Мастер-класс «Семейная гостинная» как средство формирования культуры детско-родительских отношений»
методическая разработка по теме

Дементьева Татьяна Владимировна

Детско-родительские встречи – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников.

 

Цель работы «Семейной гостиной»: способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.

Основные задачи:

1.     повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка;

2.     удовлетворить потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития и воспитания детей на протяжении всего времени пребывания ученика в школе;

3.     установление и развитие  доверительно-партнерских отношений  между родителем и ребенком, семьей и педагогами;

4.     пропаганда положительного опыта семейного воспитания;

5.     формирование педагогической рефлексии родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастер-класс73 КБ
Файл Презентация119.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Семейная гостинная» как средство формирования культуры детско-родительских отношений»

Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений, даже школьными трудностями видны взрослые - их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы. Существенно, что проблемы ребенка невозможно решать и рассматривать только как школьные или поведенческие, маленький человек зависим от ситуации и окружения, в которых находится искренняя заинтересованность взрослых – родителей, педагогов в каждый момент его жизни создает хорошую возможность для развития позитивных детско-родительских взаимоотношений.

Основным средством формирования культуры детско-родительских отношений  служит информированность родителей, педагогов, повышение их психолого - педагогической культуры.  

Цель психолого-педагогического просвещения, образования родителей — помочь им правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми, что будет способствовать полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей.

В практической деятельности школьного психолога работа с родителями – одно из основных направлений деятельности. Формы работы с родителями могут быть традиционными - консультирование, родительский лекторий, тематическое информирование через родительские собрания и достаточно инновационными для школы – тренинги, психологические мастерские, тематические вечера, деловая игра, детско-родительские встречи.

Родительский всеобуч становится для родителей не дополнительной обязанностью, а возможностью найти ответ на интересующий вопрос воспитания, помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации, поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться в своих правильных позициях либо подкорректировать ошибки в воспитании. При правильной организации родительского всеобуча создаются условия для активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы, создания единого социально-воспитательного пространства.

Одной из форм психологического просвещения родителей учащихся является родительское собрание. Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. В рамках традиционных родительских собраний не всегда возникает возможность достаточно полно обсудить проблемы и трудности детей, тем более на традиционных родительских собраниях практически не рассматриваются особенности детско-родительских взаимоотношений. А ведь зачастую источником трудностей ребенка выступают сложности детско-родительских взаимоотношений.

Совместные собрания вместе с детьми — формы работы, которые прекрасно сплачивают родителей и детей, дают возможность родителям "с другой стороны" увидеть своих детей, их возможности и таланты, достижения в школьной жизни. Детско-родительские встречи позволяют взглянуть на возникшие проблемы с разных сторон, глазами специалистов, педагогов, детей и родителей.

Детско-родительские встречи – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников.

Цель работы «Семейной гостиной»: способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.

Основные задачи:

  1. повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка;
  2. удовлетворить потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития и воспитания детей на протяжении всего времени пребывания ученика в школе;
  3. установление и развитие  доверительно-партнерских отношений  между родителем и ребенком, семьей и педагогами;
  4. пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
  5. формирование педагогической рефлексии родителей.

В содержание работы «Семейной гостиной» включены следующие методы:

  • метод групповой дискуссии – способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребенком;
  • метод обсуждения и разыгрывания ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия между детьми и родителями;
  • метод обучающего эксперимента – помогает родителям и детям применить полученные знания на практике;
  • метод анализа поступков детей и родителей – помогает вскрыть причины возникновения конфликта;
  • метод анализа типов коммуникативных взаимоотношений – позволяет выявить причины ухода родителей и детей от решения проблем;
  • метод анализа ситуаций – помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение ребенка, т.е. развивать у него умение анализировать ситуацию и находить способы решения проблем самостоятельно.
  • методы арт – терапии: метод продуктивной деятельности; музыкальной терапии; метод игровой терапии – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию;

Эффективность психопрофилактической работы определяется еще и грамотным отбором тем для выступлений.  Темы  для детско-родительских встреч формируются по результатам диагностики, из запросов и интересов педагогов, учащихся и их родителей, а также  в соответствие с методической темой годового плана школы. Следует отметить, что тематика детско – родительских встреч предполагает достаточно откровенный и эмоционально-значимый разговор с участниками. Вероятно, участники таких встреч могли иметь предварительный опыт позитивного общения, опыт сотрудничества с психологом, достаточно доверительные отношения с педагогом, хотя эти условия не являются обязательными.

Результатом работы детско – родительских встреч можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников.

При организации  таких встреч преимущественно используются групповые формы работы, однако присутствует фронтальная и индивидуальная формы организации.

При проведении «Семейной гостиной» классный руководитель может выступать в роли соведущего.

       

Общая структура занятия.

        Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.

       Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.

       Основная часть. В этой части решаются цели и задачи встречи. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.

       Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).

       Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.

Детско-родительское собрание

«Профессиональное самоопределение старшеклассников»

Цели: 1.помочь родителям найти пути взаимодействия со своими детьми в вопросах первичного профессионального самоопределения;

2.формирование у родителей понимания значения самостоятельного выбора будущей профессии подростками.

3.активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

Форма проведения: семейная гостиная;

Подготовительная работа:

Материал: 1.технические средства: компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, магнитофон, видеомагнитофон, доска и т.п.

2. ватман (2 листа), листы бумаги формата А4, ручки, карандаши, раздаточный материал.

По периметру класса расставлены стулья, ребята и родители рассаживаются группами.

1. Участники делятся на две команды:

  • Для знакомства всем участникам собрания предлагают сделать бейджики.

2.Разминка. Обратите внимание на слайд: какие из утверждений вы считаете верными?

  • профессия выбирается раз и навсегда.
  • выбор профессии зависит от толщины кошелька.
  • нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.
  • профессия предназначена человеку от рождения.
  • по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.
  • профессии можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.
  • профессию следует выбирать, уже став взрослым.
  • чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.
  • если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.
  • психолог – не помощник в выборе профессии.

(на самом деле все утверждения являются ложными)

Посчитай, со сколькими заблуждениями вы согласился.

0-2. Ты прекрасно справляешься с проблемой выбора профессии, твой уровень информированности о мире профессии и том, как выбирать, почти равен компетентности специалиста.

3-5. Тебе не хватает информации и уверенности в том, как выбирать профессию.

6 и больше. Попробуй честно ответить на вопрос: “ Почему мне так трудно взять ответственность на себя?” Возможно, ответив на него, ты сможешь понять, как стать более самостоятельным.

Итак, этим вопросником мы утверждаем, что выбирать профессию очень важное дело в жизни каждого человека.

3. Дискуссия на тему «Разнообразие мотивов выбора профессии».

Целью дискуссии является обсуждение мотивов, которые являются ведущими для выбора будущей профессии. Какие советы дают родители своим детям.

Психолог: «Как правило, профессиональное самоопределение — это дело не только ученика, но и всей его семьи. Мамы и папы, так или иначе, влияют на выбор своих детей. В некоторых семьях этот вопрос решается авторитарно, исходя из предположения, что родители лучше знают, что нужно ребенку. Поэтому еще одна задача нашей встречи — согласование представлений учащихся и их родителей о профессиональном будущем старшеклассника».

  • Команда родителей отвечает на вопрос: «Чтобы Вы советовали своему ребенку при выборе профессии?»;
  • Команда детей отвечает на вопрос: «Что Вы считаете, необходимо учитывать при выборе профессии»;

Психолог: «Как вообще происходит процесс принятия решения о том, какую профессию выбрать? Какие вопросы задает себе выпускник, чтобы прийти к нужному решению? Вы, наверное, думаете, он спрашивает себя: «Кем быть?» Увы, даже для этого пресловутого вопроса не находится места. Все ограничивается вопросом: «Какой вуз (колледж) выбрать? Куда пойти учиться?

Процесс выбора профессии сложен и имеет некую длительность, то есть нельзя его ограничить одним вопросом: «Какая профессия меня привлекает?» Важно поэтапно отвечать себе на целый ряд вопросов, и не «за один присест», а с течением времени проверять истинность своих ответов.

Мы предлагаем один из таких, на наш взгляд, экзистенциальных вопросов. Он сформулирован так: «Какое дело я считаю настоящим для себя?» Если честно отвечать самому себе на этот вопрос, в ответе найдут отражение и профессия, и образ жизни, и основные ценности человека» (авторская методика  «Цель. Дело. Мечта» Елены Гобовой и Ольги Игнатовой).

4. Упражнение  «Пирамида»

У рабочих, возводящих Шартрский собор,
спросили, что они делают.
Один сказал: «Я таскаю камни».
Другой: «Зарабатываю на пропитание».
Третий: «Строю храм».

В трех ответах людей, занятых одним делом, отражены основные мотивы трудовой деятельности. Мотив — это причина, лежащая в основе выбора всех поступков человека. Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю? «Я учусь для того, чтобы ….» «Я хочу получить профессию… чтобы…»

Вам предлагаются карточки, где написаны различные мотивы выбора профессии. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее важным. На вторую выкладываете  тот, который, по вашему мнению,  в меньшей степени важен при выборе профессии и т.д.

Примерный список мотивов выбора профессии:

1. Престиж профессии

2. Высокая заработная плата

3. Доступность обучения

4. Интерес к содержанию профессии

5. Собственные интеллектуальные способности, возможности

6. Собственные интересы и увлечения

7. Физическое здоровье

8. Возможность карьерного роста

9. Востребованность на рынке труда

10. Мнение родственников, друзей

11.Привилегии при поступлении в ВУЗ

12.Общественное мнение

Обсуждение мнения родителей и мнение учеников: каждая команда аргументирует свой выбор.

5. Подведение итогов:

Психолог: «Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели. Цели должны быть:

  • конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде, хочу получить хорошее образование, пробежать марафонскую дистанцию за три часа и т.д.);
  • реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д. (если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы – цель нереалистичная, если никогда не бегал, то лучше не выходить на марафонскую дистанцию);
  • ограниченными во времени («цель – это мечта, которая должна осуществится точно к назначенному сроку»).

Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.

Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.

Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.

В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость».

6. Рефлексия полученного опыта.

• Что вы думаете о прошедшем занятии?

• Что было для вас важным?

• Что вам понравилось?

• Чему вы научились?

Ритуал прощания. Все становятся в круг. Одновременно произносят слово "До свидания".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Семейная гостиная как средство формирования культуры детско-родительских отношений» Педагог-психолог МОУ «СОШ № 2 городского округа ЗАТО Светлый» Дементьева Т.В.

Слайд 2

Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека.

Слайд 3

Основным средством формирования культуры детско-родительских отношений служит информированность родителей, педагогов, повышение их психолого - педагогической культуры. Цель психолого-педагогического просвещения, образования родителей — помочь им правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми, что будет способствовать полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей.

Слайд 4

В практической деятельности школьного психолога работа с родителями – одно из основных направлений деятельности. Формы работы с родителями могут быть традиционными - консультирование, родительский лекторий, тематическое информирование через родительские собрания и достаточно инновационными для школы – тренинги, психологические мастерские, тематические вечера, деловая игра, детско-родительские встречи.

Слайд 5

Совместные собрания вместе с детьми — формы работы, которые прекрасно сплачивают родителей и детей, дают возможность родителям "с другой стороны" увидеть своих детей, их возможности и таланты, достижения в школьной жизни. Детско-родительские встречи позволяют взглянуть на возникшие проблемы с разных сторон, глазами специалистов, педагогов, детей и родителей.

Слайд 6

Детско-родительские встречи – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников.

Слайд 8

Цель работы «Семейной гостиной»: способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.

Слайд 9

Основные задачи повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка; удовлетворить потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития и воспитания детей на протяжении всего времени пребывания ученика в школе; установление и развитие доверительно-партнерских отношений между родителем и ребенком, семьей и педагогами; пропаганда положительного опыта семейного воспитания; формирование педагогической рефлексии родителей.

Слайд 10

В содержание работы «Семейной гостиной» включены следующие методы метод групповой дискуссии – способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребенком; метод обсуждения и разыгрывания ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия между детьми и родителями; метод обучающего эксперимента – помогает родителям и детям применить полученные знания на практике; метод анализа поступков детей и родителей – помогает вскрыть причины возникновения конфликта;

Слайд 11

В содержание работы «Семейной гостиной» включены следующие методы метод анализа типов коммуникативных взаимоотношений – позволяет выявить причины ухода родителей и детей от решения проблем; метод анализа ситуаций – помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение ребенка, т.е. развивать у него умение анализировать ситуацию и находить способы решения проблем самостоятельно. методы арт – терапии : метод продуктивной деятельности; музыкальной терапии; метод игровой терапии – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию;

Слайд 12

Темы для детско-родительских встреч формируются по результатам диагностики, из запросов и интересов педагогов, учащихся и их родителей, а также в соответствие с методической темой годового плана школы. Тематика детско–родительских встреч предполагает достаточно откровенный и эмоционально-значимый разговор с участниками.

Слайд 13

Результатом работы детско – родительских встреч можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников. При организации таких встреч преимущественно используются групповые формы работы, однако присутствует фронтальная и индивидуальная формы организации.

Слайд 14

Общая структура занятия Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы. Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности. Основная часть. В этой части решаются цели и задачи встречи. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность. Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»). Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.

Слайд 15

Семейная гостиная Тема встречи: «Профессиональное самоопределение старшеклассников»

Слайд 16

Цели встречи 1.помочь родителям найти пути взаимодействия со своими детьми в вопросах первичного профессионального самоопределения; 2.формирование у родителей понимания значения самостоятельного выбора будущей профессии подростками. 3.активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

Слайд 17

Разминка профессия выбирается раз и навсегда. выбор профессии зависит от толщины кошелька. нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим. профессия предназначена человеку от рождения. по названию вуза можно судить о том, кого он готовит. профессии можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей. профессию следует выбирать, уже став взрослым. чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз. если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна. психолог – не помощник в выборе профессии.

Слайд 18

Посчитайте Ваш результат 0-1. Вы прекрасно справляетесь с проблемой выбора профессии, ваш уровень информированности о мире профессии и том, как выбирать, почти равен компетентности специалиста. 2-5. Вам не хватает информации и уверенности в том, как выбирать профессию. 6 и больше. Попробуй честно ответить на вопрос: “ Почему мне так трудно взять ответственность на себя?” Возможно, ответив на него, вы сможете понять, как стать более самостоятельным.

Слайд 19

Команда родителей отвечает на вопрос: «Чтобы Вы советовали своему ребенку при выборе профессии?» ; Команда детей отвечает на вопрос: «Что Вы считаете, необходимо учитывать при выборе профессии» ;

Слайд 20

«Как вообще происходит процесс принятия решения о том, какую профессию выбрать? Какие вопросы задает себе выпускник, чтобы прийти к нужному решению? Вы, наверное, думаете, он спрашивает себя: «Кем быть?» Увы, даже для этого пресловутого вопроса не находится места. Все ограничивается вопросом: «Какой вуз (колледж) выбрать? Куда пойти учиться?»

Слайд 21

У рабочих, возводящих Шартрский собор, спросили, что они делают. Один сказал: «Я таскаю камни». Другой: «Зарабатываю на пропитание». Третий: «Строю храм».

Слайд 22

Примерный список мотивов выбора профессии: 1. Престиж профессии 2. Высокая заработная плата 3. Доступность обучения 4. Интерес к содержанию профессии 5. Собственные интеллектуальные способности, возможности 6. Собственные интересы и увлечения 7. Физическое здоровье 8. Возможность карьерного роста 9. Востребованность на рынке труда 10. Мнение родственников, друзей 11.Привилегии при поступлении в ВУЗ 12.Общественное мнение

Слайд 23

Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели. Цели должны быть: конкретными реалистичными ограниченными во времени

Слайд 24

Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия. Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных. Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда. В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость».

Слайд 25

• Что вы думаете о прошедшем занятии? • Что было для вас важным? • Что вам понравилось? • Чему вы научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Речь идёт о детях, какую роль в их воспитании играют взрослые: родители (семья) и школа, как от согласованности действий зависит эффективность процесса воспитания ребёнка....

Формирование позитивных детско-родительских отношений

Выступление на методическом объединении классных руководителей 6 типов воспитания:ТрадиционноеПотакающееРазвивающееПрограммирующееЭпизодическоеЛичностно-ориентированное5 «китов» личностного отнош...

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьей...

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"...

Собрание для родителей. Тема "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Собрание для родителей. Тема "Формирование здоровых детско-родительских отношений"...

Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность, как средство формирования УУД"

С раннего детства исследование является естественной потребностью ребёнка, делая первые шаги, ребенок начинает познавать окружающий мир. Проходит время, и естественное желание исследовать не поддержив...

Сценарий мастер-класса "Интерактивные формы обучения как средство формирования социокультурных компетенций"

Сценарий мастер-класса "Интерактивные формы обучения как средство формирования социокультурных компетенций"...


 

Комментарии

Самойлова Мария Викторовна

оченьпонравилась презентация. Интересно, как часто собирается ваша гостиная ?