Программа клуба "РОСТ"
методическая разработка по психологии (9 класс) по теме

Ашуркова Юлия  Леонидовна

Психологическая помощь выпускникам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologicheskiy_klub_rost_programma_9_klass.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

        Педагог – психолог

Ашуркова Юлия Леонидовна

МБОУ Тамбовская СОШ

2014 год

Пояснительная записка

Данный курс посвящен актуальной проблеме – обучению и воспитанию старших подростков (учащихся 9 классов). Это совпадает с завершением кризиса подросткового возраста. Пройдя через все трудности этого жизненного этапа, старший подросток приобретает опыт, который со временем сделает его полноправным членом общества. Именно сейчас он осваивает необходимые в будущей жизни социальные навыки. Этот период связан с поиском своего места в жизни, реализацией интеллектуального, личностного и творческого потенциала. В развитии этого потенциала заключается суть личностно-ориентированной  модели образования, которая предполагает обучение и воспитание ребенка, и оказание ему своевременной психолого-педагогической поддержки.

Программа «Психологический клуб - Рост» имеет социально-педагогическую направленность; предназначена для развития мотивов, лежащих в основе межличностных отношений старших подростков:

- осознания опасений и страхов;

- желания «быть как все» и следовать принятым социальным нормам;

- любопытства в основе действий и поступков по отношению к другим людям;

- чувства благодарности, эмпатии, ценности другого человека и себя самого.

Программа модифицированная, разработана на основе программы социально-психологического тренинга «Познавая себя и окружающих» М.Ю. Савченко, Москва, Вико, 2005 год. Преимуществом данной программы является то обстоятельство, что в ней выход на личностные проблемы участников идет через работу с поведением в конкретных ситуациях, через освоение навыков, специфика которых состоит в том, что овладение ими возможно только при работе со своей личностью.

Обучение по программе даёт учащимся возможность к саморазвитию как непрерывного процесса, в рамках которого ученик приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие  и открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию.

Цель:      формирование мотивов, лежащих в основе

           межличностных    отношений старших подростков.

Задачи: 

Обучающие:

 -  осознание различных видов мотивов межличностных отношений;

-  усвоение способов разрешения собственных проблем;

Развивающие:

-  развитие представлений о ценности другого человека и себя  самого;

- развитие доверия к окружающим людям;

-  позитивное развитие мотивов межличностных отношений;  

Воспитательные:

- обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах поведения учащихся;

- воспитание у учащихся эмоционально-ценностного отношения к человеку, развитию, активности, творчеству, психологической культуре, познанию, здоровью;              

-  формирование навыков саморегуляции.              

     

 Программа предназначена для учащихся 9 классов.

 Программа рассчитана на 18 часов (по 40 мин.). Это минимальное время, необходимое для достижения результата, так полноценная работа группы возможна при условии, что каждое занятие содержит все разделы: информационный блок, тематические упражнения, обсуждение итогов.

В структуре программы можно выделить три этапа: ознакомительный, этап самопознания и развивающий. В ходе занятий решаются многие задачи. Одним из существенных аспектов является психологическая готовность старшеклассников к эффективному взаимодействию с окружающими, которое  строится на внутренней личностной свободе и на овладении конкретными

психологическими навыками общения с окружающими. Эти навыки должны дать подросткам возможность полно и свободно выражать себя, делать отношения с окружающими искренними и открытыми.

  В содержание программы включены проективные методики, приемы социодрамы, ролевые игры, сложный блок теоретической информации по психологии, просмотр видеофильмов с их последующим обсуждением, а также элементы психогимнастики. Многие занятия заканчиваются созданием «итогового продукта»: памятки по теме, плаката, коллажа.

К концу обучения по данной  программе учащиеся должны:

знать:

- основы общей психологии;

- базовую психологическую терминологию;

- способы саморегуляции.

уметь:

- конструктивно решать конфликтные ситуации;

- самостоятельно принимать решения;

- правильно оценивать свое поведение и поведение других людей;

- отстаивать свою точку зрения, не прибегая к грубости и угрозам;

- оказывать поддержку окружающим;

- считаться с позициями и взглядами других людей;

- преодолевать собственные страхи и разрешать проблемы мирным путём;

- противостоять физическим и интеллектуальным нагрузкам.

     Контроль работы учащихся осуществляется посредством тестов, оценки и самооценки письменных работ учащихся, составлении буклетов и коллажей.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

                          Тема

Количество

часов

Дата проведения

Контроль 

1.

2.

3.

4.

5-6

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Введение к курсу занятий. Презентация цикла

Понятие о личности.

Ценностные ориентации личности.

Аддикции

 

Потерянные души. ЗОЖ

Компьютер и здоровье

Отношение к окружающим.

Темперамент.  Характер.

Характеристики человека.

Эмоции, мимика и жесты.

Стресс.

Психологическая помощь перед экзаменами

Конфликт

Реклама

Интеллект

Профориентация учащихся

Итоговое занятие. Зачет

Всего часов

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

18

 

 

Диагностика

Диагностика

Составление личного плана

Лекция

Анализ ролевых позиций. Буклет.

Беседа

Диагностика

Диагностика

Диагностика

Контрольное упражнение

Оформление буклета «Как бороться со стрессом»

Разработка памятки

Коллаж

Я-сообщение

Беседа

Диагностика

Диагностика


Содержание занятий

1. Введение к курсу занятий. Презентация цикла.

Освещение вопроса «Что такое психология». Знакомство с тренинговой процедурой. Обобщение ожиданий участников.

2. Правила тренинговых занятий.

Формирование навыков работы в малых группах. Обучение релаксации. Создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств. Выработка норм поведения.

3. Понятие о личности.

Знакомство с понятием «личность». Формирование понятийного аппарата. Закрепление тренингового стиля общения.

4. Методы психологии.

Знакомство с методами психологии. Проективный тест. Сознательное и бессознательное.

5. Ценностные ориентации личности.

 Качества личности. 4 составляющих личности. Развитие рефлексии, навыков планирования и целеполагания.

6. Воображение. Групповая оценка.

Навык групповой работы. Формирование адекватного самовосприятия. Подготовка к самопознанию.

7. Отношение к окружающим.

Использование диагностического теста Т.Лири. Понятие самоценности.

8. Конструктивное взаимодействие.

Способы взаимодействия. Видение своих действий и действий окружающих. Анализ позиций в ролевых ситуациях.

9. Темперамент.

Знакомство с понятием «темперамент» и его структурными элементами. Формирование представлений о причинно-следственных связях в познании кого-либо или чего-либо.

10. Характер.

Знакомство с понятием «характер». Развитие навыков объективного описания. Закрепление позитивного отношения к окружающим. Формирование адекватной самооценки. Умение оценивать свои сильные и слабые стороны.

11. Интеллект.

Знакомство с понятием «интеллект». Вербальный интеллект. Способности человека.

12. Эмоции, мимика и жесты.

Развитие навыков взаимопонимания, интуитивного распознавания людей. Невербальный интеллект.

13.Наши чувства.

Взаимосвязь эмоций и характера. Чувственное восприятие.

14. Навыки распознавания эмоций и чувств.

Усвоение способов и приёмов распознавания окружающих. Способность думать, брать ответственность за свои слова, поступки и действия

15. Активное слушание.

Умение слушать. Работа с чувствами.

16. Мотивы взаимоотношений.

Осознание мотивов межличностных отношений. Выражение чувств.

17. Наш гнев.

Формирование навыков оптимального поведения в критических ситуациях. Отработка навыка конструктивно решать конфликты через ролевые игры. Контроль за негативными эмоциями.

18. Тренировка гибкости поведения.

Закрепление позитивного опыта эмоционального контроля. (работа в ролевых играх)

19. Стресс.

Умение противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам. Техника быстрого снятия стресса.

20. Как мы общаемся.

Причины, затрудняющие и облегчающие общение.

21. Наши поступки.

Мотивы поступков. Обратная связь.

22. Позитивное безусловное отношение к окружающим.

Чем мы обязаны другим. Закрепление навыков позитивного восприятия себя и окружающих. Закрепление навыков сотрудничества

23. Итоговое занятие.

Человек среди людей. Закрепление позитивной установки во взаимоотношениях. Закрепление положительной групповой динамики

Список литературы

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М.: Просвещение, 1998.
  2. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. С-Пб.: Питер, 2002.
  3. Генкин Е. Психологические опыты. С-Пб.: Питер, 1997.
  4. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1989.
  5. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. С-Пб.: Питер, 1996.
  6. Карнеги Д., учительская газета, № 1- 10, 1990.
  7. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
  8. Кревцова С., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Генезис, 1999.
  9. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М.: Академия, 2001.
  10. Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. Ярославль: Академия развития, академия холдинг, 2002.
  11. Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся, М.: Просвещение, 1995.
  12. Родионов В. А. Я и все, все, все. Ярославль: Академия развития, академия холдинг, 2002.
  13. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психо-коррекционные группы – теория и практика. М., 1990.
  14. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./под ред. Дубровиной И.В., 3-е изд., М.: Академия, 1998.
  15. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М.: Вако, 2005.
  16. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа, 1995.

Методическое обеспечение учебного процесса

Формы учебных занятий

Теоретические занятия: ознакомление с новым материалом в форме лекции, беседы.

Практические занятия: ролевые игры, редакционные летучки, психологические и профессиональные тренинги, дискуссия, практическая работа, творческая работа, критический разбор, круглый стол.

Формы контроля работы

Тесты, оценка и самооценка письменных работ учащихся, составленение коллажей.

Педагогические методы и приёмы

Объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснение, иллюстрирование примерами, показ наглядных пособий. Словесный: беседа, обсуждение, консультации, комментарии педагога, выступление учащихся. Частично-поисковый: ответы на вопросы, поиск информации, «мозговой штурм». Практический: выполнение заданий, практических работ, заполнение таблиц, работа в группах, творческая командировка, репродукция, критический анализ, самооценка, наблюдение. Видеометод: просмотр релаксационных  фильмов.

Дидактический материал

Подшивка газеты «Школьный психолог»; видематериалы; раздаточный материал: конверты с карточками с различными заданиями; тексты с определениями терминов; тесты; схемы и др.

Материально-техническое обеспечение программы

Кабинет для занятий, доска; видеопроектор; диски с видеозаписями; цифровой фотоаппарат; бумага формата А 4 и А3, бумага для записей, магнитофон с аудиозаписями, канцтовары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...