Классные часы для 11 (9) класса «Психологическое сопровождение учащихся при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ».
классный час по психологии по теме

Демидова Татьяна Николаевна

Классные часы основаны на разработке М.Ю. Чибиосвой Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. - М.: Генезис, 2009. - 184 с. - (Психолог в школе).

Занятие 1

Этапы занятия.

1. Разминка. Упражнение «Мяч по кругу» (5 мин)

2. Упражнение на развитие уверенности в себе «Я могу, я умею» (3 мин)

3. Диагностика: определение типа восприятия (10 мин)

4. Информирование: типы восприятия, рекомендации (7 мин)

5. Упражнение «Статуя уверенности» (5 мин)

6. Упражнение «Мои ресурсы» (5 мин)

7. Рефлексия (5 минут)

Занятие 2

Этапы занятия.

1. Разминка. Упражнение «Веселый счет» (3 мин)

2. Информирование: медитации, аутотреннинги, релаксация + проигрывание. (15 мин)

3. Диагностика: определение ведущего типа памяти. Рекомендации (15 мин)

4.  Правила подготовки к экзаменам (памятки) (7 мин)

5. Рефлексия (5 минут)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnye_chasy_dlya_11_9_klassa_demidova_t.n.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Классные часы для 11 (9) класса

 «Психологическое сопровождение учащихся при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ».

Занятие 1

Этапы занятия.

1. Разминка. Упражнение «Мяч по кругу» (5 мин)

2. Упражнение на развитие уверенности в себе «Я могу, я умею» (3 мин)

3. Диагностика: определение типа восприятия (10 мин)

4. Информирование: типы восприятия, рекомендации (7 мин)

5. Упражнение «Статуя уверенности» (5 мин)

6. Упражнение «Мои ресурсы» (5 мин)

7. Рефлексия (5 минут)

Реквизиты:

1. Мячик

2. Бланки ответов для учащихся

3. Ватман

4. Листы А4 по числу учащихся

Ход занятия.

1. Разминка. Упражнение «Мяч по кругу» (энергизатор)

     Участники встают в круг, держа руки с открытыми вверх ладонями на уровне талии.

     Задача: прокатить мяч по ладоням по кругу так, чтобы он не упал на пол.

     Сначала мяч пустить по кругу по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Желательно, чтобы темп игры был как можно более быстрым.

2. Упражнение «Я могу,  я умею»

     Участники встают в круг. Ведущий объясняет правила и начинает игру. Задача состоит в том, чтобы перекидывать мячик друг другу, а тот, кому мячик попадает в руки, называет то, что он умеет делать. Необходимо, чтобы это происходило как можно быстрее.

3. Психодиагностика

Анкета

Оцените, насколько данные утверждения справедливы для вас         и проставьте цифры в соответствующие клетки таблицы        

3 балла-абсолютно точно            

2 балла - в большой степени        

1 балл незначительно        

0 баллов — совсем не подходит        

  1. В одежде и мебели для меня важен цвет.
  2. Долго помню то, что мне сказали.
  1. После тяжелого дня самое большое желание - принять удобное положение и расслабиться.
  1. Стараюсь записывать важные детали, чтобы не забыть.
  2. Люблю петь, когда чем-нибудь занимаюсь.
  1. Я не стану носить даже самую модную вещь если онч удобна.

  1. Люблю рассматривать картины, красивые пейзажи и т.п.
  2. Мне помогает, если я рассуждаю вслух.
  3. Мне приятно, когда в лицо дует теплый ветерок.
  1. То, что вижу, запоминаю особенно хорошо.
  2. Люблю слушать звуки природы; шум дождя, моря и т.п.
  3. Люблю потягиваться, разминаться,
  4. Я лучше запоминаю то, что прочитал сам, чем то, что мне рассказывают.
  5. Для меня важен голос собеседника.
  6. Люблю, когда мне делают массаж.

  1. Для меня важен внешний вид человека.
  2. Люблю, когда читают вслух.
  3. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой или рукой.
  4. Мне нравится, когда люди хорошо одеваются.
  5. В шуме не могу сосредоточиться.
  6. Лучше всего запоминаю, если могу при этом двигаться ходить, двигать ногами, руками и т.д.
  7. Люблю фотографировать, выбирать удачные ракурсы лл( съемки.

23.        Я лучше запоминаю то, что мне рассказывают, чем тс
что я читаю сам.

24.        Не могу долго сидеть или лежать на неудобной мебели

Бланк ответов: ________________________________________________

№ вопросов и баллы

Сумма баллов

1

4

7

10

13

16

19

22

2

5

8

11

14

17

20

23

3

6

9

12

15

1S

21

24

    Если максимальное количество баллов получилось в верхней строке, то вы - визуал, если а средней, то вы - аудиал, если в нижней, то вы — кинестетик.

Сразу после проведения диагностики – обработка результатов самими школьниками.

4. Информирование

Каналы восприятия — это способы восприятия и переработки новой информации. Выделяют три канала: визуальный, аудиальный и кинестетический. Кратко охарактеризуем людей с преобладанием одного из способов восприятия.

Визуалы: «Я вижу!»

  • Обладают хорошей зрительной памятью, эмоционально реагир>чот на цвет.
  • В учебе больше опираются на визуально запомнившиеся страницы учебника или конспекта.

. Наиболее эффективные методы: чтение, письмо, фильмы, работа на доске, работа с картинками и рисунками, работа с книгами, газетами, журналами, диктанты.

Аудиалы:«Яслышу!»

. Обладают хорошей слуховой памятью, большое значение придают словам, музыке, звукам.

  • В учебе больше опираются на материал, который услышали.
  • Наиболее эффективные методы: ролевые игры, аудиозаписи, видеофильмы, устные задачи, прослушивание рассказов, чтение вслух.

Кинестетики: «Я чувствую!»

  • Ощущения для таких людей первичны, а действия вторичны.
  • Обладают хорошей мышечной памятью.
  • В учебе больше опираются на собственный опыт, то, что сделали сами.

. Наиболее эффективные методы: физические соревнования и игры, решение задач с использованием материальных предметов, проведение экспериментов, группы с переменным составом.

У каждого человека один канал восприятия является ведущим. Использование опоры на несколько каналов способствует лучшему усвоению информации.

5. Упражнение «Статуя уверенности»

     Класс делится на 2 группы. Попросите каждую группу представить, что у дверей школы решили поставить скульптуру, которая будет называться «Уверенность и неуверенность».

     «Сейчас мы все попробуем себя в роли скульпторов. Задача каждой команды — представить проект такой скульптуры, в которой будут принимать участие все члены группы». Дайте детям 3—4 минуты на подготовку и предложите продемонстрировать свои скульптуры. Затем подведите итоги упражнения и сформулируйте «образ уверенности» (из каких составляющих он складывается). Запишите на ватмане, какие особенности присущи образу уверенного человека, и озвучьте для учащихся (например, прямая спина, поднятый подбородок и т.д.).

6. Упражнение «Мои ресурсы»

Попросите учеников разделить лист бумаги на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться». Пусть дети запишут те свои качества и характеристики, которыми они могут гордиться, которые считают своими сильными сторонами. (Эти качества и характеристики могут и не иметь отношения к учебной деятельности.) Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может мне помочь на экзамене». Пусть ученики напротив каждой своей сильной стороны напишут, каким образом она сможет им помочь во время экзамена.

Предложите желающим озвучить результаты выполнения упражнения.

7. Рефлексия

1) Попросите учеников продолжить фразу: «Уверенность для меня — это ...»

2) Дети записывают рекомендации самим себе, что помогает им чувствовать себя более уверенно.

Занятие 2

Этапы занятия.

1. Разминка. Упражнение «Веселый счет» (3 мин)

2. Информирование: медитации, аутотреннинги, релаксация + проигрывание. (15 мин)

3. Диагностика: определение ведущего типа памяти. Рекомендации (15 мин)

4.  Правила подготовки к экзаменам (памятки) (7 мин)

5. Рефлексия (5 минут)

Реквизиты:

1. Памятки

2. Бланки ответов для учащихся

Ход занятия.

1. Разминка. Упражнение «Веселый счёт» (энергизатор)

Участники должны досчитать до 30, каждый по очереди называет только одно число. Тот, кому выпадает число, которое делится на 3 или в котором есть тройка, вместо этого числа хлопает в ладоши.

2. Информирование: медитации, аутотреннинги, релаксация + проигрывание.

«Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию, причем для этого совсем не нужно быть йогом. Существуют простые психологические способы справиться с тревогой в ситуации экзамена, и сегодня мы с ними познакомимся».

«Существуют различные способы справиться со своей тревогой. Мы познакомимся с некоторыми из них.

Простой, но очень эффективный способ — аутотренинг. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия и уверенности. Формулы аутотренинга направлены на подсознание».

Правила составления формулы аутотренинга:

-Все утверждения должны быть сформулированы в утвердительной форме. Употребление частицы «не» запрещается.

-Все утверждения должны быть сформулированы в настоящем времени. Нельзя употреблять слова типа «пытаться», «стараться».

Например, удачной будет такая формула: «Все хорошо в моем мире. Я уверен и спокоен. Я быстро вспоминаю весь материал. Я сосредоточен».

Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.

Наконец, справиться с тревогой помогает медитация. Конечно, мы не буддийские монахи и на таком уровне медитировать не будем. По сути, медитация - это состояние глубокого сосредоточения на одном объекте. Такое состояние позволяет обрести душевный покой и равновесие.

Проигрывание

1. Предложите учащимся составить формулы аутотренинга для себя. Попросите желающих прочитать составленные формулы.

2.«Мышечная релаксация». Наиболее простой способ - расслабление рук. Попросите детей принять удобное положение, положить руки на колени или на стол и закрыть глаза. Предложите им сосредоточить внимание на руках. Пусть дети ощутят тепло своих рук, их мягкость. Если в руках есть напряжение, просто позвольте ему быть. О том, что достигнуто полное расслабление, можно судить, если руки теплеют и становятся тяжелыми.

«Дыхательная релаксация». Наиболее простой способ - это дыхание на счет. Предложите детям принять удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре счета — выдох.

3. «Медитация на предмет». Попросите детей выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.) и положить его перед собой. Предложите им попробовать в течение определенного времен и (не более 3-5 минут) удерживать все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривать, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли.

По завершении релаксационных упражнений спросите у детей, как меняется их состояние.

3. Диагностика: определение ведущего типа памяти.

Школьникам предлагаются поочередно четыре группы слов для запоминания. Пробы отличаются характером предъявления и формами организации процесса запоминания.

Первая проба — слуховое запоминание, вторая – зрительное, третье – моторное запоминание. Первый набор слов экспериментатор читает с интервалом 4—5 секунд между словами. Второй набор слов раздается на карточках, дети по команде переворачивают  их,  запоминают, и по команде переворачивают обратно. Время на запоминание – 40-50 секунд. Третий набор слов ученикам требуется прописать обратной стороной ручки на парте. После 10-секундного перерыва после каждой пробы  ученик записывает запомнившиеся слова в соответствующий столбец таблицы на бланке ответов, слова можно писать в произвольном порядке.

Сразу после проведения диагностики – обработка результатов самими школьниками.

4. Правила подготовки к экзаменам (памятки)

СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ.

Как подготовиться к сдаче экзаменов?

  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.

Составь план занятий.

1. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы.

2. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.

3. Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

4. Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

5. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

  • Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету.
  • Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).

Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Удачи!

5. Рефлексия

1. Вопрос учащимся: какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для него?

2.  Когда и где пригодятся полученные знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа в форме брейн – ринга для учащихся 6 класса Тема: «Этикет и мы»

   Данная разработка может представлять интерес для классных руководителей, которые уделяют серьезное внимание формированию всесторонне развитой, культурной личности своих воспитанник...

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при подготовке к ЕГЭ.

Представлено описание опыта работы по псиологическому сопровождению  подготовки к ЕГЭ педагога-психолога МБОУ СОШ № 3 саницы Крыловской МО Крыловский район Краснодарского края....

Роль классного руководителя в системе социально-педагогического сопровождения учащихся.

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Роль классного руководителя в системе социально-педагогического сопровождения учащихся....

Психолого - педагогическое сопровождение учащихся при подготовке и сдаче ЕГЭ и ОГЭ

Одной из важнейших задач школы  на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.Систем...

Психологическое сопровождение учащихся при подготовке к ЕГЭ

Советы родителямПамятка «Психологическое сопровождение ЕГЭ» для родителей...