Методическая разработка группового занятия с элементами тренинга "Остров Дружбы"
методическая разработка (психология) по теме
Групповое занятие с элементами тренинга "Остров Дружбы" направлено на формирование и развитие толерантного этнического сознания. Занятие может быть реализовано в условиях разновозрастной группы, возраст участников от 7 до 17 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_gruppovogo_zanyatya_s_elementami_treninga_igry_v_tigry.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
группового занятия с элементами тренинга
«Остров дружбы»
Группа: воспитанники 7 – 17 лет.
Цель: создать условия для формирования и развития толерантного этнического сознания.
Задачи:
- способствовать осознанию ценности уникальности различных национальных культур;
- способствовать формированию и развитию навыков толерантного поведения по отношению к представителям других национальных культур;
- способствовать формированию и развитию интереса к культуре своего народа, к культуре других народов мира, мотивации самостоятельного изучения культурного наследия человечества.
Ориентировочное время занятия: 45 минут.
Необходимое оборудование: карандаши, фломастеры, ватманы, силуэтные фигурки человечков.
1. Организационный момент | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Цели: - сосредоточить внимания на педагоге-психологе; - включиться в групповую работу. Задачи: - выполнять инструкцию педагога-психолога; - участвовать в совместной деятельности с другими участниками группы. Описание действий участников группы: Приветствуют друг друга. | Цели: – создать благоприятные условия для работы; - создать условия для введения в тему занятия и развитию интереса к данной теме. Задачи: - способствовать сосредоточению внимания подростков на психологе посредством парадоксального, неожиданного приветствия; - способствовать формированию и развитию мотивации на работу в группе посредством включения в совместную деятельность. Метод работы: модификация упражнение «Такие разные приветствия». Описание действий педагога: «Уважаемые господа, разрешите поприветствовать вас. Приветствую вас, драгоценные мои! Сейчас я вам подарю возможность поприветствовать друг друга так, как принято в вашей семье, а если вам не нравится заведенный порядок, то вы можете приветствовать всех так, как вам бы хотелось, чтобы у вас было в семье». «Сейчас кто-то из вас приветствовал других так, как обычно принято делать в его семье, а кто-то так, как ему хотелось бы. Кто, каким образом поступил, мы не знаем и выяснять не будем. Мы это сделаем относительно представителей различных культур. | 5 минут В случае затруднений педагог-психолог сообщает, что сейчас данного участника мы пропустим, но ему необходимо вспомнить или придумать приветствие на следующее занятие. |
2. Основная часть | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Цель: - включение в групповую работу Задачи: - разделиться на группы; - установить рабочий контакт с участниками группы. Описание действий участников группы: Выполняют инструкцию Слушают задания, выполняют инструкции Встают представители соответствующей подгруппы и выполняют свои действия. Раскрашивают силуэты, оформляют плакаты Показывают плакаты, комментируют их | Цел: - создать благоприятные условия для работы в микрогруппах; - создать условия для осознания ценности и уникальности культурного наследия человечества. Задачи: - стимулировать активность каждого участника группы; - управлять групповой динамикой; Метод: Модификация упражнение «Ураган» Описание действий педагога-психолога: «Сейчас я буду называть некоторое качество, а те, у кого это качество присутствует будут вставать. Итак, встаньте те, кто родился зимой. Это будет первая группа (участники пересаживаться в микрогруппу). Аналогично образуются еще 3 группы тех, кто родился летом, весной и осенью» Критерии достижения целей: - участники группы правильно разделились на 4 группы; - участники активны на последующих этапах занятия. Критерии оценивания ответов участников группы: - правильное понимание и выполнение задания; - ответы содержат уникальные семейные особенности. Модификация упражнения «Приветствия от…» Теперь, когда у нас образовалось 4 группы, мы поселимся в разные места. Рожденные зимой будут представлять Чукотку, рожденные весной – Японию, рожденные летом – Россию, рожденные осенью – Францию. Сейчас представители каждой территории сядут в огромный самолет и полетят на «Остров дружбы». По дороге мы будет пролетать над каждой территорией, и представители этой территории как только услышат название своей страны должны поприветствовать всех своим способом». Педагог показывает определенные действия и слова, которые выполняют представители каждой группы, когда слышат название своей страны. «Итак, наш огромный самолет взлетает и мы пролетаем над Россией. Итак, мы прилетели на «Остров дружбы» и сейчас представители каждой группы расскажут об особенностях своей культуры. Для этого Вы получаете совершенно одинаковые силуэты человечков, которых вы должны оживить: разукрасить их так, чтобы было понятно, что это представители одной группы. Это может быть определенный элемент в одежде, во внешности и т.п. затем вы наклеите своих человечков на ватманы и дорисуете вокруг элементы их повседневной жизни. А сейчас каждая микрогруппа расскажет о себе» Склеивает плакаты в один «Посмотрите, что у нас получилось: «Остров дружбы» | 30 минут Описание действий педагога-психолога в случае невыполнения или неверного выполнения группой или отдельными участниками домашнего задания: Педагог-психолог предлагает разделить по другому принципу: по цвету волос, по наличию братьев, сестер и т.д. Проделывает действия вместе с участниками Оказывает консультативную помощь участникам микрогрупп Задает наводящие вопросы |
| ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Цель: - сформировать представление о ценности и уникальности каждой культурной традиции. Задачи: - фиксировать внимание на поиске и выявлении существенных сторон каждой культурной традиции; - проанализировать свои выводы и размышления относительно изучаемого явления; - проанализировать выводы и размышления об изучаемом явлении других участников. Описание действий участников группы: - рассуждают, отвечают на вопросы педагога-психолога, при необходимости задают вопросы педагогу, другим участникам группы. | Цель: - организовать и направить к цели познавательную активность учащихся. Задачи: - способствовать осознанию сущности национальной традиции посредством логических размышлений и эвристического поиска; - способствовать умению соотносить и анализировать собственные размышления и с выводами и размышлениями других. Метод: решение эвристического вопроса. Описание действий педагога-психолога: - Как вы думаете почему люди отличаются друг от друга? (Различные условия жизни, истории развития и т.д.) - Как вы думаете, как должны относиться друг к другу представители различных культур? (уважительно, с интересом и т.п.) - Как вы думаете, что может помочь развитию дружеских отношений между представителями различных культур? (знание и понимание культурных традиций других народов и т.д.) - Как вы думаете, повлияет сегодняшнее занятие на вашу жизнь? Как? Будите ли вы углублять свои знаний о национальных различиях? Зачем? Критерии определения уровня внимания и интереса подростков к излагаемому материалу: - продуктивный характер совместной деятельности; - активность всех детей при совместной работе; - рассуждения над вопросами рефлексии. | 8 минут Задает наводящие вопросы |
4. Завершение занятия | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Цель: - организованное завершение занятия. . Задачи: - достижение спокойного эмоционального состояния; - релаксация. Описание действий участников группы: - выполняют инструкцию, повторяют слова и действия педагога-психолога. | Цели: - создать условия для организованного завершения занятия. . Задачи: - способствовать достижению спокойного позитивного эмоционального состояния; - способствовать релаксации; Упражнение: «Между нами» Описание действий педагога-психолога: «Сейчас я попрошу всех организовать большой круг, я буду показывать действия и говорить слова, вас прошу повторять за мной: «Мои глаза видят вас (рукой прикасаемся к своим глазам), мои уши слышат вас (прикасаемся к ушам), мое сердце принимает вас (рука прикладывается к сердцу), мой разум понимает вас (рука прикладывается ко лбу), между нами дружба (все берутся за руки и поднимают руки вверх) | 2 минуты Повторяет упражнение еще раз |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка группового адаптационного занятия для учащихся с овз 1х классов с участием классного руководителя и воспитателя «Лесная школа доброты и вежливости».
Групповое адаптационное занятие с участием детей и педагогов 1-го класса проводиться педагогом-психологом на начальном этапе адаптационного периода.Содержит элементы визуализации, ролевой игры, релакс...
Методическая разработка группового занятия «Тренировочный конкурс мастерства по профессии «слесарь» для студентов I курса, обучающихся по профессии «мастер санитарно-технического оборудования»
Профессии «мастер санитарно-технического оборудования» в обособленном структурном подразделении (далее - ОСП) ГБПОУ МО «Шатурский энергетический техникум» обучаются студенты, получившие ранее об...
Методическая разработка группового занятия с применением методов активного социально-психологического обучения «Трудоустройство: собеседование с работодателем» Проводится в группах III курса техникума
Выпуск студентов в нашем подразделении начального профессионального образования в ГБПОУ МО «Шатурский энергетический техникум» осуществляется в конце января. На...
Методическая разработка группового занятия «Патриотизм. Национализм. Толерантность. Толерантен ли ты?»
Одно из задач занятия: сформировать у студентов нравственное представление о толерантности, патриотизме, национализме, стереотипе.Занятие содержит: информационные блоки, интерактивные беседы, тренинго...
Методическая разработка группового занятия «О вредном воздействии наркотических веществ на организм человека»
Рост распространенности наркоманий продолжается среди подростков и взрослых людей, несмотря на все меры противодействия наркотизации, предпринимаемые в обществе.За молодежь идет борьба между представи...
Методическая разработка группового занятия с элементами тренинга для подростков «Уверенное поведение»
Методическая разработкагруппового занятия с элементами тренинга для подростков «Уверенное поведение»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА учебного занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Рисуем нитями» Тема занятия «Демонстрация и технология выполнения базовых элементов: завитки простые и сложные, капельки. Заполнение платья ангела завитками»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАучебного занятияпо дополнительной общеразвивающей программе «Рисуем нитями»Тема занятия «Демонстрация и технология выполнения базовых элементов: за...