РОЛЬ школьного психолога в сопровождении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
материал по психологии по теме

Социально-экономический кризис 1990-х годов  в нашей стране повлек за собой ухудшение условий жизни основной массы российских семей, увеличение числа разводов супругов, что наиболее драматично сказалось на детях, выражаясь в деструктивном отношении к ним, дефиците родительского внимания, отчуждении родителей от детей.
Система российского образования также оказалась ввергнутой в период затяжного кризиса. Слом общественной воспитательной системы, ослабление воспитательной функции школы повлекло за собой снижение уровня качества обучения и воспитания.
Плохие семейные условия семейного воспитания, слабая воспитательная система школы стали основными причинами увеличения числа безнадзорных, беспризорных детей, которые не посещали школьные занятия, занимались бродяжничеством, совершением противоправных действий.
НАСИЛИЕ над ДЕТЬМИ - это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха со стороны взрослого по отношению к ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_shkolnogo_psihologa_v_soprovozhdenii_dete1.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ школьного психолога в сопровождении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социально-экономический кризис 1990-х годов  в нашей стране повлек за собой ухудшение условий жизни основной массы российских семей, увеличение числа разводов супругов, что наиболее драматично сказалось на детях, выражаясь в деструктивном отношении к ним, дефиците родительского внимания, отчуждении родителей от детей.

Система российского образования также оказалась ввергнутой в период затяжного кризиса. Слом общественной воспитательной системы, ослабление воспитательной функции школы повлекло за собой снижение уровня качества обучения и воспитания.

Плохие семейные условия семейного воспитания, слабая воспитательная система школы стали основными причинами увеличения числа безнадзорных, беспризорных детей, которые не посещали школьные занятия, занимались бродяжничеством, совершением противоправных действий.

НАСИЛИЕ над ДЕТЬМИ - это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха со стороны взрослого по отношению к ребенку.

Выделяют четыре вида жестокого обращения с детьми:

  1. Физическое насилие - это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителями или лицом, осуществляющим уход или опеку (побои, встряхивания, ожоги, человеческие укусы, удушение, приводящее к синякам и рубцам, переломам, шрамам или внутренним повреждениям).
  2. Сексуальное насилие- это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.
  3. Пренебрежение- это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигнувшего 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
  4. Психологическое жестокое обращение

Психологическое пренебрежение- последовательную неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

Психологическое жестокое обращение- хронические модели поведения, такие, как унижение, оскорбление, высмеивание ребенка.

Лишения и потери, которые переживают дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, являются причиной появления различного рода психологических проблем. Известно, что самооценка ребенка формируется под влиянием оценки со стороны значимых для него взрослых и ближайшего окружения. Если эмоциональный контакт с близкими взрослыми нарушен, ребенок живет как бы на «вражеской» территории: обстоятельства подавляют его, его ожидания, относительно будущего пессимистичны, он постоянно чувствует себя слабым, нелюбимым.

К чему приводят физические наказания?

- преподают ребенку урок насилия.

-нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок - что он любим.

-в них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.

-физические наказания учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего же собственного блага!» Мозг хранит эту информацию.

-они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным, и проявляется только много позже.

-они разрушают восприимчивость  к собственному страданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

Изменить жизненную философию взрослого практически невозможно. Наиболее сензитивным периодом для - ее формирования являются дошкольный, младший и средний школьный возрасты.

Как предотвратить НАСИЛИЕ?

Наших детей можно защищать!

 Необходимым составным элементом системы защиты детей от жестокого обращения и пренебрежительного отношения к их нуждам и интересам в современном обществе являются законодательные нормы. И, конечно же, первым человеком, который оказывает поддержку, и помощь в школьной среде является ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ.

Организация деятельности психолого-педагогического сопровождения в условиях ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Козьмодемьянска»

Основной из перечисленных форм сопровождения является организации деятельности ПМПк, которая создается приказом директора школы- интерната. Деятельность консилиума регламентируется Положением о психолого-педагогическом консилиуме школы- интерната, письмом Министерства Образования РФ « О психолого - медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения  №27/ 901/6 от 27.03.2000г.»

В организации работы специалистов мы выделяем ряд этапов:

На этапе диагностики происходит встреча специалистов с учителем, воспитателями, самим учеником. Каждый специалист проводит многоуровневую диагностику учащихся с целью определения уровня развития каждого ребенка.

По результатам диагностики заполняется заключение на учащегося.

Важную информацию дает социальный статус ребенка, его условия проживания и воспитания. 

Мы выделяем 4 « ГРУППЫ РИСКА»:

1. Социально и педагогически запущенные дети и подростки

( трудно воспитываемые, труднообучаемые, находящиеся в

социально-опасном положении)

2. Несовершеннолетние правонарушители 

3. Дети, находящиеся под опекой

4. Дети с нарушениями психосоматического и нервно- психического здоровья и функциональными отклонениями

 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ блок работы:

Заключается в создании и соблюдении психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого сопровождаемого ребенка.

Работа осуществляется с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов рисуночного и вербального типов,  а также методов психогимнастики и психотерапии.

Я осуществляю   следующее сопровождение учащихся:

  • это проработка эмоционально - личностных проблем

(в индивидуальных и групповых формах; индивидуальная коррекционная работа в кабинете для свободного самовыражения ребенка, с использованием арт - терапевтических методов).

  • социальные игры в виде тренингов – специальные игры на развитие социального интеллекта и эмоциональной компетенции.
  • простраивание, нормализация отношений ученика с учителем, классом.
  • занятия- тренинги по развитию навыков общения, по овладению приемам релаксации.
  • обучение здоровому жизненному стилю, навыкам саморегуляции.

Основная идея работы заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать ребенка, а помочь стать самим собой, осуществлять психологическую поддержку. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, использую различные методы и приемы, способствующие как много большего числа психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия.

Далее даются рекомендации родителям, педагогам и ребенку, чтобы поддержать ребенка. Для этого необходимо:

1.Опираться на сильные стороны ребенка.

2.Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3.Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4.Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5.Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6.Проводить больше времени с ребенком.

7.Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8.Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9.Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

14. Демонстрировать оптимизм.

Неблагополучные семьи  и работа с ними:

1.Наблюдение и консультации учителю, родителям.

2.Проведение родительских собраний, бесед на темы воспитания.

3.Работа правового кружка «ВЫБОР» для учащихся 7-9 кл.

4.Консультирование ребенка в ПМПК по вопросам определения образовательного маршрута ребенка.

5.Обследование совместно с социальным педагогом и специалистами по охране детей жилищных условий.

6.Консультативная помощь психолога и психотерапевта.

7.Постановка ребенка на учет (при необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу.

8.Возбуждение дела о лишении  родительских прав( по необходимости)

9.Индивидуальная работа психолога с ребенком.

10.Помощь со стороны окружения семьи.

11.Вовлечение ребенка  в кружки,библиотеку.

12.Помощь ребенку в планировании своего свободного времени. Помощь ребенку со стороны сверстников.

13.Совет профилактики школы.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ?

Кто сказал, что воспитание человека - легкий процесс?

Готовых рецептов на каждый случай не существует, но мы можем помочь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и родителям сгладить временные трудности.  Ведь дети - это наше зеркало, реальное отражение нашего к ним отношения и степени любви.

Педагог-психолог высшей кв. кат. ГБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Козьмодемьянска" КОЗИКОВА В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

В статье представлена актуальность данной проблемы, опыт работы нашего образовательного учреждения по данному вопросу...

Индивидуальное сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

В материале даются определения таким понятиям, как индивидуальное сопровождение, трудная жизненная ситуация, приводятся отличительные особенности детей "группы риска". Представлен алгоритм действий со...

Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации...

Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Основные понятия и термины по теме социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшизся в трудной жизненной ситуаии...

Программа "Социально-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации".

Программа носит профилактический характер, предназначена для социально-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. Цель программы социально педагогическо...

Этапы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении

Понятие трудной жизненной ситуации и социально опасного положения.Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.Диагностический этап работы. Рекомендуемые диагностические методики для рабо...

Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, находящегося в трудной жизненной ситуации или в кризисном состоянии

Психолого-педагогическое сопровожение обучающегося направлено на выявление проблем и ресурсов для определения стратегий помощи в рамках комплексного сопровождения....