Исследование влияния мотивации на достижение успеха старшеклассников в преодолении школьных трудностей. 2013 год.
статья по психологии (10 класс) на тему

Комлева Светлана Валентиновна

В настоящее время при активном процессе модернизации образования уделяется большое внимание качеству образовательного процесса, которое во многом связано с желанием учеников хорошо учиться и их психофизиологическими возможностями. Поэтому становится любопытной связь между мотивацией ученика и успехом в преодолении школьных трудностей.

В данной работе рассматриваются четыре вида мотивации: внешняя, внутренняя, два вида мотивации достижения (боязнь неудач и надежда на успех).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследование влияния мотивации на достижение успеха старшеклассников в преодолении школьных трудностей.

2013 год.

Актуальность исследования

В настоящее время при активном процессе модернизации образования уделяется большое внимание качеству образовательного процесса, которое во многом связано с желанием учеников хорошо учиться и их психофизиологическими возможностями. Поэтому становится любопытной связь между мотивацией ученика и успехом в преодолении школьных трудностей.

В данной работе рассматриваются четыре вида мотивации: внешняя, внутренняя, два вида мотивации достижения (боязнь неудач и надежда на успех).

Внешняя мотивация (экстриссивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Например, мнение товарищей и одобрение учителя.

Внутренняя мотивация (интриссивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Например, интерес к любимому занятию, влечение к игре.

Стимулом, побуждающим человека к деятельности, учебе могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. Надежда на успех выражает уверенность в достижении намеченной цели, а боязнь неудачи связана с тревогой не суметь ее достичь, не оправдать ожиданий, провалиться.

Мотивация успеха носит положительный характер. При этом действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. В этом случае личностная активность зависит от потребности в достижении успеха.

Мотивация боязни неудачи носит негативный характер. При таком типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать плохого отношения к себе, и даже наказания. Ожидание неприятностей определяет его деятельность. В этом случае, думая о предстоящей деятельности, человек уже боится возможного провала и ищет выход, как его избежать, а не как добиться успеха.

Личности, мотивированные на успех, как правило, очень активны и инициативны. При встрече с препятствиями, они ищут способы их преодоления и отличаются настойчивостью в достижении цели, планируя свое будущее на большие промежутки времени. При этом они предпочитают брать на себя средние по трудности или завышенные, но выполнимые обязательства и ставят перед собой реально достижимые цели. Если рискуют, то расчетливо.

Личности, мотивированные на неудачу обычно малоинициативные, избегают ответственных заданий, находя причины отказа от них, ставят перед собой завышенные цели, при этом плохо оценивают свои возможности. Либо, наоборот, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат, при этом они склонны к переоценке своих успехов в свете неудач.

Люди с сильной боязнью неудачи, сомневающиеся в своих способностях, обычно бывают настолько ориентированы на неудачу, что им нужна помощь психолога для корректирования мотивации. Ориентированные на успех — верят, что справятся, уверены в себе, не испытывают страха, скованности и не задумываются о границах своих способностей, полагаясь не только на свои знания и умения, но и на случай или свой здравый смысл. Ориентированные на успех более полно реализуют свои способности и чаще достигают поставленных целей, поэтому так важно оценить мотивации к успеху и боязни неудачи.

Таким образом, для прогнозирования результатов и выбора методики обучения важно обладать информацией о мотивации учеников. Это обосновывает необходимость проведения регулярного психологического тестирования в образовательных учреждениях.

В данном исследовании представляется актуальным изучить зависимости между мотивацией и успешносьтю в преодолении школьных трудностей учеников старших классов.

Объект исследования

Объектом исследования являются учащиеся старших классов гимназии.

Предмет исследования

Предметом исследования являются показатели мотивации достижения, внешней и внутренней мотивации, а также школьная тревожность и эмоциональный фон по отношению к предметам, одноклассникам и педагогам учащихся.

Цель

Целью данной работы является изучение взаимосвязи между мотивацией учеников старших классов и их успешностью в преодолении школьных трудностей

.

Гипотезы исследования

Исследование основано на следующих гипотезах:

  • Существует взаимосвязь между успешностью ученика и его мотивацией
  • Существует взаимосвязь между мотивацией и комфортным эмоциональным фоном.

Методы и методики исследования

Для достижения цели исследования были применены психодиагностические методики:

  • Методика выявления мотивации у школьников (предложена Гатановым Ю.Б.)
  • Для определения школьной тревожности — методика Филлипса
  • Для определения эмоционального фона—анкета «Отношение к предметам» ( под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.)
  • Метод «Незаконченные предложения».

Экспериментальная часть исследования проводилась на базе Российской Гимназии при Государственном Русском музее.

Практическая значимость

Результаты исследования могут быть полезны в практической педагогике, при организации и проведении урока учителем. Полученные данные позволяют оценить качественные и количественные показатели мотивации и изучить мотивацию успеха у современных старшеклассников.

Теоретические представления о мотивации

В западной психологии мотивации длительное время господствовали представления о жесткой обусловленности любого поведения двумя факторами — биологическими потребностями и стимулами среды. Однако Г.Харлоу с коллегами заметили ряд интересных мотивационных явлений, которые не поддавались традиционным объяснениям. Так, было установлено, что животные при удовлетворении всех физиологических потребностей не прекращают свою деятельность, она продолжается как будто на новой мотивационной основе: поиск еды, воды и прочего сменяется поиском новых впечатлений, "исследовательским" поведением.

Новые факты побудили психологов выделить два класса мотивов: процессуально-содержательные (интриссивные, внутренние) и экстриссивные (внешние). Экстриссивной (внешней) мотивацией стали называть детерминацию поведения физиологическими потребностями и стимуляцией среды, а процессуально-содержательной мотивацией — обусловленность поведения факторами, непосредственно не связанными с влиянием среды и физиологическими потребностями организма. Процессуально-содержательно мотивированное поведение осуществляется ради себя самого и не может быть только средством достижения внешней цели. А экстриссивный мотив актуализируется тогда, когда главной причиной поведения является получение чего-то, находящегося вне этого поведения, вне этой деятельности.

Если школьников или студентов побуждают к учебе, например, только стремление получить аттестат или диплом (или стремление избежать наказания, неодобрения старших), то можно утверждать, что они внешне мотивированы. А когда человек получает удовольствие непосредственно от самого процесса или содержания деятельности, от самого поведения, то мотив, который его побуждал, можно считать процессуально-содержательным.

Интриссивный мотив — это всегда состояние радости, удовольствия от своего дела. А если деятельность (или поведение) побуждается материальными благами, социальными факторами (статусом, престижем, властью, внешними требованиями), то она является внешне мотивированной.

Процессуально-содержательно мотивированными являются только такие формы активности, которые осуществляются ради самой деятельности (т.е. к деятельности побуждает сам процесс или содержание данной деятельности). При этом, по мнению Д.Уайта, мотивирующим является ощущение эффективности, а результатом активности — рост различного рода компетентности. Интриссивно мотивированные формы активности производят впечатление отсутствия цели; мотивирует процесс, а не результат деятельности (например, детские игры, эстетические переживания, привлекательная сама по себе деятельность, хобби). Поэтому такая мотивация иногда называется процессуальной.

Внешне мотивированным считается все, что направлено на достижение некоторого конечного результата или цели. Любая деятельность, которая побуждается достижениями, властью, статусом, требованиями, должна рассматриваться как внешне мотивированная. Когда деятельность побуждается стремлением продемонстрировать (или достичь) власть или социальный статус, то она внешне мотивирована.

Как правило, каждая деятельность всегда побуждается комплексом, сочетанием процессуально-содержательных и экстринсивных мотивов. Причем в одних ситуациях преимущественно действуют экстриссивные мотивы, а в других — процессуальные.

Кроме внешней и внутренней мотивации также рассматривается мотивация достижения, выраженная в двух формах: боязнь неудач и надежда на успех.

У каждой направленности свои плюсы и свои минусы. В разных условиях при решении разных задач эффективнее использовать ту или иную мотивацию, подбирать тех или иных исполнителей.

При мотивация достижения успеха личности обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия — ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. При мотивации избегания неудачи активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи, избеганием проблем, ухода от ошибок и лишней траты нервов.

В основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее просчитывает возможную неудачу, больше думает о путях избегания этой гипотетической неудачи.

Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

Многие психологи, занимаясь развитием детей, ограничиваются познавательной сферой. Однако без развития соответствующих личностных качеств она не обеспечит человеку высокого уровня достижений, не позволяет максимально реализовать имеющийся потенциал. Например, традиционная система школьных оценок вырабатывает мотивацию боязни неудач: основной упор ставится не на количество правильно решённых задач, а на отсутствие ошибок: «5 – нет ошибок, 4 – от 1 до 2 ошибок, 3 – от 3 до 4 ошибок». Это приводит к тому, что даже взрослые люди с хорошим образованием следуют мотивации избегания неудач.

Общая характеристика выборки.

В качестве участников исследования выступило 20 учеников гимназии при Русском Музее, 15-16 лет (старший подростковый возраст): 11 девушек и 9 юношей.

Проблема исследования и анализ данных.

Исследования показали влияние и взаимосвязь мотивации на уровень школьной тревожности. Из восьми видов школьной тревожности у ребят с внешней мотивацией преобладают :

  • фрустрация потребности в достижении, т.е. психологический фон, не позволяющий ребенку развить свои потребности в успехе,
  • проблемы и страхи в отношениях с учителями, т.е. Общий негативный эмоциональный фон отношения со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

У ребят с внутренней мотивацией преобладают:

  • страх самовыражения, т.е. негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрация своих возможностей,
  • страх ситуации проверки знаний, т.е. Негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки,особенно публично.
  • низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, т.е. Особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера.

Можно сделать вывод, что чем больше разница между внешней и внутренней мотивациями учащегося, тем больше балл тревожности по указанным видам шк.тревоги и наоборот, если эта разница не так велика — балл шк.тревоги также минимален.

Необходимо отметить, что разница в 10 и более баллов между мотивациями одного человека очень влияет на все показатели исследования, например, внешняя мотивация — 45, а внутренняя — 58 баллов.

Следующая взаимосвязь указывает на то, что учащиеся с внешней-экстриссивной мотивацией склонны к более отрицательному эмоциональному фону (негативному) по отношению к предметам, учителям и одноклассникам. Анкеты указывают на то что ожидания их не оправдываются, и они чувствуют себя разочарованными и обманутыми.

Учащиеся с внутренней-интриссивной мотивацией напротив эмоционально лояльны и терпимы, и даже в трудных ситуациях не опускают рук, подтверждением служат ответы на незаконченные предложения, например, на фразу «как воспитать успешного человека.....» ребята с интриссивной мотивацией продолжают: «он должен сам себя воспитывать», «необходим внутренний стержень», «необходимо верить в себя», «должен самостоятельно принимать решения».

Ребята с экстриссивной мотивацией продолжают это предложение так: «надо помочь сделать первый шаг», «заставить думать», «обучать жизни», «с детства развивать ребенка».

И опять, фактор большой разницы между мотивациями у одного человека подтверждает категоричность, нетерпимость, не прощение себя и других. Если же разница минимальная (меньше 10 баллов, например, 41 и 46), то и рассуждения более лояльны, терпимы и на предложение « что чувствует успешный человек, знакомо ли вам это чувство...» ребята отвечают достаточно уверенно и убедительно, что знакомы с этим чувством и называют его удовлетворенностью, счастьем, уверенностью, вдохновением. Ребята с большой разницей между мотивациями ( 10 и более баллов) говорят об эйфории, удивлении, беспокойстве.

На предложение «успех нужен для того, чтобы...» ребята с разными мотивациями отвечали похоже: для достижения цели, чтобы человек чувствовал что живет, чтобы знать свои возможности, для желания двигаться, чтобы чувствовать себя нужным и счастливым, чтобы жить дольше, чтобы найти место в жизни.

Исследуемые факторы надежда на успех и боязнь неудач имеют следующие показатели: у ребят с ярко выраженной внешней мотивацией преобладает мотив боязни неудач, у ребят с ярко выраженной внутренней мотивацией преобладает надежда на успех, у ребят где показатели мотиваций мало разнятся эти факторы распределились одинаково.

Анализ результатов обучения и поведения последних говорит о том, что группа этих учащихся более успешна, а также более адаптированна к изменяющимся условиям, например, смена кл.руководителя, дополнительные нагрузки, экзамены и др.. Также это ребята не склонные к конфликтному или девиантному типу поведения.

Вывод: исследование не выявило разницы между внутренней и внешней мотивациями для достижения успеха в школе, однако большое значение имеет разница между этими показателями, чем больше разница, тем больше проблем в школьной жизни и минимум ответственности за свои поступки и результат. Ребята с большим разрывом между мотивациями часто бывают склонны к деструктивным формам поведения, также им труднее адаптироваться ко всему новому. И чем минимальнее разрыв между мотивациями, тем успешнее ученик во всех областях школьной жизни, эти ребята с готовностью берут на себя ответственность за результат и поступки,они коммуникабельны,терпимы и не конфликтны, а если попадают в трудные положения быстро находят способ решения ситуации, помогая при этом не только себе, но и другим.

Стереотип такого поведения сохраняет здоровье этих людей и помогает достигать успеха в любой области жизни.



Предварительный просмотр:

Методика диагностики типа
школьной мотивации у старшеклассников

Проблема школьной мотивации — один из краеугольных камней в современном образовании. Особенность работы с ней заключается еще и в том, что это область, в которой необходимы совместные усилия специалистов — педагогов, психологов, администрации, а также родителей школьников.
Методик, диагностирующих школьную мотивацию, крайне мало, и практически все они предназначены для учащихся начальной школы. Однако вопрос мотивации при переходе в среднее и старшее звено не теряет своей актуальности. Даже наоборот, учитывая возрастное снижение учебной мотивации в подростковом возрасте, крайне важным становится определить, а что же все-таки способно мотивировать учащихся, как могут воздействовать на них учителя и как строить программу обучения, чтобы преодолеть традиционное снижение успеваемости в 6–8-х классах.
Школьная мотивация дифференцирована на множество разных типов, и суть данной методики в том, чтобы выявить преобладающий тип мотивации учащегося — то есть тот мотивационный механизм, который является доминирующим именно для него в его учебной деятельности. Эти типы представлены шкалами опросника. Кроме индивидуального результата, очень важным является подсчет среднего результата в классе, параллели, сравнение итогов одного класса и параллели с другими. Исходя из преобладающего у детей типа мотивации можно видоизменять методы и структуру обучения, чтобы воздействовать на необходимые активные механизмы.
Опросник предназначен преимущественно для учащихся 6–9-х классов, однако можно использовать его и в 10–11-х классах.

Из опыта использования

Проведенное нами в рамках гимназии исследование показало, что ведущим мотивом для наших семиклассников (в отличие от восьмиклассников) является одобрение родителей. То есть, иначе говоря, большинство школьников начинает учиться лучше, когда получает за это «положительное подкрепление» именно от родителей, а не от учителей и одноклассников. Среди одноклассников престижность хорошей учебы оказалась невысокой, это не тот критерий, по которому они оценивают друг друга. Таким образом, мы понимаем, что для повышения успеваемости этих детей мы прежде всего должны выходить на родителей, прояснять для них их роль в образовании детей. Также высокий балл среди типов мотивации по всем параллелям оказался у мотивации «осознание социальной необходимости». Это говорит о том, что учащиеся начинают лучше учиться, когда четко осознают, как это конкретное знание может пригодиться в будущем — для поступления в вуз, получения хорошей профессии, работы и пр. Соответственно, на простраивание таких «цепочек» для детей было обращено внимание педагогов. Ну и, безусловно, прогнозируемым для подростков оказался высокий балл по шкале «общение» — это говорит о необходимости включения как можно большего количества интерактивных, коммуникативных методов обучения (групповой работы, дискуссий и т.п.).

Результаты обследования были использованы при проведении малого педсовета по работе с неудовлетворительно успевающими учащимися, где шел разговор с каждым из них индивидуально. Если мы видели, что ведущим мотивом для ребенка является получение одобрения, — вырабатывалась одна тактика, если страх наказания — другая, если мотивация достижения — третья.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

Уважаемый старшеклассник! Этот опросник касается твоей учебы в школе. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет» в специальном бланке. Пожалуйста, будь предельно искренен, твои ответы помогут сделать обучение в нашей школе более эффективным.

1) Мне кажется, лидером в классе достоин стать только ученик, который имеет хорошие результаты в учебе.

2) Родители всегда поощряют меня за хорошие отметки в школе.

3) Я очень люблю узнавать что-то новое.

4) Мне нравится брать сложные задания, преодолевать трудности в их выполнении.

5) Я хочу, чтобы одноклассники считали меня хорошим учеником.

6) Я стремлюсь к тому, чтобы учитель похвалил меня, если я правильно выполнил задание.

7) Я всегда рассказываю об успехах в учебе своим родителям.

8) Меня пугает возможность остаться на второй год или быть отчисленным из школы за плохую успеваемость.

9) Я часто скрываю свои плохие отметки от родителей, чтобы избежать наказания.

10) Я учусь прежде всего потому, что знания пригодятся мне в будущем, помогут найти хорошую работу.

11) Школа для меня прежде всего место общения с друзьями.

12) Мне нравится участвовать в различных школьных мероприятиях, и было бы здорово не тратить в школе столько времени на уроки.

13) Учеба для меня сейчас — одна из основных сфер, где я могу проявить себя.

14) Ребята в нашем классе не будут хорошо относиться к человеку, если он плохо учится, несмотря на другие его заслуги.

15) Мое образование часто становится темой для разговоров в нашей семье.

16) Мне нравится проводить самостоятельные исследования, делать какие-то открытия.

17) Мне важно доказать самому себе, что я способен хорошо учиться.

18) Когда я получаю хорошую отметку, я стремлюсь, чтобы об этом знали мои одноклассники.

19) Я расстраиваюсь, когда получаю тетрадь и вижу, что учитель никак не отметил мою работу.

20) Я начинаю стараться на уроках, если знаю, что родители как-то поощрят мои старания.

21) Я начинаю учиться старательнее, если знаю, что мою успеваемость будут разбирать на педсовете, на школьной линейке.

22) Я прилагаю больше усилий к учебе, если знаю, что дома буду наказан за плохую успеваемость.

23) Мне важно вырасти культурным, образованным человеком.

24) Мне нравятся те уроки, где есть возможность работать в группе, обсуждать с одноклассниками учебный материал.

25) Можно сказать, что в школе я больше заинтересован играми и другими интересными делами, чем уроками.

26) Я люблю участвовать в различных олимпиадах и викторинах в школе, потому что для меня это способ заявить о себе.

27) Ребята в нашем классе всегда интересуются результатами контрольных работ друг друга.

28) Для моих родителей очень важно, чтобы я был успешен в учебе.

29) Мне нравится придумывать новые способы решения задач.

30) Мне хотелось бы быть лучшим учеником в классе.

31) Я хочу выглядеть в хорошем свете перед одноклассниками, поэтому стараюсь хорошо учиться.

32) Мне нравится, когда учителя в конце урока перечисляют учеников, чья работа на уроке была самой лучшей.

33) Мне очень важно, чтоб родители считали меня способным учеником.

34) Я расстраиваюсь из-за плохих отметок, потому что понимаю: это значит, что учителя теперь считают меня неспособным учеником.

35) Я очень переживаю, если родители называют меня неспособным, неуспешным учеником.

36) Я уже сейчас задумываюсь о том, в какой вуз я буду поступать и какие знания мне для этого понадобятся.

37) Я всегда очень радуюсь, когда отменяют урок и можно пообщаться с одноклассниками.

38) Я бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены.

39) Я люблю высказывать на уроке свою точку зрения и отстаивать ее.

БЛАНК ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)

11)

12)

13)

14)

15)

16)

17)

18)

19)

20)

21)

22)

23)

24)

25)

26)

27)

28)

29)

30)

31)

32)

33)

34)

35)

36)

37)

38)

39)

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1. При ответе «да» начисляется один балл, при ответе «нет» — 0, то есть баллы не начисляются. Подсчитывается сумма баллов в каждом столбце:

При этом каждый столбец соответствует определенной шкале:

1-й столбец — шкала 1а
2-й столбец — шкала 1
б
3-й столбец — шкала 2
4-й столбец — шкала 3
5-й столбец — шкала 4
а
6-й столбец — шкала 4
б
7-й столбец — шкала 4
в
8-й столбец — шкала 5
а
9-й столбец — шкала 5
б
10-й столбец — шкала 6
11-й столбец — шкала 7
12-й столбец — шкала 8
13-й столбец — шкала 9

БЛАНК ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ШКАЛАМ

Номера
основных
шкал

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2

3

6

7

8

9

Ответы
учащегося

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)

11)

12)

13)

14)

15)

16)

17)

18)

19)

20)

21)

22)

23)

24)

25)

26)

27)

28)

29)

30)

31)

32)

33)

34)

35)

36)

37)

38)

39)

Сумма
баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Баллы,
набранные
по основным
шкалам
(средние
значения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Подсчитывается балл по дополнительным шкалам как среднее арифметическое нескольких шкал:

Шкала 10 — среднее по шкалам 4а и 7.

Шкала 11 — среднее по шкалам 4в и 5б.

Шкала 12 — среднее по шкалам 4б и 5а.

3. Проводится анализ индивидуальных результатов.

4. Составляется сводная таблица на класс, подсчитывается средний балл по каждой из шкал на класс.

5. Проводится анализ группового результата.

Примечание. Целесообразно обработку данных проводить на компьютере в программе Microsoft Excel, которая позволит быстро подсчитать все дополнительные шкалы и средние баллы на класс.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ШКАЛ

Шкалы 1а и 1б представляют собой еще не типы учебной мотивации, а показатели престижности учебы в классе и в семье. По ним мы можем судить о том, присутствует ли ценность хорошего образования, ценность хорошей учебы в классном коллективе и в семье подростка.

Шкала 1а — Престижность учебы в классе. Эта шкала показывает, насколько значимым в классном коллективе является такая характеристика, как учебная успешность. При анализе индивидуального результаты мы получаем субъективное представление каждого учащегося, при анализе группового результата — объективный показатель престижности этой характеристики в группе.

Шкала 1б — Престижность учебы в семье. Эта шкала показывает, насколько значимой в семье подростка является такая его характеристика, как учебная успешность.

Шкалы 2–9 представляют разные типы учебной мотивации. При сравнении показателей по ним мы можем судить о преобладании того или иного типа у учащегося (при индивидуальном анализе результатов) и у группы (при групповом анализе).

Шкала 2. Познавательный интерес. Показывает выраженность у учащегося интереса к собственно новому знанию, новой информации. Учащиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового.

Шкала 3. Мотивация достижения. Показывает выраженность у учащегося мотивации достижения, желания быть лучшим, осознавать себя как способного, умного и т.д. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что способны на многое.

Шкала 4. Мотив социального одобрения. Показывает значимость для учащегося одобрения, признания его успехов со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией одобрения учатся прежде всего ради похвалы, признания, поощрения.

Шкала 4а. Мотив социального одобрения (одноклассниками). Показывает значимость для учащегося одобрения со стороны одноклассников.

Шкала 4б. Мотив социального одобрения (педагогами). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебных успехам со стороны педагогов.

Шкала 4в. Мотив социального одобрения (родителями). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебных успехам со стороны родителей.

Шкала 5. Боязнь наказания. Показывает значимость для учащегося наказания, порицания за его учебные неудачи со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией страха наказания учатся прежде всего потому, что боятся, что иначе их будут ругать, наказывать.

Шкала 5а. Боязнь наказания со стороны школы. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны педагогов, боязнь быть в их глазах неуспешным, неспособным.

Шкала 5б. Боязнь наказания со стороны семьи. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны семьи, боязнь быть в глазах родителей, родственников неуспешным, неспособным.

Шкала 6. Осознание социальной необходимости. Показывает выраженность у учащегося стремления быть образованным человеком. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации учатся прежде всего потому, что осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего.

Шкала 7. Мотив общения. Показывает выраженность у учащегося мотивации на общение со сверстниками. Учащиеся с выраженным мотивом общения заинтересованы прежде всего в тех видах деятельности, где присутствует возможность коммуникации.

Шкала 8. Внеучебная школьная мотивация. Показывает заинтересованность учащегося прежде всего в различных внеучебных делах, проходящих в школе (концерты, выставки, праздники и др.), а не в непосредственно урочной деятельности. Учащиеся, у которых преобладает этот тип мотивации, с удовольствием ходят в школу, часто являются активными участниками внеурочной деятельности, однако учатся неохотно, по необходимости, как бы отбывая повинность за интересные дела.

Шкала 9. Мотив самореализации. Показывает значимость для учащегося учебной деятельности как ведущей сферы самореализации, места, где он может заявить о себе, развивать себя и пр.

Шкалы 10–12 представляют собой дополнительные шкалы, позволяющие получить средние показатели по тому, влияние какой группы на учащегося наиболее значительно в плане мотивирования его хорошей учебы — одноклассников, семьи или школы.

Шкала 10. Влияние одноклассников.

Шкала 11. Влияние семьи.

Шкала 12. Влияние школы.

Разработанный опросник, конечно, является экспериментальным и, наверное, подлежит дальнейшей доработке. Это может сделать каждый специалист, например исходя из особенностей своего учебного заведения. Однако он представляет из себя некий каркас, некую основную схему эффективной, как нам кажется, диагностики мотивации — работающей диагностики, а не той, что проводится и складывается на полку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет Пути формирования мотивации достижения успеха у школьников в образовательном процессе.

Педсовет Пути формирования мотивации достижения успеха у школьников в образовательном процессе....

Соревновательная мотивация, как способ достижения успеха юных дзюдоистов

Практические рекомендации в вопросах достижения успеха юных дзюдоистов...

Влияние мотивации достижения успеха на профессиональное самоопределение старшеклассников.

Результаты эмпирического исследования влияния мотивации достижения старшеклассников на выбор профессиональной деятельности творческого характера....

Коррекционно-развивающие занятие с элементами тренинга «Повышение мотивации к достижению успеха у детей подросткового возраста»

Цель: формирование положительной мотивации, умения адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, а так же нормали­зация взаимоотношений в общении....