Методическая разработка классного часа в 11 классе «Я выбираю жизнь»
классный час по психологии (11 класс) на тему

Котруца Лилия Николаевна

Суицид рассматривается как ведущая причина смертей во всём мире, поэтому он является значительной общественной проблемой. Целью  классного часа является воспитание бережного отношения к самому себе, осознание ценности и уникальности жизни. Даются простые советы, как  уберечь подростка от поступка, который может стоить ему жизни. Помочь старшекласснику понять, что самоубийство - явление негативное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kotrutsa_kl._chas.zip2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  классного часа «Я выбираю жизнь»

Цель: познакомить учащихся с понятием «жизнь», определить её значимость для человека; воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Ход и содержание мероприятия

Тех. сред-ва

Вступительное слово ведущего:

Сегодня мы с вами собрались поговорить о ценности для человека жизни. Что же такое жизнь? Попытайтесь дать определение.

Глобальные определения жизни:

«Жизнь – это большая и трудная дорога»

«Жизнь – это смена черных и белых полос»

«Божья воля»

«Большой путь»

«Борьба»

«Борьба за существование»

«Судьба»

«Мир», «Война», «Страдания»

Динамические определения жизни:

«Движение»

«Зигзаг»

«Водоворот»

Пессимистические, предупредительные, угрюмые определения жизни:

«Жизнь – это тяжкий крест»

«Несправедливость»

«Жизнь прожить – не поле перейти»

«Жизнь – это противостояние смерти»

Учитель:

Россия продолжает оставаться одной из стран, где процент совершения самоубийств наиболее высок. Количество детей и подростков, пытающихся свести счёты с жизнью, с каждым годом растёт примерно в полтора раза.

Исследования показывают, что вполне серьёзные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. С годами суицид "молодеет": о нём думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем ещё дети.

ТЯЖЕЛЫЙ КРЕСТ (притча)

Решил как-то один человек, что у него слишком тяжелая судьба. И обратился он к Богу с такой просьбой: "Господи, мой крест слишком тяжел, и я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы ты заменить мой крест на более легкий?"

И сказал Бог: "Хорошо, я приглашаю тебя в мое хранилище крестов - выбери себе тот, который тебе самому понравится". Пришел человек в хранилище и стал подбирать себе крест: он примерял на себя все кресты, и все ему казались слишком тяжелыми. Перебрав все кресты, он заметил у самого выхода крест, который показался ему легче других, и сказал Богу: "Позволь мне взять этот".

И ответил Бог: "Так ведь это и есть твой собственный крест, который ты оставил в дверях, перед тем как стал мерить остальные".

- Как вы поняли эту притчу?

ТЯЖЕЛЫЙ КРЕСТ (притча)

По дороге шла вереница самых разных людей, и каждый нес на плече свой крест. Одному из них всё казалось, что его крест слишком тяжелый, тяжелее чем у спутников. Тогда решил он сделать свой путь легче. Приотстав от всех, он зашел в лес и отпилил часть креста. Довольный, он догнал товарищей и пошел с ними дальше. Вдруг на их пути оказалась пропасть. Все положили свои кресты и перешли через нее. И только хитрец, решивший пройти свой путь налегке, остался на этой стороне, потому что его крест оказался коротким.

Учитель:

- Как вы поняли эту притчу?   Каждый в жизни несёт свой крест, то есть у каждого в жизни будут свои испытания.  Их нужно пережить, выдержать, чтобы «перейти жизненную пропасть». В своей жизни вы уже сталкивались с трудностями, какими?

Бывают случаи, когда молодому человеку кажется, что его ноша слишком тяжела и он убивает себя.

Просмотр и обсуждение презентации «Суицид среди молодёжи».

Учитель:

Бывают случаи, когда молодые люди попадает в какую-то сложную, на его взгляд, ситуацию и в силу своего маленького жизненного опыта находят выход из создавшейся ситуации только в суициде, т. е. в самоубийстве. На ваш взгляд можно считать такое поведение решением всех проблем?

Учитель приводит определения понятий жизнь:

Гедонистические определения жизни:

«Жизнь – это песня»

«Жизнь – это радость»

«Жизнь – это любовь: пока есть любовь, жизнь продолжается»

«Тихое озеро»

«Это повод для удовольствия»

Созерцательно-эстетические, импрессионистские определения жизни:

«Жизнь – это красота»

«Звездное небо»

«Плод фантазии»

«Жизнь – это большой красивый букет, в котором много разных красок – желтых, красных, белых»

«Жизнь – тоннель со светом в конце»

Ценностные определения жизни:

«Семья» «Дружба»

«Гармоничный союз»

«Любовь и служение людям»

Императивные, указывающие, как себя вести:

«Результат собственных усилий»

«Игра случая»

«Труд»

«Знания»

«Отношения с окружением, друзьями и близкими»

- Узнали себя? Какое из определений вам понравилось?

Слайд 1. Название мероприятия

Презентация «ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ»

Слайды

Презентация «СУИЦИД СРЕДИ МОЛОДЁЖИ»

Далее вы просмотрите презентацию, в которой будут даны советы молодёжи

3. Презентация

«СОВЕТЫ ДЛЯ МОЛОДЁЖИ»

    - Каждый из вас, наверное, слышал, что жизнь – это смена чёрных и белых полос. Как вы это понимаете? Правильно, не всегда в нашей жизни бывает только хорошо, или только плохо.

Слайд

- Если с вами что-то произошло плохое, например, вы получили много «2» или поссорились с близкими вам людьми, как к этому нужно относиться, как к катастрофе или к положению, которое всегда можно изменить к лучшему? Ваши действия.

- Правильно, всё можно исправить. Если же у вас возникли трудности, которые вы сами решить не можете, нужно:

Запомните:

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Памятка для родителей и учителей

Причины проявления суицида:

-отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых

- резкое повышение общего ритма жизни

- социально-экономическая дестабилизация

- алкоголизм среди родителей

- жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие

- отсутствие морально-этических ценностей

- потеря смысла жизни

- низкая самооценка, трудности в самоопределении

- бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни

- безответная любовь

Внешний вид и поведение:

-тоскливое выражение лица

- тихий монотонный голос

- замедленная речь

- краткость ответов

- отсутствие ответов

- ускоренная экспрессивная речь

- патетические интонации

- общая двигательная заторможенность, бездеятельность, адинамия, двигательное возбуждение

- амимия

-гопомимия

Эмоциональные нарушения:

-скука

-грусть

-уныние

-угнетённость

-мрачная угрюмость

-злобность

-раздражительность

-ворчливость

-брюзжание

-неприязненное, враждебное отношение к окружающим

-чувство ненависти к благополучию окружающих

-чувство физического недовольства

- безразличное отношение к себе

-чувство бесчувствия

- тревога беспредметная (немотивированная)

-тревога предметная (мотивированная)

- ожидание непоправимой беды

- страх немотивированный

-страх мотивированный

-тоска как постоянный фон настроения

- взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности

- углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг

Группа риска подростков, склонных к суициду:

-отличники, т.к. к ним все предъявляют повышенные требования. К тому же эти дети  редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидному исходу

- дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей

- дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных причин не могут их выполнить

- дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям, особенно в период полового созревания

Что можно сделать для того, чтобы помочь?

-установите заботливые взаимоотношения с подростком

- будьте внимательным слушателем

- будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации

- помогите определить источник психического дискомфорта

- вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно

- помогите подростку осознать его личностные ресурсы

- окажите поддержку в успешной реализации подростка в настоящем и помогите определить песпективу на будущее

Интерет-ресурсы

http://blagolove.ru

http://angelhelp.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классные часы на тему: "Я выбираю ЖИЗНЬ!"

Классные часы по проекту ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ»

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей первых и вторых курсов средних специальных учебных заведений. Цель ее написания – формирование позиции противостояния опасным дл...

Презентация классного часа "Я выбираю жизнь!"

Мероприятие для учащихся старших классов, направленное на формирование ЗОЖ . Поможет: раскрыть последствия наркомании для здоровья человека, показать актуальность и значимость проблемы наркомании как ...

"Я выбираю жизнь!" Презентация для классного часа в 10-11 классах.

Презентация "Я выбираю жизнь" для учащихся 10-11 классов. Пропаганда здорового образа жизни, профилактика наркомании....

Методическая разработка классного часа по теме: « Я выбираю здоровый образ жизни!»

Методическая разработка классного часа по теме:                   « Я выбираю здоровый образ жизни!&raqu...

Методическая разработка классного часа «Я выбираю жизнь!»

Пояснительная записка          Наркомании – самая страшная вредная привычка. Ей, как правило, предшествуют курение, употребление алкоголя. Все эти вр...