Родительское собрание "Готовимся к ЕГЭ вместе"
методическая разработка по психологии (11 класс) по теме

Борисенко Валентина Владимировна

Необходимость разработки данного родительского собрания возникла давно. На данном собрании родители получают полезную для них информацию о возможных трудностях во время подготовки к экзамену, и исходя из индивидуальных особенностей своего ребенка смогут  определить оптимальную стратегию поддержки, а главное родители могут оказать своим детям реальную помощь, так как являются не просто наблюдателями подготовки к экзаменам, а ее активными участниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания

Тема: «Готовимся к  ЕГЭ вместе»

Примечание: собрание рассчитано на родителей выпускников, сдающих выпускной экзамен в форме ЕГЭ.

Участники собрания: классный руководитель, педагог-психолог.

Цели:

  • Познакомить родителей с личностными трудностями выпускников, которые могут возникнуть при подготовке к экзаменам;
  • Определить стратегию психологической помощи родителей своему ребенку с учетом его индивидуальных особенностей.

Предварительная работа.

  1. Проводилось  диагностическое обследование выпускников. Использовались методики: анкета по определению ведущего канала восприятия, анкета по выявлению когнитивного стиля обучения, анкета для учителей и родителей «Определение детей, имеющих личностные  и познавательные трудности при подготовке к экзамену», анкета  по выявлению особенностей готовности выпускников к экзамену, методика диагностики уровня тревожности (автор Р. Кондаш, модификация А.Прихожан).
  2. Составление мультимедийной презентации по теме собрания.

Уважаемые родители!

Слайд 1. Тема и цели родительского собрания.

Психолог: Сегодня мы с вами начнем разговор о подготовке  к экзаменам в форме ЕГЭ и о личностных трудностях, которые могут возникнуть у детей при подготовке. Во время наших школьных экзаменов мы чаще всего готовились сами, без помощи родителей, но в современном мире подготовка к экзамену предъявляет множество требований и не все учащиеся могут справиться самостоятельно.

Предлагаю вам небольшую игру «Ассоциации» (игра помогает настроиться на обсуждаемую тему). «Ассоциация – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Вам нужно будет давать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий игрок. Например, если я начинаю и говорю слово «школа», то вы (показываем на родителя, продолжающего игру) говорите свою ассоциацию и т.д. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: экзамен …».

Мини-лекция «Полноценная психологическая поддержка выпускников возможна только в том случае, когда психологам, педагогам и родителям удается совместно организовать эмоционально-комфортные условия для ребенка, способствующие его оптимальному развитию. Важно при этом помнить, что экзамен – это испытание не родителей, а детей. Если дети уже настолько большие, что они сдают экзамены, то это их жизненная задача, с которой они должны справиться сами. Мы же с вами можем помочь им в подготовке, учитывая их индивидуальные особенности. Для того чтобы эта помощь была более адресной нами были проведены диагностические исследования личностных и познавательных особенностей учащихся вашего класса. Родителям предоставляются результаты обследования (с согласия учащихся) индивидуально каждому, относительно его ребенка.

Например:

Ф.И.

Ведущий канал восприятия

Когнитивный стиль обучения

Личностные и познавательные трудности (по результатам анкетирования родителей и учителей)

Особенности готовности к экзамену

Уровень тревожности

Иванов Сергей

Аудиал (16)

Визуал (13)

Кинестетик (10)

аналитический

Гипертим

Низкий уровень знакомства с процедурой экзамена

Повышена школьная тревожность

Стратегия поддержки

необходимо развивать функцию контроля, т.е. навыков самопроверки: по завершению работы проверить ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения заданий и т.д.

 Наглядно общие характеристики представлены в презентации :

Известно, что у человека имеются 3 основные модальности восприятия: визуальная, аудиальная, кинестетическая. Трудности: ЕГЭ имеет визуальную форму.  Стратегии поддержки: необходимо, чтобы аудиалы и кинестетики осознали особенности своего учебного стиля, смогли четко сформулировать для себя, как именно они лучше всего усваивают учебный материал, и воспользоваться этим знанием при подготовке. Родители могут читать аудиалам какую-либо информацию по предметам, или учащиеся сами могут сделать аудиозапись материала. Кинестетики – помогут себе если будут записывать  информацию, использовать схемы и таблицы. На экзамене аудиалам можно тихо проговорить задание вслух, кинестетикам подвигать ногами , совершить простые движения.

Слайд 2.  Можно выделить два основных когнитивных стиля: синтетический и аналитический.

Синтетики объединяют, синтезируют имеющиеся у них знания о предмете, создают из частей целое, с легкостью находят связи и объединяют. Им помогает учиться опора на контекст и личный опыт, возможность самим создавать, придумывать, опираясь на известные детали.

Аналитики расчленяют и исследуют предмет познания по компонентам, разбирают целое на части и стремятся найти отличия, для них большое значение имеют детали, успешно применяют правила. Тесты множественного выбора, анализ (слова, темы и т.д.), запоминание деталей, выделение ошибок – вот форма работы, в которых аналитики успешны.

Характеристика

Возможные трудности на экзамене

Когнитивный стиль

(особенности познавательной деятельности, характеризующиеся своеобразием способов получения и переработки информации)

Дети -синтетики

Объединяют, синтезируют знания о предмете, не обращают внимания на детали. Продуктивные методы обучения: выделение главной мысли, составление кроссвордов, мозговой штурм

Испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки. Им трудно составить план или конспект. Могут возникнуть затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.

Дети-аналитики

Расчленяют и исследуют предмет познания по компонентам, расчленяют целое на части, успешно применяют правила

Тесты, анализ (слова, темы..), запоминание деталей, выделение ошибок – формы работы в которых аналитики успешны

Стратегия поддержки: важно развивать аналитические навыки, использовать воображение и образное мышление- сравнения, образы, рисунки. Использовать упражнения на снятие эмоционального напряжения.

Слайд 3

Характеристика

Возможные трудности на экзамене

Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации

В учебной деятельности им свойственны ошибки по невнимательности, низкий уровень организации деятельности, неустойчивый темп работоспособности, могут часто отвлекаться

Могут нерационально использовать время

Астеничные дети

Слабая нервная система, высокая утомляемость, истощаемость, сниженная переносимость учебных нагрузок

Высока вероятность снижения качества работы, возникновение ощущения усталости

Гипертимные дети

Быстрые, энергичные, активные, высокий темп деятельности, быстро выполняют задания, но делают это небрежно, с большим количеством ошибок, часто не видят собственных ошибок

Требуется высокая собранность и концентрация внимания, тщательность и аккуратность, а эти качества слабое место таких детей

Застревающие дети

Низкая подвижность психических функций, с трудом переключаются с одного задания на другое. Зачастую основательны и медлительны, если их торопить, темп их деятельности еще больше снижается

Процедура ЕГЭ требует необходимости быстро переключаться с одного задания на другое, высокой собранности

Стратегии поддержки:

 Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации – научить использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства: песочные часы, отмеряющие время на выполнение задания, составление списка необходимых дел (их вычеркивание по мере исполнения), линейка указывающая на нужную строчку и т.д.

Астеничные дети – оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: делать перерывы, гулять, достаточно спать. Возможно получить консультацию у невролога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.

Гипертимные дети – необходимо развивать функцию контроля, т.е. навыков самопроверки: по завершению работы проверить ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения заданий.

Застревающие дети – развивать навык переключения внимания, научить пользоваться часами, чтобы определять время, необходимое для каждого задания (например решить 5 задач за час и т.п.)

Слайд 4.

Личностные трудности

Характеристика

Возможные трудности на экзамене

Инфантильные дети

Отличаются низким уровнем самоконтроля, волевых процессов. В учебе не могут сосредоточиться, нет  учебной мотивации. Трудности с принятием ответственности за происходящее в их жизни (плохо научили, они виноваты).

Трудно заставить себя готовиться к экзаменам, трудности с организацией своей деятельности, «надеются на чудо», не могут принимать своих решений на экзамене, рассчитывают на помощь взрослого.

Тревожные дети

Поведенческие проявления тревожности: постоянно крутит что-то в руках, крутит пальцы, потирает, грызет ручки, карандаши, ногти, напряжен, скован, не может расслабиться, суетливость, сбивчивая речь и т.д.

Ситуация экзамена повышает уровень тревоги, что может привести к росту утомляемости, снижению работоспособности, росту неуверенности в ответах и т.д.

«Отличники» и перфекционисты (от англ. «perfect» -совершенный)

Стремятся к максимально высокому качеству своей деятельности, отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, исполнительностью, стремятся все сделать лучше, быстрее всех, высокий уровень притязаний, неустойчивая самооценка

Повышается тревожность, стараются выполнить все задания, причем безошибочно, трудно пропустить задание, могут не рассчитать время, трудно контролируют эмоциональное состояние.

Стратегии поддержки:

 Инфантильные дети – возложить ответственность за подготовку к экзамену на ребенка. Самостоятельно договариваться с учителями о дополнительной помощи (если понадобиться), составить расписание консультаций. Устанавливать регламент времени. Изучать материал от сложного к простому. Возможно использовать самопоощрение. Если родитель реализует стиль воспитания потворствующей гиперопеки, необходимо сформулировать четкие требования и следить за их исполнением. При доминирующей гиперопеке, наоборот, ограничить количество требований, интересоваться мнением ребенка, учитывать его интересы.

Тревожные дети – создание эмоционального комфорта, спокойной обстановки в семье, создание ситуации успеха, поддержка. Обучить приемам саморегуляции. Необходимо формировать позитивное отношение к экзамену.

«Отличники» и перфекционисты – избегать сравнения с другими, снизить субъективную значимость ЕГЭ, составить щадящий режим и регулировать степень загруженности. Выражать любовь и поддержку ребенку независимо от его учебных успехов. Важно переключить ребенка с эмоционального реагирования на планирование и сконцентрировать на проверке.

Также родителям было предложено поделиться другими способами поддержки, которые они используют и предложены памятки по оказанию поддержки тревожным детям. (Приложение 1)

В заключение выступления, психологом было предложено упражнение «Дерево» для получения обратной связи. Родителям предлагалось выбрать листик  и прикрепить его к нарисованному дереву исходя из того насколько полезной и интересной была для них полученная информация: листик на дереве – информация полезна и интересна, листик в воздухе – сомневаюсь с ответом, листик внизу дерева – информация не полезна и не интересна.

 

Приложение 1

ПАМЯТКА

для родителей выпускников «Если у вас тревожный ребенок»

Уважаемый родитель!

Школьная тревожность - явление достаточно распространенное, и наличие определенного уровня тревоги  даже необходимо в обычной жизни школьника.  Но в случае с выпускниками имеет место увеличение уровня тревожности по мере приближения выпускных экзаменов, и в ваших силах помочь своему ребенку снизить уровень дезорганизующей тревожности. Для этого предлагаем вам использовать в своем общении с ребенком следующие правила:

1. Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения. Успешная подготовка и сдача итогового экзамена - важная часть жизни вашего ребенка, но уверенность в своих силах пригодится ему в течении всей его жизни. Чаще напоминайте ребенку о сильных сторонах его характера.

2. Используйте для поддержки своего ребенка поощрение и создание ситуации успеха. Для этого можно использовать такие выражения как: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так успешно справился с последней контрольной по математике» и т.д.

3. Для тревожного ребенка особенно важно создавать и поддерживать ситуацию эмоционального комфорта. Не нагнетайте обстановку постоянными напоминаниями о трудности предстоящего экзамена.

4. Попробуйте дома прорепетировать процедуру экзамена, найти дополнительную информацию по правилам проведения.  

5.Совместно с ребенком разработайте четкий режим дня, с учетом его индивидуальных особенностей, проследите за тем, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать и регулярно совершал прогулки на свежем воздухе, определите конкретное время для подготовки к экзамену.

6. Не сравнивайте ребенка с окружающими. Подчеркивайте его уникальность и индивидуальность, воздержитесь от негативного оценивания его учебной деятельности.

7. Обучите ребенка приемам саморегуляции, аутотренинга, которые он может использовать на экзамене для снятия эмоционального напряжения (например: самый быстрый способ справиться с волнением это 3 глубоких вдоха с медленными выдохами).

8. Накануне экзамена выражайте полное спокойствие и уверенность в успешной сдаче экзамена. Помните, что ваше волнение способно значительно увеличить волнение самого ребенка.

                                                 Желаем вам успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовимся к ЕГЭ вместе Цели: Определить личностные трудности выпускников при подготовке к экзаменам; Определить стратегию психологической помощи родителей своему ребенку с учетом его индивидуальных особенностей.

Слайд 2

Типологии личностных особенностей Характеристика Возможные трудности на экзамене Когнитивный стиль (особенности познавательной деятельности, характеризующиеся своеобразием способов получения и переработки информации) Дети -синтетики Объединяют, синтезируют знания о предмете, не обращают внимания на детали. Продуктивные методы обучения: выделение главной мысли, составление кроссвордов, мозговой штурм Испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки Дети-аналитики Расчленяют и исследуют предмет познания по компонентам, расчленяют целое на части, успешно применяют правила Тесты, анализ (слова, темы..), запоминание деталей, выделение ошибок – формы работы в которых аналитики успешны

Слайд 3

Характеристика Возможные трудности на экзамене Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации В учебной деятельности им свойственны ошибки по невнимательности, низкий уровень организации деятельности, неустойчивый темп работоспособности, могут часто отвлекаться Могут нерационально использовать время Астеничные дети Слабая нервная система, высокая утомляемость, истощаемость, сниженная переносимость учебных нагрузок Высока вероятность снижения качества работы, возникновение ощущения усталости Гипертимные дети Быстрые, энергичные, активные, высокий темп деятельности, быстро выполняют задания, но делают это небрежно, с большим количеством ошибок, часто не видят собственных ошибок Требуется высокая собранность и концентрация внимания, тщательность и аккуратность, а эти качества слабое место таких детей Застревающие дети Низкая подвижность психических функций, с трудом переключаются с одного задания на другое. Зачастую основательны и медлительны, если их торопить, темп их деятельности еще больше снижается Процедура ЕГЭ требует необходимости быстро переключаться с одного задания на другое, высокой собранности

Слайд 4

Личностные трудности Характеристика Возможные трудности на экзамене Инфантильные дети Отличаются низким уровнем самоконтроля, волевых процессов. В учебе не могут сосредоточиться, нет учебной мотивации. Трудности с принятием ответственности за происходящее в их жизни (плохо научили, они виноваты). Трудно заставить себя готовиться к экзаменам, трудности с организацией своей деятельности, «надеются на чудо», не могут принимать своих решений на экзамене, рассчитывают на помощь взрослого. Тревожные дети Поведенческие проявления тревожности: постоянно крутит что-то в руках, крутит пальцы, потирает, грызет ручки, карандаши, ногти, напряжен, скован, не может расслабиться, суетливость, сбивчивая речь и т.д. Ситуация экзамена повышает уровень тревоги, что может привести к росту утомляемости, снижению работоспособности, росту неуверенности в ответах и т.д. «Отличники» и перфекционисты (от англ. « perfect » -совершенный) Стремятся к максимально высокому качеству своей деятельности, отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, исполнительностью, стремятся все сделать лучше, быстрее всех, высокий уровень притязаний, неустойчивая самооценка Повышается тревожность, стараются выполнить все задания, причем безошибочно, трудно пропустить задание, могут не рассчитать время, трудно контролируют эмоциональное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка родительского собрания по теме "Я, ты, он, она- вместе мы здоровая страна"

Разработка родительского собрания по теме «Я, ты, он, она – вместе мы здоровая страна».Родительское собрание проводится в форме обмена мнениями.Задача: убедить родителей в нео...

Родительское собрание на тему: "Давайте будем учиться вместе со своими детьми"

Данное тематическое собрание позволит определить главные аспекты в воспитании ребенка. Поможет разобраться в причинах  отставания в учебе ребенка, а самое главное  - нацелит родителей на сод...

Родительское собрание "Им уже 13 - будем вместе с ними"

Представлена разработка родительского собрания, советы родителям, анкеты для родителей....

родительское собрание "Вся семья вместе, так и душа на месте"

итоговое родительское собрание в седней группе детского сада в нетрадиционной форме (совместно с детьми) по групповому проекту "Моя семья - моё богатство"...

Выступление на родительском собрании. Тема: «Давайте будем учиться вместе со своими детьми»

Актуальной проблемой во все времена была проблема взаимоотношений между детьми и родителями. Успешность ребенка во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут  помочь...

Родительское собрание "Вместе, но не вместо"

Как помочь ребенку  в выборе профессии?...

Тренинг детско-родительских отношений "Мы вместе!"

Занятие детско-родительского клуба "Радуга" для обучающихся 1-4 классов...