семейное воспитание и образование детей с ОВЗ
статья по психологии по теме

Лёвина Татьяна Александровна

реферат

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

На тему: "  Семейное воспитание ребенка с отклонениями в развитии "

Выполнила: Учитель-логопед

Лёвина Т.А.

О воспитании ребенка с отклонениями в развитии(ОВЗ)

Воспитание ребенка с отклонениями в развитии в семье представляет нередко большие сложности. Родители повседневно сталкиваются с многочисленными проблемами, которые вызваны как поражениями центральной нервной системы ребенка, так и возникающими в связи с этим нарушениями познавательной деятельности, эмоциональной, сенсорной, двигательной и речевой сферы, расстройствами поведения, а также взаимоотношениями в семье, характером семейного уклада.

Особо важное значение для воспитания больного ребенка имеет характер его взаимоотношений с матерью. Если у нормально развивающегося ребенка первоначальные навыки и умения, касающиеся прежде всего самообслуживания, развиваются без специальной помощи; со стороны взрослых, то для малыша с отклонениями в развитии необходима длительная и квалифицированная помощь близких, а также их терпение и выдержка. Родителям, и прежде всего матери, не стоит огорчаться и отчаиваться, если результаты этой помощи какой-то период почти не заметны. Они обязательно появятся даже у детей с наиболее тяжелыми формами нервно-психической патологии. Но при этом семье понадобятся советы и помощь специалистов: врачей, педагогов, логопедов, психологов, консультантов по лечебной физкультуре.

Воспитание детей с нарушениями развития неразрывно связано с повседневным уходом за ними близких, поэтому воспитание и уход составляют единый и неразрывный процесс. Родители должны помнить, что именно они, а не кто-либо другой могут максимально помочь своему малышу. Его будущее прежде всего в их руках.

Воспитание ребенка с отклонениями в развитии неразрывно связано с укреплением его здоровья. И прежде всего следует наладить режим его сна и питания. Не следует приучать ребенка спать на уках матери. Это допустимо в самых исключительных случаях — когда малыш болен. Укладывать ребенка спать следует в одно я то же время. Если у него с трудом вырабатывается биологический ритм «сон — бодрствование» и он не спит ночью, а предпочитает спать днем, попробуйте не укладывать его днем. Перед ночным сном с ребенком полезно погулять, поиграть в спокойные, тихие игры; не следует перед сном возбуждать его ласками, дарить новые игрушки, читать новые книжки. Играть лучше в одну и ту же игру или читать хорошо знакомую и любимую им книгу. Взрослый, который укладывает малыша спать, должен быть как можно более спокоен.

Малыша с двигательными расстройствами, особенно с детским церебральным параличом, следует переворачивать во сне с одного бока на другой. Если ребенок спит на животе, его головка должна быть повернута в сторону. Если это не так, необходимо следить, чтобы ночью он не спал на животе.

Если малыш спит больше нормы, не волнуйтесь, помните, что его нервная система очень слабая и больше нуждается в отдыхе.

Если у ребенка судороги, матери следует быть особенно к нему внимательной во время ночного сна; хорошо, если кто-то из членов семьи спит в одной комнате с малышом.

Некоторые дети с отклонениями в развитии могут, не просыпаясь, кричать по ночам, иногда даже вставать и ходить по комнате. Если эти состояния довольно регулярны, т. е. возникают в одно и то же время после засыпания, и особенно если в это время ребенок мочится, родителям обязательно следует посоветоваться с врачом, поскольку в этих случаях может потребоваться специальное лечение.

При кормлении больного ребенка следует обратить внимание на то, как он усваивает различные виды пищи. Некоторые дети, отстающие в психомоторном развитии, могут иметь различные врожденные нарушения обмена веществ, в связи с чем они не усваивают отдельные продукты, например молоко, сахар, белковую пищу. Во всех этих случаях необходимо как можно раньше обратиться к врачу и строго придерживаться назначенной им диеты.

Очень важно для воспитания и социализации больного ребенка развить у него навыки самообслуживания. Поскольку у всех детей с отклонениями в развитии

с трудом формируются тонкие ручные навыки, которые необходимы при самообслуживании, для их развития требуются специальные занятия, проводимые в несколько этапов. На самом первом их этапе ребенка надо обучить умению произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, соразмерять двигательные усилия в соответствии с размером, весом и формой предметов.

Для того чтобы ребенок научился самостоятельно есть, он должен уметь подносить свою руку ко рту, затем брать хлеб и тоже подносить его ко рту, брать ложку, самостоятельно есть (вначале ему предлагается густая

- пища), затем он должен научиться держать кружку и пить из нее. Ребенку с отклонениями, чтобы овладеть всеми этими навыками, следует предоставлять как можно больше самостоятельности. Уберите хорошую посуду, которую вам жалко, используйте небьющиеся чашки и тарелки. Затем постепенно приучайте малыша пользоваться вилкой, ножом. Не забывайте об эстетике, когда сервируете стол.

Для того чтобы ребенок освоил навыки одевания, научите его сначала расстегивать большие, потом более мелкие пуговицы, правильно ориентироваться в одежде. Многие дети долго путают в одежде «зад» и «перед», изнаночную и лицевую стороны, в обуви — правый и левый ботинки, долго не могут научиться застегивать крючки, молнии, зашнуровывать ботинки. Все эти навыки следует тренировать в игровой деятельности, а после того как они закрепятся, переносить в жизнь самого ребенка. После подобных занятий у ребенка, как правило, появляется стремление к самостоятельной деятельности. Правда, он еще очень неловок и медлителен. Не сердитесь на него. Наберитесь терпения, и постепенно ребенок овладеет простейшими навыками самообслуживания.

Но во всех случаях важно не упустить момента, когда малыш начинает проявлять активность, в одевании ли, в еде ли. Вначале взрослый выполняет некоторые действия вместе с ребенком, комментирует их. Правда, свою помощь взрослый должен строго дозировать, с учетом возможностей ребенка.

Ребенка следует как можно раньше приучать к порядку. Перед сном он должен аккуратно положить белье на стульчик, поставить тапочки около кроватки, а перед этим убрать игрушки на место.

Всех детей с отклонениями в развитии, независимо . от тяжести их состояния, следует обучать навыкам опрятности. Но это потребует от вас очень большого терпения и настойчивости.

Развитие навыков опрятности у детей с отклонениями в развитии обычно представляет определенные трудности, что связано как со спецификой их заболевания, так нередко и с ошибками воспитания. Многие родители, чрезмерно беспокоясь о будущем своего ребенка, начинают слишком рано прививать ему навыки опрятности; другие, напротив, жалея ребенка, не уделяют этому вопросу в первые годы жизни никакого внимания. В обоих случаях затрудняется формирование навыков опрятности.

Чтобы избежать этих ошибок, родителям полезно знать особенности развития навыков опрятности у здорового ребенка: до года у ребенка, как правило, не устанавливается связь между предметом и его назначением (за исключением отдельных редких случаев), почему к не следует стремиться привить в этом возрасте привычку пользоваться горшком. Эта связь у большинства детей появляется на втором году жизни. Однако на этом возрастном этапе доминирующей формой деятельности является двигательная, и ребенок обычно так бывает ею увлечен, в частности освоением ходьбы, что часто забывает о контроле над функцией мочевого пузыря. Только постепенно, с возрастом этот контроль начинает закрепляться. В 2 года большинство детей имеют частично сформированные навыки опрятности, однако в этом возрасте ребенок может чувствовать беспокойство при пользовании горшком, по несколько раз вскакивая с него. И только постепенно к 3—3,5 годам навык опрятности становится более прочным.

Родители должны помнить, что процесс воспитания навыков опрятности длительный и у здорового ребенка он легко может быть разрушен при изменении привычной обстановки, под влиянием эмоциональных переживаний, болезни и т. д.

Очень часто родители считают, что им удалось сформировать навык опрятности, как вдруг оказывается, что он утрачен. Эти срывы навыка в период его формирования характерны и для здорового ребенка, тем более они закономерны для ребенка с отклонениями в развитии.

Очень важно, чтобы родители хвалили ребенка, когда он проявил навык опрятности, и совсем не ругали,

если этого не случилось. Даже умственно отсталый ребенок чувствует, что он сделал плохо, поэтому грубость родителей вызывает у него беспокойство и не помогает укреплению навыка, а, наоборот, разрушает его за счет эмоционального стресса.

Для воспитания навыка опрятности важно, чтобы родители предлагали ребенку горшок в строго определенные интервалы времени. Важно развить у ребенка желание обрадовать родителей, ибо понять, почему надо пользоваться горшком, ему пока трудно.

• При воспитании навыка опрятности родители должны учитывать следующие моменты, связанные со спецификой аномального развития: находясь на горшке, ребенок не должен испытывать страха. Чтобы чувствовать себя спокойно, ему надо быть рядом со взрослым; нельзя давать ему игрушки, так как внимание переключается на них; для многих детей бывает трудно удерживаться в позе сидения и расслабляться в этой позе для натуживания и опорожнения кишечника.

Последнее значительно затрудняет развитие навыков опрятности у многих детей с отклонениями в развитии. Тут могут быть полезны следующие советы. Если это маленький ребенок, матери можно ставить горшок себе на колени; это позволит ей поддерживать ноги ребенка в положении отведения, контролировать положение его головы и помогать ему сохранять равновесие. С помощью матери ребенку легче расслабиться. Иногда оказывается полезным применение небольшого куска пористой резины, использованной таким образом, чтобы она находилась вокруг краев горшка и обеспечивала бы более устойчивое и удобное положение ребенка, полезно также использование специальных стульчиков, за перекладины которых ребенок может удерживаться.

Важно подчеркнуть, что мальчики для их правильного психосексуального развития с самого начала воспитания навыка опрятности должны мочиться стоя. Для детей с двигательными нарушениями можно использовать специальный горшок с подъемными сторонами, держась за которые ребенок чувствует себя более устойчиво и преодолевает страх падения, или с этой же целью можно укрепить перекладину.

Если у ребенка недостаточно развита реакция равновесия и функция сидения, то горшок хорошо поместить в деревянный ящик или в основание треугольного стула

или табуретки, чтобы ребенок мог держаться за края этого приспособления.

Надо стремиться к тому, чтобы малыш с первых же лет жизни учился сам доставать горшок, более старший — самостоятельно пользоваться туалетом. Задача родителей — обеспечить возможность выполнения этих функций самим ребенком. Туалетную бумагу располагают на доступной для него высоте. Одежда ребенка должна быть такой, чтобы он мог снять ее самостоятельно.

На первой стадии развития навыка, когда ребенок, используя для этого различные способы, начинает сообщать окружающим о своих нуждах, взрослые должны быть максимально внимательны к этим сигналам — жестам, мимике, речи, выражению взгляда, голоса.

На следующем этапе, когда ребенок начинает сам доставать горшок и снимать одежду, важно создать условия для полной его независимости в этих действиях, о чем уже говорилось выше.

Для того чтобы облегчить формирование навыков опрятности у ребенка, вам следует прежде всего поить и кормить его в одно и то же время. И в соответствии с этим высаживать на горшок. Вначале сажайте малыша на горшок достаточно часто (например, через каждый час), но не оставляйте на горшке долго (не более 5 минут).

Еще раз обращаем внимание на то, что при тренировке навыков опрятности вам следует быть максимально терпеливыми и последовательными в своих действиях. Вы не должны думать, что только у вашего ребенка возникают большие трудности в приобретении этого навыка. Это общая проблема для всех детей с отклонениями в развитии. Во всех случаях важно понять причину трудностей, испытываемых ребенком, и направить все усилия на ее преодоление.

Если же, несмотря на все ваши старания, навык опрятности не формируется к 4 годам или же если навык сформировался, а потом под влиянием каких-либо неблагоприятных воздействий был утрачен, вам необходимо обратиться за советом к врачу.

У многих детей с отклонениями в развитии, у которых удалось сформировать навыки опрятности в дневное время, ночью во время сна может наблюдаться неосознанное упускание мочи — энурез. Ночной энурез у детей с отклонениями в развитии часто связан с нарушениями механизмов сна. Поэтому одним из важнейших режимных

моментов в этих случаях следует считать строгую организацию режима сна ребенка. Необходимо создать благоприятные условия для отхода ко сну, исключив за 2 часа до сна различные эмоционально возбуждающие воздействия (подвижные игры, просмотры телепередач и т. д.), спать ребенок должен на полужесткой кровати со слегка приподнятым ее ножным концом, в теплой комнате. Важным является соблюдение определенного пищевого и питьевого режима, с ограничением во второй половине дня продуктов, содержащих большое количество жидкости. Питьевой режим предусматривает исключение всякого питья за 4—5 часов до сна. Если этих режимных моментов оказывается недостаточно, вам следует обязательно посоветоваться с врачом-психоневрологом.

Роль семьи в воспитании ребенка раннего возраста с нарушениями психомоторного развития чрезвычайно велика. Мы думаем, что родителям полезно знать слова известных французских ученых, посвятивших свою жизнь обучению и воспитанию аномальных детей,— А. и Ф. Бронер: «Ждать умственного прогресса от ребенка лишь только потому, что он получает от вас пилюли или порошки, это все равно, что ждать урожая с вашего поля после того, как в него внесли удобрение. Надо также и сеять!»

Этими словами сказано очень многое. Практический опыт работы убеждает нас в том, что современные родители основную роль в преодолении нарушений психомоторного развития отводят медикаментозному лечению. Действительно, в последние годы появилось много новых эффективных препаратов, способствующих созреванию мозга и улучшающих его функционирование. Но даже самое лучшее медикаментозное лечение является эффективным лишь при правильном семейном воспитании и проведении родителями целой системы специальных упражнений. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии является коррекционным, т. е. оно направлено на преодоление имеющихся в настоящее время нарушений и на предупреждение возможности их возникновения в дальнейшем.

Тысячи семей могут помочь своим детям, если начнут применять систему коррекционного воспитания как можно раньше, уже с первых месяцев жизни ребенка. Эта система коррекционного воздействия необходима не только для детей с тяжелыми поражениями и заболеваниями центральной нервной системы, но и для детей

так называемой группы риска, т. е. для детей, родившихся преждевременно, доношенных, но маловесных и ослабленных малышей, перенесших легкую асфиксию в родах или родившихся от матерей, страдавших токсикозами беременности, различными заболеваниями и т. п.

Коррекционное семейное воспитание особенно важно в первые годы жизни ребенка, так как хорошо известно, что именно первые 2—3 года жизни являются критическими периодами развития, т. е. этапом наиболее интенсивного формирования «функциональных ансамблей» нервно-психической деятельности. В этот период отмечается как наибольшая ранимость еще не сформированных функциональных систем, так и максимальная готовность их к стимуляции и тренировке.

Ранее мы уже говорили о закономерностях и специфических особенностях психического развития ребенка в первые годы жизни в норме и при нарушениях психомоторного развития. Вот они-то и являются основой построения коррекционно-компенсаторного процесса обучения и воспитания различных категорий детей, отстающих в развитии. При выборе подхода в воспитании родителям следует обязательно учесть специфику заболевания ребенка, поставленный врачом диагноз и по возможности использовать характеристики синдромов и заболеваний, о которых речь шла на первых страницах книги и приводящих к нарушениям психомоторного развития.

При проведении подобной работы родители должны иметь четкое представление о том, как проводить эти занятия, как и чему учить ребенка ив какой последовательности, как относиться к трудностям, возникающим во время занятий.

На всех занятиях, да и не только на них, взрослые должны воспитывать у ребенка внимание и интерес к людям I! предметам. Занятия будут более успешны, если приятны и интересны для малыша. Очень важно учитывать возможности ребенка, чрезмерное утомление и возбуждение все может испортить, ведь любой малыш с отклонениями в развитии отличается повышенной утомляемостью и склонностью к возбуждению или, напротив,— по мере нарастания утомления — к апатии. Родители, как барометры, должны чутко улавливать тот момент, когда следует прекратить занятие, пока еще ребенок сам не отказался от его продолжения. И пожалуйста, не забывайте похвалить малыша, одобрить, погладить, похвастаться его успехами перед папой, друзьями.

Первостепенной задачей коррекционного воспитания является стимуляция сенсомоторного развития ребенка.

Известно, что в процессе развития ребенка функциональные системы взаимовлияют друг на друга. Такое влияние особенно выражено у детей раннего возраста. Так, на первом году жизни психическое развитие ребенка тесно связано с формированием его моторики. Поэтому развитие сенсомоторных функций в их взаимосвязи в процессе эмоционально-положительного общения ребенка с матерью является основой формирования всех психических функций: речи, внимания, целенаправленной деятельности, эмоциональных реакций, мышления и сознания.

Сенсомоторное воспитание направлено на развитие органов чувств и моторики ребенка одновременно.

Если малыш имеет нарушения опорно-двигательного аппарата, т. е. различные проявления детского церебрального паралича, при проведении занятий следует особо позаботиться о правильном положении его тела, головы, рук, ног, подобрать удобную и полезную для него позу для занятий. В ряде случаев с этой целью вам следует посоветоваться с врачом-невропатологом или специалистом по лечебной физкультуре. Многие дети с церебральным параличом перед началом специальных занятий нуждаются в общем мышечном расслаблении.

Часто у детей с нарушениями психомоторного развития, в том числе и у детей с церебральными параличами, нарушено формирование одной из важнейших сенсорных функций, а именно фиксации взора на том или ином предмете. С этими детьми уже с первых месяцев жизни необходимо проводить специальные игры-упражнения, направленные на воспитание этой функции. Эти упражнения начинаются с развития у ребенка фиксации взора на улыбающемся лице матери. Для этого грудной ребенок укладывается на спину (его голова расположена по средней линии). Мать наклоняется над лежащим на спине ребенком, ловит на себе его взгляд, улыбается ему и ласково с ним разговаривает. Затем ее лицо медленно движется перед глазами ребенка. Важно, чтобы ребенок не потерял его из поля зрения.

В момент сосредоточения ребенка на лице матери в его поле зрения должна появиться яркая игрушка, которая будет медленно перемещаться в пространстве. Игрушки подбираются одноцветные, яркие, лучше всего использовать пластмассовые одноцветные кольца диаметром

5—7 см. Они передвигаются на расстоянии 60—70 см. от лица ребенка. Перемещать игрушку следует только после того, как малыш остановит на ней взгляд. Игрушки перемещаются медленно и плавно, так, чтобы ребенок не терял их из виду.

Некоторые дети очень плохо фиксируют взор на игрушке и лице взрослого. В этих случаях ребенка следует положить так, чтобы лицо взрослого было освещено. Зрительный раздражитель еще более усиливается, если освещать лицо взрослого электрическим фонариком. Объектом фиксации и прослеживания может быть также электрический фонарик, ребенок при этом находится в полутемной комнате.

Развитие зрительного сосредоточения и прослеживания предметов ведет к появлению у ребенка положительных эмоций — первой улыбки, первых голосовых реакций.

При этом малыша следует радовать, обогащать цветовыми впечатлениями, показывая игрушки разного цвета. С этой целью над кроваткой ребенка на расстоянии 60—70 см от его груди подвешиваются предметы. Через каждые 3—4 дня игрушки меняются по цвету. Взрослый должен привлечь внимание младенца к игрушке. Для этого он приводит ее в движение, потряхивает и перемещает ее в пространстве.

У детей с нарушениями психомоторного развития может быть сужено поле зрения. В ряде случаев ребенок привыкает пользоваться ограниченным полем зрения из-за наличия внутреннего косоглазия. Поэтому для укрепления паретичных мышц используют яркие звучащие игрушки, располагая их в направлении дефектного движения и всячески стимулируя развитие этого движения.

Важное значение имеют занятия, направленные на знакомство ребенка с формой, величиной, цветом предметов, обучение его простым действиям с предметами. При нормальном психическом развитии все эти занятия проводятся в конце первого года жизни. При отклонениях в развитии они могут проводиться в разном возрасте, с учетом степени выраженности отставания в психомоторном развитии.

При знакомстве ребенка с различными свойствами окружающих его предметов нужно вырабатывать у него одно из первых понятий, понятие подобности — «такой же». Формирование этих понятий имеет важнее значение

для развития мышления. В качестве иллюстрации приводим несколько подобных занятий.

Занятие 1. Взрослый берет несколько кубиков, резко отличающихся по цвету, например красных и синих (по два каждого цвета). Ребенку показывают красный кубик и предлагают: «Дай мне такой же кубик». Если ребенок ошибается, взрослый отказывается взять кубик, говоря: «Нет, это не такой. Вот такой». И при этом сам берет второй красный кубик.

Затем взрослый таким же образом проводит это занятие и с другими предметами и игрушками, пока ребенок не научится определять цвет по просьбе взрослого.

Занятие 2. Взрослый просит ребенка красные кубики отдавать маме, а синие брать себе, складывая из кубиков две кучки. Число кубиков каждого цвета постепенно увеличивается. Вначале ребенка просят делать очень широкие движения, помещая кубики разного цвета друг от друга на большом расстоянии. Если малыш затрудняется выполнить задание, в качестве ориентира ему можно предложить коробки красного и синего цвета, в которые помещаются кубики соответствующих цветов. Затем коробки убираются. Подобные же занятия проводятся с другими предметами и игрушками красного и синего цвета.

Занятие 3. Ребенка просят построить две башни — красную и синюю. Выполняйте это задание одновременно с ним. При этом умышленно допустите ошибку и наблюдайте за реакцией ребенка. Исправляйте свою ошибку сразу, осуждая себя. Ошибку ребенка вначале исправляйте сами, затем сделайте паузу и немного подождите, наблюдая, исправит он свою ошибку или нет. Никогда не оставляйте ошибку неисправленной.

Занятие 4. После того как ребенок научился различать два цвета, вводите третий цвет: желтый или белый. Упражнение с тремя цветами проводится так же, как с двумя.

Затем ребенка учат не только группировать однородные предметы по цвету, но и сопоставлять разнородные предметы. Ребенок также научается группировать предметы по величине и форме, выбирать предметы двух заданных цветов из четырех. При этом следует помнить, что эти навыки формируются у здорового ребенка на третьем году жизни. Важно также учитывать, что понятие цвета формируется у ребенка очень постепенно. Вначале все дети испытывают большие трудности в мате-

реализации «чистого» цвета без связи его с каким-либо предметом. Для ребенка цвет долго неразделен с предметом, и поэтому выделить его ему очень сложно. Полезно в этих случаях использовать цветные фломастеры или жидкие краски, которыми ребенок мог бы оперировать. Цветные пятна, которые он нарисует на чистой бумаге, будут помогать ему выделять цвет вне связи с какими-либо конкретными предметами. В этих заданиях просьба, обращенная к ребенку, может быть следующая:

«Сделай красное» и т. п. Затем через несколько дней после проведения подобных упражнений вы просите ребенка показать вам «красное», давая ему следующие задания: «Дай красный кубик», «Дай красный мяч» и т. п. В дальнейшем ребенка следует обучить ответам на вопросы, спрашивая у него: «Какого цвета...?»

Закрепляя умение детей группировать предметы по цвету, следует обучать их различным предметным действиям, например нанизывать бусы разного цвета на нитку, выкладывать мозаику и т. п.

Не менее важно обучать ребенка дифференцировать форму предметов. Следует помнить, что обучение различению формы связано с движением. Поэтому многие специалисты рекомендуют знакомить ребенка, например; с понятием «круг», идя с ним вместе вокруг какого-либо предмета и повторяя: «Идем по кругу». При этом хорошо бы очертить круг вокруг какого-либо предмета, а также постараться, чтобы ножки ребенка оставляли видимый след на земле или на полу.

После этого проводят специальные упражнения с формами, вырезанными из картона и других материалов. У здорового ребенка основные представления о форме предметов формируются на втором году жизни.

После упражнений, связанных с движением, малыша следует учить находить круглые предметы. Взрослый вырезает круги и квадраты из бумаги и картона, перемешивает их и просит ребенка найти круги. На первых порах все картонные формы должны быть одного цвета.

Детей учат раскладывать однородные предметы, отличающиеся по форме, на две группы. При этом у детей развивают понимание слов «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые». Показ, демонстрация предмета во всех случаях сопровождается соответствующими словами. Сначала взрослый на глазах ребенка приступает к группировке предметов. Он показывает малышу круг и объясняет, что такие игрушки он будет класть в эту сто-

рону. Затем показывает квадрат и говорит, что такие игрушки он будет класть в другую сторону, и начинает выполнять эти действия. При этом спрашивает ребенка, куда надо положить круг, а куда квадрат. Положив круг на круг, взрослый показывает это ребенку н поясняет, что они одинаковые. Затем задание выполняет малыш вместе со взрослым и наконец самостоятельно.

Все эти упражнения необходимо сочетать с развитием движений рук малыша. Дети опускают шарики в широкое горлышко бутылки, выкладывают мозаику и т. п. Полезны специальные игры, когда сильно различающиеся по форме вкладыши надо вложить в соответствующие им отверстия.

Необходимы игры-упражнения, которые обучат ребенка воспринимать различную величину предметов. Эти занятая проводятся также в процессе предметно-практической и игровой деятельности малыша. Ребенка учат воспринимать на ощупь большой и маленький предметы, тяжелый и легкий, гладкий и шероховатый, предметы различной формы.

Взрослый приготавливает для ребенка круги или квадраты двух размеров. Форма, цвет и фактура этих предметов должны быть одинаковыми. Разница между предметами около 1,5 см. Взрослый объясняет ребенку, что круги, которые он ему показывает, разные — большие и маленькие — и что большие круги он будет класть в большую коробочку, а маленькие — в маленькую. Сначала он сам выполняет действия, спрашивая ребенка, куда положить какой кружок. На глазах ребенка прикладывает большой кружок к большому, маленький к маленькому и показывает, что они одинаковые. Это занятие полезно проводить с объемными предметами, чтобы ребенок мог их взять в руки и почувствовать разницу в их размере. Это могут быть кубики, шарики разного размера.

Выполняя подобные задания, ребенок учится фиксировать внимание на величине предметов, устанавливать тождества и различия, учится понимать слова «такой», «не такой», «одинаковые», «разные», «большой», «маленький». Не забывайте такие игры, как нанизывание колец, складывание матрешки.

На начальных этапах работы не требуйте от ребенка обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы предметов. Помните, что, если ребенок активно и правильно выполняет задание,

у него формируются необходимые практические представления о свойствах предметов.

Важное значение для психического развития ребенка имеют и специальные занятия с картинками. При этом картинки, которые вы показываете малышу, должны быть большого размера и сначала изображать только одни предмет, который должен вызывать у ребенка хорошее настроение. Это могут быть картинки животных (кошки, собаки). На улице обязательно покажите ребенку и живую кошку или собаку. Комментарии к картинке должны быть четкими и краткими. Стимулируйте ребенка, чтобы он показывал пальцем на картинке то, о чем вы рассказываете. Или делайте это вместе с ним, при этом водя по картинке его пальчиком. При показе картинок постоянно обогащайте словарь ребенка. Но не будьте многословны, не говорите ничего, кроме того, что ребенок видит, и того, что он уже знает. Как только ребенок потеряет интерес и внимание, занятие надо прекратить.

На последующих занятиях постепенно учите ребенка находить одинаковые картинки среди других, складывать разрезные картинки из двух, а затем и из более частей.

На протяжении всего дошкольного периода, а иногда и в школьном возрасте детей с отклонениями в развитии следует учить сравнению предметов по форме, величине, протяженности, формировать у них умение устанавливать общее и различное, группировать предметы по существенным признакам, формировать у них представления о количестве предметов. Для этого используйте любой удобный случай.

При подготовке детей к усвоению счета важно научить их сравнивать различное количество предметов, помочь усвоить понятия «больше», «меньше», «поровну».

При обучении и воспитании аномального ребенка помните: ребенок не должен заучивать и повторять слова, выражения и действия взрослых механически. Все его высказывания и действия должны быть осмысленными. Имеется группа аномальных детей, которая достаточно хорошо может копировать взрослых, не понимая смысла сказанного. Наиболее часто это наблюдается у детей, у которых повышенное внутричерепное давление. Это дети с гидроцефалией, или водянкой мозга. Родителей часто радует то, что такой тяжелобольной ребенок, говорит «как взрослый» или «как диктор телевидения». Однако эта речь часто не осмыслена, и стимулировать ее не следует.

Особо важное значение имеет развитие игры аномального ребенка. Направляя игру, родители учат его элементарным нравственным нормам поведения, помогают ему войти в коллектив здоровых детей. Надо стремиться к тому, чтобы взаимопонимание, взаимопомощь стали привычными формами поведения ребенка с отклонениями в развитии. Все проводимые с ребенком занятия должны активно воздействовать на его не только интеллектуальную, сенсомоторную и речевую сферу, но также на его эмоции. С этой целью следует широко использовать различные музыкальные занятия или музыкальное сопровождение при проведении тех или иных занятий. Хорошо известно благоприятное влияние музыки на многих детей с отклонениями в развитии, и особенно на детей с болезнью Дауна. Часто прогресс в развития такого ребенка начинается в процессе проведения с ним музыкальных занятий. К музыкальным занятиям очень восприимчивы дети с гидроцефалией.

Очень важно, чтобы ребенок с отклонениями в развитии наблюдал деятельность окружающих его взрослых. Сведения об окружающем мире ребенку следует преподносить в определенной последовательности, постепенно расширяя и углубляя их. Показывайте ему, как моют посуду, и привлекайте к этой деятельности, как стирают и гладят белье, готовят обед, накрывают на стол, убирают помещение.

При этом немалую роль играет настрой ребенка, его эмоциональное состояние. Поэтому жизнь малыша надо наполнить красотой природы, игрой, сказками, музыкой. Все это даст толчок к теоретическому освоению мира.

Литература

  1. Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина Они ждут нашей помощи. -     М.: Педагогика, 1991.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

о «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания" Дополнительное образование – важнейшее средство интенсивного развития социальных умений,усвоения социальных ролей и профессиональн

Данная презентация была представлена на районных педчтениях "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания"в качестве иллюстритивного матер...

Памятка для родителей "Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей"

В памятке представлены основные положения действующего законодательства в области воспитания и образования детей...

Всероссийская научно-практическая конференция "Современные тенденции в воспитании и образовании детей дошкольного возраста"

Доклад на тему "Предметно-практическая деятельность как одно из эффективных направлений обучения детей-инофонов русскому языку"...

проект "Этнокультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста"

quot;Без традиции нет культуры,Без культуры нет воспитанияБез воспитания нет личности,Без личности нет народа".Г.Н. Волков(Чувашский этнопедагог)...

Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социальная интеграция детей с ОВЗ понимается, как конечная цель специального инклюзивного обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь част...

Роль родителей в воспитании и образовании детей

Роль родителей в воспитании и образовании детей...