"Портрет подростка" и его значение в формировании личности ребенка
учебно-методический материал по психологии (8 класс) по теме

Клычкова Алла Ивановна

В материале представлены теоретические аспекты формирования личностных особенностей подростка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Портрет подростка» и его значение в формировании личности ребенка

Подростковый возраст - это период развития детей от 11-12 до 14-15 лет, отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности, бурного роста и глубокой перестройкой организма.

Подростковый возраст, особенно старший подростковый возраст (13-15 лет), - это возраст формирования нравственных убеждений, нравственных принципов, которыми он начинает руководствоваться в своем поведении.

Важное значение имеет поведение подростка в коллективе, егоо общественный опыт, в процессе которого подросток убеждается в справедливости и бесспорности усваиваемых им нравственных норм и в необходимости следовать им в повседневной жизни.

В тесной связи с формированием нравственных убеждений подростков складываются их нравственные идеалы.  У подростка более младшего возраста в качестве идеала выступает образ какого-либо конкретного человека, в котором подросток видит воплощение мужества, смелости, находчивости, целеустремленности и других высоко ценимых им качеств. У подростков старшего возраста (14-15 лет) в качестве идеалов начинают выступать обобщенные образы как совокупность идеальных качеств.

В подростковом возрасте начинает также формироваться и развиваться самосознание, потребность в осознании и оценке своих личных качеств и в оценке морально-психологических качеств окружающих.

Формирование самосознания - один из важнейших моментов в развитии личности подростка. Потребность самосознания возникает из потребностей жизни и деятельности. большую роль в развитии самосознания подростка играют суждения других - оценка его личности и поведения родителями, учителями, мнение о нем со стороны ученического коллектива, которое особенно высоко ценится подростком (т.к. ведущей деятельностью в подросковом возрасте является общение со сверстниками).

В подростковом возрасте начинает развиваться критическое отношение к себе, но оно носит избирательный характер (в выполнении дом. заданий по отдельным дисциплинам, в поведении на уроках, перемене, во взаимоотношениях с товарищами, членами семьи). Критическое отношение, как правило, неустойчиво и носит часто словесный, малодейственный характер при отсутствии настойчивых попыток искоренить свои ошибки и недостатки, особенно если нет поддержки со стороны учителей и родителей.

Усложнение требований, которые предъявляются подростку в процессе его деятельности, развитие его самосознания, общий рост сознательного отношения к действительности приводят к появлению и приобретению у подростка (главным образом старшего) довольно заметного значения стремления к самовоспитанию - стремлению сознательно воздействовать на себя, формировать такие качества личности, которые он рассматривает как положительные, и преодолевать у себя отрицательные черты, бороться со своими недостатками.

Отрочество - период, когда подросток заново оценивает свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всего того, что привычно. Отчуждение, внешне выражающееся в негативизме, является началом поиска подростком собственной уникальности. Идентифицируясь со сверстниками, он чаще всего становится конформистом. Подростки, открывают в отрочестве глубины всего несовершенства и уходят в состояние психологического кризиса. Это тяжелые переживания, но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами, которые помогают ему пройти трудный путь становления личности.

Психические новообразования возраста несут с собой и трудности их становления:

1. Развитие самосознания, формирование самооценки - незрелая личность.

2. Интенсивное формирование характера - акцентуации характера.

3. Чувство взрослости - реакции эмансипации.

4. Интимно-личностное общение (ведущая деятельность) - реакции группирования.

5. Потребность в самоутверждении - патологические увлечения и хобби-реакции.

6.  Потребность в активации и социально значимой деятельности - реакции компенсации, гиперкомпенсации.

7.  Критическое мышление - негативизм и реакции отказа.

8.  Любознательность и жажда проверки себя - побеги, бродяжничество, асоциальное поведение.

9.  Повышенная эмоциональность - аффективное поведение, острая чувствительность к неудачам, агрессивность.

Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения основных потребностей:

- физиологических потребностей, запускающих физическую активность;

- потребность в безопасности, которая обеспечивается принадлежностью к группе;

- потребности в независимости и эмансипация от семьи;

- потребности в привязанности;

- потребности в успехе, проверке своих возможностей;

- потребности в самореализации и развитии собственного «Я».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение отцовства в формировании личности ребенка

К сожалению, воспитание детей стало в наше время по преимуществу женским делом, и это дает себя знать уже сегодня в негативности к отцовству, к родительской должности, а значит, к отцовскому счастью, ...

«Портрет подростка» и его значение в формировании личности ребенка

В подростковом возрасте начинает развиваться критическое отношение к себе, но оно носит избирательный характер (в выполнении дом. заданий по отдельным дисциплинам, в поведении на уроках, перемене, во ...

Статья.Значение изобразительного искусства в формировании личности ребенка.

С уверенностью можно сказать, что каждый ребенок рождается с природными творческими задатками, но творческими людьми вырастают только те, условия воспитания которых позволили развить эти способности в...

Информация для родителей: «Значение занятий плаванием для формирования личности ребенка».

В нашей стране плаванием занимаются люди разных воз¬растов. Однако основная масса людей, изучающих способы плавания — это дети.  Не менее велико оздоровительное значение плавания. Вода ...

Статья-Значение изобразительного искусства в формировании личности ребенка

Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития личности....

Статья "Значение коллектива в формировании личности ребенка с умственной отсталостью"

Дети подросткового возраста с интеллектуальным недоразвитием испытывают затруднения в социальной адаптации и в отношениях, как с внешним, так и с внутренним миром. Именно на данном этапе жизни п...

Значение трудового обучения в школе, как фактора формирования личности ребенка

Значение трудового обучения в школе, как фактора формирования личности ребенкаТоторкулов Артур Нюрчуковичучитель технологии МБОУ гимназии № 9 г. Ставрополя имени Героя Советского Союза Влади...