Профилактика компьютерной зависимости.
статья по психологии на тему

Багина Елена Сергеевна

Профилактика компьютерной зависимости у детей.

Компьютер надежно вошел в жизнь наших детей. Сегодня ни для кого не секрет, что всеобщая компьютеризация всех сфер жизни помимо положительных сторон имеет и отрицательные, одной из которых является компьютерная зависимость у детей.

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. 

В особенности этому пристрастию подвержены несформированные личности детей в возрасте 10-16 лет, чаще это мальчики. Психологи-практики утверждают, что на одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.

Все чаще стали наблюдаться случаи компьютерной зависимости у младших школьников и дошкольников. Поэтому принимать меры по предотвращению её развития важно именно в дошкольном и младшем школьном возрасте, пока ещё интерес к компьютеру не стал для ребёнка большой проблемой. Хотя, даже в дошкольном возрасте дети могут развить зависимость от компьютера, играя в игровые приставки и планшеты часами. К сожалению, реальность такова, что это происходит довольно часто.

Поэтому родителям важно очень хорошо разбираться в этом вопросе и понимать, что делать, как вести себя, как устанавливать правила и ограничения, как строить общение с ребёнком, чтобы не допустить развития компьютерной зависимости.

Причины появления компьютерной зависимости:

1.            Особенности воспитания и взаимоотношения в семье.

2.            Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.

3.            Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.

4.            Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.

5.            Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

6.            Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.

 

Распознать психологические проблемы у своего ребенка можно по следующим признакам:

1.                     Потеря интереса к окружающему миру, людям, замкнутость в себе.

2.                     Утрата контроля времени, проведенного в сети.

3.                     Раздражительность, злоба и агрессия при запрете компьютера.

4.                     Приступы тревоги, беспокойный сон.

5.                     Пренебрежение к учебе, домашним делам, сну и личной гигиене.

 

Если Вы замечаете какие-то из этих признаков у вашего ребёнка, нужно обязательно обратить на это внимание и принять меры как можно быстрее.

А лучше всего не ждать появления всех этих признаков и симптомов у ребёнка, а заранее изучить всё, что связано с темой компьютерной и экранной зависимости, и помочь ребёнку развить здоровое отношение к компьютеру и телевизору.

Как бороться с компьютерной зависимостью у детей?

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер – это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

Родителям необходимо учитывать:

· Контроль – первый шаг к успеху. Не надо пускать на самотек, и надеяться, что ребенок сам определит время, когда пора остановиться. Чтоб не было конфликта, необходимо заранее согласовать время с ребенком. И оперировать этим соглашением, когда он будет выпрашивать еще чуть-чуть времени. Дошкольникам вообще нежелательно сидеть за компьютером, но если уж так вышло, что доступ есть, то 15-20 минут – это максимум. Игры при этом должны соответствовать возрасту. До 10 лет норма 30 минут, от 10 до 14 лет – час.

· Установка специальных сетевых фильтров и специализированного ПО, позволяющего контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

· Личный пример родителей. Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.

· Список совместных дел, игр, развивающих уличных состязаний. Все должно быть спланировано, чтобы не оставалось свободной минуты.

· Постарайтесь воспользоваться позитивными возможностями компьютера – может быть, ребенок начнет овладевать программированием, веб-дизайном, займется компьютерной графикой и т.д. Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего, запрещающего, а помогающего.

· Отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждать с ребенком те игры, в которые ему было бы по вашему мнению полезнее играть. Крайне важно научить ребенка критично относиться к компьютерным играм.

· Лечение «красотой» реальности: познать мир, музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками.

· И главное, проводите с ребенком больше времени. Вспомните игры, которые вас самих занимали в детстве, больше разговаривайте с ребенком, не ленитесь играть с ним, ведь никакой, даже самый «крутой» компьютер не заменит живого теплого общения с мамой и папой.

Важно знать:

Полностью исключать компьютер из жизни ребенка не нужно - время такое. Лучше направить его «компьютерную» энергию в правильное русло. Курсы компьютерной графики, грамотности, программирования – то, что нужно.

Резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся — нельзя. Делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом. Можно пройти различные тесты в интернете, чтобы оценить компьютерную зависимость вашего ребенка и вас самих.

Психологи склонны утверждать, что любая компьютерная зависимость носит временный характер. Но стоит ли ждать этого «насыщения», особенно когда речь идет о детях?

 Таким образом, сложный и длительный процесс профилактики компьютерной зависимости основывается на сочетание различных методов и средств воспитания. Для того, чтобы правильно организовать деятельность школьника за компьютером, необходимо свою работу строить поэтапно и продумать, какой конечный результат своей работы вы хотели бы достичь. В организации профилактики компьютерной зависимости необходимо сочетать различные формы и методы воспитательных мероприятий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prof._kom.zavisimosti.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика компьютерной зависимости у детей.

Багина Елена Сергеевна,

педагог-психолог

Компьютер надежно вошел в жизнь наших детей. Сегодня ни для кого не секрет, что всеобщая компьютеризация всех сфер жизни помимо положительных сторон имеет и отрицательные, одной из которых является компьютерная зависимость у детей.

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. 

В особенности этому пристрастию подвержены несформированные личности детей в возрасте 10-16 лет, чаще это мальчики. Психологи-практики утверждают, что на одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.

Все чаще стали наблюдаться случаи компьютерной зависимости у младших школьников и дошкольников. Поэтому принимать меры по предотвращению её развития важно именно в дошкольном и младшем школьном возрасте, пока ещё интерес к компьютеру не стал для ребёнка большой проблемой. Хотя, даже в дошкольном возрасте дети могут развить зависимость от компьютера, играя в игровые приставки и планшеты часами. К сожалению, реальность такова, что это происходит довольно часто.

Поэтому родителям важно очень хорошо разбираться в этом вопросе и понимать, что делать, как вести себя, как устанавливать правила и ограничения, как строить общение с ребёнком, чтобы не допустить развития компьютерной зависимости.

Причины появления компьютерной зависимости:

  1. Особенности воспитания и взаимоотношения в семье.
  2. Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.
  3. Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.
  4. Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
  5. Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.
  6. Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.

Распознать психологические проблемы у своего ребенка можно по следующим признакам:

  1. Потеря интереса к окружающему миру, людям, замкнутость в себе.
  2. Утрата контроля времени, проведенного в сети.
  3. Раздражительность, злоба и агрессия при запрете компьютера.
  4. Приступы тревоги, беспокойный сон.
  5. Пренебрежение к учебе, домашним делам, сну и личной гигиене.

Если Вы замечаете какие-то из этих признаков у вашего ребёнка, нужно обязательно обратить на это внимание и принять меры как можно быстрее.

А лучше всего не ждать появления всех этих признаков и симптомов у ребёнка, а заранее изучить всё, что связано с темой компьютерной и экранной зависимости, и помочь ребёнку развить здоровое отношение к компьютеру и телевизору.

Как бороться с компьютерной зависимостью у детей?

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер – это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

Родителям необходимо учитывать: 

  • Контроль – первый шаг к успеху. Не надо пускать на самотек, и надеяться, что ребенок сам определит время, когда пора остановиться. Чтоб не было конфликта, необходимо заранее согласовать время с ребенком. И оперировать этим соглашением, когда он будет выпрашивать еще чуть-чуть времени. Дошкольникам вообще нежелательно сидеть за компьютером, но если уж так вышло, что доступ есть, то 15-20 минут – это максимум. Игры при этом должны соответствовать возрасту. До 10 лет норма 30 минут, от 10 до 14 лет – час.
  • Установка специальных сетевых фильтров и специализированного ПО, позволяющего контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.
  • Личный пример родителей. Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
  • Список совместных дел, игр, развивающих уличных состязаний. Все должно быть спланировано, чтобы не оставалось свободной минуты.
  • Постарайтесь воспользоваться позитивными возможностями компьютера – может быть, ребенок начнет овладевать программированием, веб-дизайном, займется компьютерной графикой и т.д. Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего, запрещающего, а помогающего.
  • Отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждать с ребенком те игры, в которые ему было бы по вашему мнению полезнее играть. Крайне важно научить ребенка критично относиться к компьютерным играм.
  • Лечение «красотой» реальности: познать мир, музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками.
  • И главное, проводите с ребенком больше времени. Вспомните игры, которые вас самих занимали в детстве, больше разговаривайте с ребенком, не ленитесь играть с ним, ведь никакой, даже самый «крутой» компьютер не заменит живого теплого общения с мамой и папой.

Важно знать:

Полностью исключать компьютер из жизни ребенка не нужно - время такое. Лучше направить его «компьютерную» энергию в правильное русло. Курсы компьютерной графики, грамотности, программирования – то, что нужно.

Резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся — нельзя. Делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом. Можно пройти различные тесты в интернете, чтобы оценить компьютерную зависимость вашего ребенка и вас самих.

Психологи склонны утверждать, что любая компьютерная зависимость носит временный характер. Но стоит ли ждать этого «насыщения», особенно когда речь идет о детях?

 Таким образом, сложный и длительный процесс профилактики компьютерной зависимости основывается на сочетание различных методов и средств воспитания. Для того, чтобы правильно организовать деятельность школьника за компьютером, необходимо свою работу строить поэтапно и продумать, какой конечный результат своей работы вы хотели бы достичь. В организации профилактики компьютерной зависимости необходимо сочетать различные формы и методы воспитательных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации взрослым по профилактике компьютерной зависимости подростков.

Данный материал может быть использован на родительском собрании....

Право на здоровье. Профилактика компьютерной зависимости.

Данный  материал  раскрывает  признаки  компьютерной  зависимости,  приводятся  правила  для  родителей, чтобы  помочь  своим  детям, ...

Профилактика компьютерной зависимости

Рекомендации для родителей...

Профилактика компьютерной зависимости у детей.

Признаки зависимого поведения от компьютера. Профилактика интернет-зависимости. Советы для преодоления интернет-зависимости у детей....

Профилактика компьютерной зависимости.

Фрагмент совместного занятия психолога и воспитателя....