Родительское собрание "Жизнь ребенка и его успехи в школе"
методическая разработка по психологии по теме

Закатеева Марина Анатольевна

Младший школьный возраст (6,7-10,1 лет) – это период детства, ведущей в которой становится  учебная деятельность. Обучение в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как с социально-прихологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует очень много интеллектуальных и физических сил.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_rebyonka_i_ego_uspekhi_v_shkole_1_kl.rar14.73 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Жизнь ребёнка и его успехи в школе»

Младший школьный возраст (6,7-10,1 лет) – это период детства, ведущей в которой становится  учебная деятельность.

На этапе перехода от игры к учёбе  формируются основные психические новообразования  младшего школьника, меняется его эмоциональная сфера. С одной стороны, эти дети ещё  сохраняют свойства, присущие дошкольникам. Они способны бурно реагировать на задевающие их ситуации или предметы, несущие яркий эмоциональный отклик. С другой меняется жизненный уклад ребёнка.

Поступивший в школу ребёнок становится зависимым от мнений и оценок окружающих.

Обучение в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как с социально-прихологическом, так и в физиологическом плане.

Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует очень много интеллектуальных и физических сил.

Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Большинство детей в основном готовы к школе.

Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: «Я же – ученик!», готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребёнку:

а) принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками;

б) подчиняться новому режиму дня, распорядку занятий, иерархии дел и т.п., несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные.

Учебная деятельность носит коллективный характер, именно потому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать. Положительные эмоции, которые ребёнок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают его адаптацию к школе.

Несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться) практически одинакова у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна.

Отставание в учёбе нередко связано с низким уровнем развития произвольности поведения, неумением поддерживать внимание, осуществлять элементарный самоконтроль.

Поэтому родителям необходимо научить ребёнка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью и контролировать действия.

Давайте поэтому поиграем с вами в те игры, которые так необходимы вашим детям (родителям раздаются памятки с играми и проигрываются несколько игр)……….

Таким образом, рассмотренные игры и задания игрового характера позволяют в увлекательной форме развивать у детей ценные для предстоящего школьного обучения качества: внимание, самоконтроль, наблюдательность, сообразительность, настойчивость.

Тест «Жизнь ребёнка и его успехи в школе»

Инструкция для родителей: на каждое утверждение надо дать ответ «да» или «нет».

  1. Я развиваю в ребёнке положительное восприятие его возможностей, способностей.
  2. Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребёнка.
  3. Я приучаю ребёнка (с минимальной помощью и, как правило, самостоятельно) решать свои проблемы, принимать решения, заботиться о своих обязанностях.
  4. Я показываю ребенку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов

       ( используя личные, общественные, школьные библиотеки).

  1. Я никогда не отказываю ребенку в просьбе почитать.
  2. Я постоянно беру ребенка в поездки, путешествия, на экскурсии по интересным местам (посещение музеев, театров и прочее).
  3. Я приветствую игры и общение моего ребенка с друзьями.
  4. Я часто выполняю с ребенком одно и тоже дело.
  5. Я забочусь о физическом здоровье ребенка (питание, закаливание, зарядка, занятия спортом).
  6. Я слежу, чтобы ребенок соблюдал режим дня: вставал и ложился в одно и то же время, имел часы для занятий, прогулок игр и т.д.

Оценка теста.

Посчитать количество плюсов (ответ «да»). Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Разделив полученную сумму на 10 (кол-во утверждений), получаем среднеарифметическое число.

1-й уровень (1-0,7 балла).

Вы правильно организуете школьную жизнь ребёнка. Ребёнок имеет всесторонние интересы, подготовлен к общению со взрослыми и товарищами. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учёбе.

2-й уровень (0,6-0,4 балла).

У вас могут возникнут некоторые проблемы в обучении ребёнка. Задумайтесь, являетесь ли вы чрезвычайно активными, не блокируйте ли вы «поле свободы» ребёнка, достаточно ли времени ребёнок общается со сверстниками? Уверены, что ваши размышления позволят вам определить оптимальную стратегию воспитания.

3-й уровень (0,3-0 баллов).

 В вашем опыте прослеживается главная ошибка – чрезмерная опека ребёнка, подмена усилий  ребёнка собственной активностью. Вы не достаточно даёте общаться со сверстниками, мешаете его возможности приобретения социального опыта. Надеемся, что ваша самокритичность принесёт успех в воспитательной стратегии.

Быть родителями первоклассника действительно непросто. Бывает, что нам не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребёнком. Порой мы забываем, как трудно осваивать совершенно новую деятельность.

        Мне хочется предложить вам простой эксперимент. Возьмите, пожалуйста, ручку и напишите: «Мой ребёнок - первоклассник». Не правда ли, просто? А теперь возьмите ручку в другую руку и напишите ту же самую фразу. Посмотрите на эти две строчки. Как ровно и красиво мы пишем правой рукой, и как трудно и непривычно даётся письмо, если мы перекладываем ручку в другую руку.

        Если вам покажется, что ваше терпение на исходе, что у вас больше нет сил заниматься с ребёнком, вспомните, пожалуйста, это упражнение. Если же у вас возникнут какие-то учебные трудности, вы всегда можете обратиться ко мне, и мы вместе подумаем, как лучше разрешить возникшую ситуацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию.Тема "Путь к успеху" Работа создана Барбашовой Натальей Алексеевной учителем географии и экономики МКОУ СОШ № 251 г. Фокино Приморского края

В презентации нашли отражения инициативы президента Росии "Наща новая школа" и рассмотрен путь к успеху конкретного класса....

Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным....

Методическая разработка "Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка"

Данная методическая разработка "Родительское собрание  как  средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка" может помочь в методике проведения родительских собра...

Родительское собрание для младших школьников "Успех ученика ‒ это радость родителей и учителя!»

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления, одним из которых является психолого-педагогическое просвещение. Без профессиональной помощи в современн...

Презентация к родительскому лекторию на тему: "Роль семьи и школы в формировании личности ребенка"

Презентация  по теме выступления на родительском лектории на тему: "Роль семьи и школы в формировании личности ребенка"...

Статья «Личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого»

Современное дополнительное образование — это многоуровневая система, гибкая, динамичная, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому....