Упражнение из раздела кинесиологии.
консультация по психологии по теме

Сафронова Светлана Владимировна

Образовательной Кинесиологии — вооружить человека знаниями о своем восприятии, своих ощущениях, в том числе и ощущениях положения собственного тела в пространстве. С помощью специально организованных и очень простых упражнений мозг и тело человека приводятся в сбалансированное состояние, устанавливается гармоничная связь между мышлением (интеллект), эмоциями (чувства) и телом, что дает возможность человеку эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать даже самыми сложными интеллектуальными действиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhnenie_iz_razdela_kinesiologii.doc439.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение из раздела кинесиологии.

Образовательной Кинесиологии — вооружить человека знаниями о своем восприятии, своих ощущениях, в том числе и ощущениях положения собственного тела в пространстве. С помощью специально организованных и очень простых упражнений мозг и тело человека приводятся в сбалансированное состояние, устанавливается гармоничная связь между мышлением (интеллект), эмоциями (чувства) и телом, что дает возможность человеку эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать даже самыми сложными интеллектуальными действиями.

РИТМИРОВАНИЕ

Ритмирование предшествует работе с основными заданиями комплекса «Гимнастика для мозга». Упражнения подготовительного этапа позволяют обрести позитивность, активность, ясность и способность концентрировать внимание. Их можно выполнять стоя, сидя, а при необходимости, и лежа.

Ритмирование обязательно предваряется питьем чистой воды — это позволяет повысить энергетический потенциал тела и активизировать мозговые процессы.

Ритмирование  включает в себя следующие процедуры:  

1. Упражнение «Кнопки мозга». Активизация нужных точек приводит к получению мозгом большего объема кислорода, что, в свою очередь, улучшает его деятельность, а также способствует достижению баланса между левой и правой половиной тела и включению его в общую работу по восприятию и усвоению информации. Для его выполнения необходимо массировать одновременно большим и средним пальцами левой руки парные точки в подключичных впадинах, положив при этом правую руку на пупок (малыши 3—4 лет могут массировать грудку круговыми движениями плотно прижатой левой ладошкой до легкого покраснения).

http://mdou63luchik.caduk.ru/images/p7_clip_image001.jpg

Стимулирование точек следует провести 10 раз. После этого надо поменять положение рук на противоположное и провести стимулирование точек еще 10 раз. Затем следует повторить все упражнение еще раз.

2. Упражнение «Перекрестные движения» или «Кросс-кролы»,  способствующее развитию интегрированных связей обоих полушарий. Активизирует мозг для пересечения аудиально-визуально- кинестетической и тактильной средней линии тела, что активизирует речевые и языковые центры мозга, «включает в работу» левое и правое полушария, способствуя успешному интегративному обучению.

Упражнение представляет собой медленную ходьбу на месте под счет педагога (начинать следует с 5 —10 шагов с постепенным увеличением количества шагов до 100), при выполнении которой ребенок попеременно перекрестно касается правым локтем левого колена и левым локтем — правого с обязательной фиксацией положения «локоть — колено».

Модификация упражнения, пальцы обеих рук смыкаются в замок то под правым, то под левым приподнятым коленом под счет педагога.

3. Упражнение «Крюки Деннисона», оказывающее влияние на сбалансированную работу моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга. Упражнение способствует концентрации внимания и освобождению тела от избыточного напряжения, улучшает координацию тонкой моторики (это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза) и формальное причинно-следственное мышление. Используется для ослабления эмоционального стресса. Прикосновение языка к твердому небу стимулирует лимбическую систему (совокупность ряда структур головного мозга. Участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, эмоций, памяти, сна, бодрствования и др.) для обеспечения связи эмоциональных процессов с более точными

причинно-обуславливающими процессами, протекающими в лобных долях мозга.

Состоит из нескольких частей:

Часть 1.  Сядьте удобно, отбросив вес тела на спинку стула и положив левую лодыжку поверх правой. Кисти рук разверните ладонями в стороны (тыльной стороной друг к другу; "заведите" их в центре друг за друга, чтобы соприкоснулись ладони, переплетите пальцы в замок и удобно выверните его снизу вверх на уровне груди, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами при вдохе и расслабьте его при выдохе; глаза закатываются вверх. Дышите глубоко: вдох на 2 счета, выдох - на 4, пауза - на 2 счета. Можно закрыть глаза.

Посидите в этой позе в течение минуты, расслабившись и устанавливая определенный ритм дыхания.

Это сложное перекрестное движение оказывает на мозг тот же интегрирующий эффект, что и Перекрестный Шаг. Это действие возбуждает средний мозг, который находится прямо над твердым небом, а также помогает избавиться от напряжения в языке, вызванного несбалансированной позой.

Часть 2. Разомкните ноги, расплетите руки. Прикоснитесь кончиками пальцев обеих рук друг к другу, "бросив" их вниз между ног. Продолжайте дышать глубоко на протяжении еще одной минуты, но измените ритм дыхания: вдох - на 4 счета, задержка - на 2 счета, выдох - на 2 счета. В это время оптимально думать о планах, ставить цель или совершать выбор.

Варианты упражнения: "Крюки" можно делать стоя или сидя.

После ритмирования тело и мозг подготовлены к проведению основной работы.

Примечание для психолога: ниже приведены упражнения, которые можно использовать на определенную зону – глаза, плечи, мышцы ног и др.

F:\работа\тренинги и совещания\2012-2013\для педагогов\декада ЗОЖ\загруженное (3).jpg

Упражнение «Рокер». Данное упражнение помогает координировать работу целостного тела, снимает напряжение после длительного сидения, например за партой, компьютером или рулем автомобиля; повышает уровень энергии: способствует творческому мышлению, улучшает выполнение различных операций с техникой: компьютером, машинами.

Инструкция: упражнение выполняется на мягкой поверхности.

  1. Сядьте на пол (стул);
  1. Обхватите колени руками (или держитесь сидя за стул, отрывая ноги), и круглив спину, покачайтесь на позвоночнике взад-вперед и с боку на бок. Амплитуда движений небольшая и регулируется появлением напряжения.
  2. Вернитесь с исходное положение; сидя на ягодицах с согнутыми коленями. Откиньтесь назад, опираясь на локти и кисти, вам должно быть удобно поддерживать тело в наклонном положении.
  3. Приподнимите ноги, согнутые в коленях, и плавно начинайте описывать коленями «восьмерки». Если выполнение этих движений затруднительно, то для начала достаточно просто проделать круговые вращения.

F:\работа\тренинги и совещания\2012-2013\для педагогов\декада ЗОЖ\загруженное (5).jpg

Упражнение «Слон».

Данное упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический, развивает кратковременную и долговременную память, развивает чувство баланса, что помогает при укачивании. Инструкция: 1. Встаньте удобно, ноги на ширине плеч, чуть пружинят в коленях, стопы параллельно.

Поднимите правую руку вверх и прислоните к ней голову. Ухо должно быть прижато к руке так плотно, что если положить между ними лист бумаги, то он удержится.

2. рисуем «ленивую восьмерку» (знак бесконечности) всем телом, где воображаемым кончиком кисточки является кисть руки. Для этого чуть приседаем, пропускаем волнообразное движение через бедра и выше в корпус. Одновременно с этим гудим «у-у-у».

3. глаза следят за движением кисти.

4. повторяем то же другой рукой.

F:\работа\тренинги и совещания\2012-2013\для педагогов\декада ЗОЖ\загруженное (4).jpg

Упражнение «Сова». Данное упражнение снимает напряжение в шее и способствует притоку крови к головному мозгу. За счет обогащения мозга кислородом активизируется сосредоточение, внимание и навыки понимания, совершенствуется внутренняя речь, мышление.

Упражнение выполняется стоя или сидя. Инструкция: 1. Правой ладонью захватите мышцу посередине плечевого пояса (надостную). Ладонь должна быть мягкой, как бы приклеенной к мышце.

 2. Сжимайте мышцу, на выходе медленно поварничая голову слева направо, пересекая среднюю линию тела.

Доходя до крайней удобной для вас точки в повороте головы, начинайте движение в обратную сторону. При этом губы, сложенные трубочкой, произносят звук «Ух» на выдохе. Одновременно с «Ух» происходит сжатие мышцы ладонью и поворот головы. Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза с каждым уханьем расширяются, имитируя круглые глаза совы. При выполнении этих движений важна синхронность! Проделайте правой рукой столько раз, сколько считаете нужным, но не меньше трех. 3. Поменяйте руки и повторите упражнение, расслабляя другую надостную мышцу.

F:\работа\тренинги и совещания\2012-2013\для педагогов\декада ЗОЖ\загруженное (1).jpg

Упражнение «Вращение шеей».

Данное упражнение

способствует расслаблению ЦНС и снятию зажимов в области шеи, плеч и спины. 

Инструкция: 1. Встаньте прямо, голова – по серединной линии.  2. Приподнимите одно плечо к уху. Положите на него голову.

3. Позвольте голове скатиться к серединной линии и опустите плечо.

Подбородок опущен достаточно низко, таким образом, что вы чувствуете натяжение задних шейных мышц. Рот чуть приоткрыт. Представьте, что голова – тяжелый шар. 4. Медленно начинайте поворачивать голову направо и налево. Максимальный поворот головы не дальше плеча. 5. Сделайте 4-5 проходов от плеча к плечу.  В местах сильного напряжения в шее чуть дольше подержите голову в этой позиции и спокойно и глубоко подышите. 6. Вернитесь в исходную позицию. Чуть откиньте голову назад до легкого натяжения мышц шеи спереди. Не забудьте приоткрыть рот. 7. Начинайте медленно вращать головой из стороны в сторону. Амплитуда движений назад меньше, чем амплитуда движений спереди.

F:\работа\тренинги и совещания\2012-2013\для педагогов\декада ЗОЖ\загруженное.jpg

Упражнение «Брюшное дыхание».

Данное упражнение развивает диафрагмальное дыхание, улучшает дыхательный процесс, расслабляет ЦНС, повышает уровень энергии, обогащая кровь кислородом, способствует гибкости и точности выполняемых движений, помогает снять избыточное возбуждение и успокоиться. 

Инструкция: 1. Вдохните через нос. Выдох производится маленькими порциями через сжатые губы. Выдыхая, представьте, что вы пытаетесь удержать на весу над губами пушинку. Данный пункт является подготовительным к упражнению. 2. Положите руки на

живот, вдохните воздух через нос таким образом, чтобы под вашими руками живот округлился.3. Задержите дыхание на 3 секунды. 4. Медленно выдыхайте, при этом живот сдувается и немного втягивается. 5. Задержите дыхание на 3 секунды и сделайте вдох. 6. Повторите упражнение не более 3-х раз. Обратите внимание, что дыхание во время упражнения должно быть ритмичным.

F:\работа\тренинги и совещания\2012-2013\для педагогов\декада ЗОЖ\загруженное (2).jpg

Упражнение «Ленивые 8-ки».

Данное упражнение интегрирует работу обоих полушарий мозга, способствует развитию координации движений всего тела в повседневной жизни и в спорте, улучшению ориентации в пространстве. Прорабатывают стрессовые зажимы глазных мышц. Инструкция: 1. Примите удобную позу. Представьте перед собой на уровне глаз 8-ку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы.

2. Вытяните перед собой руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак с поднятым вверх большим пальцем. Ведите рукой в воздухе от центра влево – вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и вернитесь в центр. Далее продолжать «рисовать» вправо вверх, возвращаясь в исходную точку. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить 3 раза каждой рукой. 3. Соедините руки в замок – пальцы обеих рук перекрещиваются между собой, большие пальцы подняты. Снова рисуем «ленивую 8-ку» и следим глазами за пальцами. Повторить 3 раза. Выполняемые движения должны быть плавными и непрерывными. За движениями руки следим только глазами, голова остается неподвижной.

F:\работа\тренинги и совещания\2012-2013\для педагогов\декада ЗОЖ\images (1).jpg

Упражнение «Энергетическая зевота».

Данное упражнение улучшает зрительное внимание и восприятие, снимает напряжение мышц лица, способствует улучшению коммуникации, стимулирует творческие процессы, развивает способность отбирать нужную информацию. 

Инструкция: 1. Займите удобную позицию, положите ладони на щеки. 2. Откройте и закройте рот, чтобы почувствовать под руками места, где соединяется верхняя нижняя челюсть. Переместите пальцы ладоней на эти места. 3. Представьте, что вы зеваете, широко откройте рот и на этом «зевке» массируйте пальцами выше обозначенные места.

При этом попробуйте произносить расслабляющий длинный звук «вау». 4. Повторите упражнение 3-6 раз. При правильном выполнении упражнения вы непременно зевнете по-настоящему. Массируйте точки под скулой от носа в обе стороны по направлению к ушам. При этом мелко зевайте вслух.

Как это использовать?

Польза: повышение стрессоустойчивости организма, снятие зажимов, раскрепощение участников тренинга. Можно применять с детьми до начала занятия / во время, вместо психогимнастики.

Польза: включение и разблокирование связей тела и мозга, посредства упражнений позволяет раскрыться скрытым возможностям и талантам детей, силам и умениям до той поры не проявлявшимся, возвращает здоровье, энергию. 

Данные упражнения (из раздела кинесиологии) приведены из сборника упражнений образовательной кинесиологии. Смирновой С.С., Цыпленковой О.А. «Снятие учебного и рабочего стресса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированные упражнения по разделу "Здоровье" с выводом оценки

Данная работа содержит шесть листов, выполненных в Excel. Включает в себя 1лист -титульный, 2 лист-регистрационный ,3 лист - анаграмма, 4 лист-упражнение с выбором ответов из категорий фрукты-ово...

Тренировочные упражнения к разделу "Словообразование"

Тренировочные упражнения  к разделу "Словообразование". Материал может быть использован на уроках русского языка с 5 по 11 класс....

Лексические упражнения по разделам по учебнику Starlight 7

Лексические упражнения по разделам для учащихся 7 класса по УМК Starlight...

Упражнения по разделу "Синтаксис. Пунктуация" в 5 классе

Даны упражнения, которые помогут проверить умение находить в речи вводные слова и обращения, видеть разницу между простым и сложным предложением, оформлять предложения с прямой речью....

Комплекс упражнений к разделу "Основы дыхательной гимнастики"

Предложенный комплекс дыхательных упражнений основан на методике А.Н.  Стрельниковой и предназначен для самостоятельного использования родителями при невозможности посещения занятий....

Комплекс упражнений к разделу "Основы оздоровительного массажа"

Этот комплекс упражнений предназначен для самостоятельного использования родителями, при невозможности посещения занятий....

Комплекс упражнений к разделу "Фитболл гимнастика"

Упражнения предназначены для использования родителями при невозможности посещения занятий....