РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ
методическая разработка по психологии (9 класс) на тему

Об опыте работы по развитию временной перспективы и мировоззренческой активности старшеклассников на примере курса "Этика и этикет семейной жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_mirovozzrencheskoy_aktivnosti.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

развитие временной перспективы у старшеклассников как фактор психологической устойчивости личности

Я.А.Сурикова, кандидат психологических наук, педагог-психолог МОУ СОШ №45 Петропавловска-Камчатского городского округа

 

Для современного общества характерен рост числа трудных и экстремальных ситуаций жизнедеятельности. Это связано как с повышением нагрузок, так и реальными ситуациями выбора наиболее эффективного шаблона поведения в условиях острого дефицита времени и высокой эмоциональной напряженности. Подобные обстоятельства, являющиеся частью жизненного опыта современного человека, провоцируют стрессовые состояния, причем подобные состояния могут фиксироваться как устойчивая негативная черта личности. Как следствие этого, растет количество лиц, страдающих от хронического стресса, длительно переживающих состояние фрустрации ведущих социогенных потребностей, лиц с невротическими реакциями. Ситуация в обществе отражается и на состоянии здоровья обучающихся. Отмечается рост учащихся с эмоциональным неблагополучием, выраженными поведенческими проблемами, истоки которых лежат в негативном опыте межличностных отношений с взрослыми и сверстниками, не отрефлексированных негативных жизненных событиях.

Психологические исследования показали, что значительное влияние на психологическую устойчивость человека, его работоспособность и стрессоустойчивость оказывает уровень мировоззренческой активности, степень сформированности у него системы индивидуальных представлений об окружающем мире, своем жизненном пути, людях, находящихся рядом с ним. Возможность переосмысления своего жизненного опыта  является одним из основных внутренних ресурсов личности, позволяющих человеку повысить свой толерантность к эмоциональным нагрузкам и стрессам, характерным для современной жизни (Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, Р.А.Ахмеров, В.И.Белопольский, Б.С.Братусь, Е.И.Исаев, Дж.А.Клаузер, А.А.Кроник, К.В.Костенко, Г.Крайг, В.Ф.Моргун, В.С.Мухина, К.Н.Поливанова, С.Л.Рубинштейн, Е.А.Сергиенко, В.И.Слободчиков, Е.И.Степанова, Н.Ю.Ткачева, В.Франкл, Э.Эриксон, К.Г.Юнг и др.). Осознание обучающимися закономерностей жизни в целом и логики своего жизненного пути в частности является залогом успешного функционирования учащихся в условиях длительного психоэмоционального напряжения, сохранения их психологического здоровья, профилактики социально-психологической дезадаптации, а также позволяет школьникам предвидеть ряд трудностей на пути собственного развития и наметить пути их решения (см. рис.1).

Рис. 1 . Внутренние факторы психологической устойчивости личности

В связи с этим в рамках работы социально-психологической службы вуза актуальным является разработка системы работы, направленной на развитие у школьников временной перспективы, умения справляться с трудными жизненными ситуациями и негативными переживаниями, осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценивание, выбирать цель и добиваться её реализации. Основными задачами специалистов социально-психологической службы при этом могут выступать:

  1. Расширение представлений учащихся, педагогов, родителей о закономерностях поведения человека в различных жизненных ситуациях, а также об основных этапах профессионального развития и жизненного самоопределения в целом.  
  2. Расширение у школьников, педагогов, родителей репертуара адаптивных стратегий совладания со стрессом, с трудной жизненной ситуацией; повышение толерантности учащихся, педагогов, родителей к эмоциональным нагрузкам.
  3. Развитие коммуникативных навыков и стимулирование социальной активности учащихся.
  4. Развитие временной перспективы школьников, умения позитивного конструирования будущего.
  5. Формирование жизнеутверждающих смыслов у учащихся, умения позитивного переосмысления трудной жизненной ситуации.
  6. Обучение учащихся, педагогов, родителей эффективным стратегиям поведения в экстремальных ситуациях (развитие способностей к саморегуляции и саморелаксации, развитие умения принимать оперативные решения в условиях дефицита информации и времени).
  7. Создание условий для развития у родителей и педагогов мотивации для анализа собственных педагогических взглядов и установок, индивидуальных черт личности и профессионала, что будет способствовать осознанию их влияния на собственную профессиональную деятельность и формирование личностных качеств детей и подростков.

Основными формами и методами работы при этом могут выступать родительские собрания, семинары, групповые дискуссии, практические семинары для учащихся, педагогов, родителей с элементами тренинга, индивидуальные и групповые консультации. Актуальной представляется разработка программ элективных курсов, направленных на оказание психолого-педагогической  поддержки школьников в ситуации выбора жизненных приоритетов, расширение временной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи. Подобные занятия способствуют расширению кругозора учащихся, акцентируют внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализируют вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников.

В данной статье представлен фрагмент программы элективного курса  «Этика и психология семейной жизни  для старшеклассников». Программа данного курса рассчитана на 32 учебных часа, рекомендуемый режим занятий  - 2 часа в неделю.

Цели курса: активизация жизненного самоопределения, развитие временной перспективы учащихся, формирование личностно значимой позиции по отношению к семье и браку.

Задачи курса:

  1. формировать у школьников потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков по проблеме полоролевого взаимодействия;
  2. расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности; формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям;
  3. способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально-психологической компетентности учащихся; 
  4.  способствовать обращению школьников к осознанию собственного жизненного опыта и к практическому использованию полученных психологических знаний в построении своей семьи.

В программе предусмотрено использование различных типов занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно-поисковые задачи, ролевые игры, проблемные ситуации, упражнения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия, элементы тренинга, дискуссии). Предусматривается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, практический семинар, проблемное изложение учебного материала. Каждое занятие по дидактической задаче является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков.

В качестве форм промежуточного контроля достижений учащихся могут быть использованы:  наблюдение активности на занятии, анализ творческих, исследовательских работ учащихся, результатов выполнения домашних заданий.

Форма итогового контроля: презентация проектов. Оценка выставляется в форме «зачтено» или «незачтено».

Таблица 1

Примерное тематическое планирование

Наименование тем

Количество часов

1

Сущность брака и семьи. Исторический взгляд на семью и брак.

2

2

Особенности современной семьи, ее структура, динамика.

4

3

Основные ценности семьи.

2

4

Молодая семья: начало супружества.

4

5

Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат.

4

6

Развод и его последствия.

2

7

Профилактика супружеских конфликтов.

4

8

Правовое регулирование семейных отношений.

2

9

Семья и дети.

4

10

Здоровье семьи.

2

11

Профилактика нарушений семейных отношений.

2

Всего:

32

Предполагаемый результат: повышение психологической информированности учащихся в области полоролевого взаимодействия и семейной жизни; формирование ценностей семьи и личностного роста; первичное самоопределение в семейной сфере; повышение социально-психологической компетентности учащихся.

На занятиях рекомендуется использовать упражнения, направленные на самоанализ качеств собственной личности, развитие навыков ведения дискуссии и презентации собственного опыта, разрешения трудных ситуаций межличностного взаимодействия. Так, например, в ходе знакомства учащихся с динамикой семейных отношений можно использовать упражнение «Ухаживание». Учащимся необходимо разыграть и проанализировать различные ситуации, например: «Вы пригласили в кафе понравившуюся вам девушку. Как вы будете вести себя в кафе?» или «Молодой человек приводит в дом свою девушку. Как он представит её своим родителям».

Организация групповой работы учащихся на занятиях способствует повышению их познавательной активности, социально-психологической компетентности, способствует осмыслению собственного жизненного опыта. Например, в качестве задания к уроку на тему «Сущность брака и семьи. Исторический взгляд на семью и брак» можно предложить следующие задания.

Задание для 1 группы: Заполните таблицу «Система ценностей различных поколений», проанализируйте, каким образом социально-политические, экономические, культурные условия в стране влияют на систему семейных ценностей. Приведите примеры.

Таблица 1

Система ценностей различных поколений

Ценности моих родителей

Мои ценности

Задание для 2 группы: Заполните таблицу «Распределение обязанностей в семье в традиционном и современном обществе», проанализируйте, каким образом социально-политические, экономические, культурные условия в стране влияют на структуру семейных прав и обязанностей. Приведите примеры.

Таблица 2

Распределение обязанностей в семье в традиционном и современном обществе

Примерные обязанности

жена

муж

вместе

Мытьё посуды

Домашний ремонт

Уборка

Ремонт одежды

Покупка продуктов

Приготовление еды

Заработок

Принятие решений о крупных покупках

Воспитание детей

Уход за больным ребёнком

Планирование и организация отпуска

Ведение домашней бухгалтерии

Задание для 3 группы: Заполните таблицу «Образ идеального супруга/ супруги», проанализируйте, каким образом социально-политические, экономические, культурные условия в стране влияют на представления об идеальном партнере. Приведите примеры.

Таблица 3

Образ идеального супруга/ супруги

Средневековье

Середина 20 века

Наше время

Примерный список качеств: женственность; эмоциональность; впечатлительность; слабость; таинственность; болтливость; аккуратность; интуитивность; хозяйственность; пугливость; мягкость; чувственность; жалостливость; суетливость; ответственность; кокетство; легкомыслие, мужественность; сила; ответственность; решительность; смелость; логичность; устремленность в будущее; агрессивность; активность; чувство ответственности; хозяин в доме; любовь к женщинам, злость, обидчивость, общительность, скупость щедрость, скромность, активность, хитрость, доброта, смелость, юмор, честность и др.

В качестве домашнего задания можно использовать материалы публикаций, анализ отрывков из писем, художественных произведений, биографий реальных людей.  Например:

«Когда мы просто встречались, наши отношения были полны романтики. Но стоит нам зарегистрировать брак, и вся поэзия отношений куда-то улетучилась, проза жизни, быт завладевают семейными отношениями, начинаются ссоры, взаимные претензии. Неужели придется развестись? Можно ли этого избежать?» Света.

«Когда я познакомился со своей будущей женой, она была красавицей, любила шумные компании, была всегда рада погулять. Я думал, что с годами она станет хозяйственной, домашней. Но время идет, а ничего не меняется. Мне надоело питаться, где придется, самому делать все по хозяйству. Как заставить ее изменить свое поведение?» Анатолий.

Можно также предложить учащимся самим составить подобные проблемные тексты. Данная работа позволяет не только выявить специфику индивидуальных представлений учащихся о семье, но также дает информацию о психологическом состоянии школьников, что позволяет определить дальнейшие приоритеты психологической работы.  

Создание системы форм и методов развития мировоззренческой активности обучающихся в образовательном пространстве школы способствует формированию у школьников позитивной картины мира и собственной жизни, опирающихся на систему индивидуальных смыслов, что является лучшим средством профилактики социально-психологической дезадаптации школьников. Простроенная временная перспектива, высокая мировоззренческая активность и владение навыками позитивного переструктурирования своего жизненного опыта способствуют в дальнейшем выбору более адаптивных стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях и могут, с учетом всего вышесказанного, рассматриваться как фактор психологической устойчивости личности учащихся.

литература

  1. Абульханова-Славская, К.А., Березина, Т.Н. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001. – 304 с.
  2. Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12-18 лет. – СПб.: РГПУ, 2000.
  3. Ливехуд, Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью.  – Калуга: Духовное познание, 1994. – 224 с.
  4. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997. - 191 с.
  5. Чудновский, В.Э. Смысл жизни и судьба.  - М.: Ось-89, 1997. -144c.
  6. Эммонс, Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Под ред. Д.А.Леонтьева. – М.: Смысл, 2004. – 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям по обеспечению психологической устойчивости детей.

В статье отражаются периоды развития психики, основные условия психологической устойчивости детей, зависимость детских нервных и психических нарушений от социальных условий развития, а также от уровня...

Опыт работы на тему: «ОСОБЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ»

Опыт работы на  тему: «ОСОБЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ»...

Семья как фактор психологического развития ребенка

Роль семьи в успешности ребенка трудно переоценить....

ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Многие тренеры считают, что главное в подготовке молодого спортсмена техника,  тактика и физическая подготовка, а психологическая готовность к соревнованиям придет сама собой по мере роста опыта ...

Семинар для педагогов по теме: «Психологический комфорт на уроке, как фактор успешной самореализации личности обучающегося»

Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на том, чтоб урок шел как по нотам. Мастеров не так много. Но есть немало професси...

Педагогический совет по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»

Педагогический совет по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»...

Развивающая программа: «Развитие временной перспективы у учащихся старших классов»

Название профилактической программы: «Развитие временной перспективы у учащихся старших классов»»Возраст детей: 15 - 16 летОбъем группы: 12 -15 человекУсловие работы программы: часто...