Тренинг "Скажи "НЕТ!" ПАВ" для обучающихся 6-8 классов
план-конспект занятия по психологии (6, 7, 8 класс) на тему

Цель тренинга - развить навыки уверенного отказа от предложения психоактивных веществ. Кроме того, на тренинге обсуждаются ситуции, принуждающие подростков употреблять ПАВ, обучающие тренируют  способы отказа от употребления ПАВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_skazhi_net_pav.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг  «Скажи « НЕТ!» ПАВ»

для обучающихся 6-8 классов

     Цель: развить навыки уверенного отказа от предложения психоактивных веществ.

     Задачи:

  • Обсудить ситуации, когда подростков принуждают курить,   употреблять  алкоголь или наркотики.
  • Познакомить с различными способами уверенного отказа.
  • Тренировать способы отказа от ПАВ.

Ход занятия:

Представление темы занятий.

Психолог: «Я приветствую вас на занятии по обучению различным способам сопротивления давлению окружающих, предлагающих психоактивные вещества».

Мозговой штурм.

Психолог: «Приведите, пожалуйста, примеры, когда вас просили или принуждали закурить, выпить, попробовать наркотики».

Вопросы к обучающимся:

1. Кто предлагал (взрослые, сверстники, знакомые, незнакомые люди)?

2. Какую цель преследовал предлагающий?

3. Удалось ли отказаться?

4.  Кому труднее всего отказывать в просьбе?

5. Чьему давлению тяжелее сопротивляться?

    Психолог: «Человек может оказаться в сложной жизненной ситуации или переживать неприятные чувства, потому что не смог противостоять давлению окружающих, особенно, если это были старшие по возрасту или авторитетные люди».

     Далее  обучающиеся назвают причины, по которым бывает трудно отказывать в просьбе или не делать того, чего не хочется.

 

   Ответы выписываются на доску.

   Психолог: «Существует много причин, по которым человек соглашается делать то, что ему не хочется. А именно: не хотят оказаться изгоем, быть высмеянным, бояться обидеть, казаться грубым, быть не таким как все и др.

 Но также существует много способов отказаться делать то, что тебе делать не хочется или ты считаешь вредным для себя».

Мини – лекция

  На доске висит плакат «Правила уверенного отказа».

Правила читаются и обсуждаются вместе с обучающимися Прочитайте эти правила вместе с участниками и обсудите их.

1. Если хотите в чем–либо отказать человеку, четко и однозначно скажите ему « НЕТ». Объясните причину отказа, но не извиняйтесь слишком долго.

2.  Отвечайте без паузы – так быстро, как только это вообще возможно.

3.  Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.

4.  Попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите.

5.  Смотрите на человека, с которым говорите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие – либо признаки неуверенности к себе. Следите за его позой, жестами, мимикой (дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т.д.).

6.  Не оскорбляйте и  не будьте агрессивными.

Работа в группах.

 Участники объединяются в группы  по 2 человека. Каждой паре раздаются карточки с ситуацией «просьба».

 Обучающимся необходимо прочитать ситуацию, и используя один из способов отказа, разыграть сценку, в которой герой отказывается выполнить просьбу. При подготовке сценки они должны использовать  «Правила уверенного отказа».

 

Ситуация « Просьба»

 Сергей шел по улице. Вдруг его кто-то окликнул.  Он оглянулся и увидел хорошо одетого, солидного мужчину, стоящего около дорогой иномарки. Сергей остановился и подошел к нему. Мужчина попросил юношу отнести и передать какую – то коробку в офис, находящийся в доме напротив. Сергей стал отказываться, тогда мужчина стал его уговаривать. Сначала он предложил ему за услуги деньги, потом стал нервно объяснять, почему он сам не может ее отнести. Когда он разговаривал с Сергеем, он старался не смотреть ему в глаза.

Способы отказа.

Нет, не могу.

Нет, нет, и еще раз нет.

Нет, мне сейчас некогда.

Нет, спасибо, мне не нужны деньги.

Скажите «нет» и уйдите, не объясняя причины.

   Обучающиеся (по желанию) показывают сценки. Проводиться обсуждение. Делается вывод о том, что брать у незнакомых людей вещи опасно.

 Психолог: «Знание и умение применять приемы уверенного отказа помогают человеку не поддаваться давлению и оставаться в безопасности, не обижая других. Однако не всегда в жизни бывает достаточно просто сказать  «нет», когда принуждают выпить или закурить».

 

Ребятам предлагается игра, в которой участники проиграют способы, помогающие избегать давления и оставаться востребованными, продолжать дружить и весело проводить время.

Ролевая игра

 Обучающиеся объединяются в 4 группы. Каждой группе раздаются карточки с приемами предложения ПАВ и со способами отказа. Каждый участник группы по очереди вытягивает карточки с одним из приемов, читает его вслух. Затем предлагает соседу справа  прочитать ответ. Каждому приему предложения ПАВ соответствует два  ответа с отказом.

Примеры предложения ПАВ и способы отказа:

 Привет! Присоединяйся к нашей компании. У нас есть кое – что выпить.

 Да ну! Сейчас по телевизору начинается классный фильм, пойдем лучше посмотрим;

Нет, спасибо, мне сейчас нужно идти на тренировку (на встречу, на занятия).

 Давай покурим. Чего ты боишься? Сейчас только младенцы не курят. Ты что салага?

Нет, не хочу. Кстати, большинство людей как раз не курят;

Нет, спасибо. Мне совсем не нравится  запах табака. Меня от него просто тошнит.

 Пойдем со мной в гости. Ребята обещали принести наркотики. В жизни надо попробовать все. Не упрямься.

Нет, это не по мне. Плохое место. Я не хочу, чтобы обо мне говорили , что я наркоман;

Ты шутишь! Такие эксперименты всегда заканчиваются плохо. Я хочу оставаться здоровым.

  Хочешь выпить?

Нет, спасибо, от вина люди перестают соображать и совершают глупые поступки; Нет, спасибо, от вина у меня болит голова.

   Предложите группам продемонстрировать понравившиеся способы отказа от предложения ПАВ. Поблагодарите их за  представление.

  Важно довести до участников понимание того, что давление пить, курить, употреблять наркотики может быть преодолено с использованием навыков неагрессивного отказа, которые помогут отстаивать свои интересы и права, открыто и честно выражать свои чувства, не нарушая прав и интересов других людей.

  Подведение итогов занятия.

Необходимо обратить внимание обучающихся на то, что отказ от употребления табака, алкоголя и наркотиков сохранит их здоровье.

  Участники стоят в кругу. Каждый по очереди передает соседу, стоящему справа свой подарок, который он показывает с помощью жестов. Остальные должны угадать, какой подарок был преподнесен. Повторяться нельзя.

Вывод: существует много эффективных способов говорить « НЕТ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Специальные и подготовительные упражнения в обучении техническим приёмам в волейболе для обучающихся 6-х классов»

Мастер-класс «Специальные и подготовительные упражнения в обучении техническим приёмам в волейболе для обучающихся 6-х классов» проходил в рамках городского методического семинара учителей физической ...

Итоги эксперимента (2008-2013 гг.) «Развитие интеллектуальных возможностей обучающихся средствами учебных текстов, учебных пособий по математике для обучающихся 5-9 классов серии МПИ» (Математика)

Тема эксперимента: «Интеллектуальное воспитание учащихся на уроках математики средствами учебных текстов серии МПИ (Математика. Психология. Интеллект.)».Цель МПИ-проекта: средствами содержания математ...

рабочая программа по коррекции устной и письменной речи обучающихся, имеющих ФНР, ФФНР и ОНРIII уровня (для обучающихся 2-4 классов)

В пояснительной записке описаны все особенности коррекционной работы на каждом этапе.Дано календарно тематическое планирование по классам и для индивидуальных занятий....

Тесты для обучающихся 5-11 классов, и обучающихся с ОВЗ

Тесты для обучающихся 5 - 11 классов могут быть использованы при закреплении домашней работы, при дистанционном прохождении материала в актированные дни, для детей с ОВЗ....

Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 1-4 класса, 5-9 класса, 10 класса

Рабочая программа составлена в соответствии требованиям ФГОС...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 5 – 9 классов

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...