"ФГОС: психологический аспект"
учебно-методический материал по психологии на тему

Голиченко Елена Вячеславовна
В представленных материалах рассматриваются особенности построения системы психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения новых ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_seminara_fgos.doc226 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_seminaru_fgos.ppt995 КБ

Предварительный просмотр:

 «ФГОС:ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

(материалы семинара для школьных педагогов-психологов)

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию:

  • к результатам освоения основной образовательнойпрограммы основного общего образования;
  • к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • к условиям реализации основной образовательной  программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

ФГОСы, как известно,  возникли не на пустом месте, не упали с неба, это ни чья-то прихоть. Преобразования, изменения, происходящие в последнее время в мире, в стране, в обществе, требования, предъявляемые современной жизнью к человеку, подтолкнули к изменению взгляда на образование. В основе ФГОСов - лозунг «Образование для жизни, образование через всю жизнь». Желательным результатом образования на современном этапе является функционально грамотная личность- человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей. Другими словами процесс обучения  должен быть направлен на подготовку обучающихся к реальной жизни, к готовности занять активную позицию, способных к успешной социализации в обществе, имеющих потребность и способность к непрерывному самообразованию, умеющих использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения  жизненных реальных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Введение ФГОС не только изменило всю парадигму образования, но как известно внесло большие изменения в деятельность ПП.

Психолого-педагогическое сопровождение в условиях введения ФГОС – целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка

Нормативно-правовые основания деятельности педагога-психолога закреплены в следующих документах:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(ст. 42);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.2009 №373 (п.28);  
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 №1897 (п.25);  
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 17.05.2012 № 413 (п.25)

Профессиональный стандарт специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся):

  • Обобщенные трудовые функции (основная цель вида профессиональной деятельности ):
  • Возможные должности: психолог, педагог-психолог, психолог образовательной организации
  • Требования к профессиональному образованию
  • Трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания

Модели обеспечения психолого-педагогических условий в образовательной организации

В условиях реализации ФГОС ОО организация деятельности педагога-психолога (психолого-педагогической службы) может осуществляться на основе разных моделей, которые выбирает образовательная организация (ОО) совместно с муниципальными органами образования исходя из имеющихся возможностей и условий: модель со штатным специалистом ОО и модель сетевого взаимодействия.

Система психолого-педагогического обеспечения образования может являться частью Службы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения области. Она представлена: психологическими службами и психолого-медико-социальными службами (далее – ПМСС) в образовательных организациях, педагогами-психологами образовательных организаций всех типов и видов, муниципальными методическими службами, ПМСС- центрами и другими учреждениями, оказывающими психологическую помощь участникам образовательного процесса.

В условиях перехода образовательных организаций на новую систему финансирования психологическое сопровождение обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС может быть обеспечено как в рамках штатного расписания образовательных организаций (в рамках нормативного финансирования), так и в условиях аутсорсинга со стороны ПМСС- центров (часть 4 ст.42 Закон об образовании), педагогов-психологов ресурсных центров (цифровых школ), иных учреждений.

Документы указывают на изменение роли ПП: он должен работать со всеми учащихся, плечом к плечу с учителями решая проблемы внедрения новых ФГОС, развития у детей необходимых компетенций, осуществляя психологическую помощь нуждающимся в ней и работая над целью, сформулированной в программе развития школы.

Основой системы психологического сопровождения является единство  требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.

Цель психологического сопровождения: содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях введения и  реализации ФГОС нового поколения.

Задачи психологического сопровождения:

- повышение компетентности участников образовательного процесса в вопросах организации психологического сопровождения в условиях  введения и  реализации ФГОС;

- качественная реализация программ психологического сопровождения личности в образовании, соответствующих требованиям ФГОС;

- обновление характера и форм профессионального общения и деятельности педагога-психолога в рамках системно-деятельностного подхода;

- создание специальных социально-психологических условий для успешного развития и формирования УУД учащихся;

- организация психологического сопровождения внеурочной  деятельности обучающихся, в том числе их духовно-нравственного развития и воспитания.

При любой организационной модели педагог-психолог включён в разработку и реализацию основной образовательной программы!!!

Педагог-психолог является полноправным участником образовательного процесса. Он тесно сотрудничает с другими специалистами службы комплексного сопровождения: социальными педагогами, учителями-логопедами,тьюторами. Участвует в решении проблем и задач развития конкретных детей и ученических коллективов совместно с педагогами, прежде всего, с классными руководителями.

Собственная Система психолого-педагогического сопровождения  должна строится с учетом специфики ОУ, а также в соответствии с индивидуальной траекторией развития детей в рамках данного ОУ

Основным предметом деятельности психолога становится психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы.

Содержание его работы определяется исходя из следующих аспектов:

общего перечня психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы;

содержания основной образовательной программы, разработанной образовательным учреждением, с учетом его типа и вида, а также образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников;

планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Педагог-психолог в целях обеспечения условий реализации основной образовательной программы принимает участие в планировании и реализации ее составляющих:

программы формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

программы отдельных учебных предметов (в части описания личностных, и метапредметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса);

программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;

программы коррекционной работы.

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УУД у обучающихся на ступени начального общего образования должна содержать: описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристику личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся; типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

Сформированность универсальных учебных действий у  обучающихся на ступени начального общего образования определяется на этапе завершения обучения в начальной школе.

Обеспечение психолого-педагогического сопровождения реализации Программы формирования универсальных учебных действий предполагает решение следующих основных задач:

1. Выявление возрастных особенностей форм УУД применительно к начальному образованию.

2. Выделение условий и факторов развития УУД  в образовательном процессе и составление психолого-педагогических рекомендаций по их развитию.

3. Проведение групповой работы по формированию и развитию УУД.

4. Мониторинг формирования УУД на различных этапах начального образования. 

Программа развития универсальных учебных действий реализуется в рамках учебной деятельности. Однако по решению школы и психолога отдельные виды работ могут дополнительно осуществляться через внеурочные программы психологических занятий. В этим направлении забота психолога может быть главным образом связана с реализацией следующих мер:

- Повышение психологической компетентности педагогов по проблемам теории личности, технологий содействия личностному развитию, развитию ценностно-смысловой сферы личности (в рамках программ психологического просвещения через разнообразные внутришкольные формы),

 - Повышение психологической компетентности педагогов по проблемам теории социализации личности, содействия социализации в различные возрастные периоды (в рамках программ психологического просвещения через разнообразные внутришкольные формы),

- Повышение психологической компетентности педагогов по проблемам, развитию рефлексивных, коммуникативных навыков, развитию проблемного мышления (в рамках программ психологического просвещения через разнообразные внутришкольные формы).

- Содействие профилактике профессионального выгорания педагогов (через разнообразные практикориентированные семинары и тренинги, организацию работы комнаты психологической разгрузки).

- Участие в методических объединениях и проблемных группах педагогов по разработке программы формирования универсальных учебных действий, уроков в системно-деятельностном подходе, направленных на формирование УУД на предметном материале, методик развития УУД на уроки, мониторинга оценки сформированности УУД средствами анализа учебных ситуаций (с помощью методов экспертных оценок, карт наблюдения), тестовых заданий и другими современными педагогическими методами.

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ обучающихся на ступени начального общего образования направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Согласно Стандарту Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности.

Психолого-педагогическое сопровождение предполагает создание условий для процесса духовно-нравственного развития и воспитания детей в образовательном пространстве. Педагог-психолог призван показать возрастные особенности духовно-нравственного развития младших школьников и эффективные стратегии воспитания  детей; разработать проекты, направленные на психологическое сопровождение процесса духовно-нравственного развития детей (например, беседы: «Почему привычки бывают вредными», «Духовность в каждом из нас» и т.д.).

Раздел Программы духовно-нравственного развития и   воспитания «Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся» предписывает организацию ряда мероприятий: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

В рамках ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ (в среднем звене школы) или Программы духовно-нравственного воспитания (в начальном звене школы) в форме внеурочной деятельности реализуется большая часть деятельности психолога. Сюда можно включить разнообразные психологические развивающие и профилактические программы, реализуемые в форме внеурочных занятий:

- программы развития личности или тех или иных её свойств,

- программы развития творческого мышления,

- программы развития проблемного мышления,

- программы подготовки к школе и развития позиции школьника, программы школ развития для шестилеток,

- программы формирования коммуникативной компетентности,

- программы сопровождения возрастного развития (например, сопровождения поло-ролевой идентификации у подростков),

- программы обучения способам саморегуляции психического состояния и развития эмоционально-волевой сферы,

- профоориентационные программы и сопровождения профессионального самоопределения,

- программы профилактики ВИЧ-инфекции и ИППП, употребления ПАВ, суицидального поведения,

- программы профилактики негативного влияния информации на психологическое здоровье,

- программы сохранения психологического здоровья, формирования мотивации к здоровому образу жизни,

- программы содействия адаптации,

- формирования навыков уверенного поведения,

- развитие способности бесконфликтного поведения, навыков выхода из конфликта, навыков толерантного поведения и диалога,

- формирования навыков безопасного поведения и противодействия насилию и жестокому обращению,

- многие другие.

Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют на реализацию развивающей и воспитательной работы в аксилогическом подходе, поэтому становятся актуальными психологические программы развития ценностей личности:

- развитие гражданско-патриотических ценностей (любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества)

- развитие эстетических ценностей (красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве)

- развитие ценности труда (уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость, настойчивость, бережливость, трудолюбие)

- формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое)

- развитие экологических ценностей (родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание)

- развитие духовных, смысложизненных ценностей, ценностей высшего плана бытия человека, развитие самосознания и осознания себя в мире людей, содействие становлению мировоззрения

- развитие нравственных ценностей (нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность)

- формирование семейных ценностей и ценностей в женско-мужских отношениях

- многое другое.

В рамках Программы воспитания и социализации (в среднем звене школы) или Программу духовно-нравственного воспитания (в начальном звене школы) необходимо разрабатывать и реализовывать программы содействия социализации личности.

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

Целью работы педагога-психолога является создание здоровьесберегающей среды, способствующей развитию  личности школьника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью. Решаются следующие основные задачи:

- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

- научить осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Решению данных задач будут способствовать проведение психологических  часов, уроков: «Быть здоровым, значит здраво мыслить», «Опасные и безопасные ситуации», реализация программы профилактики вредных привычек, программы здорового образа жизни.

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ направлена на создание условий для обеспечения психологической коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.

Задачи педагога-психолога в рамках реализации программы:

 - выявить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.

- определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

- осуществить индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.

Деятельность психолога образования органично вписывается в Программу коррекционной работы образовательного учреждения. Сюда следует включить всю коррекционную деятельность психолога, представленную коррекционными психологическим программами и сопровождаемую соответствующим диагностированием, наряду с программами педагогов коррекционных классов, логопедов и дефектологов. Эти психологические программы, направленные на:

- коррекцию познавательных процессов у отдельных групп детей: неуспевающих, с педагогической запущенность, психологически неготовых к школе и др.,

- коррекцию личностной сферы или отдельных личностных особенностей (для агрессивных детей, неуверенных в себе, дезадаптированных, для детей и подростков с неразвитыми коммуникативными навыками и др.),

- коррекцию девиантного поведения,

- коррекцию эмоциональной сферы (для тревожных детей, детей со страхами и школьными неврозами и др.),

- многие другие.

В этот раздел образовательной программы, согласно Стандарту, можно включать при необходимости Программы комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Однако, такая программ разрабатывается всеми специалистами, работающими с ребёнком, а не психологом в одиночку.

В рамках Программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных, в редких образовательных учреждениях предоставляется психологу возможность реализации профессиональных задач. Речь идет о таких программах:

- Программы элективных курсов в профильной школе (подготовка к адаптации на рынке труда, к профессиональной деятельности, освоение технологий поиска работы, ориентационные курсы в предпрофильной подготовке)

- Программы элективных курсов в классах с углублённым изучением отдельных предметов (развитие специальных способностей, психологическое сопровождение одарённых детей)

- Уроки психологии (в том числе Психология делового общения, Психология личности и другое).

Психологическое консультирование в деятельности психолога может в равной мере включаться в Программу коррекционной работы учреждения и в Программу воспитания.

ВСЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОЛЖНЫ ОТРАЖАТЬСЯ В ГОДОВОМ ПЛАНЕ, СТАТИСТИЧЕСКОМ И АНАЛИТИЧЕСКОМ ОТЧЕТАХ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса  в рамках введения ФГОС ООО. Виды работы.

Работа с обучающимися: 

Психологическое сопровождение детей ОУ в условиях реализации ФГОС:

- развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД):

личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных;

- разработка, апробация и внедрение мониторинга УУД;

- предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и

становление личности ребенка в процессе введения ФГОС;

- составление индивидуальных образовательных маршрутов и коррекционных программ;

- элиминирование неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, в семье;

- обеспечение преемственности ООП.

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося;

- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

- оценка сформированности УУД обучающихся;

- выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

- определение особых образовательных потребностей одаренных детей и  детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • - Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие  формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
  • - Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных учащихся, находящихся под опекой  и организация индивидуальной  или групповой коррекционно-развивающей работы.
  • - Проведение тренингов  с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.
  • -   Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).
  • - Профориентационная работа. Большое внимание при сопровождении учащихся  к социально-профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по вопросам выбора профиля, с учетом возрастных особенностей учащихся, проведение элективных курсов «Твоя профессиональная карьера», сопровождение курса «мой выбор» (8 класс), «Мир профессий» (9 классы), проведение групповых  занятий по профориентации учащихся (тренинги, деловые игры, профессиональные пробы).

- Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации

Работа с педагогами. 

Формирование  психологической культуры педагогов ОУ в условиях реализации ФГОС:

- формирование потребности у педагогов в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании по вопросам ФГОС;

- создание предпосылок к овладению педагогами системно-деятельностным методом;

- разработка методического инструментария для изучения готовности педагогов к переходу на новые ФГОС;

- разработка игр, тренингов, семинаров по развитию деятельностных  способностей и творческого потенциала педагогов;

- осуществление общей координации по взаимодействию всех участников  воспитательно – образовательного процесса для обеспечения эффективной  реализации ООП.

  • - Профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Обучение навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии,разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами.
  • - Консультирование учителей по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).
  • - Проведение семинаров, практических занятий, лекций

Ожидания и достигаемые цели: просветительная работа, информация по вопросам личностного роста. Диагностический материал, создание комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Индивидуальное проведение диагностических мероприятий.  Повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания психолого-педагогических кадров

Работа с родителями. 

Организация совместной деятельности с семьей в условиях реализации ФГОС:

- психологическое просвещение родителей по теме ФГОС: проведение тематических вечеров, бесед, собраний, лекций консультаций, семинаров и практикумов, тренингов;

- проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями по проблемам развития детей, особенностям их обучения в условиях реализации ООП;

- формирование потребности в психологических знаниях и их практическом применении, а также желания родителей использоватьприобретенные знания в общении с ребенком, в развитии у него

деятельностных способностей;

- развитие рефлексивного общения родителей с ребенком;

- диагностика, опрос, анкетирование родителей с целью выявления запроса родителей к психологу по вопросам введения ФГОС.

  • Консультирование  родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию  подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.
  • Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми.
  • Проведение бесед,  лекций, возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей учитывая возрастные особенности.

Цель: повышение уровня психологической компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка

Взаимодействие с администрацией.

-Повышение психологической компетентности управленческого звена (администрации ОУ) по вопросам введения ФГОС:- взаимодействие психолога с администрацией по вопросам планирования  и анализа деятельности (в т.ч. психологический анализ эффективности  педагогической модели при реализации ФГОС НОО);

- участие в экспертных и творческих группах по разработке ООП;

- участие в разработке ООП;

- рекомендации по расстановке кадров в процессе реализации ООП;

- разработка методических рекомендаций по реализации ФГОС;

- выработка рекомендаций по организации предметно – развивающей среды в ОУ.

ПОДВОДЯ ИТОГИ: задачи ППС при введении ФГОС ООО

  • Организация психологического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе внедрения ФГОС ООО;
  • Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
  • Сопровождение в условиях основной школы:
  • адаптация к новым условиям обучения;
  • поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;
  • помощь в решении проблем социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута;  
  • формирование жизненных навыков; формирования навыков позитивного коммуникативного общения;
  •  профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы;  
  • помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
  • профилактика девиантного поведения.
  • предпрофильная ориентация.
  • Сопровождение одаренных учащихся, детей «группы риска», учащихся, находящихся под опекой.
  • Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных дейстивий.
  •  Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям

Ведущие принципы ФГОС - принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир 

 - ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СТУПЕНИ:


«Портрет выпускника начальной школы» (ФГОС НОО)

«Портрет выпускника основной школы»

(ФГОС ООО) 

«)Портрет выпускника школы"

(ФГОС  СПОО)

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 

- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

 - активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

- осознанно выполняющий правила здорового иэкологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;

- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

- владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;

- готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;

- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;

- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.


Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта является ведущим и системообразующим.

Формируя эту составляющую, разработчики проекта руководствовались тем, что новые образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в требования к результатам, а после их конкретизации и операционализации — в планируемые результаты.

Результативность деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС определяется по следующим критериям:

  • достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
  • психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса;
  • обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития обучающихся при реализации образовательной программы;
  • достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
  • обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения инклюзивного образования;
  •  функционирование системы мониторингов возможностей и способностей обучающихся, выявления и поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • сформированность коммуникативных навыков обучающихся

Еще несколько слов об оценке деятельности педагога-психолога(к аттестации)

Профессиональная деятельность психолога образовательного учреждения традиционно строится по следующим формальным направлениям: диагностическое, коррекционное, развивающее, консультативное, психопрофилактическое и психологическое просвещение участников образовательного процесса. Федеральные государственные образовательные стандарты, указывая на психолого-педагогические условия реализации образовательной программы школы, требуют использования всей «вариативности форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза)».

Коррекционная, развивающая и профилактическая работа оценивается как качественная, если работа ведётся в системе с использованием соответствующих психологических программ. Программы таких психологических занятий должны соответствовать требованиям к психологическим программам, которые закреплены в аттестационных документах педагога-психолога образования. Одним из ключевых требований является обязательность конспектов занятий в применяемой развивающей, профилактической или коррекционной программе.

Использование психологом авторских программ признаётся как высокий творческий уровень работы. Такие программы получают свой статус авторских после их рецензирования и последующего утверждение на педагогической совете образовательного учреждения. Для авторской программы необходимо наличие раздела «Эффективность программы», который готовится на стадии её апробации.

Системность работы психолога по названным направлениям проявляется и в охвате всех участников образовательного процесса. Подобные программы могут включаться в годовой план психолога и реализовываться как для учащихся, так для педагогов и родителей.

Результативность работы психолога оценивается динамикой показателей в процессе реализации психологических программ, поэтому любая подобна работа сопровождается диагностикой показателя «на входе» и «выходе».

В условиях реализации Стандартов практически все традиционно используемые в практике психологические программы остаются актуальными. Вместе с тем, особенности Стандартов таковы, что они требуют активизации работы психолога школы с педагогами и родителями по проблемам повышения их психологической компетентности. Безусловно, в условиях реализации Стандартов в начальной школе и при подготовке к внедрению Стандартов в среднем звене в деятельности психолога должно появляться больше программ, адресованных взрослым.

В связи с тем, что профессиональная деятельность психолога лежит за пределами предметных программ, развивать универсальные учебные действия в учебной деятельности психолог не имеет возможности, а, следовательно, реализация программ развития УУД находится за пределами его работы. Однако, психолог может и должен быть привлечёт к разработке уроков и соответствующей программы деятельности учреждения в рамках методических объединений педагогов в качестве помощника, консультанта, эксперта, соавтора.

В условиях реализации стандарта уже сегодня возросла нагрузка на педагога, усилились факторы профессионального выгорания – очевидно, необходимо включение в планы психологов программ, направленных на работу с эмоциональной сферой педагогов (во всяком случае, для учителей начальной школы и административного состава педагогического коллектива). Реализация нового стандарта, от разработки УМК образовательной программы, до осмысления уроков и диагностики результатов требуют сегодня от педагога глубоких психологических знаний, и без соответствующего обучения современному педагогу трудно соответствовать требованиям времени. Нужны школьные семинары, проблемные группы, методические объединения, лектории для педагогов по проблемам психологии личности, деятельности, общения, под которые уже сегодня психологу нужно готовить программное обеспечение. Особую актуальность приобретает психологическое просвещение в деятельности психолога. Многочисленные разрозненные выступления на педагогических советах и родительских собраниях, групповые консультации информационного характера необходимо переосмысливать, приводить в систему при чётком целеполагании и облекать в форму программ в рамках психологического просвещения с измерением приращенных знаний и психологических умений и навыков.

Диагностическая деятельность оценивается как качественная, если диагностика обслуживает задачи психологической практики: входит составной частью в развивающие, профилактические или коррекционные программы психолога и измеряет эффективность той или иной психологической работы. Такая психологическая диагностика может входить в состав мониторингов образовательной программы учреждения как в начальном, так и в среднем звене школы. Психологическое диагностирование не должно доминировать над другими формальными направлениями деятельности.

В своей диагностической деятельности психолог использует традиционный психологический инструментарий, измеряющий психологические феномены. Качество работы по данному направлению определяется уровнем диагностической подготовки психолога и качеством используемого психологического инструментария.

Вместе с тем, измерение личностный и метапредметных результатов образования в рамках Стандартов требует от педагога включения в практику мониторинга эффективности его работы на уроках, использования педагогического измерительного инструментария для реализации мониторинга. Это иной, отличный от психологического, диагностический инструментарий, в основе которого тестовые задания, наблюдение за выполнением детьми специально организованных ситуаций.

Неоправданно привлечение психолога к измерению тех феноменов, которые развивает педагог, так как такой мониторинг происходит в отрыве от дидактики урока. Вместе с тем, эффективно привлекать психолога к разработке педагогического мониторинга в качестве консультанта, соавтора, эксперта. И даже в этом случае методическая работа, работа по сопровождению образования, не может доминировать над основной профессиональной деятельностью психолога по сопровождению развития ребёнка: он должен измерять то, что развивает сам.

Консультативная деятельность психолога оценивается как качественная, если носит характер разрешения проблемы. Зачастую в консультативной деятельности психолога доминирует (о результатах диагностики ребёнка, о возрастных особенностях и т.п.) Помощь личности в разрешении её проблем развития – основное содержание психологического консультирование. Качество консультативной деятельности определяет и уровнем владения психологом консультативными технологиями и  характером применением их в консультативном процессе. Психологическое консультирование, реализуемое на достаточном уровне, носит системный характер, что предполагает сессионность встреч с клиентом и охват всех участников образовательного процесса: консультирование учащихся, родителей, педагогов.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ является основной психодиагностической схемой в рамках нашей модели школьной деятельности, т.к

  • Диагностический минимум носит дифференцированный характер. Он позволяет условно разделить всю обследованную группу детей на две подгруппы:  «психологически благополучных детей», обладающих своими особенностями психического и личностного развития, не приведших в настоящее время к выраженным проблемам обучения, взаимодействия и самочувствия в школьной среде, и детей «группы риска» с реальными и потенциальными проблемами в обучении и развитии.
  • Эта диагностическая схема позволяет охватить всех школьников определённой параллели. Её проведение по времени связано с наиболее сложными периодами школьной жизни ребёнка, что делает информацию, получаемую в ходе обследования, более значимой.
  • Диагностический минимум представляет собой лонгитюдное обследование, он позволяет отслеживать динамику развития и состояния школьника по определённым статусным критериям на протяжении всего периода школьного обучения.
  • Диагностический минимум служит основным механизмом, запускающим следующие этапы психодиагностики: дифференциация нормы и патологии и углублённое обследование личности школьника.

Основные (общешкольные) психодиагностические исследования.

Класс

Название психологического исследования

Цель

1-е классы

1.Тест скрининговой оценки школьной мотивации (Н.Г.Лускановой)

2.Цветовой тест эмоциональных состояний. (Модификация «Цветового теста отношений»

А.О.Прохорова)

3.Тест Тулуз-Пьерона

4.Анкета фиксирующего наблюдения для учителей.

5.Тест Равена (модификация Т.В.Розановой)

Выявление детей с негативным отношением к школе, оценка общего уровня школьной мотивации по классу, параллели, отслеживание эффекивности профилактической и коррекционно-развивающей работы.

Диагностика субъективного эмоционального состояния школьников в различных сферах учебной деятельности и жизнедеятельности, а также выявление причин негативного эмоционального состояния в ходе последующих интервью по результатам теста.

Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций у детей начальной школы.

Содержит расшифровку отдельных проявлений школьной дезадаптации, по которым классный руководитель может наблюдать и фиксировать их проявления в поведении ребенка.

Диагностика уровня развития наглядно-образного мышления.

4-е

классы

1. Тест скрининговой оценки школьной мотивации (Н.Г.Лускановой)

2.Тест Э.Ф.Замбацявичене + тест математических способностей ГИТ.

3. Социометрия

Выявление детей с негативным отношением к школе, оценка общего уровня школьной мотивации по классу, параллели, отслеживание эффекивности профилактической и коррекционно-развивающей работы.

Диагностика уровня развития словесно-логического мышления и математических способностей.

Диагностика социометрического статуса

учеников и групповой структуры.

5-е классы

1. Тест скрининговой оценки школьной мотивации (Н.Г.Лускановой)

2.Тест школьной тревожности Филлипса.

3.Социометрия

Выявление детей с негативным отношением к школе, оценка общего уровня школьной мотивации по классу, параллели, отслеживание эффекивности профилактической и коррекционно-развивающей работы.

Диагностика уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Выявление основных факторов, вызывающих тревогу у детей.

Выявление детей с высокой школьной тревожностью, с целью использования данной информации при оптимизации процесса обучения и воспитания.

Диагностика социометрического статуса

учеников и групповой структуры.

Выявление детей – аутсайдеров с целью коррекционной работы. Отслеживание результатов коррекционной работы.

7-е

классы

8-е

классы

1.Школьный тест умственного развития.

(ШТУР)

1.Анкета «Мой выбор»

2.Дифференциально – диагностический опросник «Я предпочту»

Диагностика умственного развития школьников по отдельным параметрам.

Качественный анализ субтестов по областям знаний (общественно-гуманитарный, физико-математический, естественно-научный).

Отслеживание динамики результатов по годам и по классам.

Получение информации о наиболее востребованных профильных направлениях, об интересах и желаниях школьников в свете предстоящего профильного обучения.

Выявление основных мотивов выбора профиля обучения.

Побуждение школьников к размышлению о предстоящем профессиональном самоопределении.

Первичная диагностика склонностей и профессиональных интересов учащихся.

( 5 типов профессий)

9-е

классы

10-е

классы

1.Школьный тест умственного развития.

(ШТУР)

2.Дифференциально – диагностический опросник «Я предпочту»

3.Анкета «Мой выбор»

4.Диагностика в рамках курса по выбору «Профессиональное и личностное самоопределение»

Карта интересов Голомштока;

ДДО;

Тест Голланда;

Мотивы выбора профессии;

КОС;

Тест Тулуз-Пьерона;

Тест «Интеллектуальная лабильность»;

Психогеометрический тест;

Тест  «Рисунок человека из геометрических фигур»;

1.ШТУР

Диагностика умственного развития школьников по отдельным параметрам.

Качественный анализ субтестов по областям знаний (общественно-гуманитарный, физико-математический, естественно-научный).

Отслеживание динамики результатов по годам и по классам.

Первичная диагностика склонностей и профессиональных интересов учащихся.

( 5 типов пофессий)

Получение информации о наиболее востребованных профильных направлениях, об интересах и желаниях школьников в свете предстоящего профильного обучения.

Выявление основных мотивов выбора профиля обучения.

Побуждение школьников к размышлению о предстоящем профессиональном самоопределении.

Диагностика интересов, способностей,

в плане профессионально-важных качеств. Оценка собственных ресурсов и способностей школьниками в свете предстоящей профессиональной деятельности.

Диагностика умственного развития школьников по отдельным параметрам.

Качественный анализ субтестов по областям знаний (общественно-гуманитарный, физико-математический, естественно-научный).

Отслеживание динамики результатов по годам и по классам.

Любая психодиагностическая деятельность в рамках психологического сопровождения является элементом целостного процесса и обретает смысл и ценность во взаимосвязи с коррекционно-развивающей деятельностью!!!

К ПРЕЗЕНТАЦИИ (ТАБЛИЦЫ)

При любой организационной модели педагог-психолог включён в разработку и реализацию основной образовательной программы (таблица 1).

Таблица 1

Роль педагога-психолога в разработке и реализации основной образовательной программы ОО

Раздел ООП

Компоненты раздела

Роль педагога-психолога

Целевой

Пояснительная записка

- характеристика психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет в соответствии с этапами подросткового развития

Планируемые результаты

Система оценки

- стартовая диагностика                       - мониторинг личностных результатов                                                 - диагностика метапредметных результатов (по потребности)

Содержательный

Программа развития УУД

- участие в разработке и реализации программы формирования и развития УУД

Программы отдельных учебных предметов, курсов

- экспертиза рабочих программ с позиции системно-деятельностного подхода

Программа воспитания и социализации

 - участие в разработке и реализации программы воспитания и социализации

Программа коррекционной работы

 - участие в разработке и реализации программы коррекционной работы

Организационный

Учебный план (предметные области и учебные предметы)

 - реализация коррекционно-развивающих и профилактических программ через внеурочную деятельность

Система условий реализации ООП

- система психологического сопровождения в ОУ

Педагог-психолог в школе традиционно выполняет диагностические функции, обладает необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте и имеет определенные средства, возможности для осуществления такого рода деятельности.

Допустимы разные варианты включения педагога-психолога в оценку метапредметных и личностных результатов в зависимости от типа образовательной организации, основной образовательной программы. Диагностическая деятельность педагога-психолога реализуется в системе внутренней оценки образовательных результатов, предполагает распределение обязанностей между психологом и педагогом.

Роль педагога-психологаОУ в оценке метапредметных и личностных результатов представлена в таблице 2.   


Таблица 2

Вид диагности-ческой процедуры

Цель

Перио

дичность

Средства (методы и формы) оценки образовательных результатов

Результат и форма фиксации

Примечания

Стартовая диагностика первоклассников, пятиклассников (как начало внутришкольного мониторинга)

Выявление предпосылок формирования и развития УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных)

Основа для отслеживания динамики образовательных результатов.

1четверть 1-х и 5-х классов (возможный вариант – конец 4 класса)

Программа стартовой диагностики первоклассников

Методические материалы по стартовой диагностике 5-классников лаборатории обеспечения реализации ФГОС ООО (АОУ ВО ДПО «ВИРО»)

Неперсонифицированная оценка (внутренняя оценка)

Результаты фиксируются в документации педагога-психолога, представляются в обобщенном виде

К проведению методик психологической диагностики могут привлекаться педагоги, прошедшие специальную подготовку, при этом  результаты диагностики интерпретируются психологом

Оценка личностных результатов (внутришкольный мониторинг образовательных достижений)

Динамическое отслеживание личностных результатов всех обучающихся с 1 по 9 классы

1 раз в год

Методы и методики оценки личностных результатов

Обобщенная оценка (неперсонифицированная)

Результаты фиксируются в документации психолога, представляются в обобщенном виде

Результаты психологической диагностики следует согласовывать с результатами педагогической диагностики, проводимой педагогами, в рамках оценки результативности программ воспитания и социализации

Оценка метапредметных результатов (внутришкольный мониторинг образовательных достижений)

Динамическое отслеживание метапредметных результатов (регулятивных, познавательных, коммуникативных)

1 раз в год (конец учебного года)

Методы и методики оценки метапредметных результатов

Обобщенная оценка

Результаты фиксируются в документации педагога-психолога, представляются в обобщенном виде

В рамках социального партнерства психолог может выступать как эксперт заданий проводимой педагогической диагностики метапредметных результатов (с позиции развивающих задач)


В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего образования(п. 18.2.1 ФГОС ООО),актуальной задачей становится организация соответствующего психологического обеспечения обучающей деятельности, ориентированной  на достижение не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов.

Содержание психологического обеспечения обучающей деятельности в условиях введения и реализации ФГОС представлено в таблице 3.

Таблица 3

Задачи

Средства

Примечания

1

Диагностика уровня готовности педагогов к реализации ФГОС ООО

- диагностическая карта «Критерии готовности педагога к введению ФГОС», анкеты и др.

Может проводиться на муниципальном уровне

2

Участие в методическом обеспечении и реализации программы корпоративного обучения

- программы корпоративного обучения

Разрабатываются с учетом специфики ОУ

3

Экспертиза обучающей деятельности с позиции системно-деятельностного подхода (уроков, рабочих программ, программ формирования и развития УУД)

- перечень критериев и показателей для анализа  рабочих программ на соответствие требованиям ФГОС - листы оценки урока в рамках системно-деятельностного подхода

Педагог-психолог является экспертом в оценке развивающих задач образовательной деятельности.

4

Участие в проектировании уроков в соответствии с требованиями ФГОС ООО (в разных технологиях)

- технологические карты урока

Осуществляется в режиме профессионального консультирования педагогов

5

Сопровождение построения индивидуальных образовательных маршрутов школьников в учебной и внеучебной деятельности

- методики для диагностики индивидуальных особенностей ребенка

- психологическое сопровождение портфолио

- рекомендации для обучающихся, родителей и педагогов

 Осуществляется в рамках консультирования педагогов, учеников, родителей

6

Участие в разработке и реализации программы формирования и развития УУД образовательного учреждения

- развивающие программы, направленные на развитие конкретных групп УУД (курс «Учись учиться», «Учимся решать проблемы» и др.)

Могут проводиться как внеурочная деятельность

Реализация программы воспитания и социализации предполагают совместную работу педагога-психолога, педагогов и воспитателей(п. 18.2.3ФГОС ООО):

- по формированию уклада школьной жизни,обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся;

- по освоению обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;

- по формированию готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями  и способностями, с учётом потребностей  рынка труда;

- по формированию и развитию знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью  сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программыосновного общего образования;

- по формированию экологической культуры.

Систематическая работа по сопровождению программы воспитания  и социализации осуществляется педагогом-психологом через:

 - экспертизу воспитательной деятельности с позиций системно-деятельностного подхода;

- участие в  проектировании воспитательных мероприятий с последующей супервизией деятельности;

- реализацию развивающих, профилактических программ по отдельным направлениям воспитания и социализации.

Роль педагога-психолога в реализации программы воспитания и социализации представлена в таблице 4.

Таблица 4

Задачи

Средства

Примечания

1

Экспертиза воспитательной деятельности с позиций системно-деятельностного подхода (воспитательных мероприятий по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации; программы воспитания и социализации ОУ)

- листы оценки воспитательных мероприятий в рамках системно-деятельностного подхода

- критерии и показатели для анализа программы воспитания и социализации

Могут разрабатываться специалистами самостоятельно

2

Участие в  проектировании воспитательных мероприятий с последующей супервизией деятельности

- листы проектирования воспитательных мероприятий с позиций решения развивающих задач

Осуществляется в рамках консультирования

3

Участие в разработке и реализации программы воспитания и социализации

- развивающие и профилактические программы в соответствии с основными задачами воспитания и социализации (программы социально-коммуникативной компетентности, готовности к выбору профессиональной деятельности, профилактики употребления ПАВ и др.)

Могут проводиться как внеурочная деятельность

Среди направлений психолого-педагогического обеспечения ФГОС особое место занимает программа коррекционной работы, направленная на «коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории» (ФГОС ООО, п. 18.2.4, с.35)

Роль педагога-психолога в психологическом обеспечении программы коррекционной работы представлена в таблице 5.

Таблица 5

Задачи

Средства

Примечание

1

Участие в разработке и реализации программы коррекционной работы ОУ

- программы коррекционной работы в классах СКК

Разрабатываются при наличии в ОУ классов СКК

2

Участие в работе консилиума

- положение о ПМПк (с внесенными изменениями)

- план и график ПМПК

- заключения специалистов

- карта развития обучающегося

- диагностические методики

Предполагает взаимодействие всех педагогических работников ОУ

3

Реализация коррекционно-развивающих программ по запросу

- коррекционно-развивающие программы(см. приложение 6)

В рамках реализации психолого-педагогических условий ООП

4

Участие в  проектировании коррекционно-развивающей работы на уроке или внеклассных мероприятиях с последующей супервизией деятельности

- рекомендации по включению коррекционной работы в уроки и внеклассные мероприятия

В рамках реализации психолого-педагогических условий ООП

5

Информирование родителей, мотивирование их на работу с профильными специалистами

- информация об учреждениях, куда могут обратиться родители (ПТЦ, Психоневрологический диспансер, БОУ ВО «Областной центр ПМСС», учреждения дополнительного образования)

В рамках реализации психолого-педагогических условий ООП

6

Помощь школьникам в адаптационные периоды

-  адаптационные программы

- диагностические методики

В рамках реализации психолого-педагогических условий ООП

Организация деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС ОО опирается на сложившиеся модели институционального уровня, сформированные требования к ведению документации, учету норм времени на выполнение различных видов работ, показателей эффективности деятельности педагога-психолога и других условий, более подробно представленных в сборнике под редакцией Н.В. Афанасьевой «Психолог в образовательном учреждении»(Вологда :ИЦ ВИРО, 2011).

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в образовании, можно разделить на три группы: федеральные, региональные, муниципальные документы, а также локальные акты и рабочие документы самой образовательнойорганизации. Перечень основных нормативных актов и документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога, представлен в сборнике под редакцией Н.В. Афанасьевой «Психолог в образовательном учреждении» (Вологда :ИЦ ВИРО, 2011) в Приложении 1. В Приложениях 2 и 3 расположены соответственно: текст «Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» и полный текст «Положения о службе комплексного сопровождения детей в образовательном учреждении». Весь перечень документов должен быть в наличии у специалиста в кабинете. Среди локальных актов образовательной организации должны быть должностная инструкция педагога-психолога (разрабатывается в образовательном учреждении на основе федеральных и региональных документов), Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательной организации и др.

В связи с введением ФГОС в образовательной организации должны быть внесены изменения в должностную инструкцию педагога-психолога, Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательной организации.

В п.28 ФГОС НОО, п.25 ФГОС ООО идет речь о вариативности форм психолого-педагогического сопровождения, в частности перечисляются: профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза и др. Значимыми формами деятельности педагога-психолога  становятся экспертиза и участие в проектировании образовательной деятельности.

Вся документация педагога-психолога делится на общую (формы учета деятельности и отчетная документация общего характера) и специальную (документация для «служебного пользования»).

Общая документация служит задаче непосредственной регистрации и отражения содержания деятельности педагога-психолога.

Общая документация может являться открытой для различных представителей контролирующих инстанций.

К ней относятся: план работы (на учебный год), график работы, журнал учета видов деятельности, отчет о работе (за учебный год), программы факультативов, коррекционных / развивающих занятий, профилактических программ, тренингов, тематические планы мероприятий по психологическому просвещению, отчеты по результатам диагностических обследований, паспорт кабинета педагога-психолога.

Кроме документации общего характера, педагог-психолог ведет документацию «для служебного пользования».Эта документация является закрытой и может быть представлена для контроля только по запросу профильных специалистов (психологов) системы образования. Данная документация хранится с соблюдением требований, исключающих доступ к ней посторонних лиц (в сейфе, закрытом шкафу). На основании «документов служебного пользования» педагог-психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам, их заменяющим; делать выписки во внешние организации по запросу родителей. К этой документации относятся: протоколы и заключения по результатам проведенной диагностики (групповой и индивидуальной);записи наблюдений из журнала консультаций; наблюдения за детьми во время коррекционных /развивающих занятий; психологические карты развития ребенка и т. п.

В условиях введения ФГОС остаются прежними основные формы общей и специальной документации, которую ведет специалист.

Педагог-психолог системы образования имеет двойное подчинение: по административной и профессиональной линиям. В условиях введения и реализации ФГОС ОО наиболее актуальны две организационные модели в образовательных учреждениях региона: модель управления, преимущественно ориентированная на задачи адаптивной стратегии деятельности службы сопровождения и проектная модель управления.

Первая – модель управления, которая в большей степени ориентирована на задачи адаптивной стратегии деятельности службы сопровождения. Основным координирующим органом выступает консилиум. К достоинствам этой модели следует отнести то, что она служит неплохой формой объединения усилий специалистов службы со всем педагогическим составом, задействованным в решении проблемы. При этом, согласно положению, «целью ПМПК является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием здоровья детей (обучающихся, воспитанников)». Таким образом, заведомо сужается круг задач, в решение которых может включиться специалист службы сопровождения. Кроме того, нет оперативных форм координации деятельности.

В проектной модели управления характерным является то, что специалисты службы изначально включены в команду, работающую по какому-то обозначенному на педсовете направлению. Проблемная группа разрабатывает цели и задачи, виды и основные формы работы. Проблемная группа составляет регламент мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Во время определения направлений работы специалист службы сразу выступает в активной позиции. Он предлагает свою оценку проблемной ситуации наряду с другими специалистами, формулирует возможные варианты решения и т. п. Он не столько ждет запроса, сколько активно формулирует его, в том числе и для себя. Снимается проблема адекватности запроса, его отсутствия и пр., на которые так часто сетуют специалисты службы сопровождения. На основании плана работ проблемной группы специалист службы сопровождения выстраивает индивидуальный план своей деятельности. Психолог может работать не в одной проблемной группе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление завуча по теме"Психологические аспекты управления педколлективом: достижения и проблемы"

Показана особенность управления педколлективом школы, систематизарованы компоненты и принципы системы управления....

Психологический аспект исследовательской деятельности учащихся

Какие качества необходимы человеку в процессе исследования? Чем отличается психологический портрет юного исследователя? И достаточно ли иметь только врождённые способности к исследованию или необходим...

Психологические аспекты толерантности

Что такое толерантность с точки зрения психологии? В психологии, как и в других областях научного знания, следует различать обыденные и собственно научные определения толерантности....

Психологический аспект урока английского языка

Эффективность учебного процесса во многом определяется психологическим компонентом урока, умением учителя организовать совместное педагогическое общение  с учащимися.Важной функцией такого ...

Методическая разработка по теме "Психологические аспекты в обучении технике прыжка высоту".

Методическая разработка по теме "Психологические аспекты в обучении технике прыжка  высоту"....

Психологический аспект готовности учителя к работе в рамках требований ФГОС нового поколения.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) всё настойчивее входят в массовую школу, где учителя, учащиеся, родители - участники важного для жизни школы события. Одна из гл...