Роль игровой деятельности в учебно воспитательном процессе с детьми имеющими ЗПР.
статья по психологии на тему

ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-инернат №23»                                                                                                                                                                                       

“Роль игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе с детьми, имеющими ЗПР”.

 

                                    Воспитатель: Белоконь Н.А.

 

    Игра – наиболее доступный вид деятельности для детей, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

    А.С. Макаренко писал ”Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таким он будет в работе, когда вырастет”

    Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной проблемой является использование игры в целях всестороннего воспитания и в первую очередь формирования нравственной стороны личности. Игра, в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств.

     В процессе сюжетно-ролевой игры неслышащие  учащиеся могут приобрести знания о многих профессиях, познать особенности каждой работы, научиться ориентироваться в сфере производства и обслуживания. Сюжетно-ролевая игра – это воспроизведение действительности. Ребенок переживает в игре действительность, обдумывает свои действия, как бы решая свои задачи.

    Игровой процесс, важный в познавательном плане, приобретает особое значение для детей с отклонением в развитии. Становление игровой деятельности у детей с ЗПР подчиняется тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающихся  детей, но идет значительно медленнее и имеет ряд специфических значений. Дети с ЗПР испытывают большие трудности при переносе знаний, получаемых на занятиях, в самостоятельную деятельность у таких детей снижена потребность в игре. Игровая деятельность для детей с ЗПР способствует приобретению умений и навыков, необходимых в самообслуживании, поможет уточнить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках. Все это происходит в непринужденной обстановке, постепенно, с расчетом вызвать живой интерес у детей, увлечь их. В качестве основной задачи, перед педагогом стоит задача формулирования положительного эмоционального отношения к игровой деятельности.

    Игровая деятельность имеет многопрофильный характер для детей с отклонениями в развитии: она может служить разрядкой, снимать напряжение после трудных уроков, организовать и направить деятельность ребенка в плане формирования моторных функций. Для детей с ЗПР в каждой игре необходимо активное участие педагога, объяснение правил игры, показ действий, совместные действия с ребенком, наблюдение за выполнением игровых заданий.

    Продолжительность игры определяется активностью ребенка. При первых признаках утомления, следует переключить ребенка на другой вид деятельности.

Игровые задания должны быть посильными, понятными, но,  в то же время содержать элементы трудности.

    Педагог должен использовать игры в воспитательных целях: учить детей быть доброжелательными, оказывать помощь друг другу, приучать к бережному отношению с игровым материалом.

     Значительное  место в процессе обучения и воспитания детей с ЗПР имеют дидактические игры. Дидактические игры активизируют умственную деятельность, развивают ум, закрепляют полученные знания и умения. Основное назначение дидактических игр заключается в обеспечении упражняемости детей в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включается во все системы школьного воспитания. Как правило, дети с ЗПР не проявляют желания играть, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие приемы, которые могли бы привлечь внимание детей.

    Дидактическая игра имеет 2 цели: одна обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно чтобы эти цели дополняли друг – друга.

Детям с ЗПР для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.

Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и наблюдений, развивают у них внимание к свойствам и отношению предметов. Такие игры имеют больше значения для развития слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, способствует развитию речи. Успешному проведению всех игр способствует умелое педагогическое руководство ими.

    Для детей с ЗПР эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением, должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом, прикосновениям к ребенку.

Необходима также доброжелательность взрослого, благодаря которой и проявляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым.

Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают, открывают педагогу доступ к самым глубинным тайнам детской души.

 

“Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества”.

  

В.А. Сухомлинский

Используемая литература:

 

  1. Е.С. Слепович “Игровая деятельность детей с ЗПР”.
  2. А.А. Катаева и Е.А. Стребелева “Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых детей”.
  3. Д.В. Менджерицкая “Воспитателю о детской игре”.
  4. Е.Т. Речицкая “Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_igra.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-инернат №23»

                                                                                                                                                                                                                                     

 

“Роль игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе с детьми, имеющими ЗПР”.

                                    Воспитатель: Белоконь Н.А.

    Игра – наиболее доступный вид деятельности для детей, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

    А.С. Макаренко писал ”Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таким он будет в работе, когда вырастет”

    Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной проблемой является использование игры в целях всестороннего воспитания и в первую очередь формирования нравственной стороны личности. Игра, в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств.

     В процессе сюжетно-ролевой игры неслышащие  учащиеся могут приобрести знания о многих профессиях, познать особенности каждой работы, научиться ориентироваться в сфере производства и обслуживания. Сюжетно-ролевая игра – это воспроизведение действительности. Ребенок переживает в игре действительность, обдумывает свои действия, как бы решая свои задачи.

    Игровой процесс, важный в познавательном плане, приобретает особое значение для детей с отклонением в развитии. Становление игровой деятельности у детей с ЗПР подчиняется тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающихся  детей, но идет значительно медленнее и имеет ряд специфических значений. Дети с ЗПР испытывают большие трудности при переносе знаний, получаемых на занятиях, в самостоятельную деятельность у таких детей снижена потребность в игре. Игровая деятельность для детей с ЗПР способствует приобретению умений и навыков, необходимых в самообслуживании, поможет уточнить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках. Все это происходит в непринужденной обстановке, постепенно, с расчетом вызвать живой интерес у детей, увлечь их. В качестве основной задачи, перед педагогом стоит задача формулирования положительного эмоционального отношения к игровой деятельности.

    Игровая деятельность имеет многопрофильный характер для детей с отклонениями в развитии: она может служить разрядкой, снимать напряжение после трудных уроков, организовать и направить деятельность ребенка в плане формирования моторных функций. Для детей с ЗПР в каждой игре необходимо активное участие педагога, объяснение правил игры, показ действий, совместные действия с ребенком, наблюдение за выполнением игровых заданий.

    Продолжительность игры определяется активностью ребенка. При первых признаках утомления, следует переключить ребенка на другой вид деятельности.

Игровые задания должны быть посильными, понятными, но,  в то же время содержать элементы трудности.

    Педагог должен использовать игры в воспитательных целях: учить детей быть доброжелательными, оказывать помощь друг другу, приучать к бережному отношению с игровым материалом.

     Значительное  место в процессе обучения и воспитания детей с ЗПР имеют дидактические игры. Дидактические игры активизируют умственную деятельность, развивают ум, закрепляют полученные знания и умения. Основное назначение дидактических игр заключается в обеспечении упражняемости детей в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включается во все системы школьного воспитания. Как правило, дети с ЗПР не проявляют желания играть, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие приемы, которые могли бы привлечь внимание детей.

    Дидактическая игра имеет 2 цели: одна обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно чтобы эти цели дополняли друг – друга.

Детям с ЗПР для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.

Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и наблюдений, развивают у них внимание к свойствам и отношению предметов. Такие игры имеют больше значения для развития слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, способствует развитию речи. Успешному проведению всех игр способствует умелое педагогическое руководство ими.

    Для детей с ЗПР эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением, должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом, прикосновениям к ребенку.

Необходима также доброжелательность взрослого, благодаря которой и проявляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым.

Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают, открывают педагогу доступ к самым глубинным тайнам детской души.

“Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества”.

   

В.А. Сухомлинский.

Используемая литература:

  1. Е.С. Слепович “Игровая деятельность детей с ЗПР”.
  2. А.А. Катаева и Е.А. Стребелева “Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых детей”.
  3. Д.В. Менджерицкая “Воспитателю о детской игре”.
  4. Е.Т. Речицкая “Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь работы педагогов дошкольного образовательного учреждения при организации коррекционно-воспитательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Аннотация: в данной статье раскрывается вопрос о необходимости такой организации коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи, которая способствовала бы преодолению всего симпт...

Рекомендации педагогам при организации учебно - воспитательной работы с детьми, имеющими патологию органа зрения.

Применение данных рекомендаций способствует снижению переутомления и соблюдение офтальмо-гигиенического режима на уроках....

Особенности учебно - воспитательной работы с детьми, имеющими проблемы со зрением.

Данная категория детей нуждается в тифлопедагогической помощи. Учитель при работе с такими детьми должен учитывать особенности их психической деятельности, которые проявляются в сложностях осуществлен...

Специальные условия организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра (РАС) в ГОБОУ Мончегорская КШ

Своевременная правильно организованная психолого-педагогическая помощь реализуется:в продуманной организации школьной жизни детей;в поддержке учи...

Авторский материал "Организация учебно-воспитательного процесса с детьми ОВЗ, детьми-инвалидами"

2.11.2018 «Всероссийский интерактивный образовательный портал «Аксиома»...

Роль кружковой работы в учебно-воспитательном процессе с детьми и подростками интернатных учреждений

Кружок является благоприятной почвой для удовлетворения различных потребностей....