"Влияние семьи на становление личности подростков"
статья (психология, 9 класс) по теме

Голикова Татьяна Николаевна

Проблема влияния воспитательной тактики родителей по отношению к своим детям, взаимоотношений родителей и детей, общего психологического климата семьи на формирование личности ребенка интересует многих специалистов. Какие воспитательные воздействия со стороны родителей вызывают нарушения поведения у подростков, а какие, наоборот, гармонизируют его? Данный вопрос «отцов и детей» занимает умы людей издавна. Тем не менее, по мнению А.Е.Личко, В.Т.Кондрашенко, Э.Г.Эйдемиллера, А.И.Захарова и других, эта проблема до сих пор недостаточно изучена. Причем все авторы обращают внимание на тот факт, что социально-психологическое обследование подростков сопряжено с определенными трудностями. Основная из них — крайне ограниченное количество специальных методик, разработанных для изучения подросткового возраста. Обычно исследования, направленные на взаимодействие родителей и детей, проводятся методом нестандартизованного интервью, что резко снижает их достоверность, так как интерпретация полученных результатов находится в слишком большой зависимости от личного восприятия тех, кто проводит обследование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_semi_na_stanovlenie_lichnosti_podrostkov.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние семьи на становление личности подростков

Проблема влияния воспитательной тактики родителей по отношению к своим детям, взаимоотношений родителей и детей, общего психологического климата семьи на формирование личности ребенка интересует многих специалистов. Какие воспитательные воздействия со стороны родителей вызывают нарушения поведения у подростков, а какие, наоборот, гармонизируют его? Данный вопрос «отцов и детей» занимает умы людей издавна. Тем не менее, по мнению А.Е.Личко, В.Т.Кондрашенко, Э.Г.Эйдемиллера, А.И.Захарова и других, эта проблема до сих пор недостаточно изучена. Причем все авторы обращают внимание на тот факт, что социально-психологическое обследование подростков сопряжено с определенными трудностями. Основная из них — крайне ограниченное количество специальных методик, разработанных для изучения подросткового возраста. Обычно исследования, направленные на взаимодействие родителей и детей, проводятся методом нестандартизованного интервью, что резко снижает их достоверность, так как интерпретация полученных результатов находится в слишком большой зависимости от личного восприятия тех, кто проводит обследование.

В подростковом возрасте нужно и можно четко продиагностировать акцентуации характера. А.Е.Личко понимает под ними «крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим». Констатация акцентуации и ее типа — это определение того фона, на котором могут возникнуть различные расстройства — неврозы и иные реактивные состояния, непсихотические нарушения поведения и т.д. Различают явную и скрытую акцентуации характера. При наличии постоянных и выраженных черт определенного характерологического типа говорится о явной акцентуации, что, естественно, не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации.

Биологические изменения подросткового возраста или действие длительной психотравмирующей ситуации, которые направлены к «месту наименьшего сопротивления» личности, могут вызвать отклонения в поведении. При скрытой же акцентуации в привычных условиях определенные черты характера могут не проявляться совсем или же быть слабо выраженными. И только под влиянием тех психических травм или ситуаций, которые направлены к «месту наименьшего сопротивления»; черты того или иного типа могут неожиданно проявиться.

Также необходимо выявлять психологическую склонность к алкоголизации, причем не только у тех подростков, которые уже употребляют алкоголь, но и у тех, которые внешне кажутся вполне благополучными, но не имеют твердых установок, препятствующих возможному злоупотреблению спиртными напитками. Акцентуации характера в подростковом возрасте тесно связаны с проблемой делинквентного поведения, которая является одной из самых актуальных. Словарь Вебстера определяет делинквентность как «провинность» или как «психологическую тенденцию к правонарушению». Помимо мелкого воровства, мошенничества, угонов автомобилей, бродяжничества, хулиганства, делинквентными считаются и такие характеристики поведения, как лживость, склонность к прогулам, драчливость, крайнее непослушание, враждебность к родителям и учителям, жестокость к младшим детям и животным, дерзость и сквернословие. Все авторы (Г.Валицкас, А.Суславичюс, Л.Булотайте и другие) отмечают тенденцию к расширению социальной базы этого явления, т.е. все большее количество подростков, отличающихся делинквентным поведением, происходят из вполне благополучных семей.

В целях профилактики нарушений поведения у подростков важно выделить в популяции контингент повышенного риска с высокой вероятностью социальной дезадаптации для проведения среди них целенаправленной индивидуальной и групповой психокоррекционной работы, а также совместных мероприятий родителей и детей педагогами, врачами, психологами и юристами.

И еще, видимо, необходимо остановиться на проблеме «депрессий», так как депрессии в подростковом возрасте обычно носят атипичный характер. С одной стороны, они могут предстать в виде стертых форм, т.е. когда ребенок неожиданно, «вдруг» предпринимает вполне серьезные попытки покончить жизнь самоубийством. Происходит это в связи с тем, что ближайшее окружение подростка, куда входят как мать, отец, бабушка и дедушка, так и педагоги в учебных учреждениях, не замечает пониженного настроения у него и, как следствие, не оказывает необходимой помощи, в которой он нуждается в данный момент».

При этом зачастую проблема выражается в дефиците известной «психологической понятости» со стороны хотя бы одного из родителей. А на фоне недостаточной социальной зрелости и повышенной эмоциональной неуравновешенности, при конфликтах в семье или школе подросток может импульсивно принять столь жизнеопределяющее решение. С другой стороны, повышенная агрессивность, причем как по отношению к окружающим, так и по отношению к себе (аутоагрессия), в подростковом возрасте зачастую может рассматриваться в рамках «депрессии», которая проявляется в столь искаженной, атипичной форме. При этом, как отмечает А.Г.Амбрумова, количество попыток покончить жизнь самоубийством в детском и подростковом возрасте постоянно растет.

Наиболее адекватно отвечает целям изучения акцентуаций характера и сопряженных с ними личностных особенностей у подростков. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Н.Я.Иванова и А.Е. Личко (1991), с помощью которого было обследовано 92 мальчика в возрасте 15—16 лет, учащихся средних общеобразовательных школ. Кроме того, поскольку приоритетным является представление о семье как о доминирующем факторе успешности или неуспешности социализации индивида, представилось целесообразным изучение влияния воспитательной практики родителей на формирование характера социально адаптированных подростков. Причем воспитательное воздействие родителей оценивалось с точки зрения самих подростков. С этой целью был апробирован оригинальный опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним». В результате анализа ответов выявился как объективный фактор, т.е. действительные отношения и воспитательная практика родителей, так и субъективный, т.е. тот образ, который создал подросток об этих отношениях и воспитательной практике под влиянием сознательных и неосознанных факторов (З.Матейчик, П.Ржичан , 1983).

В опроснике «Поведение родителей и отношение подростков к ним» выделяются пять шкал: Позитивности (или психологического принятия ребенка независимо от ожиданий), Директивно, Враждебности (эмоционального отвержения), Автономности, Непоследовательности. Представленные параметры воспитательного взаимодействия родителей и подростков описывались нами совместно с Е.Е.Скворцовой с помощью определений характера интерперсонального взаимодействия Т.Лири. Полученные описания сопоставлялись также с результатами бесед с родителями и учителями, благодаря чему увеличивалась их достоверность.Следует заметить, что подростки вкладывают несколько иной смысл в приведенные понятия со стороны матери и со стороны отца.

Позитивный интерес матери мальчики видят в отсутствии тенденции к лидерству, властности, подозрительности. Чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает к нему позитивный интерес, одного только компетентного поведения и авторитета, основанного на способностях человека, дружеского способа общения и нормальных эмоциональных контактов оказывается недостаточно. Нужна именно сверхопека сильного, взрослого и самостоятельного человека. Директивность матери рассматривается сыновьями как изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от благосклонного поведения сына. Она проявляется в вызывании у него чувства вины по отношению к матери в результате постоянных напоминаний о том, что она жертвует всем ради сына. Тем самым мать декларирует, что полностью берет на себя ответственность за все, что он сделал, делает и будет делать, обрекая его на то, чтобы соответствовать ее «эталону ребенка», не дать ей «ударить в грязь лицом» из-за его неправильного поведения.

Враждебность матери характеризуется излишней строгостью в межличностных отношениях. Ярко выражены подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес сына. Для этого используются различного рода манипуляции. Так, эмоциональная холодность по отношению к подростку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование «этикету», подчиненность ему. Мать ориентирована только на себя; самолюбие, самоутверждение, как правило, исключают принятие ребенка.

Автономность матерей в отношениях с подростками выражается в
отгороженности матери, невовлеченности ее в дела сына. Ребенок не воспринимается ею как личность со своими мыслями, представлениями, чувствами и побуждениями, она являет собой силу власти, которой все обязаны подчиняться.

Непоследовательность матери - метод воспитания, который оценивается подростками как чередование таких психологических тенденций интерперсональных взаимоотношений, как господство силы и амбиций, покорность, деликатность; сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность. Причем все они имеют тенденцию к чрезмерному проявлению.

Позитивный интерес отцов отношениях с сыном рассматривается как отсутствие грубой силы, когда отцы стремятся достигнуть его расположения и почитания отцовского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Взаимоотношения основаны на доверии, тенденции прислушиваться к мнению окружающих и, в частности, сына, находить истину в споре, прислушиваясь к аргументам других и отдавая предпочтение только логике здравого смысла. Здесь полностью отрицается какого-либо рода конформизм.

Директивность отца в отношениях с сыном проявляется в виде тенденции к лидерству завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения. Его власть над сыном выражается, главным образом, в управлении и своевременной коррекции его отклонений, исключая деспотичность.

Враждебность отцов по отношению к сыновьям выражается в их излишней суровости и педантичности. Воспитывая, они пытаются вымуштровать своего сына в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями о том, каким должен быть идеальный ребенок, — стремятся дать ему более широкое образование, развить различного рода способности, порой взваливая на него непосильную для детского организма ношу. Все это сопровождается постоянным недовольством, скептическим отношением к достижениям сына.

Автономия отца в отношениях с сыном проявляется в бесстрастности, неэмоциональности в моменты общения, формальном отношении к воспитанию. Взаимодействие основывается на позициях силы. Его не интересуют увлечения сына, круг знакомств, учеба в школе, он только делает вид, что это его беспокоит. Часто отца просто раздражает, когда сын обращается к нему, по его мнению, «он сам должен все знать». Непоследовательность применяемых отцом воспитательных мер по отношению к сыновьям-подросткам последними воспринимается как непредсказуемость реакций отцов на их поступки. Подростки практически не имеют возможности предвидеть, как их отец отреагирует на ту или иную ситуацию, событие — подвергнет ли сына суровому наказанию за мелкие проступки, или слегка пожурит за что-то существенное, просто приняв заверения в том, что этого больше не повторится, либо долго и педантично будет «промывать косточки», или «пойдет на поводу» заверений сына в «невиновности».

Данные, полученные с помощью опросника «Поведение родителей и отношение подростков к ним», сведены в нижеследующую таблицу.

 

Воспитательная практика родителей социально адаптированных подростков

Хар-ка воспитания

Мать %

Отец%

Позитивный интерес

12

52

17

44

Директивность

21

55

25

45

Враждебность

37

23

40

24

Автономность

15

56

11

61

Непоследовательность

43

12

36

20

У социально адаптированных подростков наблюдается единая воспитательная тактика как со стороны отца, так и со стороны матери, так как не выявляется никаких значимых различий ни по одному предлагаемому фактору. При этом следует отметить, что нет расхождений и по влиянию воспитательного воздействия матерей и отцов по выделенным параметрам.

Позитивный интерес родителей к сыну формирует гипертимный тип акцентуации характера у подростка, способствует большей выраженности реакции эмансипации в самооценке, пробуждает стремление высвободиться из-под опеки взрослых, причем в выраженной форме, в виде борьбы за самостоятельность, за свои права как вполне сформировавшейся личности. Психологическое принятие родителями своего ребенка резко повышает общий уровень социальной адаптации последнего . Ни у одного подростка, которого положительно воспринимают мать и отец, не выявляется ни психологической склонности к делинквентности, ни факторов риска патологических нарушений поведения.

Гипертимы с детства отличаются склонностью к озорству, шумливостью, общительностью. В. школе обычно активны, инициативны, являются лидерами в классе, проводят большую общественную работу (организуют вечера, делают стенгазеты и т.п.). Несмотря на хорошие способности, умение схватывать все на лету, в школе учатся неровно из-за отвлекаемости, неусидчивости. Рано стремятся к самостоятельности и независимости. Плохо переносят жесткую дисциплину и регламентированный режим. Излишне эмоционально реагируют на непрестанный контроль со стороны родителей и педагогов, на повседневную опеку, наставления, нравоучения. При этом отходчивы, сами быстро идут на примирение. Здесь особенно вожен позитивный интерес со стороны родителей, ток как при гипертимном типе акцентуации характера в сочетании с высоким уровнем реакции эмансипации характерно стремление к лидерству, желание иметь компанию. В связи с этим подростки легко могут оказаться в неблагоприятной среде, так как любят риск, склонны к авантюрам. Изоляция же от контактов, лишение всякого поля деятельности могут послужить причиной срыва, так как именно эта ситуация является «местом наименьшего сопротивления» при гипертимном типе акцентуации характера. Родительская функция контроля не отрицается, но она должна носить в данном случае несколько скрытый, опосредованный характер.

Следует отметить, что позитивный интерес к ребенку со стороны родителей не гарантирует подростка от поведенческих срывов, как это бывает, например, в случае, когда выявляется психастенический тип акцентуации характера, который характеризуется нерешительностью, склонностью к рассуждениям, к самоанализу. Необходимость отвечать за себя и особенно за других является одним из самых чувствительных ударов для психастенической натуры. Положение старшего среди детей в семье в трудных бытовых условиях или постоянный уход за беспомощной бабушкой может не только резко увеличить психастенические черты, но и привести к устойчивому снижению фона настроения вплоть до депрессивных состояний. «Повышенная ответственность» может выступать также в виде слишком больших надежд родителей на выдающиеся успехи ребенка в учебе, занятиях музыкой, иностранным языком и т.д. Все это во время экзаменов может привести к довольно серьезным нарушениям поведения ребенка.

Директивная воспитательная практика родителей, как матери, так и отца, приводит к большой вероятности формирования шизоидного типа акцентуации характера у сына. Шизоидный тип акцентуации характера отличается замкнутостью в сочетании с недостатком интуиции, неумением понять чужие пережигания, почувствовать неприязненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение, что может создавать впечатление холодности и черствости. Подросток терпит мелочную опеку в быту, способен подчиняться установленному порядку и режиму, но протестует против любых попыток вторгнуться без позволения в мир его интересов, увлечений. Он любит подчеркивать свою независимость и самостоятельность.

При этом авторитарно-подчиненные взаимоотношения между матерью и ребенком обусловливают высокую вероятность социальной дезадаптации, способствуют формированию факторов риска патологических нарушений поведения и психологической склонности к злоупотреблению спиртными напитками. Те же взаимоотношения с отцом не оказывают столь негативного влияния на личность сына.

Обращает на себя внимание тот факт, что враждебное отношение к ребенку со стороны родителей у социально адаптированных подростков практически аналогично по последствиям директивной воспитательной практике. Единственное различие только в том, что эмоциональное отвержение ребенка как со стороны отца, так и со стороны матери более резко снижает адаптивные возможности подростка. И последнее. Враждебное отношение препятствует формированию гипертимного типа акцентуации характера у детей.

В результате нашего исследования выявлено, что наибольшее влияние на становление личности подростка оказывает автономная воспитательная практика родителей, так как она связана с наибольшим количеством выделенных параметров. Параллельное автономное существование членов семьи способствует высокой вероятности социальной дезадаптации подростков, психологической склонности их к делинквентному поведению и к алкоголизации, усилению факторов риска патологических нарушений поведения у сыновей, становлению у них гипертимного типа акцентуации характера. По сути дела совокупность вышеперечисленных факторов указывает на формирование «отрицательного» лидера в семье, где превалирует автономное взаимодействие родителей и детей. При непоследовательном воспитательном воздействии родителей не выявляется связи с формированием какой-либо акцентуации характера у подростков. Высокая амплитуда колебаний взаимоотношений членов семьи от психологического принятия до эмоционального отвержения приводит к психологической склонности к алкоголизации, а подобные отношения только с матерью — к психическому инфантилизму у мальчиков, т.е. снижается способность к принятию зрелых решений, поэтому в экстремальной ситуации они теряются, оказываются не способными к самостоятельной деятельности.

Сопоставляя все полученные данные можно утверждать, что ведущее место занимает позитивная и автономная воспитательная практика матерей и отцов по отношению к сыновьям по вкладу, вносимому в становление личности. При этом психологическое принятие способствует улучшению и оптимизации социализации подростков, гармонизирует их внутренний мир, формирует активного, инициативного, творческого человека, который действует в соответствии с правилами и нормами, принятыми в обществе. При автономии же членов семьи наблюдается противоположная картина — снижаются адаптивные возможности подростка, что может привести к искажениям в формировании морально-этических норм и неправильности социальной ориентации (например, тюремная романтика), т.е. воспитательный потенциал семьи резко падает.

Особенно важным представляется, на наш взгляд, то, что в семейных отношениях превалирует воспитательный потенциал матери, который (по суммарной информативности) почти в два раза превышает участие отцов в воспитании детей. Следовательно, мать оказывает большее влияние на формирование личности детей, по крайней мере, в школьные годы.

Таким образом, помощь семьям с детьми-подростками может состоять в том, чтобы помочь родителям осознать, как их собственные чувства и позиции, их воспитательное воздействие на детей могут способствовать формированию того или иного типа акцентуации характера, что может привести к нарушениям поведения у подростков и что, наоборот, может нивелировать, сглаживать уже имеющиеся конфликты. Более того, в результате подобных исследований рекомендации родителям и подросткам носят конкретный характер с большим практическим выходом, с осуществлением индивидуального подхода в решении имеющихся проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родителей "Влияние семьи на становление личности"

Цель: развитие самосознания в зависимости от особенностей семейного воспитания....

влияние семьи на становления личности ребенка

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитан...

Лекторий для родителей "Влияние семьи на становление личности"

Цель: развитие самосознания в зависимости от особенностей семейного воспитания....

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

«Влияние семьи в становлении личности ребёнка»

Цели и задачи:-сформировать представления о роли семьи в формировании личности ребенка;-раскрыть понятия семьи, как микросоциум;-познакомить с основными условиями успешного воспитания ребенка в семье...

Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»

Стили семейного воспитания, их плюсы и минусы. Педагогическое взаимодействие школы и семьи, главное условие. Направления работы педагога с родителями....