Мы вместе
методическая разработка по психологии на тему

Даниленко Маргарита Анатольевна

Программа по профилактике суицидального поведения среди подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

                                                       Директор МБОУ «Романовская СОШ»                                  

                                                              _________________ Савченко Н.П.

Комитет администрации Романовского района по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Романовская средняя общеобразовательная школа»

ПРОГРАММА

по профилактике суицидального поведения среди подростков «Мы вместе»

Составитель:

Даниленко М.А., педагог – психолог

 первой квалификационной категории

Романово 2013

Пояснительная записка.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.

Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества. По всей Земле после решения покончить с собой умирает больше людей, чем в результате войн и насильственных убийств, вместе взятых.

 Проблема суицида привлекает внимание психологов, социологов, психиатров многих стран мира.

 Ежегодно в последнее время  уходит из жизни от полутора до двух с лишним тысяч подростков. Это громадная цифра. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.

Учёные утверждают, что ситуация с детскими и подростковыми самоубийствами в нашей стране крайне неблагоприятна. В последние 6-7 лет частота суицидов в России составляет 19-20 случаев на 100 тысяч подростков. Средний показатель в мире – 7 случаев на 100 тысяч. Это выводит нашу страну на одно из первых мест в списке стран, где подросткам наиболее свойственно суицидальное поведение.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общее количество смертей от суицида сейчас приближается к миллиону в год. Тенденции таковы, что к 2020 году число самоубийств, по всей видимости, возрастет в полтора раза.

У 30 % лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, 6 % юношей и 10% девушек этого возраста совершают суицидальные действия. В ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суицид находится на 2-3 месте. Характерной особенностью суицидального поведения, по данным анализа статистики, является выраженное количественное преобладание суицидальных попыток (парасуицидов) над завершенными действиями (уровень парасуицидов 8-10 раз превосходит уровень завершенных).

Изучение проблемы суицида среди молодёжи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали, таким образом, против бездушия, безразличия и жестокости взрослых. Психология самоубийства - это, прежде всего, психология безнадёжности, обиды на жизнь, на других людей, на весь мир, утрата смысла жизни.

 Суицидальное поведение у детей и подростков, имея сходство с действиями взрослых, отличается естественным возрастным своеобразием. Детям характерна повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения.

Причины, обуславливающие детей принять решение о самоубийстве, во многом остаются непонятными, и пока ни медицина, ни психология, ни социология не могут однозначно ответить, что заставляет подростков покончить с собой. Общей же причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация ребенка, т. е. нарушение его взаимодействия с ближайшим окружением, чаще всего с близкими ему людьми и семьей. ВОЗ рекомендует основную причину детских самоубийств искать в семье. Демонстрация намерения совершить самоубийство - это «крик о помощи», последний способ ребенка привлечь внимание к себе, своей беде и вызвать сочувствие у окружающих. Чаще всего суицидальные поступки подростки совершают в дневное или вечернее время (80%), когда поблизости есть те, кто может их остановить. Самоубийства подростков часто связаны с проблемами в межличностных отношениях. В этих случаях обида на близкого человека переносится на самого себя, таким образом, внешняя агрессия, направленная на обидчика, трансформируется во внутреннюю агрессию на себя, чтобы заставить другого почувствовать вину.

2. Основные цели и задачи программы.

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся 7-11 классов МБОУ «Романовская СОШ»

        Цель данной программы: организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся МБОУ «Романовская СОШ».

        Данная цель достигается за счёт  решения последовательно поставленных задач:

  1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
  2. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса  учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
  3. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся в воспитательно-образовательном процессе школы и в период трудной жизненной ситуации.
  4. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты, законных прав и интересов ребенка.
  5. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
  6. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

3. Прогнозируемый результат:

В случае успешной реализации программы будет:

 • создана эффективная система выявления детей «группы риска» и реабилитации подростков и их семей, находящихся в социально опасном положении;

 • налажена координация и межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций с. Романово, служб психолого-педагогического сопровождения  школы и ФКЦСОН (филиала комплексного центра социального обслуживания населения);

 • расширены возможности пропаганды здорового образа жизни, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся в образовательных учреждениях района.

 Реализация программы проводится в трех направлениях:

- работа с подростками;

- работа с семьями;

- работа с педагогическими кадрами.

Сроки реализации программы: 2013-2019 гг.

4. Принципы реализации программы

  1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
  2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
  3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
  4. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
  5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

5. Содержание программы

 Исходя из цели и задач программы работа проводится по трем этапам:

  1. Подготовительный (2013 -2015г.)

Знакомство с методической литературой, разработка лекций, консультаций, классных часов.

  1. Реализация программы (2015 – 2018г.)

Проведение бесед, классных часов, родительских лекториев.

  1. Информационно – аналитическая деятельность  (2018-2019г.)

Мониторинг эффективности программы.

6. Методологические основы программы

Специфика деятельности педагога во многом определяется спецификой возраста учащихся. Без учета особенностей личности детей невозможно проектировать те или иные воспитательные стратегии и предсказывать их результативность.
Для реализации программы предусматривается использование следующих форм работы:

  • групповые занятия с элементами тренинга;
  • досуговые мероприятия для учащихся в образовательном учреждении;
  • индивидуальные консультации.

Программа составлена таким образом, что предусматривает часть мероприятий, которые должны быть проведены с участием привлеченных специалистов, так как специалисты образовательного учреждения не всегда могут владеть актуальной информацией по рассматриваемой теме. При этом большую часть программы проводят ведущие специалисты образовательного учреждения: преподаватели, педагог-психолог, социальный педагог.
Логическое построение программы требует придерживаться ее структуры в соответствии с применяемыми в ней методологическими принципами. В работе по программе используются методы групповой работы: лекция, беседа, дискуссия, групповая работа с элементами тренинга, создание творческих работ (индивидуальных и групповых), игры, психологические упражнения, творческие этюды. Также к групповым формам работы относится проведение группового тестирования, работа с анкетами, самотестирование.
Анкетирование – объемная, трудоемкая, малоэмоциональная, но важная работа. Анкетирование позволяет выявить уровень информированности и нужды целевой группы и в результате определить необходимые направления и формы профилактической работы. Все остальные виды деятельности планируются с учетом результатов анкетирования. Оценочные упражнения моделируют жизненные ситуации, требующие разрешения конфликта, принятия собственного решения и ответственного выбора. Участники сталкиваются с вопросами, которые они, возможно, никогда ранее не обсуждали. У каждого появляется возможность глубже познать самого себя и узнать о мыслях и чувствах других людей. Подумать и определить собственное отношение к обсуждаемому вопросу.
Метод наблюдения (включенное наблюдение) используется педагогами в своей деятельности и позволяет составить мнение об эффективности педагогической деятельности и скорректировать формы, методики или конкретное содержание работы.


7.  Достоинства настоящей программы

  •  имеющиеся возможности для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
  • Имеющиеся возможности для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
  •  создание условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

   8.Содержание основных понятий

Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство. 
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, какие они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
Психологический смысл Суицида
Чаще всего заключается в реакции на аффект, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек.
Суицид.

Суицид - это кризисное состояние человека. Это может быть кризис собственной ценности, кризис развития, кризис одиночества, партнерский кризис и т.д. Содержанием кризиса выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. Кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации. В соответствии с современными воззрениями суицид (самоубийство) рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемых ею микросоциальных конфликтов.
Под суицидальным поведением людей понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса. Суицидальное поведение имеет внутренние и внешние формы своего проявления. К внутренним формам суицидального поведения относятся

-  антивитальные представления, т.е. размышления об отсутствии ценности жизни;

- пассивные суицидальные мысли (представления на тему своей смерти при отсутствии четкого замысла на самовольное лишение себя жизни, типа «хорошо бы умереть»);

-  суицидальные замыслы, т.е. разработка плана самоубийства, продумывание его деталей;

 - суицидальные намерения, т.е. принятие решения о самоубийстве.

 К внешним формам суицидального поведения относятся

- суицидальные высказывания;

- суицидальные попытки, не закончившиеся смертью;

- завершенный суицид.
Установлено, что суицидальное поведение, как бы быстро оно не развивалось, всегда имеет определенную фазность. Самоубийству предшествует пресуицид, включающий две фазы.
Первая фаза характеризуется исключительно высокой активностью человека по разрешению конфликта. Но по мере того, как исчерпываются варианты улучшения ситуации, крепнет мысль о ее неразрешимости. Человек при этом остро ощущает невыносимость своего существования. На этой фазе еще сохраняется возможность оказать помощь человеку, вывести его из тупика.
Если же выход из кризиса не найден, происходит углубление дезадаптации и начинается собственно суицидальная фаза: у человека возникают суицидальные мысли, а позднее и обдумывание способа ухода из жизни. На этой фазе, как правило, усилия психолога по предотвращению самоубийства малоэффективны. Здесь уже необходимо вмешательство психиатров. Вторая фаза, связанная с появлением суицидальных замыслов, длятся вплоть до покушения на свою жизнь.
Итак, люди совершают суицид преимущественно в следующих случаях:
- когда не видно решения или изменения проблемной, конфликтной ситуации;
- когда попытки справиться с проблемами завершились неудачно;
- когда резко обостряется чувство безнадежности.
В зависимости от типов суицидальных попыток суицидальное поведение может быть истинным, демонстративно-шантажным и аффективным.
Истинное суицидальное поведение характеризуется устойчивостью, целенаправленностью действий, связанных с осознанностью желания лишить себя жизни (заранее выбирается место, время, чтобы никто не смог помешать).
Демонстративно-шантажное поведение проявляется в оказании психологического давления на окружающих значимых лиц для того, чтобы изменить ситуацию в благоприятную для «суицидента» сторону, то есть человек понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть, и предпринимает меры предосторожности, которые,  не всегда достаточны. Это обстоятельство нередко становится причиной трагического исхода.
Аффективно-суицидальное поведение обычно обусловлено необычайно сильным аффектом, сопровождается дезорганизацией и сужением сознания.

Суицидальное поведение, как правило, сопровождается глубокой депрессией.

 Ее признаки:
- снижение внимания или способности к ясному мышлению;
- потеря интереса или чувства удовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции;
- хроническая усталость, замедленный темп движений и речи;
- снижение эффективности или продуктивности в работе, в учебе, в быту;
- чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения;
- изменение привычного режима сна (бессонница или повышенная сонливость);
- пессимистичное отношение к будущему, негативное восприятие прошлого;
- неспособность к адекватным реакциям на похвалы и награды;
- чувство горькой печали, переходящей в плач;
- изменение аппетита с последующим увеличением или потерей веса;
- повторяющиеся мысли о смерти или о самоубийстве;
- снижение полового влечения.
Признаки суицидальной опасности

Признаками высокой вероятности реализации суицидальных тенденций могут быть следующие проявления:
- открытые высказывания о нежелании жить типа «Было бы лучше умереть» или «Не хочу больше жить»;
- косвенные намеки на возможность суицидальных действий.
- фиксация на примерах самоубийств, частые разговоры о самоубийствах вообще;
- символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото);
- изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых;
- сужение круга контактов, стремление к уединению;
- активная предварительная подготовка к суициду (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);
- стремление к рискованным действиям;
- постоянное обращение к теме смерти в литературе и живописи;
Суицидальная активность зависит от целого ряда факторов. Специалисты по суицидальному поведению указывают, что вероятность самоубийства возрастает:
- в вечернее, ночное и утреннее время, когда люди предоставлены самым себе, остаются наедине со своими мыслями, переживаниями;
- больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает явный контраст. Исторически неврозы весной отождествлялись с издревле существовавшими празднованиями сева, сопровождавшимися весельем и радостью. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Эллиот, «апрель — самый жестокий месяц». Количество суицидов в апреле увеличивается
- суициды учащаются во время рождественских праздников.

Риск суицида у подростков провоцируется рядом факторов: 
1. Детство, проходящее в неблагополучных семьях: тяжелый психологический климат в семье, ранняя утрата родителей (особенно в результате самоубийства), конфликты родителей, алкоголизм. Беспризорность, заброшенность подростка, отсутствие опоры на значимого близкого и уважаемого взрослого, который мог бы заниматься ребенком.
2. Детство, проходящее в психологически разрушенных семьях: отвержение в семье, назойливая опека, жестокость и требовательность без ласки, критичность к любым проявлениям подростка, морализаторство. Особую опасность представляют скрытые, непроявленные и внешне бесконфликтные ситуации: неадекватные стили воспитания и обращения с ребенком; ненормальное подавление самостоятельности, несвобода; бесконечное морализаторство, поучения; несправедливые наказания и ограничения. Также актуальна проблема насилия над ребенком и жестокость по отношению к нему.
3. Отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе. Отверженные дети занимают низшие ступени в статусной иерархии детской группы, часто подвергаются
насмешкам, физическому и психическому насилию и т. п.
4. Психофизиологическая неустойчивость на фоне трудно протекающего пубертата. Отметим ряд признаков тяжелого течения пубертата: ранний старт, морфологические дисгармонии и анормальности развития организма, психическая устойчивость и развитие акцентуаций характера. Исследования показывают, что к суициду более склонны подростки со следующими акцентуациями характера: эмотивный, тревожный, демонстративный, педантичный типы (классификация К. Леонгарда).
5. Личностные особенности подростка: напряженность, неумение найти выход из ситуации, импульсивность, низкий самоконтроль, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта. Суицидальная готовность выше у подростков с пониженным фоном настроения, неудовлетворенности их запросов, с признаками невозможности самовыражения, неудачами в учебе и межличностных отношениях [1].
Отдельно можно выделить ряд следующих факторов:
- смерть близкого, любимого человека, разрыв значимых любовных отношений;
- неразделенная любовь;
- измена любимого человека;
- совершение уголовно- наказуемого преступления и др.
Выделяют экстраперсональные и интраперсональные факторы повышенного суицидального риска (таб. 2).
Таблица 2
Факторы повышенного суицидального риска


Эсктраперсональные факторы

Интраперсональные факторы

- Психозы и пограничные психические расстройства;
- суицидальные высказывания, повторные суицидальные действия, постсуицидальный период (до 3 месяцев);
- подростковый период;
- экстремальные, особенно так называемые «маргинальные» условия (длительные экспедиции, заключение, вынужденное одиночество и др.);
- утрата семейного и общественного престижа, особенно в группе сверстников;
- конфликтная психотравмирующая ситуация;
- пьянство, употребление наркотиков и токсикоманических средств.

- Особенности характера, преимущественно шизоидного, сенсетивного, эпилептоидного и психастенического типов;
- сниженную толерантность к эмоциональным нагрузкам;
- неполноценность коммуникативных контактных систем;
- неадекватную личностным возможностям самооценку;
- отсутствие или утрату целевых установок, лежащих в основе ценности жизни.

Суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в разных сферах отношений: бытовых, учебных, личных. Конфликт представляется подростку крайне значимым. Возрастной фактор оказывается действующим при распознании суицидоопасных групп (Лекомцев, Панченко, 2002) (таб. 1).
Таблица 1
Суицидоопасные группы


I группа

II группа

III группа

IV группа

Суициденты, перенесшие в раннем детском возрасте травмы черепа или мозговые инфекции с дальнейшей хорошей компенсацией состояния (возрастные кризы, при сомато- и психогениях).

Дети и подростки с различными формами дисгармоничного развития - с бурными проявлениями акселерации, чертами инфантилизма, патологическим течением возрастных кризов.

Подростки с девиантным поведением (в неблагоприятных условиях среды).

Подростки, отличающиеся высоконравственными устоями с тенденциями к идеализации чувственных и сексуальных отношений.

ПЛАН ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В течение года

Психолог

Соц. педагог

Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям.

сентябрь

Соц. педагог

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска.

В течение года

Психолог

Соц. педагог

Оказание посильной юридической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

По запросу

Соц. педагог

Информационная и организационно - посредническая помощь семьям, находящимся в социально – опасном положении: содействие в получении статуса многодетной, малоимущей семьи, помощь в оформлении опеки над несовершеннолетним.

В течение года (по запросу)

Соц. педагог

Проведение выездного рейда «Поддержка» по семьям учащихся группы риска.

ежемесячно

Соц. педагог

Психолог

Кл.руководитель

Заседание Совета профилактики

Один раз в четверть

Психолог

Соц. Педагог

Администрация

Участие в организации оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей.

Каникулярное время

Соц. педагог

Организация работы с педагогами по профилактике профессионального выгорания.

В течение года

Психолог

Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников УВП.

В течение года

Психолог,

Соц. педагог

Учащиеся

Психологические классные часы:

Классные часы 5-9 классы

  1.  Добро, зло, терпимость
  2. Толерантность. В каждом человеке солнце
  3. Мы такие разные, этим и прекрасны мы.
  4. Все мы разные
  5. Тренинг толерантности
  6. Ищу друга
  7. Толерантность и мы
  8. Конфликты в нашей жизни
  9. Тренинг Бесконфликтное общение
  10. Как  противостоять агрессии
  11. Мы выбираем жизнь
  12. Профилактика экзаменационного стресса
  13. Тренинг «Всё в твоих руках»
  14. Наркомания. Токсикомания
  15. Факторы, негативно влияющие на здоровье ребёнка
  16. Здоровый образ жизни
  17. Курить – здоровью вредить
  18. Кто виноват?  (ЗОЖ)
  19. В мире профессий
  20. Влияние темперамента на выбор профессии
  21. Я объявляю своим делом
  22. Умеешь ли ты общаться?
  23. Радость человеческого общения
  24. Тренинг общения
  25. Психологическое здоровье. Моё настроение
  26. Сделай счастье своими руками
  27. О культуре поведения
  28. Поговорим о воспитанности
  29. Конфликт и пути его преодоления
  30. Психологическая игра «путник»
  31.  Подросток и конфликт
  32. Учимся предотвращать и разрешать конфликты
  33. Что такое конфликт. Конфликтные эмоции
  34. Тренинг Управление конфликтом
  35. Курить - здоровью вредить
  36. Компромисс - показатель слабости или признак зрелости личности .(кл.час учеников и  
  37. родителей)
  38. Что такое эмоции и зачем они нужны?
  39. Путь к доброму здоровью
  40. Здоровая семья

В течение года (по запросу)

Психолог

Правовые классные часы:

  • «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» (7-9 классы);
  • «Права и обязанности учащихся школы» (5-7 классы);

В течение года (по запросу)

Соц. педагог

Психолого-педагогическая поддержка выпускников в период подготовки к ЕГЭ(9,11 кл.)

Март-май

Психолог

Педагоги

Информирование педагогов по теме «Возрастные психолого-педагогические особенности  подростков»

Октябрь

Психолог

Информирование педагогов по теме «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»

В течение года

Психолог

Семинар классных руководителей «Причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников

В течение года

Психолог

Родители

Родительские собрания, лектории:

  • Формирование взаимоотношений в классном коллективе
  • Темперамент ребёнка и воспитание
  • Домашнее задания. Как облегчить выполнение домашнего задания?
  • Культура речи современных школьников
  • Проблемы подросткового возраста
  • Детско – родительские отношения подростков
  • Дети и родители. Давайте понимать друг друга
  • Родителям о воспитании толерантности у подростков
  • Учимся быть терпимыми
  • Детская агрессия. Причины и пути преодоления
  • Конфликты с собственным ребёнком и пути их преодоления
  • Детская агрессия
  • Проблема подросткового суицида
  • Суицид – геройство или слабость
  • Профилактика экзаменационного стресса
  • Правда о наркомании
  • Психологические особенности подростков
  • Психологические, физиологические особенности младших подростков
  • О родительском авторитете
  • Склонности и интересы в выборе профессии
  • Ответственность. Самооценка и самоконтроль. Как их развить?
  • Стили семейного воспитания.
  • Характер, наследственность и воспитание
  •  Роль домашнего задания в самообразовании школьника
  • О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника
  • Как помочь своему ребёнку учиться?
  • Первые трудности подросткового возраста.
  •  Как уберечь ребёнка от наркотиков
  • Познавательное развитие младших школьников.
  • Бесконфликтная дисциплина.
  • Трудные дети
  •  «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»;
  • «Родители меня не понимают или как услышать подростка»;
  • «Родительская любовь»;
  • «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье»;
  • «Про «Это»…» (подростковая сексуальность);
  • «Доброе начало, или Как помочь первокласснику адаптироваться к школе»;
  • «Понять. Простить. Принять»;
  •  «О любви – взрослые и дети»;
  • «Школьная травля, как  один из подводных камней школьной жизни»;
  •  «Родители и дети – поиски взаимопонимания»;

По плану, по запросу

Психолог,

Соц. педагог

Диагностика

Учащиеся

Исследование социального статуса

ежегодно

Психолог

Исследование уровня адаптации (10 классы)

ежегодно

Психолог

Исследование уровня тревожности

ежегодно

Психолог

Определение личностных отклонений подросткового возраста:

  • Самооценка психических состояний (по Айзенку)
  • Диагностика потребностей новых ощущений;
  • Опросник Басса-Дарки;
  • Диагностика предрасположенности личности к конфликтному общению.
  • Анкета тревожности по Филлипсу
  • Уровень вашей невротизации
  • Склонность к аффектным состояниям
  • Готовность к риску
  • Тест на самооценку
  • Методика незаконченных предложений

По запросу

Психолог

Определение склонности к девиантному поведению

По запросу

Психолог

Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал»

По запросу

Психолог

Родители

Выявление сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями и детьми:

  •  Анализ семейного воспитания (Э. Г. Эйдемиллер),
  •  «Сенсорные предпочтения» (Н. Л. Васильева),
  •  Экспресс-диагностика семейного состояния (Р. В. Овчарова),
  •  «Подростки о родителях» (модификация «ADOR» Шафера),
  • «Родительская тревожность» (А. М. Прихожан)

По запросу

Психолог

Список литературы

  1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
  2. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
  3. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
  4. Гущина Т. Н. Я и мои ценности…: Тренинговые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников. М.: АРКТИ, 2008.- 128 с.
  5. Евграфова Т. У нас новенький!// Школьный психолог, 2005, №20.
  6. Егоров А. Ю., Игумнов С. А. Расстройства поведения у подростков: клинико- психологические аспекты. СПб.: Речь, 2005.- 436 с. 
  7. Иванова В. Сердце// Школьный психолог, 2004, №17.
  8. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2.
  9. Макартычева Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения.- СПб.: Речь, 2008.- 192 с.].
  10. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
  11. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
  12. Панков Д. Д., Румянцев А. Г. , Тростанецкая Г. Н. Медицинские и психологические проблемы школьников- подростков: Разговор учителя с врачом.- М.: АПК и ПРО, 2001.- 239 с. 
  13. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
  14. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
  15. Скрипюк И.И. 11 баек для тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты. – СПб.: Питер, 2006. – 176с.
  16. Стишенок И. Друзья // Школьный психолог, 2010, №19
  17. Стишенок И. Две планеты // Школьный психолог, 2010, №20
  18. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
  19. Стебенева Н, Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ «Путь к успеху»// Школьный психолог , 2008, №14
  20. Тимашова Л. Открытка от одиночества // Школьный психолог, 2003, №39
  21. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
  22. Фесенко Н, Олейко Н. Акция «Письмо матери»// Школьный психолог, 2008, №16
  23. Фалькович Т. А., Высоцкая Н. В., Толстоухова Н. С. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 256 с. – (Педагогика. Психология. Управление)
  24. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2007.-607 с.
  25. Чуричков А., Снегирёв В. Копилка для тренера: сборник разминок, необходимых в любом тренинге.- СПб.: Речь, 2007. -210 с.
  26. Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный психолог, 2002, №11.
  27. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие/ Под ред. Н. М. Платоновой.- СПб.: Речь, 2006.- 336 с.
    2. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением: учеб.- метод. пособие/ Под ред. М. И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.- 239 с.
    Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
  28. Практикум по девиантологии/ Автор- составитель Ю А. Клейберг. – СПб.: Речь,2007.-144 с.
    Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/ Авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009.-207 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Вместе, но не вместо"

Как помочь ребенку  в выборе профессии?...

«"АНСАМБЛЬ" – ЭТО ЗНАЧИТ "ИГРАЕМ ВМЕСТЕ", А ВМЕСТЕ, КОНЕЧНО, ИГРАТЬ ИНТЕРЕСНЕЙ!»

Сценарий тематической лекции-концерта ансамблевой музыки учащихся и преподавателей отделения духовых инструментов ДМШ....

Статья по музыке на тему:« Вместе с ней, вместе с мамочкой моей».

В статье дан материал из опыта работы. Рекомендован музыкальным руководителям....

"Вместе с мамой, вместе с папой..."

Консультация для родителей...

"Вместе жить, вместе и умирать"? Урок-дискуссия по творчеству А.С. Пушкина между учащимися 9 и 11 классов.

Цель этого урока - развитие коммуникативной и дискуссионной культуры. На примере произведений А.С. Пушкина учащиеся попытаются обсудить актуальность семейных ценностей сегодня....

Внеклассное мероприятие «Вместе дружно поживаем, вместе книжечки читаем!»

Описание материала: Данное мероприятие проводится в детском доме или школе-интернате, где наряду с детьми участвуют и педагоги. Для нашей школы – это обычная практика, поэтому  мероприятия ...