Работа психолога по развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями в образовательном учреждении.
статья по психологии по теме

Ванина Анастасия Владимировна

Работа с детьми ОВЗ имеет ю актуальноть. Работая с данным контингентом детей сталкиваешься с различными трудностями, которые привели к написанию данной статьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_pedagoga-psikhologa_s_detmi_ovz.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа психолога по развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями в образовательном учреждении.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.

 Неуклонно растет объем знаний, которые необходимо усвоить детям перед школой, однако ребенку нужно усвоить эти знания не механически, а осмысленно, т.е ребенку нужно осознавать все то, что он усваивает. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них мыслительной активности и грамотной речи. Это одно из основных условий успешного обучения ребенка в школе.

Успешного обучения здорового ребёнка!

В нашей школе обучаются дети с ОВЗ. Где главный диагноз таких детей ДЦП. При этом ни для кого не секрет, что сопутствующие диагнозы могут быть разнообразны. И чаще всего это приводит к задержке развития (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный словарный запас) затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми. И как результат ребенок, чувствуя свою неуспешность, не желает играть и занимается как с детьми, так и со взрослыми.

 Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движения. Формирование движений происходит при участии речи. Особенно тесно связанно со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

 Поэтому основная психологическая работа, на данном этапе, направлена на развитие крупной и мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.

У детей в начальной школе всё ещё преобладает игра. Игровая деятельность многообразна, в процессе ее ребенок развивается психически и физически, идет процесс формирования его личности.

 Для ребенка с ОВЗ игра приобретает особое значение, поскольку помогает увереннее входить в мир реальных вещей и отношений.

 Вместе с тем, как показывает практика, часто родители детей с ОВЗ, уделяют много внимания его интеллектуальному развитию, не заботятся о развитии его движений. Многие взрослые, жалея малыша, не дают проявить ему самостоятельность в быту - кормят его, одевают, обувают. А ведь социально-бытовые навыки - хорошая основа для развития мелкой моторики. Действительно, застегивая пуговицы, застежку - «молнию», зашнуровывая ботинки, завязывая бантики, дети учатся совершать точные координированные движения.

 Проанализировав различные программы, я пришла к выводу, что большое внимание уделено рисованию, а также лепке. Значение рисования и лепки для развития ребенка огромно. Это один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Техника лепки - самая развивающая – в лепке работают две руки (развитие мелкой моторики), и координируется работа двух полушарий, происходит обогащение сенсорного опыта (цвет, пластика, форма, материал, вес),  у детей формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца, развивается воображение, эстетический вкус. Искусство это осязаемо - лепные фигурки можно трогать, рассматривать, изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть, показывать спектакли. Лепные картины или интересные поделки могут украсить группу или комнату. Все это можно отнести и к технике рисования пластилином.

Также используются в работе «Пирамиды», где дети могут не только работать руками и развивать свою фантазию. Дети шнуруют, заплетают, завязывают – и всё это происходит в игровой форме. Тут же идёт обсуждение «получилось – не получилось».

Активно используется метод песочной терапии. Он позволяет детям развивать мелкую и крупную моторику, координацию, корректировать когнитивные функции, развивать самооценку, навыки взаимопомощи (часто дети помогают друг другу на занятиях), навыки слаженных действий группы, чувство ответственности и т.д.

Работая с детьми ОВЗ, мы столкнулись с тем, что зачастую дети не могут найти слов для объяснения своих трудностей, боли или конфликта. Они не всегда могут понять причин происходящего с ними, не видят решения возникших проблем. Песочная терапия помогает обеспечить ребёнку возможность представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире. То есть образы становятся языком, посредством которого они могут сообщить тот или иной бессознательный материал психологу и себе.

Разыгрывая на песке разнообразные сюжеты, дети приобретают бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное. Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия.

Песочная терапия позволяет детям создавать мир, который обеспечивает им путь к их сокровенным мыслям и чувствам. Этот мир можно рассматривать, ощущать, испытывать, изменять, обсуждать и фотографировать. Можно добавлять героев, давать им роли. И на каком – то этапе убирать их.

В работе педагога-психолога с детьми ОВЗ в образовательном учреждении приоритетные направления и выбор оптимальных индивидуальных методических приемов должны определяться после проведения психодиагностического обследования, психологической экспертизы. Актуальность использования данного приёма – это результат диагностики детей с ограниченными возможностями.

Литература:

1. И.И.Мамайчук, М.Н.Ильина «Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития». Научно – практическое руководство. – Спб.: Речь, 2004г. О.Ю.Тихомирова Пластилиновая картинка Москва Мозаика – Синтез 2010г.

2.  С. Г.Шевченко, Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М. Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 1999г.

3.  Я.Л.Юдина,  Захарова И. С. Сборник логопедических упражнений. – М.: ВАКО, 2010г.

4. Т.Н.Яковлева Пластилиновая живопись. Методическое пособие. Москва 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альбом для работы психолога по коррекции мелкой моторики

МОТОРИКА(лат. motor — приводящий в движение) — вся сфера двигательных функций организма человека, объединяющая их биохимические, физиологические и психологические системы.Мелкая моторика- это со...

Методическая разработка по теме: «Влияние лепки на развитие мелкой моторики детей»

- Роль мелкой моторики в общем развитии детей.- Лепка, как вид  детского творчества и средство психомоторного развития детей....

Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста как средство развития речи.

Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальц...

Особенности развития мелкой моторики детей с задержкой психического развития

Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда....

Игры и упражнения развития мелкой моторики детей в условиях дошкольной образовательной организации

Мелкую моторику можно развивать благодаря множеству различных методик и техник, а нетрадиционные техники помогают завлечь ребенка, дают возможность проявить его фантазию и открыть творческий потенциал...

Отчет по профессиональному развитию «Дефектологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении в условиях инклюзивного образования».

Отчет по профессиональному развитию «Дефектологическое  сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья  в дошкольном образовательном учреждении  в условиях инклюзивног...