ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА
консультация по психологии на тему

Юшкова Ксения Валерьевна

рекомендации учителям ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА

Слайд 2

Понятие здоровьесберегающих условий учебно-воспитательного процесса означает создание в школе педагогических условий, максимально эффектно обеспечивающих не только умственные, индивидуальные, нравственные качества личности ребенка, но и его физическое и психическое здоровье

Слайд 4

Формирование у учащихся активной жизненной позиции, Формирование представлений о своем теле, организме, навыков определения своих состояний и ощущений, Осознание необходимости и роли двигательной активности, обучение правилам безопастности выполнения различных видов деятельности, Формирование представлений о полезных и вредных для организма факторах, формирование навыков укрепления и сохранения своего здоровья, обучение приемам оказания элементарной помощи при травмах Задачи учителя

Слайд 5

НАПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ УЧИТЕЛЯ

Слайд 6

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЛОК КРИТЕРИЕВ Постановка цели урока как урока оздоровительной направленности и в организационной части, и в отношении содержания Обеспечение на уроке правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, учет физического состояния и настроя учащихся. Использование на уроке активных методов обучения и минимизация рутинных видов деятельности (слушание, диктовка, ответы на вопросы) Использование различных приемов мотивации деятельности ученика – внешний (оценка, соревнование одноклассников) и внутренний (мотив получения знаний) Обеспечение интереса к предмету и уроку, положительной настройки учеников на урок Использование в образовательном процессе психолого-педагогических приемов и методов, обоснованных с точки зрения сохранения здоровья учащихся Реализация индивидуально-личностного подхода к образовательной деятельности, обеспечение дифференцированного подхода к учащимся. Принципы здоровьесберегающих технологий

Слайд 7

Психологический блок критериев Формирование эмоционально-позитивного стиля взаимоотношений с обучающимися на основе уважения и сотрудничества. Грамотная психологическая организация образовательного процесса, умение стимулировать мотивацию учащахся , поддерживать и развивать систему обратных связей между педагогом и обучающимися.Обеспечение здоровьесберегающего психологического воздействия на учеников Психофизиологический блок критериев Контроль за психофизиологическим состоянием обучающихся в ходе уроков для оценки влияния урока на их здоровье. Обеспечение оптимального соотношения физической нагрузки и информационного компонента урока без информационной перегрузки учащихся Контроль за временным совпадением основной информационной нагрузки урока и фазы устойчивой работоспособности обучающихся Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся в ходе учебного процесса

Слайд 8

Санитарно-гигиенический и медицинский блок критериев Соответствие санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов . Контроль за осанкой учащихся и рассадка учеников с учетом состояния их зрения, коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения Физкультурно-оздоровительный блок критериев Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия.

Слайд 9

Санитарно-гигиенические требования Подбор адекватных возрасту форм и методов ведения урока Здоровьесберегающее построение урока (приветствие учителя стоя – создание позитивного настроя на урок, повышение концентрации внимания, постановка цели и задач урока, описание плана занятия, видов учебной деятельности) Темп и ритм урока (ритмичность означает плавное чередование на уроке микрофаз напяжения и отдыха) Длительность основных видов учебной деятельности обучающихся Смена видов деятельности на уроке (у младших школьников каждые 8 минут) Профилактика утомления учащихся (регулярные разнообразные физкультурные паузы) Привлечение в ходе урока всех возможных модальностей восприятия обучающихся: зрения, слуха, осязания, обоняния. Здоровьеохранные требования к организации урока

Слайд 10

Соотношение образного и логического восприятия и обработки учебного материала Дифференциация и индивидуализация процесса обучения в зависимости от личностных особенностей и состояния здоровья учащихся Мотивация учебной деятельности (вовлечение обучающегося в процесс самостоятельного поиска знаний, решение задач проблемного характера, осознание учащимися важности , целесообразности изучения школьного предмета, связь нового материала с усвоенными ранее знаниями, слишком легкий и слишком трудный материал не вызывает интереса) Инициация творческой деятельности обучающихся на уроке Психологическая атмосфера урока, стиль общения учителя Создание на уроке ситуаций успеха для учащихся Включение в процесс познания эмоционально-чувственной сферы (эмоциональное отношение учителя к предмету)

Слайд 11

1. Правильная организация урока ( включенность обучающихся в обсуждаемую проблему, проявление познавательной активности, демонстрация коммуникативных навыков) 2.Использование в ходе урока основных каналов восприятия обучающихся ( аудиального , визуального, кинестетического) 3. Учет биоритмологического оптимума работоспособности у обучающихся в течение учебного дня и в разные дни учебной недели Правила построения урока с позиций здоровьесбережения

Слайд 12

4. Рациональное распределение интенсивности умственной деятельности Время урока Эффективность усвоения знаний обучающимися 5 – 25 минута 80 % 25 – 35 минута 60 – 40 % 35 – 40 минута 10 % Часть урока Время Награзка Деятельность 1 этап Врабатывание 5 мин Отнорсительно невелика Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение 2 этап Максимальная работоспособность 20 – 25 мин Максимальное снижение на 15 мин Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом 3 этап Конечный порыв 10 – 15 мин Небольшое повышение работоспособности Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Слайд 13

5. Контроль за состоянием утомления учащихся в ходе учебной деятельности (диагностируется по продуктивности работы, увеличению количества ошибок, двигательному беспокойству, частым отвлечениям, рассеянности внимания, шуму в классе) 6. Организация физкультурных пауз в зависимости от типа учебной деятельности.

Слайд 14

1. Физиологически рационально проведение физкультпауз на 15 – 20-й минуте урока 2 . Длительность 1 – 3 минуты 3. Каждая физкультминутка должна включать комплекс из 3 – 4-х правильно подобранных упражнений, повторяемых 4 – 6 раз 4. Виды физкультминуток: для общего или локального утомления, корректирующие осанку, для кистей рук, для глаз, для слуха. 5 . Комплексы упражнений должны подбираться в зависимости от вида урока, его содержания. 6 . Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, при позитивном эмачиональном настрое обучающихся Требования к физкультурным паузам

Слайд 15

Использование упражнений без учета вида деятельности на данном уроке Выполнение движений с недостаточной амплитудой Сокращение продолжительности упражнений (в интересах экономии времени урока) Типичные ошибки при использовании физкультурных пауз


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психофизиологические основы здоровьесберегающей организации учебного процесса

Слайд 2

Роль ВНД учащихся в построении учебного процесса С позиций нейрофизиологии, обучение в школе можно трактовать как процесс формирования у обучающихся динамических стереотипов, которые возникают под воздействием внешних раздражителей (обстановка в классе, стиль общения педагога, получаемые оценки)

Слайд 3

Типы высшей нервной деятельности 1. Сангвиник Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый тип. Обучающиеся спокойные, внимательные, быстро «схватывают и запоминают учебный материал. 2. Флегматик Сильный, уравновешенный . Такие обучающиеся отличаются замедленной речью, они медленнее запоминают учебный материал, но прочно помнят понятое. При выполнении сложных заданий их эффективность выше, что определяется их целеустремленностью

Слайд 4

3. Холерик Сильный, неуравновешенный. Такие обучающиеся несдержанны, вспыльчивы, эмоционально возбудимы, с быстрой речью. 4. Меланхолик Обучающиеся отличаются быстрой утомляемостью, не выдерживают длительных занятий, трудно привыкают к новым условиям обучения, к изменениям в режиме дня

Слайд 5

Временная динамика работоспособности Кривая работоспособности 2 фаза устойчивое состояние 7-15 мин у младших школьников 25-35 мин в ср. и старш. кл. 1 фаза врабатывание 3 фаза утомление 2-5 мин у младших школьников 1-3 мин в ср. и старш. кл.

Слайд 6

Педагогическая диагностика состояния утомления 4 группы критериев утомления обучающихся Утрата самоконтроля : обучающийся выкрикивает с места, задевает соседей, роняет предметы и т.п. Потеря интереса к работе : высокая отвлекаемость, посторонние разговоры, переключение внимания на другие предметы, прекращение работы Полное утомление : склонение туловища на парту, на спинку стула и т.д. Нервно – эмоциональный срыв : крик, истерический смех, резкие движения и т.д.

Слайд 7

Влияние биоритмов на здоровье учащихся Биоритмы человека влияют на здоровье, настроение, активность По суточному биоритму люди делятся на «жаворонков», «сов» и «голубей» «Жаворонки» Высокая работоспособность 8 – 12 часов и 16 – 18 часов Низкая работоспособность 12 часов «Совы» Работоспособность непостоянная, может изменяться даже в ходе одного урока. Высокая работоспособность на 4-6 уроке Цикличность биологических процессов Физическая активность 23 дня Эмоциональная активность 28 дней Интеллектуальная активность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЕСЕЛЫЕ МИНУТКИ, КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА

Одна из основных задач образовательного процесса в нашей школе, как и в любой другой коррекционной школе,  состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые ...

Технология организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики

В статье описаны здоровьесберегающие технологии, позволяющие организовать современный урок...

Организация урока английского языка с учётом здоровьесберегающих технологий

В статье рассказывается о технологиях здоровьесбережения, применяемых на уроках английского языка...

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса на уроках технологии

Выступление по теме: "Здоровьесберегающая организация образовательного процесса на уроках технологии"В ФГОС  нового поколения впервые определяют здоровье школьников в качестве одного из важнейших...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА...

Здоровьесберегающая организация урока.

В данном разделе представлены схемы, таблицы, анкеты....