Особенности развития личности ребенка-сироты
статья по психологии по теме

Ахметзянова Наталья Ивановна

Особенности развития личности ребенка-сироты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития личности ребенка-сироты

Исследования особенностей психического развития личности ребенка-сироты предпринимались многими психологами. Результаты этих исследований свидетельствуют о своеобразной, качественно иной картине личностного развития ребенка-сироты в отличие от ребенка, воспитывающегося в семье. Многими авторами подчеркивается негативный характер таких отличий.

Развитие личности ребенка-сироты определяется следующими условиями.

Во-первых, ребенок получает неблагоприятный опыт проживания в родительской семье, еще до поступления в детский дом. Причины того, что родители не справляются с задачей воспитания детей, могут быть разные: алкоголизация родителей, их недееспособность в связи с психическими заболеваниями, преждевременная смертность. Часто дети-сироты имеют опыт жестокого обращения в семье. Раннее «социальное» сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития (Шипицына Л.М.).

Во-вторых, развитие детей в сиротских заведениях также имеет неблагоприятные последствия. Утрата ребенком родительской семьи, и прежде всего общения с матерью, влияет на его развитие крайне негативно, причем, чем раньше происходит отрыв от матери, тем более выражено это влияние. Впервые такие данные были получены в исследованиях Ш.Бюлер. Позже они были подтверждены в исследованиях Р.Спитца, Дж.Боулби, К.Гольдфарба (Боулби Дж.).

В психологических исследованиях привязанности показано, что только эмоционально насыщенные и устойчивые отношения с объектом привязанности ведут к нормальному психическому развитию, к формированию здоровой, активной и социально адаптированной личности. Неизбежная нестабильность и многочисленность социального окружения в сиротских учреждениях, отсутствие ключевой фигуры, принимающей на себя заботу о ребенке, сопровождает его на протяжении всей жизни, создает крайне неблагоприятные условия для формирования привязанности и эмоционального развития ребенка, способствует разрушению естественного стремления ребенка к близости и любви. У таких детей не формируется важное для последующего психического развития чувство базового доверия к миру (Шипицына Л.М., Иванов Е.С.).

Тип личности, формирующийся у ребенка, с рождения оказывающегося в условиях материнской депривации, Дж.Боулби обозначает как «безэмоциональный характер». Обобщенный портрет этого типа личности можно представить следующим образом: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. Для типичных представителей воспитанников детского дома, по мнению Дж.Боулби, характерно большое количество межличностных контактов, носящих поверхностный, формальный, безэмоциональный характер.

В психологии известен феномен «отчуждения своего опыта», характерный для детей-сирот: анализируя становление опыта у детей, воспитывающихся в детском доме, А.Х.Пашина и Е.П.Рязанова отмечают, что взрослый в данных условиях не становится «источником жизненного смысла» для самого ребенка. Воспитатели остаются лишь носителями знаний, образцов поведения, поощрений и наказаний, но не порождают собственных стремлений и осознанных переживаний у детей, поэтому «переданные» им знания и образцы поведения чаще всего остаются формальными, отчужденными и не вызывают эмоционального, субъективного отношения (Психологический журнал).

Согласно результатам исследования А.Х.Пашиной и Е.П.Рязановой, для детей-сирот характерно крайнее однообразие качественной окраски эмоциональной сферы. Они выражают меньше легко распознаваемых эмоций и хуже распознают выражение эмоций, чем «благополучные» дети. Для воспитанников детских домов также характерен высокий уровень личностной тревожности, низкий уровень эмпатии  и выраженная агрессивность в отношениях с окружающими.

У детей из детских домов импульсивность в удовлетворении своих потребностей сочетается с приступами агрессивности в ситуациях фрустрации. Исследователи отмечают, что при столкновении с трудной ситуацией дети-сироты склонны к аффективному реагированию, к перекладыванию ответственности на других (Нелидов А.Л., Беганцова И.С.).

Особенностями развития интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности детей-сирот являются несформированность внутреннего, психического плана действий, собственной мотивации, преобладание ориентации на внешнюю ситуацию. Преобладают «мотивы сегодняшнего дня», мотивы отдаленной перспективы оказываются практически невыраженными.

Интеллектуальное развитие детей-сирот, согласно данным исследований, характеризуется дисгармоничностью: невербальное мышление у них развито слабо при соответствующем возрастной норме вербальном мышлении.

А.М.Прихожан выявила, что у воспитанников детских домов все аспекты Я (представление о себе, отношение к себе, образ Я, самооценка) имеют качественное своеобразие.

Так, вследствие недостатка родительской любви, у детей-сирот складывается устойчиво заниженная самооценка, которая в дальнейшем может приводить к личностным отклонениям и невротическим расстройствам. Низкая самооценка проявляется у детей-сирот в их нерешительности, неуверенности в незнакомой ситуации, низкой инициативности. Часто способом компенсации низкой самооценки становится внешняя агрессия.

Отсутствие постоянной заботящейся значимой фигуры, безусловного принятия, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение приводят к снижению активного отношения к жизни: у детей-сирот не формируются собственные ценности, принципы и ориентиры, но формируются зависимость от других и конформность.

Чувство Я у воспитанников детских домов также слабо сформировано. Неясность прошлого и причин осиротения являются фактором, препятствующим созданию собственной идентичности.

Для детей-сирот характерно простое, нерасчлененное отношение к себе, носящее оценочный характер (Нелидов А.Л., Беганцова И.С.).

Таким образом, ранняя материнская депривация и воспитание ребенка в условиях детского дома оказывают значительное влияние на формирование личности ребенка. Негативный характер этого влияния проявляется в неразвитости когнитивной, аффективной и поведенческой сфер личности ребенка-сироты.

Список литературы

  1. Психологический журнал, №1, 1993
  2. Боулби Дж. Привязанность: Пер. с англ. М.: Гардарики, 2003 - 477 с.
  3. Нелидов А.Л., Беганцова И.С. Психологическое обеспечение развития личности детей-сирот в учреждениях интернатного типа. Монография. Арзамас: АГПИ, 2003 – 303 с.
  4. Шипицына Л.М., Иванов Е.С. и др. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. СПб.: ЛОГУ, 1997 – 160 c.
  5.  Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005 – 627 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные и индивидуальные особенности развития личности подростка

Статьи предлагаются для самообразования родителей подростков. Здесь в доступной форме представлены особенности физического и психического развития школьников данного возраста. Этим материалом можно...

Психолого-педагогический анализ проблемы гендерных особенностей развития личности

Презентация к родительскому собранию на тему: "Психолого-педагогический анализ проблемы гендерных особенностей развития личности"...

Психологические особенности развития личности для работы в инновационной среде

Личность представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты...

Особенности психологического развития личности на разных возрастных этапах

Особенности психологического развития личности на разных возрастных этапах...

Методическая разработка: «Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с РАС младшего школьного возраста»

Важнейшим аспектом формирования личности учёные считают развитие эмоционально-волевой сферы, выполняющей функцию регуляции жизнедеятельности. Но именно у детей с РДА нарушена эмоциональная сфера. Сост...

Знай особенности развития личности детей 4-х лет

Знай особенности развитие личности детей 4-х лет...