Использование фототерапии в коррекционно-развивающей работе с подростками
статья по психологии по теме

ЗАГОРОДИНА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА

В настоящее время в литературе все чаще используется понятие «фототерапия», а так же разрабатываются методы, связанные с применением фотографии в контексте арт-терапии. Фототерапия – это психокоррекционное применение фотографии и рисунка, направленное на  развитие и гармонизацию личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование фототерапии в коррекционно-развивающей работе с подростками

В настоящее время в литературе все чаще используется понятие «фототерапия», а так же разрабатываются методы, связанные с применением фотографии в контексте арт-терапии. Фототерапия – это психокоррекционное применение фотографии и рисунка, направленное на  развитие и гармонизацию личности.  Фототерапия может включать работу с готовыми фотографиями и создание оригинальных авторских снимков

Процесс создания фотографий – процесс творческого самовыражения. Особый интерес она представляет для детей и подростков, поскольку им естественнее выражать свои мысли и чувства не словами, а посредством образов. Так же как и рисунок, фотография способна выступать для них важнейшим средством общения с окружающим  миром. Показ и обсуждение снимков позволяют ребенку выразить свои чувства и представления.

Активная фототерапия отвечает некоторым особенностям подростков. Для них, в частности, характерно обостренное чувство «я», из-за чего словесное самораскрытие в группе или во время индивидуальной психотерапии воспринимается ими как небезопасное. Активная фототерапия позволяет подростку почувствовать свою самостоятельность и проявить инициативу. Создание ими фотоснимков может рассматриваться как своеобразный способ контроля над внешними объектами и ситуациями и дает подросткам ощущение собственной силы и значимости. Важное значение при этом имеет возможность самостоятельного выбора объектов для съемки, «игры» с реальностью, а также относительно безопасного исследования мира взрослых отношений и собственной внешности. Благодаря активной фототерапии подросток может ощутить себя художником и в лучшую сторону изменить свое представление о себе и своих возможностях.

Подростки через фотографию актуализируют либо положительный, либо отрицательный опыт с целью повторного переживания. Особенно эта  становится важным  в ситуации подростковой депрессии, суицидальных настроений. Фокусировка на фотографиях счастливого детства, ярких событий жизни, любящих людей помогает укрепить внутренние ресурсы, дают стимул к дальнейшему развитию. В процессе фотографирования и просмотра готовых снимков у подростка формируются новые представления. Благодаря объективирующей функции фотографии подросток осознает свою принадлежность к национальной, социальной, религиозной, культурной и др. группам, все то, что является основой для самоидентификации. Рассматривая (отражая) снимки за какой-то период своей жизни, подросток с помощью психолога может провести ретроспективный анализ этого этапа.

Занятия фототерапией и терапевтической фотографией могут включать съёмку участниками занятий различных объектов и ситуаций. Съёмка может производиться ими как в ходе занятий, так и между ними – в качестве своеобразного «домашнего задания». Для поиска и фотографирования объекта, реализации определенного творческого проекта, связанного с созданием фотографий, может предоставляться в разное время. В одних случаях это может быть 30-45 минут, в других может предоставляться несколько дней или даже недель. В некоторых ситуациях съёмка имеет свободный характер, то есть участники занятий выбирают и фотографируют все, что им покажется интересным, и лишь позднее могут определить тематику фотографий. Иногда участники занятий заранее выбирают ту или иную тему из предлагаемых ведущим или формулируют собственную тему.

Формой творческой работы с фотографией также является фотоколлаж.  Для создания фотоколлажей могут быть использованы как личные фотографии участников занятий, так и разнообразная полиграфическая продукция (иллюстрированные фотографиями журналы, газеты, наборы и альбомы художественной фотографий). Работая в технике фотоколлажа, люди могут за относительно ограниченное время (20-40 минут) создавать ассоциативно насыщенные, комплексные образы. Во многих случаях фотоколлаж представляет своего рода «визуальное размышление» автора, отражает его картину мира, отношение к себе и другим людям, разным социальным институтам, природе, своему прошлому, настоящему и будущему. Коллаж также нередко включает определенную повествовательную основу, отражающую тот или иной актуальный или скрытый «жизненный сценарий» автора, процесс зарождения и развития определенных отношений, либо формирования и разрешения проблемных ситуаций. Очень ценным свойством фотоколлажа является то, что, допуская и стимулируя визуальные преобразования и создание самых разных комбинаций изобразительных элементов, он вызывает у многих людей чувство свободы и способности преодолевать сложившиеся стереотипы и преобразовывать реальность. Во многих случаях при создании фотоколлажа повышается активность воображения, благодаря чему образ приобретает фантастический, сказочный характер.

Фотографирование может дополняться применением техник телесно-ориентированной и танцедвигательной терапии, когда, например, съёмка производится во время движения участников группы или создания ими «галереи эмоциональных состояний». Это дает им возможность увидеть и осознать особенности телесной экспрессии, понять «язык тела» и мимики. Также фотография может применяться в сочетании с элементами драматерапевтического подхода и предполагать ролевое перевоплощение, использование костюма и грима.

Войдя, однажды, в жизнь и сознание современного человека, фотография  стала  привычным явлением, необходимым инструментом для отражения событий внутреннего и внешнего мира. Фототерапия – метод, который служит целям самопознания и самовыражения, поиску своих уникальных душевных возможностей и духовных потребностей, своего смысла жизни среди людей с другими характерами. 

Фотография уникальным образом объединяет в себе и последние достижения технического прогресса, и психологические возможности высокого искусства. Фотография доступна, создается быстро. Для ее создания не требуется специальное образование. В то же время воздействие фотографии на ее создателя и зрителей может быть достаточно сильным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта на тему: "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с целью повышения мотивации старших дошкольников с ОВЗ"

В данной статье представлено обобщение опыта работы учителя-логопеда по использованию информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми, имеющих общее недоразвитие речи....

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с детьми, что позволяет значительно повысить эффективность коррекцион...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

ВВЕДЕНИЕВ настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой инф...

Презентация педагогического проекта "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР" - 15.

Несмотря на летнее отпускное время, работа по проекту продолжается...Ведь здесь очередная подборка специализированных ИКТ-игр сайта "Mersibo", которые можно, а ещё лучше, и нужно, испол...

Презентация педагогического проекта "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР" - 17.

Итак, новый учебный год! Новые детки в группе, но всё с тем же диагнозом - Задержка Психического Развития. Это — одна из самых распространённых детских патологий. Около 50% всех неуспевающих дош...

Презентация педагогического проекта "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР" - 19.

Данная публикация - продолжение повествования успешного применения нами в своей коррекционной работе ИКТ. Естественно, что изоляции в работе нет и продолжается самообразование и в проектной работе тож...

Использование современных реабилитационных коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с ТМНР

Для более глубокого понимания использования современных реабилитационных коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), необходимо рассмот...