Однако можно пользоваться и шпаргалкой. Выпишите формулы на листочек или выведите на экран компьютера. Во время самовнушения можете приоткрывать один глаз, чтобы подсмотреть. Старайтесь при этом ни на что постороннее не отвлекаться.

Библиографическая ссылка

Самовнушение "Повышение уверенности" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru): [web-сайт]. 26.05.2011. – Режим доступа: http://azps.ru/ training/volya/samovnushenie_povyshenie_uverennosti.html (26.05.2011).

4. Техника "Воскресный вечер"

Цель: способствовать уравновешенности, личностному росту, кристаллизации интересов.

Содержание

Суть техники предельно проста. От вас требуется только одно, приучить себя, своих близких и друзей к тому, что вечер воскресенья - это ваше личное время. Время, когда вы занимаетесь собой. В это время можно изолироваться от людей в отдельной комнате. Можно пойти погулять, сходить в парк или - скажем - в кинотеатр. Можно делать всё, что угодно. Фактически, здесь одно ограничение - не быть связанным с кем-то этим вечером какими-то обязательствами. Теоретически, можно посвятить воскресный вечер общению с супругом или ребёнком. Но, так или иначе, всё равно от вас будут что-то требовать. Поэтому самое хорошее - это просто остаться наедине с собой, своим хобби.

На взрослого человека очень сильно давит фактор долженствования: должен на работе, должен в семье, должен друзьям, должен знакомым и далеким родственникам... И вполне вероятно, что под этими "плитами" зреют зелёные ростки ваших интересов и скрытых способностей. Стоит лишь иногда давать этим росткам солнечный свет... Уже после месяца-другого вам будет сложно представить, как это раньше вы жили без свободного воскресного вечера.

Библиографическая ссылка

Техника "Воскресный вечер" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru): [web-сайт]. 17.06.2010. – Режимдоступа: http://azps.ru/ training/ kit/voskresniy_vecher.html (17.06.2010).

5. Упражнение "Комиссионный магазин"

Цель: формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.

Содержание

Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец – это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные. Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

На упражнение отводится 20-25 минут.

6. Упражнение "Да"

Цель: совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.

Содержание

Группа разбивается на пары. Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, "Странно, но я заметила за собой, что когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков". Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа - "да".

Уровень психологической культуры может повышать и поддерживать каждый человек самостоятельно, с помощью специально на нее направленных процессов развития и саморазвития. Для этого необходимы ежедневные, но умеренные усилия, развитие позитивных, личностных установок, "позитивного мышления" и поведения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся»

Вашему вниманию представляю обобщение опыта по теме «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащих...

Презентация "Коммуникативная компетентность педагога как ресурс психологического благополучия субъектов образовательного процесса и условие качества современного образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения».

На  педагогическом совете рассматриваются вопросыи понятия:компетенция; компетентность.коммуникативная компетентность ,презентация опыта работы по использованию современных методов и приемов в ко...

Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе

Документация, регламентирующая и обеспечивающая  деятельность  педагога-психолога в системе  психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе...

Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленная на сохранение, и укрепление здоровья и на выявления признаков одаренности у учащихся

Информационный блокТема педагогического опытаАктуальность опытаНовизна опытаЦель обобщения данного педагогического опытаЗадачи данного педагогического опытаОписание технологии опытаВедущая идеяОписани...