Психологическое занятие с четвероклассниками.
план-конспект занятия по психологии (5 класс) по теме

Мухина Светлана Николаевна

Учим детей общаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Секреты общения"26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающее занятие для учащихся 4 класса по теме

 "Секреты общения" 

разработала: педагог-психолог  МОУ КСОШ Мухина С.Н.

Цель: способствовать осознанию школьниками ценности и сложности человеческого общения

Задачи:

  • Формирование представлений о вербальном и невербальном общении
  • Совершенствование коммуникативных навыков
  • Формирование мотивации построения позитивных взаимоотношений
  • Развитие мыслительных способностей
  • Обогащение опыта межличностного взаимодействия
  • Тренировка гибкости поведения
  • Развитие рефлексии, эмпатии, толерантности.

Учащиеся сидят за сдвоенными столами, разделившись на 2 команды.

оборудование: компьютерная презентация, мелодия - звуки леса, половина альбомного листа по количеству участников, фломастеры, 2 листа А5, клей-карандаш, головоломка - распечатки для команд, слова на карточках для капитанов.

Ход занятия

1.Оргмомент.  

-  Здравствуйте ребята!  Мне очень приятно вновь встретиться  с вами.  Кто напомнит мое имя?    

Упражнение «Аплодисменты» (все сидят полукругом)

   Я прошу всех встать в круг. Ребята, давайте по приветствуем друг друга. Я  начну, а вы продолжите. Это легко – я говорю: «Я хочу поприветствовать …(имя)» - и аплодирую этому человеку. Тот, кого я назвала,  так же приветствует следующего, любого из сидящих – ему мы хлопаем уже вдвоем и т.д. Человеку,  которого назовут последним, достается не только приветствие, но и самые громкие аплодисменты! Приятно было получить аплодисменты в свой адрес? Прошу команды занять свои места.

2.  Целеполагание  А теперь представьте, что вы оказались  на необитаемом острове. На этом острове есть все: благоприятные погодные условия, есть пища, есть дом, в котором можно жить, одежда, но вы на этом острове – одни.

- Чего вам будет не хватать? Об этом мы сегодня и поговорим.

-  Тема нашего занятия  «Секреты общения».

(Слайд 1).

- Как вы думаете, чему мы будем учиться?

- На какие вопросы мы должны сегодня найти ответ?

1.Что такое общение и каким оно бывает?

2. Для чего нужно общение?

3. Какие качества помогают человеку общаться, а какие мешают?

4. Существуют ли какие-нибудь правила общения? (слайд 2).

-Сегодня на занятии мы постараемся, ответить на эти вопросы.

3. Правила работы в группе

 -  Сегодня на занятии мы будем работать в группах, каждая группа, собираясь работать, совместно всегда договаривается о правилах работы. Давай познакомимся с этими правилами

(Слайд 3 «Правила работы в группе»).

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Быть активными.

- Прочитайте правила.

-  Согласны ли вы с этими правилами? Хотите что-то  добавить?

4. Работа в группах «Что такое общение?»

  А теперь задание группам, постарайтесь дать ответы на вопросы:

-   Что такое общение?

-  Для чего нужно общение?

Молодцы, с заданием справились успешно (слайды 4-5).

Общение – это процесс взаимодействия двух и более людей, при котором происходит обмен мыслями, суждениями, оценками, чувствами.  

1. . Общение с другими людьми  необходимо  человеку любого возраста.

2. Через общение человек получает знания об окружающем мире.

3. С помощью общения происходит передача опыта, усвоение культурных и нравственных ценностей выработанных человечеством.

4. Благодаря общению, люди учатся оценивать

проступки и отношения, усваивают правила поведения.

5.В общении  формируются важнейшие качества человека (принципиальность, отзывчивость, честность, доброта и др.).

5. Задание: Давайте сделаем так: на счет «1-2-3» все одновременно громко называют свое имя.
Ой, какой шум и гам! Как вы думаете, услышала ли я ваши имена? А что же делать? Может быть, чтобы я услышала, вам нужно прокричать их еще громче? Действительно, это не поможет.
Представляться нужно по очереди.

Вы  написали свои имена на листочках, которые я дала каждому, и прикрепили себе на одежду, чтобы я и все видели и могли обращаться к вам по имени.
В общении нужно говорить по очереди и не перебивать друг друга. Также помните, что любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени. Кстати, это и будет 1 и 2-м секретами общения (слайд).

6.  Разминка: 

Игра «Перестройка»

 - Я попрошу команды выйти ко мне. Продолжим  нашу работу  небольшой, но интересной  разминкой, которая поможет вам включиться в работу. Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в шеренгу.
1. Вот первое задание: постройтесь по первой букве имени в алфавитном порядке.

2. Следующее задание я  усложню: работать вы должны будете молча.

Постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа).
- Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями, даже самым сложным,  быстро и правильно!

(все садятся за столы)
Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А ваше общение различалось при выполнении первого, второго заданий?

Общение бывает разных видов, и с видами общения нам сегодня предстоит познакомиться.

7. Развивающие упражнения

Головоломка

Чтобы познакомится с одним из видов человеческого общения, я предлагаю вам разгадать головоломку. Здесь зашифрована одна известная поговорка:

Ответ:  Язык до Киева доведёт.

- Очень хорошо! И с этим заданием справились успешно! Молодцы.

Кто может сказать, на какой вид общения указывает нам разгаданная головоломка? Да, чаще всего люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют ещё вербальным, это  3 секрет общения (слайд).

8. Игра «Пойми меня»

Каждой команде нужно будет по цепочке от первого игрока к последнему передать слово, написанное у меня на карточке. Выигрывает та команда, которая быстрее смогла донести правильную информацию до последнего игрока. 
В этой игре очень важно соблюдать правила.
Первое правило: говорить запрещается, нельзя произносить ни звука. Вам придется объясняться друг с другом без помощи слов.
Второе правило: не поворачиваться, пока игрок, сидящий сзади, не похлопает вас по плечу.
Теперь все отвернитесь, поворачиваются ко мне, чтобы прочитать слово на карточке только капитаны команд.

 Действительно, общаться можно по-разному, не только вербально. Общение без помощи слов - жестами, мимикой  называется невербальным – это 4 секрет общения (слайд).  - Скажите, какие трудности вы испытали, общаясь друг с другом без слов? Все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства.

Это 5 секрет общения (слайд):

9. Комплекс «Волшебный сон» (релаксационное упражнение) (звуки пения птиц).

Ведущий: Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнём.

  Расслабьтесь, так что бы вам было удобно и постарайтесь выполнять мои просьбы.

Закройте глазки. Дышим легко, ровно, глубоко. Почувствуйте, что напряженье улетело..., тело расслаблено. Представьте, что  лежите  на зеленой,  мягкой травке, греет солнышко, вам тепло и приятно. Дышится легко... ровно... глубоко... (Длительная пауза)

А теперь поднимите руки вверх, потянитесь, откройте глазки. Продолжаем наше занятие.

10. Упражнение,  «Какие качества мне помогают в общении, а какие мешают?»

- Вы замечали, что с разными людьми вы ведете себя по-разному?

- А как вы думаете, почему так происходит?

 (Слайд  «Я в лучах солнца»).

 - Я предлагаю вам сделать  рисунок под названием «Я в лучах солнца». Нарисуйте круг в центре напишите букву Я. Нарисуйте лучи, на которых напишите, те качества, которые вам помогают в общении, а рядом нарисуйте тучи,  в которых напишите те черты, которые вам мешают  при общении. Для того что бы вам было легче вспомнит качества вы можете использовать список слов.

(Слайд «Список слов»).

- А теперь в группе, использую свои рисунки, выберите наиболее повторяющееся черты характера, которые помогают вам в общении и которые вам мешают вам в общении.  Запишите их  и назовите и всем на большом листе и покажите всем.

- Каждая группа называет качества.

- грубость (вежливость); - ненависть (любовь); - обман (доверие); - злость (доброжелательность); - унижение (уважение);- общительность (замкнутость);  - равнодушие (внимательность).

11. Упражнение «Цена улыбки»

 - Наше занятие подходит к концу, и напоследок я  хотела бы поделиться с вами еще одним важным секретом, помогающим сделать общение приятным и успешным. Я вам прочитаю описание этого средства, а вы попробуйте отгадать, о чем идет речь:

Она ничего не стоит, но много дает.
Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.
Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.
Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
Она — отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
И тем не менее ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не подарили!
   (Дети высказывают свои предположения) 
- Ну, конечно же, это 
улыбка! Вот такой простой, но ценный 6-й секрет общения:  «Если вы хотите нравиться людям -  улыбайтесь им». И давайте  подарим,  друг  другу  улыбки  от  всей  души  и  почувствуем,  как  становимся  богаче,  получая  улыбки  окружающих,  а  также  от  того,  что  дарим  свою  улыбку  друзьям.  Почувствовали? Молодцы!

12. Подведение итогов.

 - Давайте вспомним и еще раз проговорим те секреты общения, о которых вы узнали на этом занятии:

  • человеку приятно, когда его называют по имени
  • основной вид общения – вербальное
  • существуют невербальные средства общения, которые дополняют нашу речь
  • слушайте собеседника внимательно, не перебивайте, старайтесь понять его мысли и чувства
  • улыбка помогает сделать общение приятным.

13. Заключительное упражнение

Один участник встает в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Приятно было с тобой пообщаться!». Оба остаются в центре, по-прежнему держатся за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Приятно было с тобой пообщаться!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний ребенок, круг замыкается и церемония завершается безмолвным крепким трехкратным пожатием рук. Аплодисменты всем участникам.

Литература:

1.Подшивка журналов "Школьный психолог".

2. Книга "Развивающие психологические упражнения для школьников". Волгоград. 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое занятие по теме "Что такое темперамент?"

Использование данного проекта позволяет реализовать самые современные дидактические принципы коррекционно-образовательного процесса. Позволяет оптимизировать и интенсифицировать процесс обучения в спе...

Настроение - на "отлично"! Групповое психологическое занятие.

Обучение методам конструктивного общения и осуществлению самоконтроля. Формирование эмоционально-волевого развития....

Психологическое занятие Тема: «Темперамент и выбор профессии» программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9-х классов.

Занятие «Темперамент и выбор профессии» вызывает у старшеклассников большой интерес. Учащиеся определяют преобладающий у себя тип темперамента, узнают полную характеристику, получают конкретные рекоме...

Методическая разработка психологического занятия «Психологические основы самозащиты» для 5 класса (ОБЖ + психология)

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ЗАНЯТИЯ «Психологические основы самозащиты»   Автор занятия Фамилия, имя, отчество Гвоздева Оксана Владимировна Город, область Санкт – Петербург, Колп...

Программа психологического занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов «Психологическая подготовка к экзаменам»

Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:1. Обучение выпускников способам рела...