Семинар-практикум "Помоги себе сам, или как сохранить свое здоровье"
учебно-методический материал по психологии по теме

Зарубина Мария Викторовна

Профессию педагога можно отнести к группе риска: постоянное перенапряжение, проводит к соматическим заболеваниям. Мы, уверены, что формирование психологического здровья педагога в настоящее время приобретает такое же значение, как и его профессиональная подготовка. В сязи с этим разработана программа семинаров-практикумов по сохранению психологического здоровья педагогов и работников школы. В теоретической части расширяются понятия здоровье, портрет здорового человека, здоровьесберегающие технологии, во второй части даются упражнения в преодолении самокритики, страхов, нахождении в любой ситуации положительных моментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum._pomogi_sebe_sam.docx39.09 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ–СИРОТ И ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА–ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ–СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

с. ИЛИР

Иркутская обл., Братский р-н., с. Илир, ул. Строителей № 1, тел: 408-430, факс: 8 (3953) 408-430, E-mail: ogou@bk.ru

Семинар-практикум для педагогов

Тема. Помоги себе сам, или как сохранить свое здоровье.

с.Илир, 2014г.

Цели и задачи семинара:

Сформировать адекватное отношение к собственному здоровью как к одной из высших жизненных ценностей; повысить уровень психосоматического  здоровья; научить практическим методам и приёмам, укрепляющим физическое и психическое здоровье; снять напряжение, утомление, помочь обрести внутреннюю стабильность, уверенность в себе, позитивное мышление

Участники: педагоги школы.

Оборудование: непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги (билеты), проектор, презентация, музыкальное сопровождение, чистые листы по количеству участников, ручки.

Ход проведения

1.Приветствие

Здравствуйте, уважаемые участники семинара! Я рада вас приветствовать… Приглашаю Вас к тесному сотрудничеству, творческому общении. А для того, чтобы поприветствовать  друг друга,  поиграем в игру  «Здравствуй!».

Игра «Здравствуй»

— Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)
— Посмотри— ка ты вокруг (участники поворачивают головы из стороны в сторону).
Здесь есть ты (игроки кладут правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я (правую руку участники кладут себе на грудь).
Будем вместе (каждый игрок обе руки ладонями соединяет с руками партнёра, руки необходимо держать на уровне груди)
Жить (каждый участник хлопает в ладоши),
Друзья (партнёры соединяют руки ладонями, держа их на уровне груди).

2.Сообщение темы и задач семинара-практикума

Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми элементами здоровьесберегающих  технологий, которые быть может вы тоже используете в своей работе, а некоторые из них для вас новы. Попробуем не просто узнать о них, а  постараемся  знания получить  на практике.

По окончании занятия подведём итоги.   Я  постараюсь сделать  процесс интересным, не утомительным, полезным для вас и применительным в вашей работе. Ну что же, Вы готовы?

3. Теоретическая часть семинара-практикума

Термин «здоровье» был введен 1979 г. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений. Но здоровье – это не просто отсутствие болезни, это полное физическое и духовное благополучие.

исходя из этого можно выделить несколько компонентов здоровья:

  1. Соматическое здоровье – это состояние органов и систем организма человека.
  2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.
  3. Психическое здоровье – состояние психической сферы человека, душевного комфорта.
  4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности человека.

В психологическую литературу понятие психологического здоровья стало входить сравнительно недавно. В ряде работ оно соотносится с переживанием психологического комфорта или психологического дискомфорта. А. Маслоу писал о двух составляющих психологического здоровья. Это, во-первых, стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать весь свой потенциал через самоактуализацию, во-вторых, стремление к гуманистическим ценностям. А. Эллис дополнил критерии следующими: интерес к самому себе, общественный интерес, самоконтроль, принятие самого себя, ответственность за свои эмоциональные нарушения.

Понятие психологическое здоровье подразумевает такое важнейшее свойство человека как стрессоустойчивость – т.е. способность к преодолению стрессовых ситуаций, жизненных трудностей без ущерба для общего здоровья.

Описание психологического здоровья невозможно без понятия «гармония» т.е. своеобразного баланса между различными частями «Я» человека (физическим, эмоциональным, интеллектуальным, коммуникативным аспектом человека). Это гармония между человеком и всем, что его окружает: природой, окружающими людьми и т.д. то есть жизнь в непрерывном развитии и постоянном изменении.

Психологическое здоровье неразрывно связано с духовностью человека, т.е. стремление к постижению смысла собственной жизни. Духовность предполагает, с одной стороны гармоническое взаимодействие с миром, с другой – ориентация человека на постижении смысла жизни, стремление к самосовершенствованию, ориентацию человека на постижении смысла жизни, на его самоактуализацию.

Таким образом,  психологическое здоровье можно рассматривать как динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества.

Портрет психологически здорового человека

Описание качеств, присущих взрослым, психологически здоровым людям, можно найти у представителей гуманистического направления психологии (А. Маслоу; К. Роджерс). А. Маслоу выделил следующие характеристики, свойственные людям, которым удалось самоактуализироваться в жизни:

  • -принятие себя и окружающих такими, какие они есть;
  • способность к близким отношениям с людьми;
  • высокая креативность
  • способность самоуправления поведением в соответствии с нормами,
  • чувство ответственности за потомство и близких членов семьи,
  • критический подход к обстоятельствам жизни;
  • уверенность в себе, необидчивость (умение освободиться от затаенных обид);
  • независимость и естественность поведения;
  • чувство юмора, доброжелательность, способность к адекватной самооценке;
  • самообладание и способность радоваться.

Таким образом, психологически здоровый человек подвижен и восприимчив к внешним изменениям, но обладает неким внутренним стержнем, запасом «прочности», способами психологической защиты, что позволяет ему противостоять факторам реальности и оптимизировать свою жизнедеятельность.

Здоровье зависит  от :

  • Отношения к нему
  • Полноты знаний по сохранению здоровья
  • Образа жизни

Один из методов сохранения здоровья человека является использование здоровьесберегающих технологий.

 ««Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Регулярное выполнение предложенных техник и упражнений позволит педагогу оценить своё психоэмоциональное состояние, скорректировать его, выработать навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, обрести уверенность в себе.

Неверие в себя – вот главный виновник наших ошибок и наших бед. Казалось бы, нет ничего проще: достаточно встряхнуться, поверить в себя и не будет больше ни ошибок, ни разочарований, ни страха перед завтрашним днём. Но выбраться из замкнутого круга ошибок не так-то просто, как кажется на первый взгляд. Мы сами программируем собственные ошибки, а потому нет таких ошибок, которых мы бы не могли избежать.

Выполнение предложенных методик и упражнений поможет развить умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие самого себя.

4.Практическая часть

Упражнения на развитие уверенности в себе.

Упражнение «Ловец блага»

Чтобы с вами ни происходило, во всём старайтесь находить положительные стороны. Речь идет не о самообмане, а о том, чтобы во всём научиться видеть хорошее.

Назовите положительные стороны дождя.

Он прибивает пыль – воздух становится чище.

Поливает всё живое – растительный мир предстаёт во всей своей красе. Дождь смывает грязь с улиц, наполняет водой канавки в саду – теперь её надолго хватит для полива.

 Благодаря дождю вы можете, наконец заняться насущными домашними делами.

Когда идет дождь, хорошо читается, спится и т.д. дождь благотворно влияет на качество подземных вод – значит не нужно искать мастера, чтобы углубить колодец.

От дождя растут грибы, лучше клюёт рыба. И ещё – кое-кто перестанет  придираться к тому, что вы моете машину водой из водопровода.

Педагоги по очереди устно дают варианты ответов.

Затем им предлагают следующие ситуации.

  1. Что может быть хорошего в том, что вы опоздали на автобус?
  2. Что может быть положительного в том, что у вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск?
  3. Какой плюс можно обнаружить в том, что вы потеряли работу?
  4. Какую позитивную сторону можно увидеть в ситуации развода?
  5. Какой плюс можно обнаружить в том, что в холодильнике закончились продукты?
  6. Что может быть хорошего в том, что вы проспали  на работу?
  7. Какой плюс можно обнаружить в том, что  вам стала мала ваша любимая юбка/рубашка?
  8. Какой плюс можно обнаружить в том, что вы потеряли ключи от дома?
  9. Что может быть положительного в том, что вам дали отпуск, не подходящее для вас время?

Педагоги письменно отвечают на вопросы.

Итог: кому удалось найти пять позитивных сторон каждой ситуации; кому – больше пяти, кому – три; кто не нашел ни одной положительной стороны.

Педагоги обмениваются своими позитивными высказываниями.

Упражнение "Избавление от самокритики"

"Есть люди, которые постоянно анализируют своё поведение с точки зрения его неудачности, неэффективности (А почему я не сделал вот так? Я должен был ему ответить так то и так то. Что я натворил!).

Эти и подобные им самоукоряющие вопросы порождают чувство вины, что приводит к ещё большему "самобичеванию".

Человек оказывается в капкане самообвинений, превращается в этакого "мученика самокритики".

Спастись от этого необходимо и возможно"

Воспользуйтесь следующим приёмом.

Возьмите чистый лист бумаги и составьте перечень наиболее ценных своих качеств.

Например, я хороший специалист. Меня уважают коллеги. Я прекрасно готовлю. Я кое-чего достиг в жизни. Я признаю свои ошибки. В некоторых сферах я очень способен. Я стараюсь быть добрым. Я культурно развит.

Затем положите этот листок в записную книжку и, когда вас начинает мучить самокритика, достаньте и прочитайте ваши записи.

Упражнение на развитие социальной уверенности.

Двух участников отсылают из комнаты. Остальные выбирают 2 предмета и прячут их в разных местах комнаты. Задача участников - найти загаданные предметы. Одного испытуемого группа поддерживает в поисках предмета, даёт положительное подкрепление: молодец, близко, у тебя всё получится и т.д.

Другому участнику группа дает отрицательное подкрепление в поисках предмета: да где тебе найти, ну и тугодум и т.д.

Обсуждение:  Что чувствовали испытуемые во время выполнения задания? чьи высказывания мешали им ходить?

Критика бывает разной. Деструктивная критика легко сбивает нас с толку, конструктивная - помогает добиваться успеха с наименьшими потерями. Проблема в том, умеем ли мы:

  • спокойно относиться к любой критике в наш адрес
  • понимать, кто и с какой целью нас критикует
  • отличать конструктивную критику от деструктивной

Если нас неприятно задевает чья-то критика, давайте скажем себе следующее:

ü  Сколько людей, столько и мнений. В любом случае, мои поступки всегда будут оцениваться по-разному. Всегда найдутся и те, кто меня поддержит, и те, кто меня осудит. Как бы я ни старался, невозможно понравиться всем сразу. Да и ни к чему.

ü  Любой человек имеет право на ошибку. Зачем посыпать голову пеплом? Мой критик -  такой же человек, как и я, а его критические замечания - вовсе не истина в последней инстанции.

ü  Моя психологическая зависимость от критики прямо пропорциональна моему страху перед ней, а, следовательно, мне вовсе не обязательно побеждать критиков, мне достаточно победить собственные страхи.

ü  Каждый смотрит со своей колокольни, гласит народная мудрость. Меня не понимают? Ну и что? Меня никто не обязан понимать.

ü  Я считаю критику справедливой? Тем лучше для меня. От того, что я подвергся чьей-то критике, я не стану ни хуже, ни лучше. Важно лишь то, к каким выводам и поступкам она меня приведёт. А, следовательно, толика разумной критики мне не повредит.

Упражнение "Двенадцать присяжных" поможет ставить заслон критике.

Расположитесь поудобнее.

Сделайте несколько глубоких вдохов и постарайтесь выбросить из головы всё лишнее.

Ваше дыхание спокойно, ваши руки лежат на коленях ладонями вверх. Закрывать глаза не обязательно.

Глубоко вдохнув, громко, вслух повторите те критические слова, которые выбили вас из колеи.

Представьте, что вы на морозе, и слова вылетают из вас, как облачко пара. Освободитесь от них.

Их больше нет внутри вас.

Они снаружи.

Мгновение - и порыв ветра уносит их в морозный воздух, рассеивая по всему миру.

Может быть, мир изменился?

Обведите взглядом комнату, проверьте, на месте ли стулья, столы.

Ничего не изменилось, не правда ли?

А может перемен нет только в комнате, а где-нибудь в Африке пошел снег? Осознайте всю абсурдность подобного предположения.

Природе нет никакого дела до критики в ваш адрес, но, может быть, люди отреагируют иначе?

Вдох, выдох.

Теперь ваша задача выбрать присяжных, которые вынесут вам окончательный приговор.

 Забудьте о тех, кто вас окружает.

 Выбирайте тех, кто вам нравится и известен, будь то  Алла Пугачева или господин Якубович.

Последовательно спрашивайте у каждого, интересует ли его критика в ваш адрес.

Представьте, чтобы они могли ответить вам, если бы сидели в соседнем кресле.

- Критика? А кто вы такой? - почти наверняка спросит едва ли не каждый из них.

Тем лучше.

Вас никто и ни чем не собирается обвинять.

Вполне возможно, кто-то даже позволил поиронизировать над вашим оппонентом,

кто-то даже посмеялся над абсурдностью критики в ваш адрес,

а кто-то тут же напомнил, что уж о нем -то и вовсе говорят черт знает что.

Выберите тех, чьи ответы вам больше всего пришлись по душе.

Это - ваши защитники.

Вспоминайте о них всякий раз, когда на вас будут сыпаться критические стрелы, и на вашем лице всегда будет улыбка спокойного, уверенного в себе человека.

Мало того что вы убережете свои нервы, но и, поверьте, почти наверняка заставите вашего критика если не замолчать, то существенно сбросить обороты.

В самом деле - а вдруг ваша улыбка означает, что вы себе на уме, а аргументы в свою защиту приберегли для более удобного случая?

Упражнение "Разговор с зеркалом"

Каждый вечер, перед сном, встаньте у зеркала и, внимательно глядя в глаза своему отражению, громко и отчетливо произнесите:

"Всё, что произошло неприятного, все обиды, неприятные поступки и слова в свой адрес я отдаю тебе".

Закройте глаза, сложите ладони так, как будто собираетесь зачерпнуть в них воду.

Вспоминайте все негативные моменты дня и проговаривайте их, склонившись к ладоням, словно "изливая" изо рта в руки.

Представляйте, как вместе с невидимыми словами из вас изливаются негативные эмоции, напряжение, страх, обиды.

Почувствовав, что ваши руки "полны", откройте глаза и "выплесните" всё собранное своему отражению.

Теперь все беспокоящие вас моменты остались по ту сторону зеркала - у вашего "зеркального Я".

А вас они больше не касаются.

После этого спокойно идите спать.

Эту технику "зеркального двойника" используют в некоторых индийских храмах, излечивая таким образом истощенных нервными переживаниями людей.

А в Китае люди, уставшие от несправедливостей или обид, точно так же выплескивают их на своего "водного" двойника, то есть на свое отражение в воде.

5.Подведение итога семинара-практикума

Рефлексия.

Хочется надеяться, что вы будете применять в своей практике то, что мы вам сегодня показали, во время нашего семинара. Судя по нашему опыту, такая форма является результативной и актуальной – она помогает педагогам и работникам школы получить определенные знания, развивает психические процессы, учит общаться со своими детьми, и быть примером во всем.

А сейчас нам бы хотелось, чтобы вы приняли активное участие, проанализировали, дали положительную или отрицательную оценку и порекомендовали нам, что-то новое и необходимое.

Заполнение анкет.

Давайте по кругу выскажем своё мнение о прошедшем семинаре и её значимости для вас.

Какие чувства испытывали?

Что нового узнали, чему научились? Над чем вы задумались?

Как это пригодиться в будущем?

Умение снимать свое психологическое и эмоциональное напряжение, позитивное мышление, осознание и развитие своего ресурсного состояния, а также положительные эмоции которые мы сегодня получили от встречи могут помогли нам ощутить себя лучше, подняли наше настроение и самоощущение. А если в собственном доме царит мир и любовь, позитив, то мы можем творить, дарить, нести любовь в маленькие домики детских сердец.

Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети.

Упражнение "Подарки"

Перед вами на столе лежат три бумажки (или три билета).

На каждом билете запишите качество, которое вы больше всего цените в людях. Но так, чтобы  этого никто другой не видал.

Сверните билеты трубочкой и положите в коробочку.

После этого все билеты сворачиваются трубочкой и укладываются в коробочку.

Ведущий перемешивает все билеты.

Стул с пакетом ставят в центр круга.

Ко мне подойдет…. И достанет билет. Вы  его про себя прочитайте  и отдайте тому, кто, по вашему мнению, обладает данным качеством.

Получивший "подарок" про себя читает его, благодарит, затем сам выбирает билет и дарит его какому-то участнику. И т.д.

В завершении нашего мероприятия по традиции мы встанем в круг и улыбнемся друг другу. Улыбка ничего не стоит, но много дает она обогащает тех, кто ее получает. Она длится мгновение, а в памяти остается навсегда.

Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

Хочется пожелать всем  творчества, новых идей и успехов в работе, здоровья. Большое спасибо за активное участие в работе семинара!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Сохрани свое здоровье"

Памятка для родителей "Как помочь ребенку бросить курить"...

Как сохранить свое здоровье

Отдавайте предпочтение фруктам и овощам. Здоровое питание обязательно должно включать в себя витамины и питательные вещества (помимо того, что оно должно быть сбалансированным). Самый простой спо...

Конспект урока по здоровью и безопасности жизнедеятельности Тема урока: «Сохраним свое здоровье».

Систематизация представлений детей о  способах  сохранения здоровья....

Сценарий конкурсно - игровой программы "Мы здоровье сохраним, мы здоровьем дорожим"

Вашему вниманию предлагается сценарий проведения конкурсно - игровой программы "Мы здоровье сохраним, мы здоровьем дорожим". Главной целью данного мероприятия является формирование сознатель...

План-конспект классного часа на тему: «Береги себя и свое здоровье»

Классный час «Береги себя и свое здоровье» направлен на профилактическую работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 13-15 лет. Формирование у них понимания и осознания ли...

Семинар-практикум для педагогов "Помоги себе сам, или как сохранить свое здоровье".

Семинар-практикум для педагогов "Помоги себе сам, или как сохранить свое здоровье"....