итоги недели психологии
методическая разработка по психологии на тему

Сорокина Анна Юрьевна

материалы, которые могут пригодиться не только педагогам  -психологам, но и учителям

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ф.И.________________________________Класс:___________

1)Перед тобой поле, расчерченное на клетки. По нему двигается фишка. Мысленно передвигай фишку по полю. Внимание! Рисовать или водить пальцем по полю нельзя.

1 задание  

                                                       

     

     

 

2 задание

А теперь нарисуй ручкой клетку, где остановилась фишка.

3)А теперь увеличим количество клеток и количество ходов. А где теперь находится фишка?

Внимание - это сосредоточенность человека, на каком-то предмете или явлении.

4) Слайд 1 -___кружков                       Слайд 4 -____кружков

Слайд 2 -___кружков                            Слайд 5 -__кружков

Слайд 3 - ___кружков                           Слайд 6 - __кружков

5)Слушайте учителя и выполняйте, то что он говорит:

 

Объём внимания- это количество предметов, которое человек может воспринимать одновременно.

6)Внимательно слушай учителя и мысленно перемещай фишку на нужную клетку.

 

Нарисуй, где остановилась фишка.

Вспомни слова и напиши их:_________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Распределение внимания -это способность человека удерживать в центре своего внимания больше одного предмета или явления одновременно.

Зачеркни все буквы «а», буквы «к»-обведи в кружок, а буквы «л» подчеркни одной чертой.

а б р о к л а п щ д ж л ф ы э к а р м и т с ч а ф й л ъ х ш з к в а у г р о л ц у а л к и р о м д о м и л а д ж э з к и м и р о а в а р л к у ц ё р ъ е л ы а л м и т о л к д и к о е ж а л к и н щ ц а с с ы а л ь т и к у л ь а к у д и т ь х л э л  п р а в у д р а в к л и ж э ъ з у а а к ф ы л ь л й ё к и к а л а д и в ц к е р м а н е к о ц о з х ъ ж а р и л к о л е т к у в а с и л ё ч е к у ц й  ж э а о к у л ё к в а ш т о л ь а б р о к л а п щ д ж л ф ы э к а р м и т с ч а ф й л ъ х ш з к в а у г р о л ц у а л к и р о м д о м и л а д ж э з к и м и р о а в а р л к у ц ё р ъ е л ы а л м и т о л к д и к о е ж а л к и н щ ц а с с ы а л ь т и к у л ь а к у д и т ь х л э л  п р а в у д р а в к л и ж э ъ з у ц о з х ъ ж а р и л к о л е т к у в

а с и л ё ч е к у ц й  ж э а о к у л ё к в а ш т о л ь а б р о к л а п щ д ж л ф ы э к а р м и т с ч а ф й л ъ х ш з к в а у г р о л ц у а л к и р о м д о м и л а д ж э з к и м и р о а в

л к и н щ ц а с с ы а л ь т и к у л ь а к у д и т ь х л э л  п р а в у д р а в к л и ж э ъ з у

и т с ч а ф й л ъ х ш з к в а у г р о л ц у а л к и р о м д о м и л а д ж э з к и м и р о а в а р л к у ц ё р ъ е л ы а л м и т о л к д и к о е ж а л к и н щ ц а с с ы а л ь т и к у л ь а

Произвольное внимание

Это внимание, которое появляется само по себе, без усилия воли.

Непроизвольное внимание

Это внимание, связанное с волей человека. Приняв решение заняться чем-либо, человек выполняет его, несмотря на отвлекающие факторы.

                                               

                                                  Внимание

Виды внимания                                                          Свойства внимания

 -непроизвольное                                                  -объём                      -устойчивость

-произвольное                                                   -распределение            -переключение

        



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по надпердметному курсу «Лесенка успеха»

Тема: Знакомься: твоё внимание.  Как быть внимательным.

Цель урока:

  • Закрепить понятия : внимание», «объём внимания», «распределение внимания».
  • Расширение представлений каждого ребёнка о его познавательных особенностях.
  • Формирование у детей представления о различных видах внимания.

-Здравствуйте, ребята. Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом занятии.  Правильно, мы говорили о разных видах памяти, и учились их развивать у себя. Сегодня мы продолжим изучать наши психические процессы.  Давайте выполним первое задание. Перед тобой поле, расчерченное на клетки. По нему двигается фишка. Команды будет отдавать педагог. Мысленно передвигай фишку по полю. Внимание! Рисовать или водить пальцем по полю нельзя.

 

Ходы: 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз.

А теперь укажи ручкой клетку, где остановилась фишка. Давайте проверим, такой ли у вас ответ получился?

Давай потренируемся ещё раз. Укажи поле, на котором остановилась фишка. 2 вверх, 2 вправо, 3 вниз, 2 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз

Давайте проверим себя.

А теперь увеличим количество клеток и количество ходов. 3 вверх,2 вправо,1 вверх, 3 влево, 4 вниз, 3 вправо,3 вверх, 1 влево.

А где теперь находится фишка? Как вы думаете, о каком психическом процессе мы будем говорить на сегодняшнем нашем занятии.

 Внимание – это сосредоточенность человека,  на каком – то предмете или явлении.

Сейчас на слайдах будет нарисовано разное количество элементов. После просмотра слайдов вам надо будет записывать, сколько элементов на нём изображено.  Давайте попробуем.

   

     

-Давайте проверим, как вы выполнили это задание. 

-Приступаем к пятому заданию. Я буду диктовать, что вам надо выполнить в ваших квадратах. Итак, в первом квадрате: в центре нарисуйте 3 разные геометрические фигуры и раскрасьте их разными цветами или заштрихуйте по -разному.

Во втором квадрате внизу нарисуйте 5 квадратов одинаковой величины, и первый закрасьте зелёным цветом или заштрихуйте. Другие закрасьте так, чтобы 3 и 5 квадрат были одинаковые.

В третьем нарисуйте 5 круглых бусинок так, чтобы ниточка проходила через их середину. Все бусины должны быть разные, а третья белая.

За выполнение этого задания отвечает не просто внимание, а его объём.

Объём внимания- это количество предметов, которое человек может воспринимать одновременно.

А теперь ещё больше усложним задачу. Я буду называть передвижение фишки из заданного места и параллельно называть слова. Вам надо постараться понять, где окажется фишка, а затем ещё написать 7 слов. Пальцем или ручкой водить по листу нельзя.

Внимательно слушай учителя и мысленно перемещай фишку на нужную клетку.

Слова

Ходы

Ручка

2 вниз

Стол

2 вправо

Кот

1 вверх

Лист

2 влево

Учитель

1 вверх

Луна

1 вправо

Туча

2 вниз

Нарисуй, где остановилась фишка. Вспомни слова и напиши их. Давайте проверим себя.

Как вы думаете, какое свойство внимания помогало нам выполнять это задание.

Распределение внимания – это способность человека удерживать в центре своего внимания больше одного предмета или явления одновременно.

Теперь вам надо выполнить следующее задание. Перед вами ряды букв. Вам надо за 3 минуты проверить все эти 5 рядов и зачеркнуть все буквы «а», буквы «к»-обвести в кружок, а буквы «л» подчеркнуть одной чертой.

а б р о к л а п щ д ж л ф ы э к а р м и т с ч а ф й л ъ х ш з к в а у г р о л ц у а л к и р о м д о м и л а д ж э з к и м и р о а в а р л к у ц ё р ъ е л ы а л м и т о л к д и к о е ж а л к и н щ ц а с с ы а л ь т и к у л ь а к у д и т ь х л э л  п р а в у д р а в к л и ж э ъ з у а а к ф ы л ь л й ё к и к а л а д и в ц к е р м а н е к о ц о з х ъ ж а р и л к о л 

Что помогало работать, а что мешало? Правильно, для выполнения этого задания требовалось приложить немало волевых усилий. Мешала ли вам музыка? Улучшилась ли работоспособность после выключения музыки?

Произвольное внимание – это внимание, связанное с волей человека. Приняв решение заняться чем-либо, человек выполняет его, несмотря на отвлекающие факторы.

Непроизвольное внимание – это внимание, которое появляется само по себе, без усилия воли.

Итак, давайте подведём итог нашего занятия. Что же такое внимание. И какое оно может быть.

-непроизвольное                                        -объём           -устойчивость

-произвольное                                            -распределение    -переключение

                                                                     - сосредоточение

Существуют правила поддержания внимания.

Давайте с ними ознакомимся.

1.Постарайся составить режим дня. Тебе необходимо точно знать, что ты будешь делать в тот или иной отрезок времени.

2.Во время занятий ничто не должно отвлекать твоё внимание. Предупреди своих друзей и знакомых, что в это время лучше не звонить и не приходить к тебе в гости.

3.Прежде чем приступить к работе приведи в порядок своё  рабочее место, чтобы тебя ничего не отвлекало. Помни, непроизвольное внимание коварно, оно готово отвлечься от работы на любую мелочь.

4. Приступая к занятиям, привлеки свою волю, постарайся перестать думать о постороннем. Лучший способ настроиться на работу – предварительно просмотреть материалы задания, составить план работы.

5. Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо ты понимаешь материал. Если в тексте тебе встретится, хотя бы одно незнакомое слово, внимание может быстренько упорхнуть от тебя. Поэтому, приступая к заданию, проверь, насколько хорошо ты знаешь предыдущий материал.

6. Если сосредоточить внимание мешает волнение, тревога, какие – то посторонние мысли, займись чтением задания вслух. После того как ты сможешь сосредоточиться, попробуй читать про себя.

7. Старайся чередовать чтение с обдумыванием и пересказыванием, решением задач, придумыванием своих примеров. Это хорошее средство от скуки, а значит, и помощник в сохранении внимания. Однако такая смена не должна быть слишком частой, иначе это может привести к суете.

Я надеюсь, что всё что сегодня вы узнали поможет вам в дальнейшем в учёбе. И как обычно в конце занятия, я прошу вас оценить сегодняшнее занятие



Предварительный просмотр:

Выступление педагога-психолога МБОУ НОШ №52 Сорокиной Анны Юрьевны

на районном конкурсе «ПРОФИ -2013» в номинации «Психолог -года».

Цель: Обучение способам формирования УУД.

Задачи:

  • Раскрыть понятие УУД;
  • Научить находить ситуации в повседневной жизни, которые помогают формированию  УУД;
  • Познакомить присутствующих с программой по формированию УУД «Лесенка успеха».

-Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на своем мастер –классе.

- Мы с вами часто слышим про универсальные учебные действия. Давайте попробуем разобраться, что же это такое.

  Как вы понимаете слово УНИВЕРСАЛЬНЫЙ, какие ассоциации возникают с этим словом?

-Правильно. Универсальный в переводе с латинского, означает –всеобщий, разносторонний, для всего пригодный. Эти характеристики относятся и к универсальным учебным действиям.

-Давайте вспомним, какие Универсальные Учебные Действия выделяют? Взгляните на наш слайд, это познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные УУД. А мы должны формировать все эти УУД, это обязательное требование новых стандартов. И учителя зачастую пугаются этих слов, не знают, как это делать.

Я хочу показать вам, что формирование УУД – процесс совсем не сложный,  а естественный и гармоничный. Формирование УУД происходит в повседневной жизни, в любых ситуациях, даже самых простых. Итак, начнём.

Ситуация 1. Игра.

Я предлагаю вам сыграть в игру «Фруктовый салат».

Давайте разобьёмся на 3 группы: «яблоко», «груша», «вишня». Запомните свой фрукт. Когда я буду называть, какой то из названных фруктов, вам надо будет выполнять следующие действия. Если я скажу «яблоко»,  то надо будет ХЛОПАТЬ, если я скажу «груша» -ТОПАТЬ, а если я скажу «вишня»- то надо пощелкать пальцами. Ну а если я скажу слово «салат», то выполняем действия все вместе. Давайте попробуем это выполнить. (Работа с залом)

«В саду поспели фрукты: яблоки, груши, вишни. Мы решили сделать вкусный фруктовый салат. Сначала мы порезали красные яблоки, затем желтые груши, добавили спелые вишни и сливки. Фруктовый салат получился очень вкусный, ведь в нем были вишни, яблоки и груши».

–А теперь вопрос, какие знания мы получили и какие действия выполняли перед началом и во время игры. Ответы (умение слушать, принимать, сохранять цель, и следовать ей в учебной деятельности, планировать  свою деятельность, контролировать себя, взаимодействовать с окружающими, оценивать свою деятельность). Правильно мы формировали УУД.

Ситуация 2.

Перед вами простой чистый лист бумаги. Как вы думаете, какие знания можно получить и какие действия можно выполнять, используя вот такой вот лист.

 (учиться писать, рисовать, нарисовать поздравительную открытку, вырезать, клеить, сделать поздравительную открытку, читать, обмениваться мыслями –писать записки, письма)

– А я хочу дополнить ваши ответы . С помощью обыкновенного листа бумаги мы можем выразить знак восхищения и поддержки человека – просто написав Я ГОРЖУСЬ ТОБОЙ.

– а также мы можем и обидеть этим листом бумаги.

– Какие универсальные учебные действия будут формироваться при тех действиях с листком бумаги, о которых вы мне говорили?

Итак, вы видите, что даже обычный листок белой бумаги поможет нам  в формировании многих УУД (регулятивных, личностных, коммуникативных, познавательных)

- Ситуация 3. Лестница.

Посмотрите, перед вами обыкновенная лестница! А какие лесенки в жизни вы еще могли бы для себя представить?

– Ответы участников: профессиональную, карьерную, просто лестницу…

С чем у вас ассоциируется образ лестницы? Ответы участников.

А что обычно мы делаем на лестнице, какие действия выполняем? Ответы участников.

В нашей школе символ лестницы приобрёл ещё один смысл, так мы назвали наш курс занятий по развитию универсальных учебных действий младших школьников «Лесенка успеха».

1  ступенька   «Познание себя и других» 

2 ступенька   «Учимся  работать вместе»

З ступенька   «Как стать  успешным учеником»

С программой данного курса вы можете познакомиться на нашем школьном сайте  

– Скажите, какие знания можно получить на лестнице? И вообще можно ли чему –то научиться на лестнице?

Сейчас я предлагаю вам снова поработать в группах. Каждая группа должна будет на приведенные примеры действий, производимых на лестнице, определить формируемые УУД и их разновидность.

– Давайте посмотрим, что у вас получилось. 1, 2, 3 группа.

-Вывод.

Сделаем вывод, рассмотрев все ситуации. Мы убедились, что универсальные учебные действия формируются в повседневной жизни, в игре, в действиях с простыми предметами и на лестнице в том числе. Обучаться можно всегда и везде. Формирование универсальных учебных действий совсем не сложный процесс, а очень интересный и даже увлекательный.

- Рефлексия.

Мастер- класс положено заканчивать этапом рефлексии. Если вам был понятен мой мастер –класс, то я прошу поднять руку. А если материал мастер класса вы будите использовать в своей работе, то я хотела бы услышать от вас аплодисменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоги недели естественно - математического цикла 2012

Отчет о прведении математики и физики...

Приказ по итогам Неделя психологии

Приказ по итогам Недели психологии "Волонтёрство и психология: точки соприкосновения" в рамках XIV Областной Недели психологии...

Занимательная психология (неделя психологии)

Данный материал может быть полезен при проведении недели психологии в школе, при составлении развивающих занятий и работе с детьми в период каникул....

"Неделя психологии" Профилактическая работа педагога-психолога в адаптивной школе-интернате по формированию бесконфликтного общения как условие успешной адаптации обучающихся с ОВЗ. 2021г.

Конкурс«Творческий учитель – 2021»  https://www.1urok.ru/categories/13/articles/43107Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность:...

"Неделя психологии- 2021" Результаты проведения методической недели по сохранению психологического здоровья и формированию комфортной образовательной среды «Солнце в ладошке и счастье в глазах»

Результаты проведения методической недели по сохранению психологического здоровья и формированию комфортной образовательной среды«Солнце в ладошке и счастье в глазах»Виноградова Т.П.,...

Положение и план проведения недели психологии и логопедии "Планета занимательной психологии и логопедии"

План проведения и положение недели психологии и логопедии для обучающихся 1-5 классов....

Неделя психологии "Радужная неделя"

Цвет в жизни ребенка очень важен, так как цвета влияют на его настроение и поведение. Одни цвета успокаивают, другие – возбуждают. Одни вызывают улыбку, другие – пугают.Поэтому мы решили р...