«Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе»
методическая разработка по психологии на тему

Кориняк Марина Владимировна

Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против «несправедливого» наказания, поступка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_na_temu.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов на тему

«Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе»

Составила: педагог-психолог

Пинтелькина М.В.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.

Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против «несправедливого» наказания, поступка.

Конфликт в педагогической деятельности надолго нарушает взаимодействие учитель-ученик, вызывает стрессовое состояние, неудовлетворенность работой и эти составляющие усугубляют осознание того, что успех  в педагогической работе зависит от поведения учеников.

Виды педагогических конфликтов:

  1. конфликты деятельности – возникают по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
  2. конфликты поведения – возникают по поводу нарушения учеником правил поведения;
  3. конфликты отношений – возникают в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Особенности педагогических конфликтов:

  1. профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешения ситуации;
  2. участники конфликта имеют различный социальный статус, чем и определяется их поведение в конфликте;
  3. разница возраста и жизненного опыта;
  4. различное понимание событий и их причин участниками;
  5. присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;
  6. профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении;
  7. всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики.

Практическое задание «как мы ведем себя в конфликте?»

Инструкция: «Сядьте поудобнее, закройте глаза. Вспомните какой-нибудь из конфликтов, который вы недавно пережили. Желательно вспомнить ситуацию как можно полно: увидьте всех участников конфликта, их позы, расположение друг относительно друга. Услышьте то, что они говорят – слова, интонации, громкость и тембр их голосов.

Теперь увидьте себя в этой ситуации: где вы стояли, что делали, услышьте свои слова, почувствуйте свое тело и вспомните те ощущения, которые были у вас в тот момент.

Говорили вы о своих чувствах? Если нет, то что вы говорили и делали? Можете ли вы сейчас осознать и сформулировать  для себя те чувства, которые вы тогда испытывали? Назвать их коротко, одним словом? Если можете, сделайте это сейчас, скажите себе самому о своих чувствах».

Обычным, к сожалению, способом поведения в конфликтной ситуации, является соскальзывание в одну из тех партнерских позиций и соответственно, либо высказывание прямых негативных оценок (позиция «обвинитель»), либо жалобы и самообвинение (позиция «жертва»), либо попытки отстраненно-рационально проинтерпретировать поведение собеседника (позиция «компьютер»).все эти реакции – распространенные, но, увы, совершенно неконструктивные. Конфликтная ситуация сохраняется, у вас остается ощущение собственного бессилия и зависимости от обстоятельств, те же чувства возникают у Вашего партнера. Способы реагирования, соответствующие не партнерской позиции обычно начинается со слов «Ты» или «Вы»: «Ты всегда ведешь себя так, что мне от этого только хуже», «!Ты никогда не говоришь мне ничего хорошего, только ругаешься», «Вас на самом деле это не волнует, вы думаете толь ко о себе», «Ты не прав» и д.д.

Обратите внимание, что при этом ответственность за неразрешенность конфликтной ситуации и за ваше переживание по этому поводу перекладывается на вашего собеседника, в то время, как существующая в этой связи собственная проблема не осознается. В то же время называние своих чувств означает фактически формулирование своей собственной проблемы: «Извини, н6о я сейчас слушаю тебя и, знаешь, испытываю сильное раздражение, когда ты говоришь это», «когда я слышу, что умный взрослый человек ведет себя таким образом, я просто не знаю, что сказать, потому что я в полной растерянности». При такой постановке вопроса само собой происходит осознание своей собственной проблемы: это моя проблема, что я раздражена, это мое чувство, мое «Я – слушание».

Важно понимать, что «Я – высказывание» конструктивно изменяет не только ваше собственное отношение к конфликтной ситуации, но и отношение вашего собеседника к ней: человек всегда, не осознавая этого, протестует против приписывания ему ответственности за ваше переживание не зависимо от  того, делается ли это с позиции обвинителя, с позиции жертвы или компьютера. В то же время искренние свободные называние своих чувств с позиции осознания собственной ответственности за то, что происходит с вами не может никого обидеть и вызвать агрессию, поэтому напряжение ситуации спадает, а ваш партнер… как минимум просто теряется от неожиданности. « Я- высказывание» может и не дать мгновенного эффекта, но став вашей привычкой, многое изменит в вашем поведении, которое будет выглядеть как поведение человека с высоким самоуважением.

Итак,  «Я – высказывание» – это:

  • способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженных ситуациях;
  • конструктивная альтернатива ты – высказыванию, которая традиционно применяется для решения конфликта через высказывание негативной оценки в адрес другого, когда ответственность за ситуацию перекладывается на вашего собеседника;
  • способ обозначения проблемы для себя и при этом осознание своей собственной ответственности за ее решение.

Что нужно для того, чтобы освоить технику «Я – высказывания»?

чтобы освоить технику «Я – высказывания» важно научиться очень хорошо осознавать происходящие с вами прямо сейчас, в настоящий момент вашей жизни. Это задача не проста. Очень часто мы тратим силы и время не на осознавание себя в текущей ситуации, а на анализ наших прошлых поступков и мыслей или на мечты о будущем. В то же время прошлого уже нет, будущее не наступило, есть только настоящее и вы в нем.

Можно выделить три различных  типа осознавание:

  • осознание мысли. Это размышлен6ие, анализ, интерпретации, мнения, суждения и все то, чем набита ваша голова.
  • Чувственное познавание. Это  фиксация любой инфо., поступающей к нам из вне через органы чувств – обоняние и т. д.
  • Телесное опознавание – это внимание ко всем внутренним ощущениям, идущих от наших мышц, сухожилий, внутренних органов.

Схема «Я – высказывания»

  1. Описание ситуации, вызвавшее напряжение:
  • «Когда я вижу, что…»
  • «Когда происходит…»
  • «Когда я сталкиваюсь с тем, что…
  1. Точное описание своего чувства в этой ситуации:
  • «Я чувствую… (раздражение,  горечь, боль, недоумение).
  1. Название причин этого чувства:
  • «Потому что…»
  • «В связи с тем, что…»
  1. Сказать о желаемом результате или поведении:
  • «И я хотел бы…»

Попробуйте в парах сформулировать «Я – высказыван7ие» в следующих ситуациях:

Вы- учитель получивший традиционное воспитание. Вам не очень нравятся нравы нынешнего поколения учителей, их взаимоотношения с учениками и друг с другом. В свою очередь, и молодые учителя не очень-то уважительно относятся к Вам. Вам хотелось бы выразить свои чувства по этому поводу.

Используема литература

  1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. 2004. – 207с.
  2. Баныкина С.В. Конфликтологическая компетентность педагога. – Астрахань,1997.
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта СПб.,2000.

Общение в конфликтных ситуациях.

  • Дай себе возможность подготовиться к разговору.
  • Расслабься, прими удобную позу. (Будешь выглядеть и чувствовать себя более уверенно).
  • Говори спокойным тоном.
  • Покажет собеседнику, что ты его слышишь.
  • Старайся отражать чувства другого человека.
  • Используй Я-ВЫСКАЗЫВАНИЯ, говори о том, что ты чувствуешь. 
  1. Описание ситуации, вызвавшее напряжение:
  • «Когда я вижу, что…»
  • «Когда происходит…»
  • «Когда я сталкиваюсь с тем, что…

2. Точное описание своего чувства в этой ситуации:

  • «Я чувствую… (раздражение,  горечь, боль, недоумение).

3. Название причин этого чувства:

  • «Потому что…»
  • «В связи с тем, что…»

4. Сказать о желаемом результате или поведении:

  • «И я хотел бы…»
  • Избегание не самый лучший способ, но иногда прерывание или прекращение отношений является одним из способов выйти из сложной ситуации.

Общение в конфликтных ситуациях.

  • Дай себе возможность подготовиться к разговору.
  • Расслабься, прими удобную позу. (Будешь выглядеть и чувствовать себя более уверенно).
  • Говори спокойным тоном.
  • Покажет собеседнику, что ты его слышишь.
  • Старайся отражать чувства другого человека.
  • Используй Я-ВЫСКАЗЫВАНИЯ, говори о том, что ты чувствуешь. 
  1. Описание ситуации, вызвавшее напряжение:
  • «Когда я вижу, что…»
  • «Когда происходит…»
  • «Когда я сталкиваюсь с тем, что…

2. Точное описание своего чувства в этой ситуации:

  • «Я чувствую… (раздражение,  горечь, боль, недоумение).

3. Название причин этого чувства:

  • «Потому что…»
  • «В связи с тем, что…»

4. Сказать о желаемом результате или поведении:

  • «И я хотел бы…»
  • Избегание не самый лучший способ, но иногда прерывание или прекращение отношений является одним из способов выйти из сложной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды конфликтов в педагогическом процессе и способы их разрешения

Особенности конфликтов. Причины. Стили взаимодействия педагога  в конфликте. Рассмотрены ситуации. ...

Выступление на педсовете"Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса – важнейшая составляющая современного урока".

Выступление на педсовете"Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса – важнейшая составляющая современного урока"....

Конфликты в педагогическом процессе и способы их профилактики.

Не секрет, что жизнедеятельность любого социума не­возможна без каких-либо противоречий, нередко приво­дящих к конфликтам. Конфликты в школе неизбежны.В педагогическом коллекти­ве конфликты легко разр...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые наруше¬ния, во многом зависят от квалификации специалистов, которые с ним работают в школьном образовательном учреждении. ...

Взаимодействие словесника с участниками педагогического процесса как один из способов развития основных компетенций учителя

В статье рассматривается вопрос эффективного воспитания и обучения школьников путём организации взаимодействия учителей, развития профессиональных компетенций педагогов благодаря интеграции, дифференц...

Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса

Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного  процесса....