Пояснительная записка к презентации
презентация к уроку по психологии на тему

Булатова Лариса Рафаиловна

Коррекция когнитивных процессов и  развитие личностного роста  и познавательных способностей учащихся с ОВЗ посредством реализации авторской программы «Я все смогу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasitelnaya_zapiska_k_prezentatsii.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Городской конкурс профессионального мастерства в муниципальной системе образования городского округа Стрежевой

Конкурсное задание «Методический семинар»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Коррекция когнитивных процессов и  развитие личностного роста  и познавательных способностей учащихся с ОВЗ посредством реализации авторской программы «Я все смогу»

«У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать;

нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим»
Жан-Жак Руссо

(Слайд 1)Современное общество диктует нам правила жизни, обучения, нормы поведения, выбор профессии. И нужно постоянно находиться в состоянии готовности для принятия этих правил. И, конечно, находясь в постоянном напряжении, стрессе, физической и психологической усталости, многие  дети не выдерживают этого давления и натиска, их здоровье ухудшается. Все чаще и чаще мы слышим фразу – «дети с ограниченными возможностями здоровья».

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

(Слайд 2)Раннее начало коррекционной работы с ребенком с ОВЗ  позволяет максимально скорригировать дефект и предотвратить вторичные отклонения.

(Слайд 3)Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 1 миллиона детей с ограниченными возможностями - 8% всей детской популяции, из них около 700 тысяч - дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается.

С целью решения проблем развития таких детей мною разработана авторская программа «Я все смогу» для учащихся 3 – 6 классов специальной (коррекционной) школы VIII  вида. (Слайд 4) В ее основу легло учение Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

(Слайд 5)Всем известно, что ребенок воспринимает и объективирует мир через ощущения, действия, движения, переживания, эмоции. Поэтому в программе собраны такие методы, которые учитывают эту особенность детского развития. Это упражнения и задания на развитие психических процессов, игротерапия как естественное средство самовыражения детей с ОВЗ, арттерапия как метод воздействия на психоэмоциональное состояние ребенка, психорегулирующие тренировки и  психогимнатстика, зрительная гимнастика, дыхательные упражнения.

Данные упражнения и задания можно видоизменять в зависимости от уровня развития и индивидуальных психофизических особенностей ребенка с ОВЗ.

(Слайд 6)Принципы работы с учащимися: принцип единства диагностики и коррекции, определение методов коррекции с учётом диагностических данных; безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности; принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы; принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов; соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона;

(Слайд 7) Цель программы:  коррекция когнитивных процессов для развития личностного и познавательного роста ребенка с ОВЗ.

Задачи: создавать оптимальные условия и возможности для развития ребенка с ОВЗ; развивать познавательную активность, память, мышление, внимание, речь, воображение; формировать умение наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений; формировать общеразвивающие умения: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации; способствовать адекватному восприятию явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств с целью успешной социализации; совершенствовать сенсорно - перцептивную деятельность воспитанников; осуществлять психологическую коррекцию поведения ребёнка; развивать основные ключевые компетентности учащихся: коммуникативные, социальные, информационные,  правовые. 

(Слайд 8) Формы проведения занятий: тренинги; круглые столы; диспуты; деловые и ролевые игры; дидактические игры; групповые занятие; КВН.         

(Слайд 9) Используемые технологии: здоровьесберегающие – сохранение и укрепление психического  здоровья учащихся; игровые – активизация познавательной деятельности; иноформационно – коммуникационные – расширение кругозора, развитие ИКТ - компетентностей; индивидуальный и дифференцированный подход – качественное обучение каждого учащегося в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями и способностями; личностно – ориентированный подход – запуск соответствующих возрасту механизмов саморазвития и компенсации; компетентностный подход – овладение социальными, коммуникативными, правовыми и информационными компетенциями.

Данную программу могут использовать  как педагоги – психологи, так и учителя, воспитатели, дефектологи, работающие с детьми с ОВЗ.

           (Слайд 10) Работа по программе строится в три этапа:

  1. (Слайд 11) Диагностический (входящая диагностика на начало учебного года): диагностика психических функций: мышления, памяти, воли, внимания, воображения; личностного статуса: мотивация, самооценка, социометрический статус, система отношений, речевые особенности; успеваемость и поведение.

Используемые методики - четвертый лишний (наглядный и словесный материал), последовательные картинки, продолжи ряд, зрительная непроизвольная память, зрительная произвольная память, слуховая произвольная память, раскрашивание кружков, таблица Шульте, мотивация учения, экспертная оценка, самооценка учебы и поведения, социометрические исследования, незаконченные предложения, проективные методики:  рисунок человека, несуществующее животное.

Работа начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом учащемся. Полученная информация помогает наметить направления коррекционно-развивающей работы. (Слайд 12) На ее основе, а также по наблюдениям за ребенком в разных ситуациях составляется таблица и (Слайд 13) характеристика, которая помогает в работе с данным учащимся всем специалистам школы.

  1. (Слайд 14) Коррекционный этап рассчитан на весь учебный год. Продолжительность одного занятия в подгруппах с  учащимися 3 – 6 классов – 30 -   40 минут. Частота занятий – 1- 2 раза в неделю.

Задачи: формировать продуктивные виды взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе); повышать социальный статус ребенка в коллективе; развивать у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения; формировать и стимулировать сенсорно-перцептивные, мнемические и познавательные  процессы; развивать  и совершенствовать коммуникативные функции, эмоционально-волевую регуляцию поведения; создавать благоприятную психологическую  атмосферу в детском коллективе; вести мониторинг развития учащихся с целью эффективного использования форм и методов работы.

(Слайд 15, 16) Общая структура коррекционных занятий: 1 часть - разминка, в которую включены упражнения для профилактики нарушений зрения, дыхательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, настрой на предстоящую деятельность; (Слайд 17) 2 часть - основная, в которую включены упражнения по теме; 3 часть – заключительная, где проводится рефлексия.

  1. (Слайд 18) Заключительный - с целью определения результативности программы и решения поставленных задач.  

(Слайд 19) Программа «Я все смогу» по коррекции когнитивных процессов у учащихся  СКОШ VIII вида направлена на исправление трудностей  овладения письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельности; работает на  развитие речи, установление причинно – следственных взаимосвязей,  принятие социальных норм и правил поведения, умения вести диалог и регулировать личностные взаимоотношения.

Я ориентируюсь на идеи Л.С. Выготского и использую в своей работе его идеи о зонах актуального и ближайшего развития детей.

Возможно, моя программа не новое открытие, но, как показывает практика и проведенный мониторинг на начало и первое полугодие 2014 – 2015 учебного года, она дает положительные результаты.

Я надеюсь, что систематическая работа по программе позволит эффективно скорригировать имеющиеся недостатки развития и предотвратить возможные проявления вторичных дефектов у моих воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к презентации "Политическая карикатура1812г."

Пояснительная записка к презентации "Политическая карикатура 1812г."Указаны все необходимые данные....

пояснительная записка к презентации "Политическая карикатура1812г."

пояснительная записка(приложение №1,к презентации,отправленной на конкурс "Политическая карикатура1812г."...

Пояснительная записка к презентации

Обобщение опыта по развитию духовно-нравственных качеств обучающихся средствами рок-песен....

Пояснительная записка и презентация к конкурсному заданию "Методический семинар"

Конкурсное задание "Методический семинар" на тему "Системно - деятельностный подход как условие формирования исследовательских навыков учащихся"...

Пояснительная записка к презентации «Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД»

Описание опыта работы по теме "Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД"...

Пояснительная записка к презентации «Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом»

Цель и задачи ресурса:Дать представление о моделировании швейных изделий, обучить приёмам моделирования на примере плечевого изделия с цельнокроеным рукавом, ознакомить с различными видами отделки, по...

Пояснительная записка и презентация выступления на "Учитель года - 2019"

Представляю вашему вниманию пояснительную записку и презентацию, содержащие описание моей методической системы, направленной на реализацию ФГОС нового поколения....